Разбор практических заданий ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Разбор практических заданий ЕГЭ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разбор практических заданий ЕГЭ по биологии | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деление клетки Фазы деления Митоз Мейоз 1 Мейоз 2 Интерфаза 2 n4c 2n4c ------ Профаза 2n4c 2n4c 1n2c Метафаза 2n4c 2n4c 1n2c Анафаза 4n4c 2n4c 2n2c Телофаза 2n2c 1n2c 1n1c
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе. Ответ В профазе разделение двойных хромосом на одинарные дочерние хромосомы еще не произошло, поэтому количество хромосом равно 28, количество молекул ДНК – 56. В метафазе 28 двойных хромосом разделятся каждая на две дочерних, в анафазе 28 дочерних хромосом уйдут в одну дочернюю клетку, 28 в другую. В конце телофазы уже закончится разделение дочерних клеток; в каждой из них по 28 хромосом, 28 молекул ДНК.
Задание 27 № 20388 В соматических клетках овса 42 хромосомы. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Ответ поясните. Пояснение. 42 = 2 n — соматическая клетка, 21 = n — гамета, n — количество хромосом, с — количество молекул ДНК. Перед началом мейоза I в интерфазе происходит репликация (удвоение) ДНК, клетка имеет диплоидный набор хромосом, но с удвоенными ДНК — 2 n 4 c , значит, клетки семязачатка в этот период имеют 42 хромосомы и 84 молекулы ДНК. В конце мейоза I произошло редукционное деление (в каждую клетку отошло по одной хромосоме из пары гомологичных хромосом), после этого каждая клетка имеет имеет хромосомный набор 1 n 2 c . В метафазе мейоза II хромосомы выстраиваются по экватору клетки, хромосомный набор не изменяется, значит, в клетках в эту фазу 21 хромосома и 42 молекулы ДНК.
Гаметогенез Кариотип собаки включает 78 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в конце зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах ? 1) В клетках в зоне размножения число хромосом 78, число ДНК – 78. 2) В конце зоны созревания число хромосом в гаплоидных клетках 39, число ДНК – 39. 3) В зоне размножения происходит митотическое деление диплоидных клеток и сохраняется постоянство числа хромосом и ДНК. 4) В зоне созревания происходит образование гамет в результате мейоза, поэтому число хромосом и ДНК уменьшается в два раза
Задание 27 № 17856 Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. Пояснение. 1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток — n; 2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры; 3) хромосомный набор спермиев — n; 4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза
Задание 27 № 16683 Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК , имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК , который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК . Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода . Пояснение. 1 ) Синтезируемая тРНК – АЦГГГУААГЦААУГЦ (по принципу комплементарности на основе указан-ной цепи ДНК) 2) Так как антикодон тРНК — третий триплет — ААГ по условию, то кодон на иРНК — УУЦ 3) Пользуясь таблицей генетического кода определяем, что кодон на иРНК — УУЦ — кодирует аминокислоту ФЕН
Задание 28 № 16684 При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Пояснение. Дано : А – высокие а – карликовые В – округлые b — грушевидные ♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное высокое растение с округлыми плодами ♂ ааbb — карликовое растение с грушевидными плодами В потомстве получаем 39 — высоких растений с грушевидными плодами ( А_bb ) и 40 — карликовых с округлыми плодами ( ааВ _) и 12 растений высоких с округлыми плодами (А_В_); 14 — карликовых с грушевидными плодами ( аа bb ). Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки высокие – грушевидные ( Аb ) и карликовые – округлые ( аВ ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.
Р1: ♀ Аb // аВ х аавв G: ♀ Аb ♂ ав ♀ аВ ♀АВ ♀ аb F1: Ааbb — 39 — высоких растений с грушевидными плодами аа Вb — 40 — карликовых с округлыми плодами Аа Вb — 12 — высоких с округлыми плодами аа bb — 14 — карликовых с грушевидными плодами Ответ: Генотипы потомства: Ааbb — высоких растений с грушевидными плодами аа Вb — карликовых с округлыми плодами Аа Вb — высоких с округлыми плодами аа bb — карликовых с грушевидными плодами В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.
Задание 28 № 11329 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
Пояснение. 1) Признак рецессивный; 2) генотипы родителей: мать — аа , отец — АА или Аа ; 3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы — Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХС К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЕМОСТРАЦИОННЫЙ РАЗБОР В РАМКАХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАСЕ. 30 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ А С КРАТКИМИ КОМЕНТАРИЯМИ И ИТОГОВОЙ МАТРИЦЕЙ ОТВЕТОВ, 6 ЗАДАНИЙ ЧАСТИ В И ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С С КОМЕНТ...
Разбор типовых заданий ЕГЭ по математике базового уровня
В презентации представлены типовые задания ЕГЭ по математике базового уровня, блок "Геометрия"....
Презентация к выступлению на тему «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»
Презентация «Разбор проблемных заданий при подготовке к ОГЭ по обществознанию»...
Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник".
Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник"....
Разбор олимпиадного задания ВсОШ по английскому языку, "Лексика и грамматика", 7-8 классы.
Каждый год проводятся Всероссийские олимпиады для щкольников по различным предметам. и английский язык не исключение. Олимпиадные задания для 7-8 классов представлены в виде заданий по аудированию, чт...
Разбор 6 задания ВПР по русскому языку в 7 классе "Употребление деепричастий"
Разбор 6 задания ВПР по русскому языку в 7 классе "Употребление деепричастий"....
Разбор 14 задания из ОГЭ по информатике
Подробный видеоразбор задания № 14https://drive.google.com/drive/folders/1EJUHpFAWreNUB-qjDb88N3U9uUjnsN1l?usp=sharing...