Экскурсия "Земля-наш общий дом"
материал по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Магкаева Элина Маирбековна,
педагог дополнительного образования
МКОУ СЮН «Станция юных натуралистов»
г.Дигора, Дигорский район РСО-Алания
Экскурсия «Земля - наш общий дом»
Название разработки: экскурсия.
Название и форма проведения: «Земля - наш общий дом!» экскурсия.
Пояснительная записка
Цель: формирование у учащихся познавательный интерес к проблеме охраны и защиты природы нашей планеты.
Задачи: Расширить кругозор учащихся и закрепить правила поведения в природе.
Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
Воспитать бережное отношение к богатствам Земли.
Форма проведения: экскурсия.
Метод проведения: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский.
Возраст детей: 11 – 15 лет.
Условия для проведения: лесной массив.
Оборудование: маршрутные листы, мешки для сбора мусора, перчатки, тетради для записи, карандаши.
Методические советы на подготовительный период: Педагог выбирает объект экскурсии и проверяет его на предмет соблюдения техники безопасности учащихся, составляет план маршрута. Дети заучивают стихи о природе.
План экскурсии
I. Организационный момент.
II. Основные этапы экскурсии.
- Вводная беседа педагога.
- Сообщение темы экскурсии и цели её проведения. Инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.
- План проведения экскурсии.
- Маршрут по остановкам экскурсии.
- Остановка № 1 «В гости к деревьям»
- Остановка № 2 «Экологическая»
- Физкультминутка.
- Остановка № 3 «Мирная»
III. Итог экскурсии.
Ход экскурсии:
- Организационный момент.
Педагог: Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и моря – дом наш родимый, ребята!
Солнце светит, пахнет хлебом. Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом, в день осенний и весной.
Наслаждаться ярким светом, звонкой, мирной тишиной!
Посмотри, как он хорош, дом, в котором ты живешь!
Да! Есть прекрасная планета, и зовут ее – Земля,
И живет на той планете удивительный народ!
Любит Землю он, славит ее и бережет.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть. Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?
(Ответы детей: о Земле)
Педагог: Правильно, о самой лучшей и удивительной планете. Даже Ю.А. Гагарин, когда увидел её из космоса, восторгался её красотой. А вы знаете, что 20 марта наша планета именинница?
(Ответы детей)
II. Основные этапы экскурсии.
1. Вводная беседа педагога.
Педагог: День Земли – это своеобразный праздник. Дата 20 марта была выбрана и официально утверждена в 1971 году ООН для Дня Земли именно потому, что на это время выпадает день весеннего равноденствия, когда меняется биологический ритм планеты. Сегодня День Земли – всемирное движение гражданских инициатив в защиту планеты как общего глобального Дома, объединяющее множество различных мероприятий и акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира. В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности. Есть у Дня Земли и свой флаг с изображением одной из первых фотографий нашей планеты из Космоса. Это знак осознания, что только совместными усилиями можно решать глобальные экологические и социальные проблемы на Земле.
Ученик 1. Есть чудеса на белом свете,
Цветёт, как мак заря вдали…
На голубой своей планете
Встречайте, дети, День Земли!
2. Сообщение темы экскурсии и цель её проведения. Инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.
Педагог: Основателем Дня Земли стал известный американский общественный деятель Джон Мортон, который в 1840-х годах организовал акцию по посадке деревьев и кустарников, призывая каждого человека планеты бережно относится к окружающей среде. И этому празднику было присвоено ещё одно название - День дерева. Поэтому мы с вами сегодня совершим экскурсию в лес, для того, чтобы вы почувствовали сами, что нужно сделать для сохранения нашей планеты.
(Далее педагог проводит со всеми учащимися инструктаж по ТБ во время проведения экскурсий)
3.План проведения экскурсии.
Педагог: В ходе экскурсии мы с вами посетим несколько остановок.
4. Маршрут экскурсии.
А. Остановка № 1 «В гости к деревьям»
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, какую роль играют деревья в нашей жизни? (Ответы детей: выделяют кислород, очищают воздух). Правильно, деревья являются «зелеными пылесосами», так как они способны обезвреживать воздух от пыли. А мы с вами можем оказать помощь нашей Земле? (Ответы детей: да, посадить дерево). Ребята, а ещё можно в День Земли высадить целую аллею, чтобы все видели ваше желание помочь природе.
Ученик 2: Если много леса? Не губи!
Мало леса? Береги!
Нет леса? Посади!
Ведь море без рыбы? Не море!
Ведь небо без птицы? Не небо!
Земля без зверей? Не Земля!
А нам без Земли? Нельзя!
Б. Остановка № 2 «Экологическая»
Педагог: Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей: весна). Правильно, посмотрите вокруг, что вы наблюдаете? (Ответы детей: распустились почки, пробиваются первые цветы, прилетели птицы). Да, весной в лесу очень красиво. Но если вы посмотрите вокруг, то увидите то, что после себя оставляет человек. (Ответы детей: мусор, свалка, поломанные ветки, пластиковые бутылки, костры). Ребята, вам приятно здесь находиться? (Ответы детей: нет) Мне очень хочется, чтобы все люди научились охранять леса нашей планеты, любить её и дружить с красотой родной природы. Эта задача не легкая. Не зря мы здесь остановились? И как же это всё можно исправить? Давайте, поможем нашей Земле. (Дети убираю мусор на поляне)
Ученик 3. Мы ревнители природы,
Соберём вокруг отходы –
И бутылки, и коробки…
И ненужный людям хлам,
Разве это трудно нам?
В. Физкультминутка.
Побежали - ка вперёд
Дружно все и весело.
Закружился хоровод
На поляне песенной.
Г. Остановка № 3 «Мирная»
Педагог: Существует такая традиция, по которой в День Земли во всех странах принято звонить в Колокол Мира в течение одной минуты. Это символизирует мир и дружбу всех народом мира, для того чтобы сохранить и улучшить жизнь на нашей планете и ощутить себя частью Земли. Ребята, мы с вами тоже поддержим эту традицию, и прозвеним в свой лесной колокол, чтобы все жители и обитатели этого леса знали, что мы о них будем обязательно заботиться. (Дети звонят в колокол)
Учение 4. Давайте улыбнёмся!
Как хорошо вокруг!
Природа – наш хороший,
Наш добрый, верный друг.
Для нас лесной кузнечик споёт среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы..
III. Итог экскурсии.
Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам жировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это люди как собственный приказ.
А то Земли не будет и каждого из нас.
(Михаил Дудин)
Педагог: Вот и подошла наша экскурсия. Вы сегодня узнали много интересного и познавательного. А в завершении, я хочу попросить вас сделать нашей планете подарок. Пусть это будет открытка - послание для малышей детского сада, в которой вы можете научить их любить природу, охранять леса родной земли.
Методические советы организаторам и постановщикам
Мероприятие лучше проводить в лесу на свежем воздухе.
Методические советы на период ближайшего последействия
В итоге можно предложить учащимся придумайте флаг и эмблему ко Дню Земли, и изготовить их самостоятельно.
Список использованных источников
1. Райков Б.Е.Зоологические экскурсии / Б.Е. Райков, М.Н. Римский-Корсаков – М.: Топикал, 1994. – 640 с.
2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-ekskursiy-po-biologii-893538.html
3.http://www.darwin.museum.ru/expos/floor2/img/zayaz_b.jpg
4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii mir/2013/09/15/poznavatelnaya-igra-viktorina-eti-udivitelnye
6. http://www.calend.ru/holidays/0/0/3058/
7. http://worldofteacher.com/3378-401.html
8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota
9. http://dohcolonoc.ru/utrennici/
10. http://www.prinas.org/blog/1059
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...
Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:
С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию образовательных программам с применением дистанционных технологий...