Разбор практических заданий ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Юлгутлина Райса Фатхисламовна

Разбор практических заданий ЕГЭ по биологии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разбор практических заданий ЕГЭ по биологии»

Слайд 2

Деление клетки Фазы деления Митоз Мейоз 1 Мейоз 2 Интерфаза 2 n4c 2n4c ------ Профаза 2n4c 2n4c 1n2c Метафаза 2n4c 2n4c 1n2c Анафаза 4n4c 2n4c 2n2c Телофаза 2n2c 1n2c 1n1c

Слайд 3

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе. Ответ В профазе разделение двойных хромосом на одинарные дочерние хромосомы еще не произошло, поэтому количество хромосом равно 28, количество молекул ДНК – 56. В метафазе 28 двойных хромосом разделятся каждая на две дочерних, в анафазе 28 дочерних хромосом уйдут в одну дочернюю клетку, 28 в другую. В конце телофазы уже закончится разделение дочерних клеток; в каждой из них по 28 хромосом, 28 молекул ДНК.

Слайд 4

Задание 27 № 20388 В соматических клетках овса 42 хромосомы. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Ответ поясните. Пояснение. 42 = 2 n — соматическая клетка, 21 = n — гамета, n — количество хромосом, с — количество молекул ДНК. Перед началом мейоза I в интерфазе происходит репликация (удвоение) ДНК, клетка имеет диплоидный набор хромосом, но с удвоенными ДНК — 2 n 4 c , значит, клетки семязачатка в этот период имеют 42 хромосомы и 84 молекулы ДНК. В конце мейоза I произошло редукционное деление (в каждую клетку отошло по одной хромосоме из пары гомологичных хромосом), после этого каждая клетка имеет имеет хромосомный набор 1 n 2 c . В метафазе мейоза II хромосомы выстраиваются по экватору клетки, хромосомный набор не изменяется, значит, в клетках в эту фазу 21 хромосома и 42 молекулы ДНК.

Слайд 5

Гаметогенез Кариотип собаки включает 78 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в конце зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах ? 1) В клет­ках в зоне раз­мно­же­ния число хро­мо­сом 78, число ДНК – 78. 2) В конце зоны со­зре­ва­ния число хро­мо­сом в га­п­ло­ид­ных клет­ках 39, число ДНК – 39. 3) В зоне раз­мно­же­ния про­ис­хо­дит ми­то­ти­че­ское де­ле­ние ди­пло­ид­ных кле­ток и со­хра­ня­ет­ся по­сто­ян­ство числа хро­мо­сом и ДНК. 4) В зоне со­зре­ва­ния про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гамет в ре­зуль­та­те мейоза, по­это­му число хро­мо­сом и ДНК умень­ша­ет­ся в два раза

Слайд 7

Задание 27 № 17856 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для вегетативной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна цвет­ко­во­го растения? Объясните, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клетки. Пояснение. 1) набор хро­мо­сом вегетативной и ге­не­ра­тив­ной клеток — n; 2) ве­ге­та­тив­ная и ге­не­ра­тив­ная клетки пыль­цы образуются путём ми­то­за при про­рас­та­нии гаплоидной споры; 3) хро­мо­сом­ный набор спер­ми­ев — n; 4) спер­мии образуются из ге­не­ра­тив­ной клетки путём митоза

Слайд 8

Задание 27 № 16683 Известно, что все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК-матрице. Фраг­мент цепи ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК , имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нуклеотидов: ТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ. Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК , ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фрагменте, и аминокислоту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если тре­тий три­плет со­от­вет­ству­ет ан­ти­ко­до­ну тРНК . Ответ поясните. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода . Пояснение. 1 ) Син­те­зи­ру­е­мая тРНК – АЦГГ­ГУА­А­Г­ЦА­А­У­ГЦ (по прин­ци­пу ком­пле­мен­тар­но­сти на ос­но­ве указан-ной цепи ДНК) 2) Так как ан­ти­ко­дон тРНК — тре­тий три­плет — ААГ по условию, то кодон на иРНК — УУЦ 3) Поль­зу­ясь таб­ли­цей ге­не­ти­че­ско­го кода определяем, что кодон на иРНК — УУЦ — ко­ди­ру­ет ами­но­кис­ло­ту ФЕН

Слайд 9

Задание 28 № 16684 При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го вы­со­ко­го рас­те­ния то­ма­та с округ­лы­ми пло­да­ми и кар­ли­ко­во­го (a) рас­те­ния с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми (b) в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фенотипу: 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми плодами; 39 — вы­со­ких с гру­ше­вид­ны­ми плодами; 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами; 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми плодами. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства. Объясните фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.

Слайд 10

Пояснение. Дано : А – высокие а – карликовые В – округлые b — грушевидные ♀ Аа Вb – по усло­вию ди­ге­те­ро­зи­гот­ное вы­со­кое рас­те­ние с округлыми плодами ♂ ааbb — кар­ли­ко­вое рас­те­ние с гру­ше­вид­ны­ми плодами В потом­стве по­лу­ча­ем 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми ( А_bb ) и 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми ( ааВ _) и 12 рас­те­ний вы­со­ких с округ­лы­ми пло­да­ми (А_В_); 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми ( аа bb ). Такое со­че­та­ние фе­но­ти­пов показывает, что при­зна­ки вы­со­кие – гру­ше­вид­ные ( Аb ) и кар­ли­ко­вые – округ­лые ( аВ ) сцеплены, но не полностью. По­яв­ле­ние 4 фе­но­ти­пи­че­ских групп объ­яс­ня­ет­ся про­цес­сом кроссинговера.

Слайд 11

Р1: ♀ Аb // аВ х аавв G: ♀ Аb ♂ ав ♀ аВ ♀АВ ♀ аb F1: Ааbb — 39 — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми плодами аа Вb — 40 — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми пло­да­ми Аа Вb — 12 — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами аа bb — 14 — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми Ответ: Генотипы потомства: Ааbb — вы­со­ких рас­те­ний с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми аа Вb — кар­ли­ко­вых с округ­лы­ми плодами Аа Вb — вы­со­ких с округ­лы­ми плодами аа bb — кар­ли­ко­вых с гру­ше­вид­ны­ми пло­да­ми В F1 про­яв­ля­ет­ся закон сцеп­лен­но­го наследования. В потом­стве по­лу­ча­ет­ся 4 фе­но­ти­пи­че­ских группы, что го­во­рит о том, что идет кроссинговер.

Слайд 12

Задание 28 № 11329 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

Слайд 13

Пояснение. 1) При­знак ре­цес­сив­ный; 2) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — аа , отец — АА или Аа ; 3) ге­но­ти­пы детей: сын и дочь ге­те­ро­зи­го­ты — Аа (до­пус­ка­ет­ся: иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи, ука­за­ние толь­ко од­но­го из ва­ри­ан­тов ге­но­ти­па отца).

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХС К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЕМОСТРАЦИОННЫЙ РАЗБОР В РАМКАХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАСЕ. 30 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ А С КРАТКИМИ КОМЕНТАРИЯМИ И ИТОГОВОЙ МАТРИЦЕЙ ОТВЕТОВ, 6 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ В И ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С С КОМЕНТ...

Разбор типовых заданий ЕГЭ по математике базового уровня

В презентации представлены типовые задания ЕГЭ по математике базового уровня,  блок "Геометрия"....

Презентация к выступлению на тему «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»

Презентация «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»...

Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник".

Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник"....

Разбор олимпиадного задания ВсОШ по английскому языку, "Лексика и грамматика", 7-8 классы.

Каждый год проводятся Всероссийские олимпиады для щкольников по различным предметам. и английский язык не исключение. Олимпиадные задания для 7-8 классов представлены в виде заданий по аудированию, чт...

Разбор 6 задания ВПР по русскому языку в 7 классе "Употребление деепричастий"

Разбор 6 задания ВПР по русскому языку в 7 классе "Употребление деепричастий"....

Разбор 14 задания из ОГЭ по информатике

Подробный видеоразбор задания № 14https://drive.google.com/drive/folders/1EJUHpFAWreNUB-qjDb88N3U9uUjnsN1l?usp=sharing...