Рабочая программа по курсу биология для 11 классa профильный уровень
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Базанова Валентина Леонидовна

Рабочая программа составлена для профильного изучения биологии в 11 классе.(3часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_programma_po_biologii.docx60.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Рабочая программа по курсу биология

 для 11 классa

профильный уровень

на 2018-2019 учебный год

Автор-составитель:

Базанова Валентина Леонидовна,

учитель биологии

г.Кстово

2018 г.         

Пояснительная записка

Программа курса «Биология» для обучающихся 11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении

        Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

•        формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

•        формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

•        приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

•        воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

•        создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

       Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

              Преобладающими формами текущего контроля являются: лабораторные и практические работы, тесты, индивидуальный и фронтальный опросы, творческие задания. Для  тематического контроля и оценки знаний на уроках систематизации и обобщения знаний предусмотрены тесты по основным разделам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

•         основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

•        строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•        сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•        вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•        биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

•        объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•        решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

•        описывать особей видов по морфологическому критерию;

•        выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

•        сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•        анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

•        изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

•        находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

•        соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

•        оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ 

Профильный уровень

Раздел 7 Эволюционное учение (40часов)

Тема 7. 1 «Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина.(7часов)

Античные и средневековые представления о сущности  и развитии жизни. Система органической природы К. Линнея. Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. – Б. Ламарка. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент – Илера. Первые русские эволюционисты.

Тема 7. 2 «Дарвинизм».(7часов)

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.  Учение Ч. Дарвина об эволюции.  Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Формы естественного отбора. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями. Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.  Взаимосвязь движущих сил эволюции.

Лабораторные работы

№ 1 «Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений»

№ 2 «Изучение изменчивости».

№ 3 «Вид и его критерии».

Тема 7. 3 «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».(14часов)

Синтетическая теория эволюции.

Популяция элементарная единица эволюции.   Элементарные факторы эволюции. Результаты эволюции.  Исследования С. С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Формирование приспособленности к среде обитания. Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности. Образование новых видов. Способы видообразования. Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование.  Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Лабораторная  работа №4 Изучение  приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 7. 4 «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция».(12часов)

Макро- и микроэволюция. Формы эволюции(дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции(А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен). Определение понятия «вид», его критерии. Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды. Параллелизм,  конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Раздел 8 Развитие органического мира (20часов)

Тема 8.1 «Основные черты эволюции животного и растительного мира».(10часов)

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни. Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растения и животных.

Тема 8.2 «Происхождение человека».(10часов)

 Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека. Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма.

Раздел 9 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (30часов)

Тема 9.1 «Понятие о биосфере».(6 часов)

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере. Границы и историческое развитие биосферы.  Понятие о косном, живом,  биокосном и биогенном веществе биосферы. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль живого вещества в нем. Космическая роль растений на Земле. Глобальные изменения в биосфере (расширение озоновых дыр, парниковый эффект, кислотные дожди и др.), вызванные деятельностью человека. Идея биоцентризма. Проблема устойчивого развития биосферы.

Тема 9.2 «Жизнь в сообществах».(7 часов)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков. Изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши.

Тема 9.3 «Взаимоотношения организма и среды».(11 часов)

Живые организмы и среда их обитания. Факторы среды и их деление на условия и ресурсы. Деление факторов среды на  абиотические, биотические и антропогенные.

Абиотический компонент экосистемы. Почва как важнейший экологический фактор. Образование почвы и ее свойства. Типы почв. Роль климатических факторов и температуры в жизни организмов. Экологическая роль света. Фотопериодизм.  Влажность и соленость как экологические факторы. Адаптации животных и растений к различным температурам и недостатку влаги. Общие закономерности взаимодействия абиотических  факторов. Зона толерантности, стенобионты и эврибионты, лимитирующий фактор, бочка Либиха. Экологическая ниша вида. Фундаментальная и реализованная ниша вида.

Экосистема и ее структура. Разнообразие экосистем. Создание В. Н. Сукачевым учения о биогеоценозе. Поток энергии и круговорот веществ в экосистемах. Пищевые связи - основа цепей и сетей питания, их звенья. Понятие о трофических уровнях: продуценты, консументы, редуценты. Роль растений как начального звена в цепях питания. Пищевые цепи и сети. Пастбищные и детритные цепи. Сообщество лиственного леса,  сообщество водоема и построение их сетей питания. Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов - основа целостности экосистем.

Правила экологической пирамиды. Пирамиды численности, биомассы и энергии. Концентрирование веществ в цепях питания. Рациональное использование экосистем. Создание агроценозов и их поддержание.

Популяционная экология. Популяция - основная единица биоценоза. Разнообразие популяций в экосистеме. Структура и динамика численности популяции. Колебания численности популяций, их причины. Меры, обеспечивающие сохранение популяций. Рост численности популяции при ограниченных и неограниченных ресурсах. Кривые рождаемости и смертности. Кривые выживания. Возрастная структура популяции. Колебания численности и гомеостаз популяций. Экологические стратегии организмов. Состав и структура сообщества. Саморегуляция в экосистеме. Развитие экосистем, их смена. Смена сообществ – экологическая сукцессия. Первичная и вторичная сукцессия. Продуктивность экосистем и ее изменение в процессе сукцессии. Концепция климаксного сообщества. Круговорот веществ  в экосистемах, роль организмов продуцентов, консументов и редуцентов органического вещества в нем. Сообщества и эволюция. Причины экологических катастроф прошлого и их последствия. Основные  экологические  проблемы современности. Пути решения экологических проблем. Биологическое разнообразие - основа устойчивого развития экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия. Агроэкосистемы, их разнообразие, основные отличия от экосистем.

Тема 9.4 «Взаимоотношения между организмами».(6часов)

Биотический компонент экосистемы.  Сообщество как сложный живой компонент экосистемы.  Различные типы межпопуляционных  взаимодействий. Конкуренция. Разделение экологических ниш различными способами. Взаимодействия типа "эксплуататор - жертва" и "хозяин - паразит". Мутуализм и его роль в сообществах. Облигатный и факультативный паразитизм и мутуализм. Комменсализм, аменсализм и нейтрализм как варианты межпопуляционных взаимодействий.

Раздел 10 Биосфера и человек. (12часов)

Тема 10.1 «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».(12часов)

Антропогенные факторы воздействия  на биоценозы. Природные ресурсы и их использование. Загрязнение воздуха, пресных вод. Загрязнение Мирового океана. Антропогенные изменения почвы. Влияние человека на растительный и животный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. Охрана природы. Перспектива рационального природопользования. Обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Тема 10.2 «Бионика» ( 2часа)

Использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.   Роль биологических знаний в 21 веке.

Тематическое планирование изучения биологии в 11 классе.

Профильный уровень (102 часа, 3 часа в неделю)

№ п/п

Тема урока

Тип урока и форма текущего контроля

Дата

Требования к уровню ЗУН

Домашнее задание

Лабораторные работы

план

факт

Знать

уметь

Раздел 7. Эволюционное учение (40 часов)

Тема 7.1  Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (7 часов)

Учение об эволюции органического мира

Комбинированный

Фронтальный опрос

Знать суть термина эволюция. Факторы эволюции.

Использовать ранее изученный материал для решения проблемных задач урока. Уметь объяснять сущность эволюционных преобразований.

Стр. 7-9

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни

Комбинированный

Диалогическое общение. Работа  с источниками информации

Знать историю представлений об эволюции живой природы, научные и религиозные взгляды. Идеи креационизма.

Уметь описывать представления о живой природе в древнем мире, отличать научную точку зрения от ненаучной, перечислять имена ученых , биологов , мыслителей древнего мира и средневековья.

Стр. 9-11

Система органической природы К.Линнея.

Комбинированный

Диалогическое общение.

Знать значение работ К. Линнея, его
систему органического мира, идею о постоянстве видов и принцип
иерархичности

Определять характер мировоззрений К. Линнея. Характеризовать значение работ К. Линнея для науки

Стр 11-13

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка.

Комбинированный

Диалогическое общение.

Знать сущность эволюционной теории Ж.Б. Ламарка его положительные и противоречивые утверждения. 

Уметь излагать основные положения эволюционного учения Ж. Б. Ламарка. Характеризовать значение эволюционного учения Ж. Б. Ламарка Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка Определять характер мировоззрений Ж.Б.Ламарка.

Стр 13-16

Труды Ж Кювье и Ж. де Сент-Илера.

Комбинированный

Сообщения обучающихся

Знать сущность взглядов на эволюцию Ж Кювье и Ж. де Сент-Илера, их положитель-ные и ошибочные утвержде-ния. Принцип теории катастроф.

Уметь определять характер мировоззрений Ж Кювье и Ж. де Сент-Илера и давать оценку их эволюционным взглядам.

Стр 16

Первые русские эволюционисты.

Комбинированный

Диалогическое общение.

Знать сущность взглядов на эволюцию Н.А.Северцова и К.Ф.Рулье. Углубление взглядов на развитие науки.

Уметь давать оценку их эволюционным взглядам.

Контрольная работа №1 по теме «Развитие представлений об эволюции в додарвиновский период»

Обобщение и систематизация знаний

Основные вопросы темы

Контроль и оценка знаний обучающихся.

Стр 7-17

Тема 7.2 Дарвинизм (7 часов)

Естественнонаучные предпосылки теории Ч. Дарвина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина, достижения в области геологии, цитологии, эмбриологии , химии,  физики, астрономии и других наук 

Уметь характеризовать естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов

Стр 21-22

Экспедиционный  материал Ч. Дарвина

Комбинированный

Диалогическое общение. Сообщения обучающихся

Называть наблюдения, проведенные  Ч. Дарвиным в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч. Дарвина

Уметь приобретать навыки аналитического чтения

Стр 22-25

Эволюционное учение Ч. Дарвина Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Комбинированный

Диалогическое общение.

Знать суть понятия ключевого понятия
«Искусственный отбор».
Знать формы искусственного отбора: сознательный (методический), и бессознательный.

Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка.    Описывать механизм искусственного отбора.

Объяснять значение учения об искусственном отборе для формирования эволюционных взглядов

Стр 25-31

Лабораторная работа № 1

«Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений»

Учение Ч. Дарвина о естественном венном отборе. Естественный отбор- движущая сила эволюции.

Комбинированный

Диалогическое общение.

Знать ключевые понятия
«Борьба за существование» .
Размножение организмов в геометрической прогрессии.
Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды.
Причины борьбы за существования

Называть формы борьбы за существование. Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии

Объяснять причины борьбы за существование и описать действие естественного отбора на конкретных примерах. Характеризовать формы борьбы за существование.

Стр 32-33

Борьба за существование и естественный отбор.

Комбинированный

Диалогическое общение.

Знать- естественный отбор –направляющий фактор эволюции

Уметь описать действие естественного отбора на конкретных примерах .

Стр 34-35

Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости»

Образование новых видов

Комбинированный

Диалогическое общение

Знать- формы эволюции (дивергенция, конвергенция и параллелизм) Способы и виды видообразования

Уметь работать с учебником анализировать и обобщать информацию

Стр 36-39

Вид. Критерии и структура вида

Комбинированный

Диалогическое общение

Знать определение понятия – вид. Критерии вида, структура вида Вид- наименьшая эволюционная единица  Понятие ареал

Различать критерии вида

Стр 40-43

Лабораторная работа № 3 «Вид и его критерии»

Тема 7.3 «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» (14 часов)

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать определение понятия мутация. Значение для эволюции мутагенеза. Мутационный процесс –источник резерва наследственной изменчивости  в популяции

Характеризовать эволюционную роль мутаций. Приводить примеры мутационных явлений.

Стр 43-44

Популяция – элементарная единица эволюции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать определение понятия «популяция». Популяция – элементарная единица эволюции.

Структура популяции и источники наследственной изменчивости в популяции. ИсследованияС. С. Четверикова Популяционно-генетические закономерности

Формулировать популяционно-генетические

закономерности, выявленные С.С. Четвериковым.

Стр 43-44

Генетическая стабильность популяций.  Закон Харди-Вайнберга

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать закономерности наследования признаков в популяциях разного типа Закон Харди-Вайнберга

Уметь комментировать закон Харди- Вайнберга

Стр 45-46

Генетические процессы в популяциях

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать определения Дрейф генов Микроэволюция Популяция
Популяция –элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции: популяционные волны; миграции; природные катастрофы (дрейф генов); изоляция.
Изменение частоты встречаемости гена.

Давать определение ключевому понятию – микроэволюция;

дрейф генов

популяция.

Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях.

Доказывать, что популяции –элементарные единицы эволюции.

Стр 46-49

Решение задач

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать основные понятия темы

Уметь решать задачи, анализировать, производить расчеты частот аллелей и генотипов в популяции.

Стр 45-46

Формы естественного отбора.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Современные представления о естественном отборе как направляющим факторе эволюции. Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный и половой.
Влияние форм естественного отбора на изменчивость признака у организмов

Называть условия действия форм естественного отбора

Объяснять причины существования в природе естественного отбора

Доказывать, что естественный отбор – движущая сила эволюции

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора.

Стр 50- 55

Приспособленность организма к среде обитания как результат действия естественного отбора.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать ключевые понятия.
Адаптация физиологическая
Маскировка  Мимикрия
Покровительственная окраска Предупреждающая окраска. Приспособительное поведение. Проявление: забота о потомстве.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации.

Стр 56-66

Эволюционная рольмодификаций, физиологическая адаптация

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать ключевые понятия.
Адаптация физиологическая
Маскировка  Мимикрия
Покровительственная окраска Предупреждающая окраска.

Умение объяснять возникновение физиологических адаптаций

Стр 67-68

Относительный характер приспособленности к среде обитания

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь доказать относительный характер приспособлений организмов к конкретным условиям

Умение приводить примеры

Стр 68-69

Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Урок закрепления знаний

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из разных источников

Использовать элементы причинно- следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы

Стр 70-71

Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Знать ключевые понятия.
Изоляция биологическая
географическая.Микроэволюция. Видообразование – результат микроэволюции.
Способы видообразования: симпатрическое(экологическое) и аллопатрическое (географическое).
Генетические механизмы симпатрического видообра-зования: полиплоидизация, гибридизация, хромосомные перестройки.
Образование новых видов. Роль изоляции в процессе видообразования

Давать определения ключевым понятиям.

Стр 70-71

Пути и   скорость видообразования. Географическое и экологическое видообразование Темпы эволюции

Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Теории и гипотезы
Теория Ж.Б. Ламарка, учение Ч. Дарвина; синтетическая теория эволюции.

Давать сравнительную характеристику движущим силам эволюции с точки зрения теории Ламарка, учения Дарвина и синтетической теории эволюции.

Стр 9-71

Контрольная работа №2 по теме«Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Тестирование по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция».

Стр 9-71

Тема 7.4 «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция» (12 часов)

Главные направления прогрессивной эволюции. Биологический регресс и прогресс.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Макроэволюция
Биологический прогресс
Биологический регресс.
Признаки биологического прогресса и биологического регресса.
Направления развития.

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий

Характеризовать основные направления органической эволюции.

Сравнивать процессы – микроэволюция и макроэволюция.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Стр 79

Работы А. Н. Северцова,  их значение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать основные положения учения А. Н. Северцова о главных направлениях эволюции

Характеризовать основные пути  направления эволюции по А. Н. Северцову

Стр 79

Пути достижения биологического прогресса. Арогенез.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать ключевые понятия 

Арогенез

 Ароморфоз

Биологическое значение

ароморфозов

Уметь привести примеры арогенезов, характерных для растительного и животного мира Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Стр 89-81

Роль ароморфных изменений в эволюции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Возникновение крупных систематических групп живых организмов -макроэволюция

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать единицы систематики для растений и животных и уметь применять их

Уметь привести примеры арогенезов, характерных для растительного и животного мира

Стр 81

Главные направления прогрессивной эволюции. Аллогенез

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать ключевые понятия 

аллогенез или

идиоадаптация

Уметь привести примеры аллогенеза для растений и животных  Объяснить значение идиоадаптации для организмов

Стр 81-84

Катагенез

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать ключевые понятия

Катагенез или дегенерация или морфологический регресс

Уметь привести примеры катагенеза. Уметь обосновывать характер изменений в строении организмов при переходе к паразитизму. Обосновывать различия в понятиях биологический  регресс и морфофизиологический регресс Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Стр 84-86

Основные закономерности эволюции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать ключевые понятия
Аналоги
Дивергенция
Гомологи
Конвергенция
Параллелизм
Формы эволюции. Условия проявления

Давать определения ключевым понятиям.

Выделять отличительные особенности

 понятий: дивергенции,

конвергенции и
параллелизма Уметь приводить примеры

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

Стр 87-89

Правила эволюции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ключевые понятия. Филогенез  Законы и правила
Правило необратимости эволюции Правило чередования направлений эволюции

Называть правила эволюции и приводить доказательства к правилам

Стр 92-93

Гомологичные и аналогичные органы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать ключевые понятия гомологичные и аналогичные органы

Уметь приводить примеры и уметь доказать их причастность к этим группам

Стр 89

Результаты эволюции

Урок обобщения и систематизация знаний

Знать движущие силы эволюции (мутации, популяционные волны; миграции; природные катастрофы (дрейф генов); изоляция. Борьба за существование.

Направляющий фактор-естественный отбор.

Результаты эволюции:

Многообразие видов,

Относительная приспособленность к условиям, усложнение организации.

Уметь приводить примеры
анализировать, доказывать

Стр 93

Контрольная работа № 3 «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме ««Основные закономерности эволюции. Макроэволюция» 

Стр 79-93

Раздел 8  Развитие органического мира (20 часов)

Тема 8.1 «Основные черты эволюции животного и растительного мира(10 часов)

Геохронологическая шкала. Развитие жизни в архейскую эру.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза; появление полового процесса и многоклеточности.
Разнообразие водорослей

Описывать живой мир в архейскую эру

.

Стр 99-107

Развитие жизни в протерозойскую эру.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эволюционное значение ароморфозов
Пути эволюционных преобразований – переход – к сидячему, ползающему, плавающему образу жизни.
Появление многоклеточных животных: губки, кишечнополостные, членистоногие.
Почвообразование.

Объяснять значение для развития живой природы переход от гаплоидности к диплоидности

Основные направления эволюции беспозвоночных животных, низших хордовых, водных растений.

Стр 107-108

Основные направления эволюции беспозвоночных животных, низших хордовых, водных растений.

Основные направления эволюции беспозвоночных животных, низших хордовых, водных растений.

Стр 107-108

Развитие жизни в палеозойскую эру.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Климатические изменения. Активное горообразование. Главные эволюционные события:

кембрия - формирование большинства типов животных; появление скелетных форм.

ордовика – разнообразие трилобитов.

девона – появление земноводных; господство рыб.

карбона - господство амфибий; развитие споровых растений; возникновение рептилий; возникновение голосеменных

пермского периода – вымирание морских организмов; распространение голосеменных.

силура - появление позвоночных – бесчелюстных; появление наземных сосудистых растений; выход членистоногих на сушу

Ароморфозы у животных и растений
Эволюционные преимущества семенного размножения

Называть период появления наземных растений.

Описывать климатические изменения в палеозое

Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений.

Характеризовать эволюцию животных в палеозое

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению

Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде.

Обосновывать причины появления голосеменных растений.

Характеризовать эволюцию животных в палеозое.

Стр 108-114

Эволюция растений и позвоночных..

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Стр 108-114

Основные ароморфозы живых организмов в палеозойскую эру

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Стр 108-114

Развитие жизни в мезозойскую эру.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Климатические изменения.
Главные эволюционные события:

триаса – вымирание папоротников; расцвет голосеменных; происхождение птиц и первых млекопитающих

юрского периода – господство рептилий; происхождение плацентарных млекопитающих.

мелового периода – вымирание рептилий; появление покрытосеменных.

Ароморфозы млекопитающих и птиц; цветковых растений.
Оледенения.

Называть период возникновения цветковых растений.

Называть период возникновения млекопитающих и птиц.

Описывать климатические изменения в мезозое.

Выделять преимущества цветковых растений.

Характеризовать эволюцию животных в мезозое.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Стр -114-117

Эволюция наземных позвоночных. Характеристика вымерших и современных наземных позвоночных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Стр -114-117

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Возникновение приматов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Климатические изменения.
Главные эволюционные события:

палеогена – господство млекопитающих и птиц.

неогена – появление человекообразных обезьян.

Антропоген –появление и становление человека

Описывать климатические изменения в кайнозое.

Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.

Характеризовать эволюцию животных в кайнозое. Обосновывать причины господства цветковых растений

Стр 120-124

Контрольная работа №4  по теме: «Основные черты эволюции животного и растительного мира».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тема 8.2 «Происхождение человека» (10часов)

Положение человека в системе животного мира.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ключевые понятия.
Атавизмы
Антропология
Рудименты

Доказательства происхождения человека от животных: сравнительно-анатомические; эмбриологические.
Законы и правила
проявление биогенетического закона.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу позвоночные; классу млекопитающие.

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Стр 130-131

Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к царству животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Характеризовать систематическое положение человека

Стр 131-132

Эволюция приматов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Происхождение человекообразных обезьян и человека от дриопитека.
Отличительные признаки австралопитеков..

Называть группу млекопитающих, от которых произошел отряд приматы

Стр 132-134

Прямохождение, анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Особенности строения, связанные с прямохождением.
Образ жизни: собирательство, использование палок камней в качестве орудий.

Эволюция приматов. Переход к прямохождению

Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.

Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

Стр 134-137

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Древнейшие люди:

Питекантроп, Синантроп,

Гейдельбергский человек
Представители: человек умелый; человек прямоходящий.
Особенности строения: формирование центров Брока и Вернике в головном мозге.
Образ жизни: использование и добыча огня; приготовление пищи: изготовление орудий труда.
Распространение – Африка (человек умелый); Африка, Западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия (человек прямоходящий).

Называть представителей древнейших людей.

Описывать образ жизни древнейших людей.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древнейших людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Стр 135-136

Стадии эволюции человека. Древние люди.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Древние люди-неандертальцы
Два пути развития неандертальцев
.
Особенности строения:.
Образ жизни: развитие внутригрупповых связей; изготовление одежды и жилищ. Зачаточная речь.
Распространение – Африка, Азия, Европа

Описывать образ жизни неандертальцев.

Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Стр 136-137

Стадии эволюции человека.  Первые современные люди.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Социогенез  Кроманьонец.
Особенности строения: увеличение объема головного мозга.
Образ жизни: появление членораздельной речи; зарождение культуры; строительство постоянного жилища, шитье одежды.
Роль труда в становлении человека.
Распространение – Африка, Азия, Европа, Америка

Описывать образ жизни кроманьонцев.

Выделять ведущие факторы, по мнению Ф.Энгельса, в эволюции современного человека.

Роль труда в становлении человека

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Стр 137

Современный этап эволюции человека. Расы человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Географические и климатические условия формирования рас человека.
Отличительные особенности.Человеческие расы как пример идиоадаптации. Антинаучная сущность расизма.
Социальные факторы эволюции.

Механизмы расогенеза

Дать определение понятию расизм.

Называть основные расы внутри вида Человек разумный.

Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.

Характеризовать современный этап эволюции человека.

Стр 138-142

Движущие силы антропогенеза. Роль труда в антропогенезе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать гипотезы происхождения человека: антропогенное (Ж. Б Ламарк);
симиальная(Ч. Дарвин);
трудовая (Ф. Энгельс).

Доказывать, что человек - биологическое и социальное существо.

Стр 145-146

Контрольная работа № 5  по теме «Происхождение человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме «Происхождение человека».

Раздел 9 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (30часов)

Тема 9.1 «Понятие о биосфере» (6 часов)

Биосфера – живая оболочка Земли. Границы биосферы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Биосфера Экология
Компоненты биосферы: живое вещество; биогенное вещество; косное вещество.
Границы биосферы и ее черты.
Теории и гипотезы
Учение о биосфере.
 

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать компоненты биосферы.

Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере.

Стр 151

Структура биосферы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
атмосфера

Гидросфера

Литосфера

Давать определения ключевым понятиям.

Стр 151

Компоненты биосферы: живое вещество.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Биомасса.
Живое вещество

Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая

Приводить примеры проявления функций живого вещества.

Характеризовать компоненты биосферы.

Стр152-155

Компоненты биосферы: биокосное и косное вещество.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.

атмосфераГидросфера

Литосфера   почва

Характеризовать компоненты биосферы

Стр151-152

Биогенное вещество биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Биосфера-глобальная экосистема.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Уметь обобщать и анализировать

Стр 151-155

Круговорот веществ в природе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать биологический круговорот.

Биогенная миграция атомов

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот веществ в природе.

 Уметь составлять и анализировать схемы круговорота веществ в природе

Стр 155-159

Тема 9.2 «Жизнь в сообществах» (7 часов)

История формирования сообществ живых организмов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Биомы

Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков; изоляция; различие климатических условий в широтном направлении

Давать определение ключевому понятию – биомы.

Приводить примеры, доказывающее, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных.

Стр 165-168

Геологическая история материков. Изоляция, климатические условия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стр 165-168

Биогеография. Основные биомы суши.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Биомы Палеоарктической области: тундра, хвойные леса, степи, лиственные леса, жестколиственные леса, пустыни. формирования
Факторы, определяющий тип биомы – климат. Климатические условия

Описывать биомы суши палеоарктической области.

Уметь объяснять существование одинаковых биомов на различных материках на существенные отличия в структуре биомов

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Стр 168-169

Неарктическая, палеарктическая области.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать расположение области, климатические условия, тип биома, Растительный и животный мир.

Описывать биомы, составлять характеристику биома своей области

Стр169-171

Восточная, неотропическая область.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стр 171-174

Эфиопская и австралийская  области.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стр 174-176

Контрольная работа №6 по теме: «Жизнь в сообществах».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме «Жизнь в сообществах».

Стр165-176

Тема 9.3 «Взаимоотношения организма и среды» (11 часов)

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия
Биоценоз  Биомасса
Биогеоценоз
Первичная продукция.
Экосистема.
Морфологическая структура.
Характеристики биогеоценоза: биомасса, биологическая продуктивность

Давать определения ключевым понятиям.

Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.

Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.

Стр 160-183

Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия продуценты,консументы, Редуценты

Знать значение каждого компонента в биоценозе

Давать определения ключевым понятиям Показать связь между компонентами биоценоза

Стр 160-183

Биоценозы: видовое  

разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать характеристику биогеоценозов

Характеристики биогеоценоза: биомасса, биологическая продуктивность, видовое разнообразие, плотность популяций.

Уметь сравнивать количество биомассы, образующихся в разных климатических условиях

Стр181

Абиотические факторы среды.

Роль температуры, света, влажности.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия
Фотопериодизм

Гомойотермные организмы
Пойкилотермные организмы.
Воздействие температуры, света и влажности  на живые организмы.

Адаптации растений и животных к защите от перегрева и охлаждения, к влиянию света на живые организмыи к поддержанию водного баланса.

Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды. Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животные

Описывать приспособления у растений и животных к недостатку и избытку  влаги

Стр 183-188

Абиотические факторы среды.

Роль ионизирующего излучения, загрязняющих веществ

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Виды ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы.

Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир

Характеризовать губи-тельное влияние загряз-няющих веществ на живот-ный и растительный мир

Стр 188-190

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Ограничивающий факторЭкологическая нишаОграничивающее и оптимальное воз-действие фактора среды.
Правило минимума (Либиха).

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.

Объяснять проявление правила Либиха.

Стр 193-196

Биотические факторы среды.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Биотический фактор
Видовое разнообразие

Организация сообщества. Взаимосвязь организмов.
Пространственная структура.

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры видового многообразия биоценозов.

Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.

Характеризовать биотические факторы среды.

Стр 199-201

Цепи питания.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Пищевая цепь.
Сеть питания. Трофическая структура.
Трофический уровень.
Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей.
Виды цепей питания: пастбищная и детритная

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры пастбищной и детритной цепей питания.

Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.

Описывать пищевые цепи. Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ

Стр 201-203

Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Трофическая структура.
Трофический уровень.

Правило экологической пирамиды биомасс.
Превращение и перенос энергии в экосистеме

Объяснять проявление правила пирамиды биомассы.

Стр206-207

Смена биоценозов. Причины смены биоценозов, формирование новых сообществ.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Ключевые понятия.
Сукцессия
Изменения сообщества в ходе сукцессий.
Виды сукцессий: первичная и вторичная.
Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать механизм сукцессии.

Объяснять причины смены экосистем.

Стр 206-207

Контрольная работа №7 по теме: «Взаимоотношения организма и среды».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме «Взаимоотношения организма и среды».

Стр 180-207

Тема 9.4 «Взаимоотношения между организмами» (6часов)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия: симбиоз: мутуализм, кооперация.

Уметь раскрыть суть каждого понятия

Выявить признаки приспособленности к совместному существованию в экосистемах.

Характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

Уметь приводить примеры симбиотических отношений.

Стр 210-211

Позитивные отношения – симбиоз: комменсализм, нахлебничество, квартирантство.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия: симбиоз: комменсализм, нахлебничество, квартирантство.

Стр 212-214

Абиотические отношения: хищничество.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия: хищничество.

Уметь раскрыть суть каждого понятия

Уметь приводить примеры абиотических отношений.

Уметь различать формы антибиоза

Стр 215-221

Абиотические отношения: конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия: конкуренция, собственно антибиоз

Стр229-231

Паразитизм. Происхождение и эволюция паразитизма.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия: Паразитизм.

Уметь раскрыть суть понятия

Уметь приводить примеры паразитизма для растений и животных

Объяснять значение этого явления для эволюции.

Стр221-229

Нейтральные отношения – нейтрализм.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия: нейтрализм.

Уметь приводить примеры

Стр 231

Раздел 10 Биосфера и человек. (12часов)

Тема 10.1 «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».(12часов)

Антропогенные факторы воздействия  на биоценозы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия: Антропоценозы.
Ноосфера  Палеолит

Неолит Влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека в эпоху палеолита и неолита. Ноосфера – высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества.
Развитие учения о ноосфере В. И. Вернадским

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.

Характеризовать развитие учения о ноосфере В. И. Вернадским

Стр 237-239

Природные ресурсы и их использование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Ресурсы
возобновляемые;
невозобновляемые.
Неисчерпаемые ресурсы: космические, климатические, водные.
Исчерпаемые ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые
Значение природных ресурсов для деятельности человека.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры природных ресурсов различных групп

Стр 239-242

Загрязнение воздуха.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Причины загрязнения воздуха: сжигание топлива, металлургическое производство.
Влияние загрязнений воздуха на биоценоз.
Влияние на климат парникового эффекта и последствия его действия на живые организмы.

Описывать влияние загрязнений воздуха на биоценоз.

Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы.

Стр 243-245

Загрязнения пресных и морских вод.

Загрязнение Мирового океана.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Причины загрязнения пресных и морских вод: крушения нефтеналивных судов.
Влияние загрязнений и хозяйственной деятельности человека пресных и морских вод на биоценоз: строительство гидроэлектростанций

Приводить примеры истощения водных ресурсов.

Описывать влияние загрязнений природных вод на биоценоз.

Объяснять причины и последствия загрязнения пресных и морских вод.

Стр 245-247

Антропогенные изменения почвы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия
Эрозия
Причины загрязнения почвы.
Влияние загрязнений почвы на биоценоз

Давать определения ключевому понятию – эрозия.

Объяснять причины и последствия загрязнения почвы.

Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений.

Стр 245-247

Влияние человека на растительный и животный мир.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Прямое влияние и косвенное изменения природной среды.
Меры по охране растительного и животного мира.

Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Объяснять последствия уничтожения лесов.

Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.

Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли

Стр 247-249

Радиоактивное загрязнение биосферы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Источники радиоактивного загрязнения биосферы.
Влияние на живые организмы и последствия радиоактивного загрязнения.

Называть источники радиоактивного загрязнения биосферы.

Объяснять причины и последствия радиоактивного загрязнения.

Стр 249-251

Охрана природы..

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Природопользование
Пути решения экологических проблем.
Стратегии развития: промышленности и энергетики и борьба с загрязнениями; сельского хозяйства; сохранения природных сообществ.
Обязательный характер мероприятий по охране природы.
Принципы рационального природопользования

Давать определение ключевому понятию - природопользование. 

Формулировать принципы рационального природопользования

Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и ее охраны.

Объяснять значение рационального научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира.

Стр 251-254

Перспектива рационального природопользования.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стр 253-254

Обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия :

ресурсообеспеченность

Природные ресурсы 

Природные условия 

Природопользование 

Плодородие почвы 

Факторы почвообразования 

Мелиорация 

Водные ресурсы 

Уметь проводить условную  классификацию природных ресурсов

Иметь представление о ресурсообеспеченности нашей страны полезными ископаемыми (как одним из видов природных ресурсов)

Приводить примеры истощения природных ресурсов, их возобновления и рационального отношения к ним.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.

Стр 237-254

Тема 10.2 «Бионика».(2часа)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия.
Бионика
Биомеханика
Использование человеком в строительстве и промышленности особенностей строения.
Эхолокация и электролокация

Давать определения ключевым понятиям.

Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемые человеком в строительстве, промышлен-ности. Приводить примеры эхолокации и электролокации.

Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов.

Стр 260-263

Формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Приводить примеры аналогов природных механизмов, которые человек использует в современной технике.

Планируемые результаты освоения курса биологии

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
  • выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум  и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):

  • соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс

Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра» базовый уровень

Рабочая программа по алгебре для учащихся 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, утвержденного прик...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", уровень базовый, 7 класс

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", уровень базовый, 7 класс. Использование учебника «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс&raqu...

Рабочая программа учебного курса Экономика (углублённый уровень) для 10 класса

рабочая программа Экономика , углубленный уровень, 10 класс...

Рабочая программа учебного курса "История".Углубленный уровень

Планирование составлено на основе:Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения....