ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии (10 класс) на тему
Описание приемов и методов стимулирования познавательной активности обучающихся и формирования мотивации учения на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_metody_aktivizatsii_poz.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Н.В. Кулюкина, преподаватель ООД
ГБОУ СПО «Бутурлинский сельскохозяйственный техникум», р.п. Бутурлино
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Учебная деятельность – осознанная деятельность обучающихся по усвоению знаний, умений, навыков.
Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности.
Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности обучающегося, его прежнего опыта, потребностей.
Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью обучающегося в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
В процессе обучения важно обеспечивать появление положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Поскольку на первом плане у обучающихся стоит далеко не учеба, то мотивировать их необходимо в течение всего урока, используя различные приемы и методы. На этапе постановки целей и учебных задач предлагаю обучающимся самостоятельно сформулировать тему, для этого использую следующие задания: сформулируйте тему урока, прочитав эпиграф; «минуты разминки», когда предлагаю в течение пяти-семи минут записать термины, относящиеся к теме урока; разгадать кроссворд и определить к какой теме относятся термины, используемые в нем.
Какие формы и методы работы служат для стимулирования познавательной активности обучающихся и формирования мотивации учения?
- дидактические игры и упражнения –подбираю задания разного уровня сложности и вариативности выполнения при изучении одной темы (например, на «3» - выписать определения из текста, «4» - составить кроссворд, на «5» - выявить закономерности между определениями, составить схемы). При работе с определениями также предлагаю разные варианты работы: выписать термины из текста, составить кроссворд, разгадать кроссворд, найти взаимосвязь между терминами. Использую дифференцированный подход к подбору тестовых заданий, включаю базовый, повышенный и высокий уровни. Каждый обучающийся может реализовать свои знания на том или ином уровне.
- внеурочная деятельность по преподаваемым дисциплинам: привлекаю обучающихся к участию в экологических турнирах (например, «Машина времени», «Увлекательная экология»), участию в конференциях техникумовского и областного уровня, участию в неделях профессии и специальности. Все эти мероприятия помогают каждому обучающемуся проявить себя в том виде работы, который ему посилен (подбор материала, оформление стенда, подготовка доклада или презентации, работа с готовым материалом и др.)
- проведение предметных олимпиад: ежегодно в техникуме проводятся олимпиады по общеобразовательным предметам, стараюсь привлекать как можно большее число обучающихся к участию в олимпиаде по биологии.
- использование различных педагогических приемов (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания, исследовательская деятельность и т. д.). Функция преподавателя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед обучающимися проблемных заданий, а деятельность обучающихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом. Например, при изучении темы «Обмен веществ и энергии» предлагаю исследовать учебный материал по теме, выделить основные понятия темы, проанализировать их и оформить результат своей деятельности любыми возможными способами: в виде схем, таблиц или рисунков, отражающих основные термины темы и их взаимосвязь.
Проблемные ситуации целесообразно использовать для актуализации знаний обучающихся, что сразу ставит их в активную познавательную позицию. Например, тема «Размножение и развитие организмов»: объясните, почему количество хромосом в диплоидном наборе всегда представлено четным числом.
- проведение интегрированных уроков и внеурочных мероприятий: в своей работе я использую межмпредметные информационные проекты (биология или экологические основы природопользования - информатика). Совместно с преподавателем информатики выдаем задание по биологии, которое обучающиеся выполняют и оформляют на уроках информатики, а затем представляют свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Эффективность такого сотрудничества проявляется в возможности применить обучающимися Интернет-ресурсы, отработать приемы ИКТ на конкретном учебном материале по биологии, выполнить проектное задание в учебное время. Данный вид работы был использован по подготовке проектов к областному командному турниру «Увлекательная экология». Группа, обучающаяся по специальности «Прикладная информатика», получив задание по дисциплине «Экологические основы природопользования», подбирали материал и готовили презентации по предложенной тематике. Лучшие презентации отбирались с целью индивидуальной работы с их авторами для дальнейшего их использования в конкурсе. Коллективные проекты на защите могут оцениваться индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте в ходе его защиты проявляется весьма значительно.
Для повышения мотивации использую различные методы организации и осуществления учебной деятельности:
- словесные (рассказ, лекция, беседа - позволяют разъяснять значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе; действенны при изучении тем, к которым легко подобрать примеры из жизни);
- наглядные и практические методы (общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес к изучаемым вопросам, позволяет преодолеть утомляемость. На уроках биологии использую таблицы, есть видеоматериалы по многим темам, уроки с использованием микроскопа позволяют разнообразить учебный материал и переключиться с использования одного вида деятельности на другой);
- репродуктивные и поисковые методы (ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей, т.е. доступны для самостоятельного разрешения, мотивом учебной деятельности обучающихся при этом является стремление решить поставленную задачу);
- методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством преподавателя (неизменно воодушевляет введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, обучающиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа. Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в группе. Чисто теоретически соревнование, бесспорно, является эффективным стимулом к улучшению деятельности обучающихся).
Для повышения мотивации обучающихся применяю различные приемы, например, убеждение (важность изучения биологии для изучения своего организма; использование знаний биологии в свой профессии). При изучении некоторых тем эффективны групповые формы работы, когда от работы каждого зависит успех группы, данная форма позволяет обеспечить ощущение успешности при проведении лабораторных работ и тематических зачетов. Формируются равные по силе группы, при этом между обучающимися возникают более тесные контакты, они совместно переживают за решение задачи. Сильные обучающиеся оказывают поддержку слабым, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При этом провожу уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – конференция. Смена привычной обстановки снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Подготовка сообщений, докладов позволяет разнообразить материал и дает возможность получить дополнительную оценку.
В завершение следует отметить, что применение демократического стиля руководства обучающимися является, на мой взгляд, одним из способов возможной организации реального сотрудничества педагога и обучающихся. Демократический стиль педагогического руководства, стимулирует обучающихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому обучающемуся.
Литература
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
- Федеральные государственные образовательные стандарты НПО и СПО.
- Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/«sovremennye-metody-prepodavaniya-biologii-informatsionno-kommunikatsionnye
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Актуальный педагогический опыт, обобщен на муниципальном уровне в 2010г....
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье представлен опыт работы по развитию интереса обучающихся к изучению английского языка и социальной деятельности. Для развития познавательных мотивов применяются различные методы и приё...
Приемы и методы мотивации учебной деятельности студентов на уроках математики
Показано как можно активизировать студентов и вызвать интерес к изучению математики...
Портфель приемов и методов мотивации учеников на уроках технологии
Портфель наполняли в сообществе с Орловой Т.В.(инструктор по труду в д/д № 32, с. Некрасовка); Сковрцовой Н.Г. (учитель по труду в МБОУ СОШ, п. Циммермановка); Бугаевым А.М. (учитель по технологии в М...
Формы и методы мотивации обучения на уроках биологии.
В последнее время часто слышу от коллег, что стремление к учению у современных учеников снижается, они не хотят учиться.. Несмотря на все усилия по повышению уровня образования, принятое множест...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету
Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...
Использование методов, приемов и наглядно-технических средств на уроках биологии и химии
Организация корекционной работы со слабовидящими детьми. Средняя и старшая школа. Использование различного технического и наглядного оборудования....