Методическая разработка по изучению темы «Моделирование экосистем»
методическая разработка по биологии (6, 7, 8 класс) на тему
Методическая разработка по изучению темы «Моделирование экосистем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistema.docx | 186.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по изучению темы «Моделирование экосистем»
Поскольку все мы живем внутри определенной экосистемы и являемся ее неотъемлемой частью, очень важно знать компоненты окружающего нас мира и отношения между ними. Нарушения, происходящие в экосистеме, нарушают баланс естественной окружающей среды, а следовательно, здоровья и благосостояния человека.
В ходе изучения данной темы учащимся предлагается самим создать свою собственную экосистему и модифицировать ее в соответствии со своими личными интересами.
Планируемые результаты обучения.
В ходе изучения темы учащиеся должны познакомиться с отдельными абиотическими и биотическими компонентами экосистемы и их взаимоотношениями;
- выявить независимые и зависимые переменные экосистемы и провести долгосрочный научный эксперимент;
- оценить сложность естественных и организационных процессов, необходимых для понимания научного эксперимента.
Опорные знания учащихся.
Учащиеся должны знать основы природоведения такие процессы, как круговорот воды в природе, образование почвы и др.; иметь представления о пищевых взаимосвязях в природе (цепи питания), о различных факторах (биотические, абиотические, антропогенные), влияющих на природные экосистемы.
Материалы.
Использованные 2-литровые пластиковые бутылки, гравий, песок, почва, маленькие кусочки ткани и ленты резинки, вода, семена растений, некоторые виды водных и наземных животных.
Подготовка к изучению темы
В ходе подготовки к изучению темы учитель создает концептуальную карту. Это своего рода опорный конспект урока, в котором закладывается структура знаний (опорных и изучаемых) и действий по овладению ими. Карта представляет собой диаграмму в форме буквы V, которая заполняется учителем на уроке и помогает ему организовать процесс научного поиска, ведущий школьников к лучшему пониманию изучаемой проблемы (Приложение 1)
Основные этапы эксперимента
- Каждый учащийся создает в бутылке (Приложение 2) определенную экосистему.
- В течение нескольких недель (до месяца) семена, посеянные в почву, прорастут и экологическая система в бутылке стабилизируется. В этот период учащиеся наблюдают за экосистемой, при необходимости поливают почву, открывая крышку, и т.д.
- После того как растения и животные «привыкнут» к жизни в данных условиях, учащимся предлагается изменить их: добавить соль или вещества-загрязнители, удалить или добавить различные виды растений, животных и др. Учащиеся должны заранее продумать свое влияние на экосистему, высказать предположения о возможных его последствиях.
- За каждой экосистемой организуется наблюдение, все параметры фиксируются в лабораторном журнале.
Наряду с изучением созданных моделей учащимся предлагается организовать изучение и наблюдение природной среды, окружающей их. Это может быть уголок парка, зеленый участок во дворе дома и т.д. В течение года ребята должны заносить в свои дневники все изменения, происходящие на данной площади, и описывать факторы, вызывающие данные изменения.
Подведение итогов.
В течение года накапливаются данные о состоянии природной и экспериментальной экосистем. По их результатам школьники делают выводы о взаимосвязях внутри экосистем и влиянии на них различных факторов. Итоги этой большой научной работы подводятся на общей.
Приложение 1
Концептуальная карта урока (V-модель)
Приложение 2
План создания модели экосистемы
Рекомендовано изучать эту тему в ходе наблюдений за моделью экосистемы, созданной самими учащимися в бутылке (см. рисунок). V-Модель конструируется из двухлитровых полиэтиленовых бутылок из-под минеральной воды. Одну бутылку нужно разрезать пополам (имеется в виду размер от самого горлышка до дна), верхнюю часть бутылки вставить в нижнюю половину, перевернув вниз горлышком и надев на него кусочек ткани (ткань закрепляется резинкой или крепкой ниткой). Вторую бутылку можно разрезать пополам или несколько выше середины и использовать ее верхнюю часть вместе с крышкой, надев на среднюю часть модели, что хорошо видно на рисунке. На дно первой части бутылки помещается грунт (песок, гравий), заливается на 1/4 объема водой, в которую помещают водные растения и животных (их количество должно быть ограничено). В среднюю часть бутылки (с закрытым тканью горлышком) насыпается плодородная почва с небольшим количеством гравия высеваются семена растений (можно поместить почвенных и наземных животных — дождевого червя, насекомых).
Работа с такими моделями проводится в течение всего учебного года начиная с сентября.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к изучению темы "Психология малых социальных групп".
Данная разработка представляет собой систему заданий, последовательное выполнение которых, позволит хорошо освоить данную тему. Основные дидактические единицы: малая социальная группа, виды и структур...
Методические разработки по изучению темы «Элементы материаловедения»
Методические разработки по изучению темы «Элементы материаловедения» предназначена для педагогов, работающих в 5 классе по программе Сасовой И. А. и Марченко А. В. «Техно...
Методическая разработка занятия по дисциплине «Моделирование и художественное оформление одежды», тема "Выполнение наколки юбки"
АннотацияДанная работа рассчитана для изучения педагогами колледжа по специальности модельер – конструктор и возможного применения в практической деятельности. В методической разработке представ...
Методическая разработка урока по теме «Древние цивилизации». (Ancient civilizations), для 5-го класса школ с углубленным изучением английского языка и гимназий, по учебнику «Starlight 5», издательство Express Publishing» с использованием интернет-ресурса
Урок с использованием ИКТ и интернет-ресурсов для изучения темы "Древние цивилизации"....
Методическая разработка урока по теме:"Обобщение изученного по теме: "Наречие""
Обобщение и повторение по теме:"Наречие"...
Методическая разработка урока-соревнования «От моделирования и проектирования до разработки сложных продукций»
Целью урока-соревнования является создание условий для развития интеллекта и проявления способности к творчеству. В соответствии с ней можно назвать и задачи:·...
Разработка урока по теме "Структура экосистем"
для 9 класса...