Олимпиада школьная 9 класс
олимпиадные задания по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
по биологии 2018/2019 учебный год
9 класс.
Задания I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30.
- Наукой, изучающей особенности строения организма, является
а) анатомия; в) цитология;
б) систематика; г) экология.
- Жизненные функции целого организма, его органов и их систем изучает наука
а) гигиена; в) анатомия;
б) физиология; г) генетика.
- Волокна липы, которые составляют прочную основу так называемого лыка, образуются из:
а) камбия;
б) прокамбия;
в) перицикла;
г) феллогена.
- Учёный-миколог изучает
- строение и процессы жизнедеятельности грибов
- закономерности наследственности и изменчивости
- строение и процессы жизнедеятельности микроорганизмов
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки
- Метод, применяемый для того, чтобы искусственно создать ситуацию,
позволяющую выявить те или иные свойства биологических объектов, — это
- описание; в) эксперимент;
- наблюдение; г) сравнение.
- Основной метод исследования клеток — это
а) эксперимент; в) измерение;
б) исторический метод; г) микроскопия.
- Половой процесс (конъюгация) характерен для:
а) хламидомонады; в) спирогиры;
б) эвглены; г) улотрикса. - Признак, который позволили бы вам отнести организм, найденный на морском побережье, к иглокожим животным:
а) взрослые особи с радиальной симметрией и присутствием игл и трубчатых ножек;
б) радиально-симметричные взрослые особи со спинной полой хордой;
в) экзоскелет с глоточными жаберными щелями и трубчатые ножки;
г) радиально-симметричные взрослые особи с мантийной полостью. - Растения рода Росянка (Drosera) получает из пойманных насекомых:
а) воду, которая необходима для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;
б) фосфор, который необходим для синтеза белка;
в) углеводы, так как они не могут образовываться в достаточном количестве при фотосинтезе;
г) азот, который необходим для синтеза белка. - Фотосинтез происходит
- в митохондриях;
- в хромосомах;
- в хлоропластах;
- в рибосомах.
- В состав вирусов входит
а) липид; в) углевод;
б) нуклеиновая кислота; г) АТФ.
- Свойства живого вирусы проявляют
- паразитируя в живых организмах;
- обитая в пресных водоёмах;
- поселяясь в телах погибших организмов;
- обитая в почве.
- У термитов большинство особей относится к кастам рабочих и солдат. Они не участвуют в размножении и являются:
а) бесполыми особями;
б) гермафродитами;
в) самцами и самками с недоразвитой половой системой;
г) партеногенетическими самками с недоразвитой половой системой. - В клетках дрожжей не обнаружены:
а) митохондрии; в) лейкопласты;
б) аппарат Гольджи; г) лизосомы
- В клетках бактерий отсутствует
- цитоплазма;
- оформленное ядро;
- плазматическая мембрана;
- рибосома.
- Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры окружающей среды, – это:
а) потертость;
б) опрелость;
в) ожог;
г) отморожение.
- Клетки растений, в отличие от клеток животных, не содержат:
а) центриоли;
б) центральную вакуоль;
в) митохондрии;
г) рибосомы.
- Возможность развития пресмыкающихся без метаморфоза обусловлено:
а) большим запасом питательного вещества в яйце;
б) распространением в тропической зоне;
в) преимущественно наземным образом жизни;
г) строением половых желёз.
- По способу получения энергии, организмы делятся на:
а) автотрофов и гетеротрофов;
б) фототрофов и хемотрофов;
в) литотрофов и органотрофов;
г) сапротрофов и голозоев.
- Примером анаэробного дыхания является:
а) сбраживание глюкозы молочнокислыми бактериями;
б) образование этанола дрожжами;
в) метаногенез архей;
г) фотодыхание высших растений.
- Щеки млекопитающих образовались как:
а) приспособление для собирания большого количества пищи;
б) результат особенностей строения черепа и, в частности, челюстей;
в) приспособление для сосания;
г) приспособление для дыхания.
- Единичная мышечная клетка поперечнополосатой мышечной ткани:
а) миофибрилла;
б) мышечное волокно;
в) сарколемма;
г) саркомер. - Известно, что концентрация NaCl в физиологическом растворе составляет 0,9%. Структура эритроцитов, помещенных в физиологический раствор не изменяется, а в гипертоническом растворе:
а) их объем будет увеличиваться вследствие поступления в них воды из плазмы;
б) их объем останется неизменным, а содержание в них гемоглобина уменьшится;
в) их объем уменьшится, т.к. вода будет выходить из клеток в плазму;
г) эритроциты лопнут. - Многие виды куликов-песочников (морской, белохвостый, короткопалый и др.) имеют широко перекрывающиеся ареалы, обитают в одних местообитаниях и внешне почти не различимы. Однако гибриды практически неизвестны. Межвидовой гибридизации препятствует изоляция:
а) морфологическая; б) этологическая;
в) хронологическая; г) географическая. - Глюкоза не является мономером следующих полимерных молекул:
а) целлюлозы;
б) хитина;
в) крахмала;
г) гликогена. - Гликоген запасается человеком в:
а) красном костном мозге;
б) печени;
в) селезенке;
г) крови.
- Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении слизистой оболочки верхних дыхательных путей:
а) чихание;
б) кашель;
в) зевота;
г) смех.
- У яйцекладущих млекопитающих млечные железы:
а) отсутствуют совсем;
б) не имеют сосков;
в) имеют одну пару сосков;
г) имеют несколько пар сосков.
- Вкусовая зона, наиболее чувствительная к сладкому:
а) кончик языка;
б) корень языка;
в) боковые края языка;
г) края и корень языка.
- Мальпигиевы сосуды представляют собой:
а) органы выделения у насекомых и паукообразных;
б) совокупность кровеносных сосудов в плавательном пузыре костистых рыб;
в) органы дыхания у насекомых;
г) органы выделительной системы у плоских червей.
Задание II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 16 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
- Гидрофиты - водные растения, погруженные в воду только нижней частью. Их почки возобновления находятся в воде. Что из перечисленных элементов имеют листья и стебли большинства гидрофитов.
I. Крупные воздухоносные полости.
II. Углекислый газ, содержащийся в полостях мезофилла, может использоваться растением для фотосинтеза.
III. Кислород, который может использоваться растением для дыхания.
IV. Хорошо выраженную склеренхиму, расположенную в центре данных органов.
V. Слабо развитую ксилему.
а) I, II, III, IV;
б) I. III, V;
в) I, II, III, V;
г) I, II, III, IV, V.
- Признаками, характерными для моховидных, являются:
а) наличие корня
б) размножение семенами
в) наличие стебля
г) размножение спорами
д) обитание на суше вдали от источников влаги
е) наличие листьев
- Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе?
I. Агава. II. Осока. III. Бамбук. IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
а) I, II, V;
б) I. III;
в) I, V;
г) I, III, IV.
- Характерные признаки животных типа Кишечнополостные — наличие
- первичной полости тела
- стрекательных клеток
- выделительной системы
- радиальной симметрии тела
- вторичной полости тела
- двух слоев клеток — эктодермы и энтодермы.
- Для царства Грибов характерны признаки:
1) структурный компонент клеточной стенки – хитин; 2) структурный компонент
клеточной стенки – целлюлоза; 3) запасной продукт – гликоген; 4) запасной про-
дукт – багрянковый крахмал; 5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий
а) 1, 4, 5;
б) 2, 3, 4;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 3, 5.
- Бактерии вызывают заболевания:
1) возвратный тиф; 2) сыпной тиф; 3) малярия; 4) туляремия; 5) гепатит.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 2, 4;
г) 2, 4, 5;
д) 2, 3, 4, 5.
- Для земноводных характерны следующие признаки –
1) имеется только легочное дыхание,
2) наличие мочевого пузыря,
3) продуктом выделения является мочевая кислота,
4) для взрослых особей характерна линька,
5) отсутствие грудной клетки:
а) 1, 2, 5;
б) 2, 3, 4;
в) только 2, 5;
г) только 3, 4;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
- Для безусловных рефлексов характерно то, что они –
1) врожденны, 2) стереотипны, 3) исчезают и возникают в течение онтогенеза, 4) возникают на основе условных, 5) индивидуальны.
а) только 1, 2;
б) только 2, 3;
в) только 1, 3, 4;
г) только 3, 4, 5;
д) 1, 2, 4, 5.
Задание III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В ответе укажите вариант ответа «да» «+» или «нет» «-». Правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- В отряде Китообразных (Cetacea) нет видов, обитающих в пресных водоемах.
- Органы боковой линии имеются только у рыб.
- Суммарный объем крови, протекающий по артериальному и венозному руслу, одинаков.
- Введение адреналина может вызывать как сужение, так и расширение сосудов.
- При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
- Для обеспечения нормального свертывания крови необходимы только тромбоциты.
- Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.
- Нервная трубка у хордовых всегда расположена над хордой.
- Крокодилы и черепахи не линяют.
Задание IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. За каждый правильный ответ - 0,5 баллов.
1. Установите соответствие между животными и типами симметрии, которые для них характерны.
Типы симметрии:
А) радиальная;
Б) двусторонняя.
Животные:
1) гидра;
- планария;
- медуза;
- актиния;
- дождевой червь;
- бычий цепень.
Животные: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Типы симметрии: |
Максимальное количество баллов – 3.
2. Установите соответствие между признаками и органами растений, для которых характерны эти признаки.
Признаки: Органы:
- выполняет транспортную функцию; А) стебель;
- осуществляет воздушное питание; Б) лист растения.
- может выполнять запасающую функцию;
- функция — газообмен;
- выполняет опорную функцию;
- имеет сердцевину;
- выполняет функцию транспирации.
Признаки: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Органы: |
Максимальное количество баллов – 3,5.
3. Установите соответствие между характерными чертами половых клеток человека (1–6) и их названием (А–Б).
Характерные черты:
1) состоит из головки, шейки, хвоста;
2) обладает относительно большими размерами, чем половые клетки
противоположного пола;
3) подвижная клетка;
4) имеет ряд оболочек, располагающихся поверх цитоплазматической
мембраны;
5) из одной клетки-предшественницы их образуется четыре;
6) обеспечивает питанием ранние стадии развития зародыша.
Половые клетки:
А – сперматозоид.
Б – яйцеклетка.
Характерные черты: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Половые клетки: |
Максимальное количество баллов – 3.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать за олимпиаду – 65,5.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
по биологии (ответы)
2018/2019 учебный год
9 класс
Задание I. Выберите один правильный ответ. Правильный ответ – 1 балл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
а | б | а | а | в | г | в | а | г | в | б | а | в | в | б |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
в | а | а | б | в | в | б | в | б | б | б | а | б | а | а |
Максимальное количество баллов - 30.
Задание II. Прочитайте текст. Выпишите буквы (литеры) правильных суждений. Правильный ответ - 2 балла.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
в | в,г,е | б | б,г,е | г | в | в | а |
Максимальное количество баллов - 16.
Задание III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В ответе укажите вариант ответа «да» «+» или «нет» «-». Правильный ответ – 1 балл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нет | нет | нет | нет | да | да | нет | нет | да | нет |
Максимальное количество баллов - 10.
Задание IV. Вам предлагается тестовое задание, требующие установления соответствия. За каждый правильный ответ - 0,5 баллов.
1. Установите соответствие между животными и типами симметрии, которые для них характерны.
Животные: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Типы симметрии: | А | Б | А | А | Б | Б |
Максимальное количество баллов – 3.
2. Установите соответствие между признаками и органами растений, для которых характерны эти признаки.
Признаки: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Органы: | А | Б | А | Б | А | А | Б |
Максимальное количество баллов – 3,5.
3. Установите соответствие между характерными чертами половых клеток человека (1–6) и их названием (А–Б).
Характерные черты: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Половые клетки: | А | Б | А | Б | А | Б |
Максимальное количество баллов – 3.
Максимальное количество баллов – 9,5.
Общее количество баллов: 65,5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/30/picture-170933-1356856877.jpg)
Школьная математическая олимпиада, 7 класс
Данная школьная математическая олимпиада предлагается школьникам 7 класса надомного отделения. Текст олимпиадной работы составлен из двух частей: теста и творческой части....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-171954-1359200817.jpg)
Материал для проведения олимпиад школьного тура Всероссийской олимпиады школьников
Задания олимпиад предназначены для проведения школьного тура Всероссийских олимпиад, также можно использовать как дополнительный материал на уроках английского языка, а также при подготовке к ди...
- Мне нравится (1)