тренировочный вариант №1
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему

Волкова Юлия Александровна

материалы ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_po_biologii.doc987.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант № 1

1. Задание 1 № 1655

Какая из перечисленных наук не относится к биологическим?

 1) палеонтология

2) этимология

3) физиология

4) генетика

2. Задание 2 № 322

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=361&png=1На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?

 1) производит питательные вещества

2) контролирует жизнедеятельность

3) запасает воду

4) поглощает энергию солнца

3. Задание 3 № 451

Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

 1) пеницилла

2) мукора

3) головни

4) дрожжей

4. Задание 4 № 932

При прорастании семени фасоли проросток первое время получает питательные вещества из

 1) зародышевого корешка

2) эндосперма

3) почвы

4) семядолей

5. Задание 5 № 773

На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=486&png=1

6. Задание 6 № 966

Почему паразитические черви не перевариваются в пищеварительной системе человека?

 1) на их покровы не действуют пищеварительные ферменты

2) в среде, где они обитают, обычно отсутствует воздух

3) они не имеют питательных веществ

4) у них имеются органы прикрепления

7. Задание 7 № 1998

Какие органы предохраняют птиц от перегревания в полёте?

 1) кожа, покрытая перьями

2) зоб и два отдела желудка

3) воздушные мешки и лёгкие

4) четырёхкамерное сердце и сложная сеть кровеносных сосудов

8. Задание 8 № 1288

Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

 1) строение передних конечностей

2) уровень обмена веществ

3) общий план строения

4) забота о потомстве

9. Задание 9 № 969

Какие признаки отличают яйцеклетку от сперматозоида?

 1) крупная и подвижная

2) мелкая и неподвижная

3) крупная и неподвижная

4) мелкая и подвижная

10. Задание 10 № 1664

Какая из перечисленных костей относится к лицевой части черепа человека?

1) височная

2) теменная

3) скуловая

4) затылочная

11. Задание 11 № 652

Лейкоциты способны передвигаться за счёт

1) ложноножек

2) сократительных волокон

3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха

4) сокращения сократительных вакуолей

12. Задание 12 № 973

Что усиливает работу сердца?

1) парасимпатическая нервная система

2) ионы кальция

3) гормон роста

4) соматическая нервная система

13. Задание 13 № 1907

Какую функцию выполняют ворсинки мерцательного эпителия трахей?

1) удаление пыли из лёгких

2) защита от патогенов

3) осушение поступающего воздуха

4) обогрев поступающего воздуха

14. Задание 14 № 1876

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6770&png=1

Какой цифрой на рисунке обозначена почечная лоханка?

15. Задание 15 № 2006

Что расположено в ухе человека непосредственно за барабанной перепонкой?

1) наружный слуховой проход

2) слуховая труба

3) молоточек

4) улитка

16. Задание 16 № 1396

С точки зрения современной науки, какие факторы не влияют на закладку основ поведения человека?

1) поведение родителей

2) генетические закономерности

3) воспитание

4) номер года рождения

17. Задание 17 № 370

К каким последствиям может привести курение табака?

1) к расширению мелких бронхов

2) к более редкому дыханию

3) к расширению кровеносных сосудов

4) к гибели клеток реснитчатого эпителия воздухоносных путей

18. Задание 18 № 532

Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором

1) экологическим

2) антропогенным

3) ограничивающим

4) сезонным

19. Задание 19 № 1141

Наиболее вероятными предками пресмыкающихся были древние

1) Кистепёрые рыбы

2) Млекопитающие

3) Земноводные

4) Двоякодышащие рыбы

20. Задание 20 № 1270

Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=589&png=1

В каком возрасте масса тела будет составлять 60 кг?

1) 12 лет

2) 13 лет

3) 15 лет

4) 16 лет

21. Задание 21 № 471

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

Объект

Процесс

тРНК

Перенос аминокислот к месту сборки

иРНК

...

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) обеспечение клеток энергией

2) образование рибосом в клетке

3) перенос информации к рибосомам

4) регуляция роста и деления клеток.

22. Задание 22 № 376

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ.

Б. При дыхании растений энергия освобождается.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Задание 23 № 1372

Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высокая температура

2) воспалённые глаза

3) головная боль

4) выпадение волос

5) повышенный аппетит

6) слабость

24. Задание 24 № 569

Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) иРНК

2) строительный материал — глюкоза

3) рибосомы

4) клеточный центр

5) молекулы АТФ

6) молекулы хлорофилла

25. Задание 25 № 2048

Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б) всасываются органические вещества в кровь и лимфу

В) всасывается основная часть воды

Г) расщепляется клетчатка

Д) внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е) формирование каловых масс

 

1) тонкий

2) толстый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

26. Задание 26 № 1680

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до CO2, NH3 и H2O

2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке

3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке

4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков

5) выведение CO2, NH3 и H2O из организма

6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике

27. Задание 27 № 476

Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ

Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___________ (А), которые у старых клеток ___________(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться ___________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) хлоропласт

2) вакуоль

3) пигмент

4) митохондрия

5) сливаются

6) распадаются

7) целлюлоза

8) глюкоза

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

28. Задание 28 № 445

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=400&png=1

А. Окрасhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=208&png=1

Б. Форма головыhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=209&png=1

В. Форма ушейhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=376&png=1

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=211&png=1

Д. Форма хвостаhttps://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=229&png=1

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

29. Задание 29 № 319

Используя содержание текста «Регулирование в организме численности форменных элементов крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что означает понятие «форменные элементы крови»?

2) В каких жизненных ситуациях у здорового человека количество форменных элементов крови может резко измениться? Приведите не менее двух таких ситуаций.

3) Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧИСЛЕННОСТИ ФОРМЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КРОВИ

 

Численность форменных элементов крови должна быть оптимальной и соответствовать уровню обмена веществ, зависящему от характера и интенсивности работы органов и систем, условий существования организма. Так, при повышенной температуре воздуха, интенсивной мышечной работе и низком давлении количество клеток крови увеличивается. В этих условиях затрудняется образование оксигемоглобина, а обильное потоотделение приводит к увеличению вязкости крови, уменьшению её текучести; организм испытывает недостаток кислорода.

 

На эти изменения наиболее быстро реагирует вегетативная система человека: из кровяного депо выбрасывается находящаяся в нём кровь; из-за повышенной активности органов дыхания и кровообращения возникает одышка, сердцебиение; возрастает давление крови; снижается уровень обмена веществ.

 

При продолжительном нахождении в таких условиях включаются нейрогуморальные механизмы регуляции, активизирующие процессы образования форменных элементов. Например, у жителей горных местностей число эритроцитов повышается до 6 млн в 1 мм3, а концентрация гемоглобина приближается к верхнему пределу. У людей, занятых тяжёлым физическим трудом, отмечается хронический рост количества лейкоцитов: они активно утилизируют обломки повреждённых мышечных клеток.

 

Количество форменных элементов в крови контролируется рецепторами, которые располагаются во всех кроветворных и кроверазрушающих органах: красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах. От них информация поступает в нервные центры головного мозга, в основном гипоталамус. Возбуждение нервных центров рефлекторно включает механизмы саморегуляции, изменяет деятельность системы крови в соответствии с требованиями конкретной ситуации. В первую очередь увеличивается скорость движения и объём циркулируемойкрови. В случае, если организму не удаётся быстро восстановить гомеостаз, в работу включаются железы внутренней секреции, например гипофиз.

 

Любое изменение характера нервных процессов в коре больших полушарий при всех видах деятельности организма отражается на клеточном составе крови. При этом включаются долгосрочные механизмы регуляции

кроветворения и кроверазрушения, ведущая роль в которых принадлежит гуморальным влияниям.

 

Специфическое действие на образование эритроцитов оказывают витамины. Так, витамин В12 стимулирует синтез глобина, витамин В6 – синтез гема, витамин В2 ускоряет образование мембраны эритроцита, а витамин А – всасывание в кишечнике железа.

30. Задание 30 № 640

Пользуясь таблицей «Содержание соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Содержание соланина в различных сортах картофеля

 

Сорт

Глазок

Мякоть

клубня

Ягода

Листья

Стебель

Детскосельский

4

0,2

7,5

4,5

9

Синеглазка

5

0,1

9

6

7

Чугунка

4

0,2

8,5

5,5

9,5

Скала

1

0,4

6,8

4,8

11,2

Золушка

3

0,3

8

7,5

8

Ранняя роза

3

0,1

4

4,6

8,9

 

1) В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина?

2) В какой части клубня соланин находится в большем количестве?

3) Какая биологическая причина препятствовала распространению картофеля в России в XVIII в.?

31. Задание 31 № 1508

Семья Ульяновых (Сергей, Галина и их 10-летний сын Яков) собралась в байдарочный поход на реку на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Ульяновы планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением ужина Сергей потратит около 30 минут на рубку дров, а Яков погуляет около часа по окрестностям в поисках ягод. Помогите Галине рассчитать, сколько и каких продуктов надо взять с собой. Учитывайте, что Яков будет грести в 2 раза слабее, чем его родители. Покажите свои расчёты, напишите, какие приёмы пищи и какие блюда вы выбрали для Ульяновых.

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,

на 100 г продукта

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3762&png=1

 

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3763&png=1

32. Задание 32 № 1509

Семья Ульяновых (Сергей, Галина и их 10-летний сын Яков) собралась в байдарочный поход на реку на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Ульяновы планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой перекус рыбными консервами. Перед приготовлением ужина Сергей потратит около 30 минут на рубку дров, а Яков погуляет около часа по окрестностям в поисках ягод.

Будучи 10-летним мальчиком, Яков упрашивал маму взять в поход побольше сладкого печенья, но Галина была непреклонна и взяла в основном крекеры. Как Вы думаете, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный вариант №1 к ГИА по русскому языку

Этот вариант могут решать мои ученики ,готовясь к ГИА....

Тренировочный вариант теста ЕГЭ по информатике №!

Тренировочный вариант ЕГЭ по информатике имеет 18 вопросов части А(выбор ответа).Тест составлен на программе Excel2007.После прохождения всех вопросов обязательно нажимаем на кнопку Сохранить, з...

Тренировочный вариант теста ЕГЭ по информатике №1

Тренировочный вариант ЕГЭ по информатике имеет 18 вопросов части А(выбор ответа).Тест составлен на программе Excel2007.После прохождения всех вопросов обязательно нажимаем на кнопку Сохранить, з...

Тренировочные варианты ЕГЭ. Часть В

20 тренировочных вариантов с ответами для подготовки к ЕГЭ....

Тренировочный вариант (11 класс) для подготовки к ЕГЭ

Вариант состоит из двух частей, работа на 1 урок. Способствует подготовке учащихся к ЕГЭ...

Тренировочный вариант ЕГЭ

Презентация. Тренировочный вариант заданий ЕГЭ для работы на уроке....