Презентация по теме "Птицы" в 7классе
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Леднева Ольга Николаевна

Презентация содержит картинки по внешнему строению птиц, чтобы дети могли самостоятельно выявить особенности внешнего строения птиц, связанные с местом обитания и образом жизни, а также таблицу для сравнения различных видов перьев птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klass_ptitsy_aves.pps2.23 МБ
Файл klass_ptitsy_urok_7kl.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс Птицы ( Aves) Тема: «Среда обитания и внешнее строение птиц»

Слайд 2

Задачи: раскрыть особенности внешнего строения птиц в связи с полётом

Слайд 3

Птицы - летающие, плавающие, бегающие.

Слайд 4

Предназначение клюва Из – за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу. Зубов у птиц нет – это делает голову более лёгкой, что важно для полёта. Клювом птица схватывает пищу, поэтому форма и строение клюва приспособлены к добыванию и обработке определённой пищи. Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются.

Слайд 5

КЛЮВОМ СТРОЯТ ГНЁЗДА. КЛЮВОМ ПТИЦЫ ЧИСТЯТ ПЕРЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ВЗАИМНО. КЛЮВ СЛУЖИТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ И УГРОЗЫ.

Слайд 6

Прежде всего клюв служит для питания. У дятла – долото, чтобы долбить кору.

Слайд 7

Клюв козодоя – сачок, чтобы ловить насекомых в воздухе

Слайд 8

Клюв попугая – это щипцы для колки орехов

Слайд 9

У кулика – сороки – долото, чтобы раскрывать раковины моллюсков

Слайд 10

У клеста – щипцы для раскрывания шишек

Слайд 11

У шилоклювки – пинцет для собирания беспозвоночных с поверхности воды.

Слайд 12

У тупика – щипцы для ловли рыбы под водой.

Слайд 13

Клювом держат орудия Стервятник разбивает камнем яйцо страуса

Слайд 14

Внешнее строение сизого голубя и других птиц

Слайд 15

Разнообразие ног у птиц связано с разным образом жизни Воробей охватывает ветки длинными, гибкими пальцами с острыми когтями. Дятел лазает по стволам деревьев, цепляясь когтями пальцев, расставленных попарно. Белая куропатка ходит по снегу оперённой «четвернёй».Могучие пальцы орла позволяют схватывать, прокалывать и раздирать добычу. Длинные крестообразно раскинутые пальцы цапли удобны для ходьбы по топким местам. Рябчик может ходить по веткам, земле и снегу.

Слайд 16

Тело птиц покрыто перьями. Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полёт. По своему назначению они делятся на: полётные, или контурные ( маховые и рулевые ) и кроющие ( головы, тела, крыльев, хвоста ). Перья сочетают в себе сразу три качества: Механическую защиту Теплоизоляцию Аэродинамические способности НАЙДИТЕ В УЧЕБНИКЕ НА СТР.206 : ПТЕРИЛИИ? АПТЕРИИ?

Слайд 17

Крыло птицы Расположение перьев на крыле

Слайд 18

Строение пера По строению перья делятся на несколько типов. Контурные перья – жёсткие. У них есть бороздки первого и второго порядка. Пуховые перья и пух мягкие,у них нет бородок второго порядка; и назначение – удержание тепла. Щетинки и нитевидные перья служат для осязания.

Слайд 19

Строение пера при большем увеличении Благодаря бороздкам и крючочкам опахало пера может в любом месте расшиться и сшиться вновь.

Слайд 20

Лабораторная работа №8 Тема: Внешнее строение птицы. Строение перьев. Цель: Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полётом. Выполнение работы по инструкции в учебнике на стр. 208. Оформление результатов в тетради на стр.45-46. Перечислите приспособления к полёту, имеющиеся во внешнем строении птиц

Слайд 21

Ответьте на вопросы: Какие особенности внешнего строения птиц указывают на их родство с пресмыкающимися? В чём различие линьки птиц и змей? Из каких отделов состоит тело птицы? Как птицы ухаживают за своим перьевым покровом?

Слайд 22

Заполните таблицу Вид перьев Места расположения на теле птицы Особенности строения Функции перьев Контурные: маховые Контурные: рулевые Пуховые

Слайд 23

Заполните таблицу Вид перьев Места расположения на теле птицы Особенности строения Функции перьев Контурные: маховые На крыльях; прикрепляются к кисти, предплечью, плечу Образуют сплошное опахало (наружное опахало - узкое, а внутреннее – широкое) Обеспечивают лёгкое прохождение воздуха при подъёме крыла во время полёта ,и при опускании - смыкаются, образуя единую летательную поверхность Контурные: рулевые На хвосте; прикрепляются к копчиковой кости Образуют сплошное опахало (наружное опахало - узкое, а внутреннее – широкое) Регулируют направление полёта Пуховые Под контурными перьями Стержень пера - тонкий, гибкий; бородки ,лишённые крючков, не образуют сплошных опахал Защищают тело птицы от охлаждения

Слайд 24

Домашнее задание: Изучить параграф 44 учебника, ответить на вопросы 1 и 3. Выполнить задание 3 к параграфу 44 в рабочей тетради.



Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе                       Леднева О.Н.

по теме:

Класс Птицы (Аves)

Среда обитания. Внешнее строение птиц.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.

Средства обучения: чучело птицы, наборы перьев, ручная лупа , мультимедийное  оборудование, презентация (слайды : «Внешнее строение сизого голубя и других  птиц», «Предназначение клюва», «Разнообразие ног птиц», «Перья птиц», «Крыло птицы», «Строение пера», «Инструкция по выполнению лабораторной работы» ).

Литература:

  1. Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС, 1995.- 176 с.: ил.
  2. Константинов В.М., Бабенко В. Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. В.И. Константинова. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф,2004.- 304.: ил.
  3. Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8классы.
  4. Мультимедийное учебное пособие.1С:Образование. Биология: Животные.

Ход урока:

I.  Организационный момент

       Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебника, тетради)

II. Актуализация знаний о происхождении рептилий, многообразии вымерших пресмыкающихся, причинах вымирания.

III. Изучение нового материала

  1. Общая характеристика класса, среда обитания, широкое распространение на Земле( рассказ учителя с элементами беседы с использованием презентации:

Слайд №3«Птицы летающие, плавающие, бегающие»

Слайд №4 « Предназначение клюва»: Из-за того, что передние конечности птиц превратились в крылья, шея и голова с клювом отчасти взяли на себя их работу. Зубов у птиц нет – это делает голову более лёгкой, что важно для полёта. Клювом птица схватывает пищу. Поэтому форма и строение клюва приспособлены  к добыванию и обработке определённой пищи. Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются.

Слайд №5(продолжение):Клювом птицы чистят перья, в том числе и взаимно(Кряква) Клюв служит для угрозы(Серая ворона). Клювом строят гнёзда(Деревенский ткач).

Слайд №6(продолжение): Прежде всего клюв служит для питания. У дятла – долото, чтобы долбить кору.

Слайд №7: Клюв козодоя – сачок, чтобы ловить насекомых в воздухе.

Слайд №8: Клюв попугая – это щипцы для колки орехов.

Слайд №9: У кулика – сороки - долото, чтобы раскрывать раковины моллюсков.

Слайд №10: У клеста – щипцы для раскрывания шишек.

 Слайд №11: У шилоклювки – пинцет для собирания беспозвоночных с поверхности воды.

Слайд №12: У тупика – щипцы для  ловли рыбы под водой.

Слайд№13: Клювом держат оружие(Стервятник разбивает страусиное яйцо).

Одновременно обращаю внимание ребят на среду  обитания птиц.

2.Особенности внешнего строения птиц.

Слайд№14: «Внешнее строение сизого голубя и других птиц».

Слайд №15: « Разнообразие ног у птиц связано с разнообразным образом жизни»:воробей охватывает ветки длинными, гибкими пальцами с острыми когтями. Дятел лазает по стволам деревьев, цепляясь когтями пальцев, расставленных попарно. Белая куропатка ходит по снегу оперённой «четвернёй». Могучие пальцы орла помогают схватывать, прокалывать и раздирать  добычу. Длинные крестообразно раскинутые пальцы цапли удобны для ходьбы по топким местам. Рябчик может ходить по веткам, земле и снегу.

Слайд №16: «Тело птиц покрыто перьями»: Перья делают тело птиц обтекаемым и обеспечивают полёт. По своему назначению перья делятся на полётные(маховые и рулевые) и кроющие(головы, тела, крыльев, хвоста).

Перья сочетают в себе сразу три качества:1.Механическую защиту. 2. Теплоизоляцию. 3.Аэродинамические способности.

Найдите в учебнике, что такое аптерии, птерилии (с.206 учебника)

Слайд№17: «Крыло птицы» :Расположение перьев на крыле.(Рассказ, показ по рисунку).

Слайд№18: «Строение пера»:По строению перья птицы делятся на несколько типов: полётные и контурные перья – жёсткие, у них есть бородки первого и второго порядка. Пуховые перья и пух мягкие, у них нет бородок второго порядка; их назначение – удержание тепла. Щетинки и нитевидные перья служат для осязания.

Слайд №19: «Строение пера при большем увеличении»:Благодаря бороздкам и крючочкам опахало может расшиться и сшиться вновь.

3. Выполнение лабораторной работы №8

Слайд №20: «Лабораторная работа №8»:

Тема: Внешнее строение птицы. Строение перьев.

Цель: Выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.

Выполнение лабораторной работы по инструкции в учебнике  параграф 44 на стр.208.

Оформление результатов в тетради  з.1 на стр.45-46

Перечислите приспособления к полёту , имеющиеся во внешнем строении птиц.

IV. Закрепление знаний

Слайд №21: «Ответьте на вопросы»:

  1. Какие особенности внешнего строения птиц указывают на их родство с пресмыкающимися?
  2. В чём различие линьки птиц и змей?
  3. Из каких отделов состоит тело птицы?
  4. Как птицы ухаживают за своим перьевым покровом?

V. Обобщение знаний по теме урока.

Ключевой вопрос: Приспособленность птиц к полёту – этап эволюции.

Слайд №22: «Заполните таблицу»:

Виды перьев

Места расположения

на теле птицы

Особенности строения

Функции перьев

Контурные

Маховые

Контурные рулевые

Пуховые

Слайд №23: заполненная таблица для самопроверки

Виды перьев

Места расположения

на теле птицы

Особенности строения

Функции перьев

Контурные

Маховые

На крыльях;

Прикрепляются к кисти, предплечью, плечу;

Образуют сплошное опахало(снаружи опахало узкое, а внутреннее – широкое)

Обеспечивают лёгкое прохождение воздуха при подъёме крыла во время полёта, и, при опускании –поднимаются, образуя единую летательную поверхность.

Контурные рулевые

На хвосте;

Прикрепляются к копчиковой кости

Образуют сплошное опахало(снаружи опахало узкое, а внутреннее – широкое

Регулируют направление полёта

Пуховые

Под контурными перьями

Стержень пера тонкий, гибкий;

Бородки, лишённые крючков, не образуют сплошных опахал

Защищают тело птицы от охлаждения

Выполнение задания 2 в рабочей тетради на стр.46

 VI. Домашнее задание.

Слайд №24 «Домашнее задание»:

Изучить параграф 44, ответить на вопросы 1 и 3.

Выполнить задание 3 к параграфу 44 в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7класс по теме "Давление. Способы изменения давления"

Презентация к уроку по теме "Давление твердых тел"  по учебнику Н.М. Шахмаев...

Урок- презентация на тему:" Птицы, кормящиеся в воздухе"

Урок основан на повторение пройденного материала по теме: "Птицы. Виды птиц. Значение птиц в жизни человека"....

Презентация на тему: "Птицы".

Презентация на тему: "Птицы"....

Презентация на тему баскетбол 7класс

Презентация на тему баскетбол 7класс...

Презентация на тему волейбол 7класс

Презентация на тему волейбол 7класс...

Презентация на тему "Птицы. Отряд Голенастые"

Презентация на тему "Птицы. Отряд Голенастые"....