методическая разработка урока в 5 классе на тему "Наземно-воздушная среда жизни"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Богомолова Тамара Вениаминовна

Урок составлен в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nazemno_vozduschnayz_sreda_shisni.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Богомолова Тамара Вениаминовна

МБОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым

Тема урока: Наземно-воздушная среда жизни. 5 класс

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний о наземно-воздушной среде жизни.

Задачи:

  • развивать знания о средах жизни на основе рассмотрения наземно-воздушной среды;
  • сформировать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания;
  • развить умение работать с различными источниками информации.

Планируемые результаты:

Предметные:

сформировать знания об основных абиотических факторах, действующих в наземно-воздушной среде, группах растений и животных по отношению к водному режиму;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с различными источниками информации.

Личностные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Формы организации деятельности учащихся:  индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная работа.

Оборудование: гербарные экземпляры и живые растения:  влаголюбивые (тростник, калужница),  растения, приспособленные к условиям умеренной влажности (кислица, ландыш), сухолюбивые (опунция, алоэ, полынь); иллюстрации растений и животных различных сред обитания.

ТСО: компьютер, проектор.

Ресурсы:

учебник: «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы: Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко.-М.: Просвещение, 2011г. с. 22-25;

электронное приложение: «Наземно-воздушная среда жизни»;

тетрадь-тренажер: с. 14, № 20, 21; с. 23, № 6;

Структура урока

Этапы урока

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

Предмет-ные

Универсаль-ные

1.

Организа-ционный момент и целепола-гание

Приветствуют учителя, организуют рабочие места, анализируют правила.

Приветствует учащихся, дает психологический настрой

Озвучивает правила работы, вывешенные на доске: 1.Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2.Максимальная активность каждого. 3.Никакой критики

Личностные, связанные с личностным самоопределением через принятие этических принципов

2.

Актуализация знаний и целеполагание

Анализируют иллюстрации, выделяют несколько групп, распределяя организмы по Царствам. При распределении  по средам жизни, группирут организмы на два столбца (на магнитной доске)

Вспоминают экологические факторы водной среды жизни и приспособления у организмов к этим условиям.

Заполняют вместе таблицу на доске

Предлагают варианты ответов: «у них другие приспособления», «они занимают другую среду жизни, о которой мы еще не говорили».

Произносят тему урока, записывают в тетрадях

Формулируют цель урока: изучить особенности наземно-воздушной среды жизни, выявить приспособления у организмов к данным условиям.

Обращает внимание учащихся на иллюстрации, вывещенные на магнитной доске (растения и животные разных сред жизни), предлагает их разделить на группы и обосновать причины разделения.

Предлагает вспомнить экологические факторы водной среды жизни и приспособления животных к условиям водной среды

Предлагает заполнить таблицу на доске:

Экологи

ческие факторы

Приспособ

ления у организмов

Обращает внимание учащихся на второй столбец организмов. Предлагает найти ответ на вопрос, почему мы их не использовали при заполнении таблицы?

Предлагает сформулировать тему и цель урока.

Записывает на доске тему урока: Наземно-воздушная среда жизни

Описывать черты приспособленности организмов к обитанию в водной среде

Называть основные абиотические факторы, действующие в водной среде

Описывать черты приспособленности у организмов к обитанию в водной среде

Познавательные, связанные с анализом объектов.с целью выделения признаков

Коммуникативные, связанные с умением выражать свои мысли и слышать участников общения

Регулятив

ные, связанные с целеполаганием посредством включения учащихся в поисковую беседу

3.

Планированиедеятельности по достижению цели

Предлагают  план и записывают в тетрадях.

Для достижения цели урока предлагает составить план действий.

Записывает на доске:

1. Характеристика наземно-воздушной среды обитания.

2.Особенности наземно-воздушной среды жизни.

3.Приспособления наземных организмов к высоким и низким температурам.

4. Приспособления наземных организмов к водному режиму.

Определять понятия по теме урока

Регулятивные, связанные с планированием и последовательностью действий

4.

Поиск способа решения и реализация намеченного

Работая в группах, выбирают необходимую информацию, обсуждают,  предлагают для записи на доске:

1. Много кислорода.

2. Низкая плотность воздуха

3. Передвижение воздушных масс – ветер.

4. Разнообразные температурные условия.

5. Влажность.

7. Освещенность.

Предполагают, что у животных и растений появились черты приспособленности.

Работая в парах, анализирют таблицу, приводят примеры растений и животных.

Работая в группах, изучают материал, обмениваются информацией, представляют примеры  приспособлений у организмов к высоким и низким температурам:

у животных – окраска, слой жира, пуховой и перьевой покров, спячка, перелеты птиц.

У растений: колючки, волоски, накопление особых веществ, сбрасывание листьев, стелющиеся побеги, зимний покой.

Представляют для обсуждения  расшифровку терминов.

Сравнивают, анализируют, кратко записыват в тетради.

Предлагает, используя материал учебника на с. 22 охарактеризовать особенности наземно-воздушной среды.

Предлагает ответить на вопрос: «Как различные организмы приспособились жить в наземно-воздушной среде жизни, в таких контрастных условиях?»

Предлагает изучить таблицу «Примеры групп организмов по отношению к температуре», демонстрируя электронное приложение «Наземно-воздушная среда жизни».

Предлагает выявить приспособления у растений и животных к различным температурам, используя материал учебника с. 22-23.

Делает вывод: растения по отношению к температуре делят на  влаголюбивые, сухолюбивые растения;

по отношению к солнечному свету на –

светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые.

Предлагает расшифровать новые термины.

Демонстрирует биологические термины, используя словарь электронного приложения «Наземно-воздушная среда жизни», предлагает записать в тетради.

Называть основные абиотические факторы

Описывать приспособления наземных организмов к условиям среды

Уметь работать с разными источниками информа-ции

Познавательные, связанные с поиском необходимой информации

Коммуникативные, связанные с умением сотрудничать с учителем и со сверсниками 

Регулятивные, связанные с изменением результата своей деятельности

5.

Осознание и осмысление учебной информации

Работая в группах изучают материал:

«Экологические группы наземных растений по отношению к воде».

Зачитывают выводы, сравнивают, делают дополнения.

Делают выводы по уроку, что план выполнен, цели достигли. Намечают перспективы на следующий урок.

Предлагает ребятам проанализировать приспособленность растений к водному режиму

Предлагает проанализировать выводы по проделанной работе.

Предлагает «вернуться» к плану урока на доске, цели урока.

Опреде-лять  и находить группы растений по отноше-нию к водному режиму

Познавательные (общеучебные), связанные с осознанным построением речевого высказывания в устной и письменной форме

6.

Контроль и оценка

Выполняют тест, проверяют, работая в парах, сравнивают ответы на доске, оценивают друг друга.

Для самопроверки предлагает ваполнить тест из электронного приложения «Наземно-воздушная среда жизни».

(урок 7)

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.

Регулятивные, связанные   с оцениванием своей деятельности

Коммуникативные, связанные с умением взаимно контролировать друг друга

7.

Рефлексия

личност-ная

Оценивают свое самочувствие и работоспособность на уроке, дают обоснование своим действиям.

Предлагает оценить ребятам  свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале, поставить себе оценку, обосновать своё решение.

Регулятивные, связанные с оцениваем результатов своей работы

8.

Домашнее задание

Записывают домашнее задания.

Предлагает задания по выбору:

1. Изучить материал учебника § 7 на с. 22-23;

2. Подготовить сообщение «Эти удивительные растения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

Жизнь, отданная небу… Методическая разработка урока 8 класс

Методическая разработка урока истории в 8 классе...

Методическая разработка урока с использованием ЭФУ "Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев"

Сформировать у учащихся понятие о видоизменениях листьев; подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида....

Методическая разработка урока "Глобальное потепление и проблемы окружающей среды"

Урок посвящен изучению проблем, вызванных глобальным потеплением....

Методическая разработка урока по теме " Участие граждан в политической жизни" 9 класс

Методическая разработка урока по теме" Участие граждан в политической жизни"9 класс...