Рабочая программа по биологии 10 класс (52 часа, 1,5 ч. в неделю)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

    Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях на базовом уровне в 10 классе.            Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Составлена на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 10 класса, созданные авторским коллективом (В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова) и содержат, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради. Электронные приложения доступны на официальном сайте издательства www.drofa.ru.

 Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_10_klass_2019_52_chasa.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии: с  правовыми документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;

- Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Примерной образовательной программой по учебному предмету, утвержденной Минобрнауки РФ

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

    Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях на базовом уровне в 10 классе.            Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Составлена на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авторы И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии 10 класса, созданные авторским коллективом (В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова) и содержат, кроме учебников, включенных в Федеральный перечень, электронные приложения, учебно-методические пособия и рабочие тетради. Электронные приложения доступны на официальном сайте издательства www.drofa.ru.

 Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.

Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.

Мишакова В. Н., Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание с 2013 г.

Мишакова В. Н., Дорогина Л. В., Агафонова И. Б. Решение задач по генетике: учебное пособие. — М.: Дрофа, любое издание.

Биология как учебный предмет входит в образовательную область «Естествознание» и является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 - овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

 - воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Характеристика учебного процесса: методы и формы обучения наряду со знаниями, способствуют усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности. Обучение  предполагает  увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; проведение эвристических контрольных работ.

      Средства организации учебных занятий:

  • использование активных медиаресурсов, разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказыванию, диалогу, дискуссии, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  •  использование  технологии графического представления информации  при структурировании знаний.
  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебной деятельности;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения); рефлексировать способы работы одноклассников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций обучения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения школьников.

Сроки реализации программы: один учебный год. В соответствии с Учебным планом МАОУ «СОШ №26» на изучение курса биологии в 10 классе отводится 52 часа  (1,5 часа в неделю, 35 недель).

Условные обозначения:  т. теоретические, к.р.- контрольная работа, л.р.- лабораторная работа, п.- практическая, э.- экскурсия.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования», который полностью соответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной составляющих образованности, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями  и  умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Предметно-информационная составляющая образованности:

           знать/понимать:

  •  основные положения биологических теорий; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, наследственность, изменчивость;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

Уметь;

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

       Система условных обозначений:  т- теория, п.- практика, л.р.- лабораторная работа, э.- экскурсии, к.р.- контрольные работы.

Содержание тем учебного курса

Перечень разделов

Темы раздела

Количество часов

Требования к результатам обучения (ключевые и спец. компетентности, знания и умения)

Темы творческих работ учащихся, проектов

1

Введение в биологию. Биология как наука. Методы научного познания.           (4 часа)

4

Познавательные: характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации живых организмов

Коммуникативные: объяснять основные свойства живых организмов, этапы метаболизма, саморегуляцию, гомеостаз.

2

Учение о клетке (18 часов)

История изучения клетки

1

Познавательные:

- владеть научной системой взглядов;

 - работать со схемами, таблицами, рисунками;

- ставить цель урока, определять пути достижения цели. Коммуникативные:

- хорошо владеть устной и письменной речью;

- четко излагать материал;

- уметь работать в паре, группе

- давать определения ключевым понятиям.

Социально - личностные:

- развивать самостоятельность, инициативу, активность.

Химический состав клетки

5

Строение эукариотической и прокариотической клетки

5

Макет клетки

Обмен веществ и преобразование энергии

5

Вирусы

1

Контроль знаний

1

3

Размножение и развитие организмов

(7 часов)

7

Познавательные:

- владеть научной системой взглядов;

- самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой;

Коммуникативные:

- развивать устную и письменную речь;

5

Основы генетики

(17 часов)

Закономерности наследственности

8

Познавательные:

- понимать закономерности наследования признаков;

- уметь решать генетические задачи; анализировать родословные.

Коммуникативные:

- развивать устную и письменную речь;

- работать в паре, группе

Социально - личностные:

владеть   законами наследственности,

навыками ЗОЖ;

- понимать наследование пола у человека, причины возникновения

наследственных заболеваний;

- разбираться  в методах  селекции,  их использовании    в   сельскохозяйственной практике.

Групповые проекты «Типы генетических задач»

Закономерности изменчивости

3

Проект «Вариационный ряд и кривая модификационной изменчивости»

Генетика человека

1

Исследование «Медико-генетическое консультирование», «Наследственные болезни человека».

Основы селекции

3

Рефераты «Методы современной селекции», «Биотехнология», «Бионика».

Обобщение и контроль знаний

2

6

Обобщение знаний за курс 10 класса

Основные биологические закономерности

2

7

Итоговая контрольная работа

1

8

Анализ контрольной работы. Резерв.

3

Итого за год

52 ч.

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Контрольные, лабораторные, практические работы и экскурсии

Всего часов

Раздел 1. Введение в биологию. Биология как наука. Методы научного познания.

1

Предмет и задачи общей биологии. История развития биологии.

1

2

Сущность жизни. Основные свойства живого.

1

3

Уровни организации живой материи. Методы биологии

1

4

Входная диагностика

Контрольная работа №1

1

Всего

4

Раздел 2. Учение о клетке.

5

Введение в цитологию. История изучения клетки.

1

6

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

7

Биологические полимеры- белки, их строение и функции.

1

8

Органические молекулы- углеводы и жиры.

1

   9

Биологические полимеры- нуклеиновые кислоты, АТФ Особенности строения

1

10

Биологические полимеры- нуклеиновые кислоты, АТФ. Функции полимеров.

Тестовый контроль: Химический состав клетки

1

11

Прокариотическая клетка: строение и функции

1

12

Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма

1

13

Клеточное ядро. Хромосомы.

1

14

Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения.

1

15

Особенности строения растительной и животной клеток

Лабораторная работа№1: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. Сравнение строения клеток растений и животных

1

16

Метаболизм – основа существования живых организмов.

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

17

Энергетический обмен – катаболизм. Его этапы.

1

18

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код.

1

19

Биосинтез белков в клетке.

1

20

Урок – практикум: решение задач по молекулярной биологии

Практическая работа№1: Решение задач

1

21

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

22

Тематический контроль знаний.

Контрольная работа№2

«Учение о клетке»

1

Всего

18

Раздел 3. Размножение и развитие организмов.

23

Способы размножения. Половое и бесполое размножение.

1

24

Клеточный цикл. Непрямое деление - митоз

1

25

Половое размножение. Мейоз.

Практическая работа №2: Способы деления клеток

1

26

Гаметогенез: особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

1

27

Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение.

1

28

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период развития.

1

29

Тематический контроль знаний.

Контрольная работа №3. Размножение и развитие организмов

1

Всего

7

Раздел 4. Основы генетики.

30

История представлений о наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики

1

31

Моногибридное скрещивание. Первый и Второй законы Менделя. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет

1

32

Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание.

Терминологический диктант

1

33

Урок-практикум: Решение задач.

Практическая работа№3 Составление схем скрещивания

1

34

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов.

1

35

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

36

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

1

37

Решение генетических задач. Составление родословных.

Лабораторная работа№2: Решение генетических задач

1

38

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость

1

39

Фенотипическая модификационная изменчивость

1

40

Изучение модификационной изменчивости.

Лабораторная работ№3а: Изучение модификационной изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой.

1

41

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни человека.

1

42

Основы селекции. Создание пород животных и сортов растений.

1

43

Методы селекции растений и животных. Отбор и гибридизация

1

44

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции

Защита рефератов

1

45

Обобщение темы: Основы генетики

1

46

Тематический контроль.

Контрольная работа №4. Основы генетики

1

47-48

Обобщающие уроки за курс 10 класса

.

1

49

Промежуточный контроль.

50

Анализ контрольной работы

2

51-52

Резервное время

Итого: 52 часа, них: к.р. – 5; л.р. -3; п.р.-2

Перечень учебно-методического обеспечения

 для учащихся:

  1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А. Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы – М. «Дрофа», 2005.
  2. Болгова И.Б. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы – М. ОНИКС XXI ВЕК. 2005.
  3. Козлов Т.А.,Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 класс. Справочное пособие. М. «Дрофа». 2005.
  4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М. Аквариум. 2008.
  5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу общая биология.- М. Издательство НЦ ЭНАС. 2004.
  6. Фросин В.Н. Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. – М.»Дрофа». 2004.

для учителя:

  1.    Анастасова Л.П.  Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 2007 – 240 с.
  2.    Биология 10-11. Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М.
  3. Биология. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы – М.: Дрофа, 2006.
  4. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
  5.    Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения, Животные,Человек, Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
  6.   Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Иванова  Т.В.  Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
  8. .Каменский А.А, Н.А Соколова, С.А.Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф»,  1996.
  9. Каменский  А.А.  и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет»,  1999.
  10.   Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
  11.   Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология.– М.: Дрофа, 2007.

             Медиа ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2007 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  2. Единый государственный экзамен 2004, 2007, 2008 Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
  3. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина
  5. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2008 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова.

             Интернет-ресурсы:

  1. www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
  2. www.bio.nature.ru
  3. www.edu.ru - библиотека ЦСОР
  4. www.sbio.info.ru – новости биологии
  5. www.edios.ru - энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...