Рабочая программа по биологии 10 класс (52 часа, 1,5 ч. в неделю)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях на базовом уровне в 10 классе. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.
Составлена на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 10 класса, созданные авторским коллективом (В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова) и содержат, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради. Электронные приложения доступны на официальном сайте издательства www.drofa.ru.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_10_klass_2019_52_chasa.docx | 50.64 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии: с правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;
- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях на базовом уровне в 10 классе. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.
Составлена на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 10 класса, созданные авторским коллективом (В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова) и содержат, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради. Электронные приложения доступны на официальном сайте издательства www.drofa.ru.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.
Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.
Мишакова В. Н., Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.
Мишакова В. Н., Дорогина Л. В., Агафонова И. Б. Решение задач по генетике: учебное пособие. — М.: Дрофа, любое издание.
Биология как учебный предмет входит в образовательную область «Естествознание» и является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Характеристика учебного процесса: методы и формы обучения наряду со знаниями, способствуют усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности. Обучение предполагает увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; проведение эвристических контрольных работ.
Средства организации учебных занятий:
- использование активных медиаресурсов, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказыванию, диалогу, дискуссии, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использование технологии графического представления информации при структурировании знаний.
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной деятельности;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения); рефлексировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций обучения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения школьников.
Сроки реализации программы: один учебный год. В соответствии с Учебным планом МАОУ «СОШ №26» на изучение курса биологии в 10 классе отводится 52 часа (1,5 часа в неделю, 35 недель).
Условные обозначения: т. теоретические, к.р.- контрольная работа, л.р.- лабораторная работа, п.- практическая, э.- экскурсия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной составляющих образованности, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, наследственность, изменчивость;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
Уметь;
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Система условных обозначений: т- теория, п.- практика, л.р.- лабораторная работа, э.- экскурсии, к.р.- контрольные работы.
Содержание тем учебного курса
№ | Перечень разделов | Темы раздела | Количество часов | Требования к результатам обучения (ключевые и спец. компетентности, знания и умения) | Темы творческих работ учащихся, проектов |
1 | Введение в биологию. Биология как наука. Методы научного познания. (4 часа) | 4 | Познавательные: характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов Коммуникативные: объяснять основные свойства живых организмов, этапы метаболизма, саморегуляцию, гомеостаз. | ||
2 | Учение о клетке (18 часов) | История изучения клетки | 1 | Познавательные: - владеть научной системой взглядов; - работать со схемами, таблицами, рисунками; - ставить цель урока, определять пути достижения цели. Коммуникативные: - хорошо владеть устной и письменной речью; - четко излагать материал; - уметь работать в паре, группе - давать определения ключевым понятиям. Социально - личностные: - развивать самостоятельность, инициативу, активность. | |
Химический состав клетки | 5 | ||||
Строение эукариотической и прокариотической клетки | 5 | Макет клетки | |||
Обмен веществ и преобразование энергии | 5 | ||||
Вирусы | 1 | ||||
Контроль знаний | 1 | ||||
3 | Размножение и развитие организмов (7 часов) | 7 | Познавательные: - владеть научной системой взглядов; - самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; Коммуникативные: - развивать устную и письменную речь; | ||
5 | Основы генетики (17 часов) | Закономерности наследственности | 8 | Познавательные: - понимать закономерности наследования признаков; - уметь решать генетические задачи; анализировать родословные. Коммуникативные: - развивать устную и письменную речь; - работать в паре, группе Социально - личностные: владеть законами наследственности, навыками ЗОЖ; - понимать наследование пола у человека, причины возникновения наследственных заболеваний; - разбираться в методах селекции, их использовании в сельскохозяйственной практике. | Групповые проекты «Типы генетических задач» |
Закономерности изменчивости | 3 | Проект «Вариационный ряд и кривая модификационной изменчивости» | |||
Генетика человека | 1 | Исследование «Медико-генетическое консультирование», «Наследственные болезни человека». | |||
Основы селекции | 3 | Рефераты «Методы современной селекции», «Биотехнология», «Бионика». | |||
Обобщение и контроль знаний | 2 | ||||
6 | Обобщение знаний за курс 10 класса | Основные биологические закономерности | 2 | ||
7 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
8 | Анализ контрольной работы. Резерв. | 3 | |||
Итого за год | 52 ч. |
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Контрольные, лабораторные, практические работы и экскурсии | Всего часов |
Раздел 1. Введение в биологию. Биология как наука. Методы научного познания. | |||
1 | Предмет и задачи общей биологии. История развития биологии. | 1 | |
2 | Сущность жизни. Основные свойства живого. | 1 | |
3 | Уровни организации живой материи. Методы биологии | 1 | |
4 | Входная диагностика | Контрольная работа №1 | 1 |
Всего | 4 | ||
Раздел 2. Учение о клетке. | |||
5 | Введение в цитологию. История изучения клетки. | 1 | |
6 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 1 | |
7 | Биологические полимеры- белки, их строение и функции. | 1 | |
8 | Органические молекулы- углеводы и жиры. | 1 | |
9 | Биологические полимеры- нуклеиновые кислоты, АТФ Особенности строения | 1 | |
10 | Биологические полимеры- нуклеиновые кислоты, АТФ. Функции полимеров. | Тестовый контроль: Химический состав клетки | 1 |
11 | Прокариотическая клетка: строение и функции | 1 | |
12 | Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма | 1 | |
13 | Клеточное ядро. Хромосомы. | 1 | |
14 | Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения. | 1 | |
15 | Особенности строения растительной и животной клеток | Лабораторная работа№1: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. Сравнение строения клеток растений и животных | 1 |
16 | Метаболизм – основа существования живых организмов. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | |
17 | Энергетический обмен – катаболизм. Его этапы. | 1 | |
18 | Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код. | 1 | |
19 | Биосинтез белков в клетке. | 1 | |
20 | Урок – практикум: решение задач по молекулярной биологии | Практическая работа№1: Решение задач | 1 |
21 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | 1 | |
22 | Тематический контроль знаний. | Контрольная работа№2 «Учение о клетке» | 1 |
Всего | 18 | ||
Раздел 3. Размножение и развитие организмов. | |||
23 | Способы размножения. Половое и бесполое размножение. | 1 | |
24 | Клеточный цикл. Непрямое деление - митоз | 1 | |
25 | Половое размножение. Мейоз. | Практическая работа №2: Способы деления клеток | 1 |
26 | Гаметогенез: особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. | 1 | |
27 | Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение. | 1 | |
28 | Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период развития. | 1 | |
29 | Тематический контроль знаний. | Контрольная работа №3. Размножение и развитие организмов | 1 |
Всего | 7 | ||
Раздел 4. Основы генетики. | |||
30 | История представлений о наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики | 1 | |
31 | Моногибридное скрещивание. Первый и Второй законы Менделя. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет | 1 | |
32 | Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. | Терминологический диктант | 1 |
33 | Урок-практикум: Решение задач. | Практическая работа№3 Составление схем скрещивания | 1 |
34 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | 1 | |
35 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | |
36 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | 1 | |
37 | Решение генетических задач. Составление родословных. | Лабораторная работа№2: Решение генетических задач | 1 |
38 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | 1 | |
39 | Фенотипическая модификационная изменчивость | 1 | |
40 | Изучение модификационной изменчивости. | Лабораторная работ№3а: Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой. | 1 |
41 | Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни человека. | 1 | |
42 | Основы селекции. Создание пород животных и сортов растений. | 1 | |
43 | Методы селекции растений и животных. Отбор и гибридизация | 1 | |
44 | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции | Защита рефератов | 1 |
45 | Обобщение темы: Основы генетики | 1 | |
46 | Тематический контроль. | Контрольная работа №4. Основы генетики | 1 |
47-48 | Обобщающие уроки за курс 10 класса | . | 1 |
49 | Промежуточный контроль. | ||
50 | Анализ контрольной работы | 2 | |
51-52 | Резервное время | ||
Итого: 52 часа, них: к.р. – 5; л.р. -3; п.р.-2 |
Перечень учебно-методического обеспечения
для учащихся:
- Батуев А.С.,Гуленкова М.А. Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы – М. «Дрофа», 2005.
- Болгова И.Б. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы – М. ОНИКС XXI ВЕК. 2005.
- Козлов Т.А.,Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 класс. Справочное пособие. М. «Дрофа». 2005.
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М. Аквариум. 2008.
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу общая биология.- М. Издательство НЦ ЭНАС. 2004.
- Фросин В.Н. Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. – М.»Дрофа». 2004.
для учителя:
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 240 с.
- Биология 10-11. Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М.
- Биология. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы – М.: Дрофа, 2006.
- Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения, Животные,Человек, Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
- Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- .Каменский А.А, Н.А Соколова, С.А.Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
- Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.– М.: Дрофа, 2007.
Медиа ресурсы:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2007 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004, 2007, 2008 Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2008 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова.
Интернет-ресурсы:
- www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
- www.bio.nature.ru
- www.edu.ru - библиотека ЦСОР
- www.sbio.info.ru – новости биологии
- www.edios.ru - энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю
Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...
Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.
Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....
Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю
Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе, М: Просвещение ...
Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)
Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.
Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....
Рабочая программа для 7 класса 2 часа в неделю
Рабочая программа...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...