Статья РГ
статья по биологии (6 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udk_502.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 502.3/.7

Статья на тему:

«Экологические акции в системе дополнительного образования

как методы формирования экологической культуры обучающихся»

Афонин Я.А.

Учитель биологии

МАОУ «Востряковская СОШ № 3 с УИОП»

г.о.Домодедово

afonin.iaroslav@mail.ru

Над планетой нависла смертельная угроза, и масштабы ее более чем ошеломляющи: повсеместное применение ядохимикатов, беспрецедентное загрязнение воды и атмосферы, использование отравляющих природу и человека видов топлива, синтетических материалов и как следствие – утрата пахотных земель, истощение подземных кладовых, невосполнимая потеря все новых видов растений и животных, оскудение биологического разнообразия, глобальные изменения климата, разрушение озонового слоя, наступление пустынь, массовая гибель лесов… К сожалению, этот печальный перечень можно продолжать и продолжать. Поэтому и звучит все с большей тревогой вопрос: «Что мы оставим в наследство потомкам?»

Проблемы экологического воспитания обучающихся в условиях качественно нового этапа развития общества стоят в одном ряду с оздоровлением экономики, борьбой с эпидемическими заболеваниями, урбанизацией, последствиями научно-технического прогресса, гиподинамией. Решать эти проблемы вынуждены будут сегодняшние школьники, вступающие в жизнь. Современной школе необходима новая образовательно-воспитательная парадигма, подтверждающая высокую миссию экологии в сохранении природы, а вместе с ней и общества.

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.

В то же время по данным Комитета по охране окружающей среды различными формами экологического образования сегодня охвачено лишь 30% населения, а за последние пять лет на 30% сократилось число детских внешкольных учреждений экологической направленности, на 25% - летних оздоровительных лагерей, в 2 раза уменьшилось число Домов природы и школьных лесничеств.1

В связи с тем, что в последние 10-15 лет в биологии постепенно отмечают отсутствие роста, а скорее даже снижение качества биологической подготовки школьников и студентов (причины: сокращение количества часов на преподавание предмета, интерес к специальностям юридического, экономических профилей и т.д.) Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

- необходимостью повышения экологической культуры человека;

- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности

Экологическое воспитание – приоритетное направление развития современной школы и системе образования в целом. У подрастающего поколения формируются основы экологического сознания. Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.

Над проблемой экологического воспитания педагогический коллектив школы МАОУ Востряковская СОШ №3 с УИОП работает давно. С 1995 года года реализуется программа «Школьное лесничество». Одно из значимых направлений программы — работа по экологическому воспитанию. Потребность в экологическом воспитании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое воспитание необходимо для формирования компетентного отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоение специфических закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни здоровья населения.

Одно из эффективных направлений экологического воспитания подрастающего поколения – привлечение учащихся в практическую деятельность. Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды мы осуществляем через разнообразные экологические акции.

Участниками образовательного процесса являются не только учащиеся, но и педагоги и родители, поэтому основной целью экологического воспитания является:

Создание комплекса условий для формирования и развития практических умений и навыков учащихся в решении экологических ситуаций.

Задачи, решение которых необходимо для реализации поставленной цели:

1) Развитие школьных традиций экологической направленности.

2) Воспитание у учащихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Экологическое образование имеет смысл только тогда, когда дети начинают участвовать в практической работе по охране окружающей среды. Субботники на территории парка «Авиационный», на территории школы, микрорайона, акции «Охрана природы – дело каждого», «Поведение учащихся в подъездах домов», результатом нашей работы является распространение листовок и плакатов экологической тематики в микрорайоне Авиационный, что активизирует нравственно-экологическую воспитанность обучающихся и населения, а экологическая культура в широком смысле включает в себя и воспитание активной жизненной позиции.

3) укрепляются и развиваются школьные традиции экологической направленности:

- проведение для учащихся начальной школы мини экопроектов «Чистое утро», «День цветов», «Экологическая почта», «Зимующие птицы», «Капелька», «Животные в моей семье», «Чтобы дольше жили книжки»; конкурс «ЭкоКолобок»; - конкурс экосказок; - День красок.

- акции «Чистый город», экологических субботников на территории микрорайона ;- акции «Помоги птицам», «Ель»; «Сохраним первоцветы», - декада экологии (апрель);- проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций: 22 марта – Всемирный день воды (конференция «Вода – удивительное вещество!», «Без чистой воды ни туды и ни сюды»), 1 апреля – День птиц (КВН «Птичьи разговоры»), 7 апреля – День здоровья, 22 апреля – День Земли, 27 сентября – День туризма (туристический слет), 4 октября – День защиты животных, 20 ноября – международный день отказа от курения, 1 декабря – день борьбы со СПИДом;

4) экологическое воспитание осуществляется и через другие формы воспитательной работы:

- участие в областных экологических программах, конкурсах, фестивалях, конференциях; организацию работы школьных кружков: туристко - краеведческой, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической направленности;

- участие в городских экологических мероприятиях, акциях;

Конкурс репортажей. Репортажи включали в себя текстовые отчеты с подробным описанием наиболее важных мероприятий, фото- и видеоматериалы, газетные статьи, собственные печатные издания, сценарии праздников, викторин, экологических игр и уроков, компьютерные презентации.

На детский художественный конкурс «Мир заповедной природы» было предоставлено 110 рисунков из разных классов. В этом году жюри оценивало рисунки по трем возрастным категориям: младшая (до 8 лет), средняя (9-12 лет) и старшая (13-17 лет). Победителями стали 5 участников, призёрами – 12.

Мероприятиями этой акции были и такие:

Ко Дню птиц изготовили и установили скворечники с учащимися кружка «Школьное лесничество» на территории парка Авиационный.

Конкурс детских поделок из природного материала «Природа и фантазия».

Конкурс детских рисунков «Мир заповедной природы».

Викторина на тему «Птицы» среди учащихся средних классов.

Игра «Поле Чудес» с экологическим уклоном на тему «Птицы».

Выставка детских рисунков и поделок на тему «Природа и животный мир родного края», «Спасём Земную красоту».

Социологический опрос, анкетирование местного населения об их отношении к охране окружающей среды.

Выполнение любой работы объединяет детей и взрослых. Непременное условие каждого проекта — наличие теоретической и практической частей. Отдельные исследования проходят под руководством учителей на занятиях. Например, такой проект, как «Птицы нашего города», начинается на уроках зоологии, где ставятся цели, задачи и методы исследования. Практическая часть — подсчет численности видов — осуществляется самостоятельно. Итоги подводятся в школе. Во время наблюдений дети подкармливают птиц. Часто на помощь детям в оборудовании кормушек приходят родители. Сотрудничество детей, учителей и родителей — один из главных факторов успешности формирования экологического сознания и воспитания.

На мой взгляд, успешность развития экологического движения и формирование экологического воспитания основаны на совместной деятельности детей и взрослых в неформальных условиях. Участники приобретают новый социальный опыт, преодолевая традиционное отчуждение обучаемых и обучающихся в условиях школьной среды. Развивается уверенность в необходимости и возможности личного участия в решении локальных и глобальных экологических проблем, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекается внимание общества к проблемам окружающей среды.

Все, кто связан с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природную среду и здоровье людей, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку. Поэтому необходимо признать экологическое образование приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем.

Экологизация системы образования — характеристика проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов различного профиля. Реально система образования всегда отстает от научных исследований. Учитывая специфику экологической проблемы, когда решение многих ее проявлений требует большей оперативности, такое отстаивание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из факторов ее развития.

В условиях современного мира человеку предстоит решать проблему огромной практической значимости — как выжить на оскудевающей Земле. Экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Очевидно, что экологическое воспитание приобретает первостепенное значение. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе — части этого мира— должно формироваться с детских лет

Достижение достаточно высокого уровня экологической культуры требует, на мой взгляд, введения дополнительного курса, опирающегося на региональный компонент. Школьники на основе изучения природы и географии родного города и района получают систему базовых краеведческих знаний и умений, принимают активное участие в озеленении, благоустройстве города, района, определяют свое отношение к тем или иным экологическим проблемам.

Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т.е. помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – это часть природы, его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызывать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Список использованных источников

1.Сазонов Э. В. Экология городской среды; ГИОРД - , 2013. - 112 c.
2. Тетельмин В. В., Язев В. А. Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе; Интеллект - Москва, 2013. - 252 c.
3. Тетиор А. Н. Городская экология; Академия - Москва, 2013. - 336 c.
4. Трушина Т. П. Экологические основы природопользования; Феникс - Москва, 2013. - 46 c.
5. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды; Владос - Москва, 2013. - 188 c.
6. Хандогина Е. К., Герасимова Н. А., Хандогина А. В. Экологические основы природопользования; Форум, Инфра-М - Москва, 2013. - 60 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....