Внеурочная деятельность 7 класс по биологии
учебно-методическое пособие по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Полянская средняя школа».
Утверждена
приказом по школе № от « 31» августа 2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Я – исследователь» для 7 класса.
Составитель: Григорьева Ирина Юрьевна ,
учитель биологии.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» для 7 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Полянская средняя школа» Рязанской области, Рязанского района и авторской программы «Основы исследовательской деятельности школьников» автора И.П. Гладилиной (Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010).
Выбор данной программы обусловлен следующими факторами:
- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС НОО к уровню подготовки обучающихся;
- создает условия для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности;
- помогает выявлять наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
- знакомит обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивирует обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- программа прививает навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; интерес к исследовательской деятельности.
Основное содержание программы.
- Введение (3 часа)
Теоретические знания:
Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
Практикумы.
Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Экскурсия.
В сквер "Экологические объекты окружающей среды".
- Основы исследовательской деятельности (12 часов)
Теоретические знания
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
Экскурсии:
В микрорайон школы.
Практикумы:
Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение конференции «Экологическое состояние пришкольной территории», оформление стенда «Боль природы», сбор и обработка информации по теме, создание презентаций.
Практические работы:
- Определение пылевого загрязнения территории поселка и пришкольной территории;
- Определение шумового загрязнения территории поселка и пришкольной территории;
- Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).
Темы работ:
Исследовательские:
- Оценка экологического состояния пришкольной территории.
- Оценка экологического состояния пришкольной территории по асимметрии листьев
- Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
Реферативные:
- Экологический мониторинг. Методы исследования
- Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека
Творческие:
- Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора»
3. Антропогенное воздействие на биосферу (17 часов)
Теоретические знания.
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Темы работ
Реферативные:
- Радиоактивное загрязнение. Что это такое?
- Мифы и реальность Чернобыля.
- Беда всегда рядом.
Антропогенное влияние на атмосферу
Теоретические знания.
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.
Практикум
Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
Темы работ:
Исследовательские:
- Определение пылевого загрязнения территории поселка и пришкольной территории зимой;
Реферативные:
- Влияние пыли на организм человека.
- Роль зеленых насаждений в защите от пыли.
Антропогенное влияние на гидросферу
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практикум.
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
Экскурсии.
К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
Темы работ:
Исследовательские:
- Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.
- Оценка экологического состояния родников поселка.
Реферативные:
- Роль воды в жизни человека.
- Вода живая и мертвая
Творческие
- Оформление стенда «Вода – это жизнь!»
Антропогенное влияние на литосферу
Теоретические знания
Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.
Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.
Практикум
Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Исследование почвы на пришкольной территории.
Экскурсии.
"Выявление несанкционированных свалок в окрестностях поселка".
Темы работ
Исследовательские
- Характеристика почвы пришкольной территории
Реферативные
- Состав почвы
- Почвы Рязанской области
Творческие
- Оформление фотовыставки «Боль природы»
- Написание и распространение листовки «Нет мусору!»
- Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования
- Изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора
- Уборка мусора на берегу озера, на пришкольной территории.
Биоиндикация
Теоретические знания:
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Экскурсии
В сквер, в лес, на озеро.
Практикум
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, поселка и леса, проведение конференции «Загрязнения пришкольной территории», оформление стенда «Поселок, в котором мы живем».
Темы проектов:
Исследовательские:
- Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков.
- Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.
- Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев.
- Антропогенная нагрузка на экосистемы поселка
Творческие:
- Оформление стенда «Поселок, в котором мы живем».
Реферативные:
- Биоиндикация. Методы исследования.
4. Заключительное занятие (2 ч).
Практикум.
Подготовка, проведение конференции исследовательских работ школьников. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить презентации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказывании;
использовать школьные лаборатории;
использовать микроскопы, датчики.
Место предмета в учебном плане.
На изучение курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» в 7 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Полянская средняя школа» в 2017/2018 учебном году отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование
№ занятия по порядку | № занятия по теме | Тема занятия | Дата проведения урока | Примечания | |
план | факт |
Введение | |||||
1 | 1 | Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Практикум: работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов | 06. 09. 17 | ||
2 | 2 | Экскурсия в сквер "Экологические объекты окружающей среды". Практикум: сбор материала для поделок | 13. 09. 17 | ||
3 | 3 | Оформление выставки поделок из природного материала | 20. 09. 17 | ||
Основы исследовательской деятельности | |||||
4 | 1 | Методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы. | 27. 09. 17 | ||
5 | 2 | Постановка проблемы, особенности и этапы исследования. | 04. 10. 17 | ||
6 | 3 | Экскурсия в микрорайон школы Практические работы «Определение пылевого загрязнения территории поселка и пришкольной территории» и «Определение шумового загрязнения территории поселка и пришкольной территории» | 11. 10. 17 | ||
7 | 4 | Практическая работа «Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН)» | 18. 10. 17 | ||
8 | 5 | Анализ и обработка исследовательской работы. | 25. 10. 17 | ||
9 | 6 | Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. | 08. 11. 17 | ||
10 | 7 | Оформление исследовательской работы | 15. 11. 17 | ||
11 | 8 | Оформление исследовательской работы | 22. 11. 17 | ||
12 | 9 | Оформление доклада для конференции | 29. 11. 17 | ||
13 | 10 | Конференция «Экологическое состояние пришкольной территории». Презентация творческих и исследовательских работ. Оценка и самооценка результатов | 06. 12. 17 | ||
14 | 11 | Оформление выставки по результатам конференции | 13. 12. 17 | ||
15 | 12 | Круглый стол «Подведение итого работы над темой». Анализ, самоанализ деятельности учащихся. | 20. 12. 17 | ||
16 | 13 | Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). | 27. 12. 17 | ||
17 | 14 | Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. | 17. 01. 18 | ||
18 | 15 | Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера | 24. 01. 18 | ||
19 | 16 | Особые виды антропогенного воздействия на биосферу. | 31. 01. 18 | ||
20 | 17 | Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха. | 07. 02. 18 | ||
21 | 18 | Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Практические работы: «Определение запыленности зимой», «Рассматривание пыли под микроскопом» | 14. 02. 18 | ||
22 | 19 | Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. | 21. 02. 18 | ||
23 | 20 | Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды Экологические последствия загрязнения гидросферы | 28. 02. 18 | ||
24 | 21 | Методы отбора проб воды. Экскурсия к водоему. Практические работы «Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы», «Исследование природных вод» | 07. 03. 18 | ||
25 | 22 | Оформление результатов исследовательской работы | 10. 03. 18 | ||
26 | 23 | Оформление стенда «Вода – это жизнь» | 17. 03. 18 | ||
27 | 24 | Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Загрязнители почв. Экологические последствия загрязнения литосферы. Структура и характеристика загрязненности почв городов. Практическая работа: «Исследование почвы на пришкольной территории» | 21. 03. 18 | ||
28 | 25 | Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Экскурсия «Выявление несанкционированных свалок в окрестностях поселка". Практические работы: «Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок». | 04. 04. 18 | ||
29 | 26 | Практическая работа: «Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования» | 11. 04. 18 | ||
30 | 27 | Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.) | 18. 04. 18 | ||
31 | 28 | Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски, моллюсков и др. | 25. 04. 18 | ||
32 | 29 | Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся | 02. 05. 18 | ||
Заключительные занятия | 16.. 05. 18 | ||||
33 | 1 | Подготовка, проведение конференции исследовательских работ школьников. | 23. 05. 18 | ||
34-35 | 2-3 | Анализ и самоанализ результатов работы за год. | 30. 05. 18 |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
УМК:
- «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Для обучающихся
- «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
- «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
- «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
- «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
- «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
- «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
- «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
- «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
Для преподавателя
- «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
- «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
- «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
- «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
- «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
- «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
- «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
- «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
- «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол № 1 от «30» августа 2018г.
заседания ШМО учителей химии, биологии и географии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии в условиях сельской школы
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...
Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии
Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...
Внеурочная деятельность на уроках биологии.
Внеурочная деятельность...
Статья "Внеурочная деятельность школьников по биологии"
В статье кратко обобщен мой педагогический опыт преподавания биологии: некоторые направления работы, использование местной флоры и фауны для проведения уроков, перечислены основные проекты....
Методическая разработка Использование учебно-методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной, внеурочной деятельности учащихся по биологии.
Данная методическая разработка содержит опыт применения учебно- методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной и внеурочной деятельности учащихся....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.
В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе быон не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставячеловека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по биологии» для 11 Класса
Программа практикума имеет практическую естественнонаучную направленность и соответствует программам ФГОС профильного обучения по предмету биология. Программа закрепляет знания в области биологии и эк...