Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_biologii.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
В связи с этим, на уроках я использую здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся и формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели, я считаю, большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- Встряхивание руками
- Закрывание глаз
- Подпирание головы
- Остановившийся взгляд
- Разговор с соседом
- Частые поглядывания на часы во время урока
- Невосприятие вопроса
- Задержка с ответом
- Ненужное перекладывание предметов
- Увеличение количества ошибок в ответе
- Потягивание
- Зевота
- Частую смену позы
Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока и психологический климат на урок.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю:
1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».
2- разнообразие видов и форм уроков
Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей
3- Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса
4- При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером
5- Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, четверостишие)
6- Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)
7- Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока вместе с учениками.
8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:
Для слуха – различная интонация акцентов речи
Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера
НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»
Посмотрите на свое лицо со стороны
Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
Сгоните муху мышцами лица
Она улетела на другое место – на щеку.
Снова сгоните муху
Муха перелетела на лоб
Сгоните муху со лба
-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?
9- Физкультминутки на 5-7 минут урока на снятие:
Мышечного утомления с плечевого пояса
Мышц спины, кистей рук
Зрительного утомления
Минуты релаксации
Массаж активных точек
Чередование поз
Дыхательная гимнастика
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.
10-Мотивация учащихся:
Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование
Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
элементы соревнования на различных этапах урока
11- Использование проблемных творческих заданий
12- Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и снизить до минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Что такое здоровье? Как и когда следует обращать внимание на здоровье ребёнка? Я обращаю внимание на школьные факторы риска и силу их влияния на здоровье учащихся. И на основе знаний о здоровьесбереже...
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается...
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...
Доклад на ШМО «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Доклад на ШМО...
Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии на этапе освоения стандартов второго поколения».
Доклад о здоровье сберегающих технологиях на уроках биологии и их применении....