Контрольная работа по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Контрольная работа по биологии для учащихся 9 класса по теме "Эволюционное учение" по программе Сонина Н.И.. в форме ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_9evolyutsiya.docx | 249.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по биологии 9 класс
(тема «Эволюция живого на Земле»)
1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
1) систематика 2) цитология 3) палеонтология 4) анатомия
2. Стая волков представляет собой уровень жизни
1) биосферный 2) популяционно-видовой
3) организменный 4) биоценотический
3. Создателем эволюционного учения является
1) Ч.Дарвин 2) Ж.Б.Ламарк 3) К.Линней 4) Г.Мендель
4. Укажите грамотно записанное название вида (по Линнею)
1) одуванчик 2) сорняк одуванчик
3) жёлтый одуванчик 4) одуванчик лекарственный
5. Что относят к результатам эволюции?
1) приспособленность организмов 2) естественный отбор
3) борьбу за существование 4) наследственность и изменчивость
6. Чем можно объяснить тот факт, что, сколько ни трави домашних тараканов ядами, они все равно выживают в жилищах?
1) в домах для них достаточно пищи
2) яды недостаточно сильны
3) у части тараканов есть мутации, позволяющие им выжить
4) естественный отбор не действует в популяции тараканов
7. Яркие пахучие цветки у покрытосеменных растений появились в процессе эволюции как приспособление к 1) запасанию питательных веществ 2) распространению семян и плодов 3) наземному обитанию 4) привлечению насекомых |
8. Укажите, какие приспособления к размножению на суше возникли у пресмыкающихся в процессе эволюции
1) наружное оплодотворение и небольшой запас питательных веществ в яйце
2) внутреннее оплодотворение, большой запас питательных веществ и плотные оболочки в яйце
3) наружное оплодотворение, отсутствие плотной оболочки в яйце
4) небольшой запас питательных веществ в яйце, внутреннее оплодотворение
9.У жирафов длинная шея. Согласно теории Ч. Дарвина, это объясняется
1) тем, что отбором сохранялись особи с более длинной шеей
2) тем, что Бог сотворил жирафов такими и они неизменны
3) тем, что жирафы всю жизнь тянутся к еде и вытянутая шея передаётся потомкам
4) случайным характером мутационных событий
10. Какое последнее усложнение в процессе эволюции сделало возможным появление изображённого на рисунке растения?
1) появление многоклеточное
2) дифференциация тела на органы
3) появление семени
4) появление цветка
11. Образование нового вида в природе происходит в результате
1) смены времён года
2) взаимодействия движущих сил эволюции
3) солнечной активности
4) природоохранной деятельности человека
12. Изучите график, отражающий динамику численности сибирского лемминга на Аляске (по оси х: отложена шкала времени, а по оси у ~ число леммингов на 1 га). Установите периодичность колебаний его численности.
1) 1 -2 года
2) 3-4 года
3) 5-6 лет
4) 7 – 8 лет
13. Верны ли следующие суждения об эволюционном учении? А. Эволюционное учение доказало, что виды неизменяемы и существуют в природе постоянно. Б. В процессе эволюции из одного вида могут образовываться новые виды организмов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны |
14. Какие признаки животного можно выяснить, используя его рисунок? Запишите в ответе последовательность из трёх цифр.
1) это земноводное
2) это пресмыкающее
3) это млекопитающее
4) это хищник
5) это травоядное животное
6) его тело имеет роговые образования
15. Установите последовательность появления групп растений на Земле. Запишите цифры в правильной последовательности
1) псилофиты 2) мхи 3) голосеменные
4) одноклеточные водоросли 5) цветковые 6) папоротники
16. Какие эволюционные приобретения появились впервые у птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны
1) два круга кровообращения 2) теплокровность
3) смешанная кровь в сердце 4) костный череп
5) перьевой покров 6) насиживание яиц
17.Установите соответствие между примером борьбы за существование и её формами. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца
Примеры борьбы за существование Формы борьбы
А) борьба оленей из-за самки 1. Внутривидовая борьба
Б) рыбы-прилипалы на теле акулы 2. Межвидовая борьба
В) гриб чага на стволе березы 3. Борьба с неблагоприятными условиями среды
Г) кактус в пустыне
Д) высокий одуванчик, выросший в тенистом месте
Е) распределение ролей в волчьей стае при охоте
18. Прочитайте текст и выполните задание
ТЕОРИЯ СПОНТАННОГО ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ
Возникновение жизни на Земле – процесс превращения неживой природы в живую.
Теория спонтанного самозарождения жизни была широко распространена в Древнем Китае, Древнем Вавилоне и Древнем Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала в то время. Среди тех, кто придерживался этой точки зрения, был Аристотель – один из знаменитых мыслителей Древней Греции, самый выдающийся исследователь природы тех времён, «отец современного природоведения». Согласно его взглядам определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворённом яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.
В Средние века теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести: её признали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся нечистой силе, но эта идея всё продолжала существовать где-то на заднем плане в течение ещё многих веков.
Известный голландский учёный эпохи Возрождения В. Гельмонт описал эксперимент, в котором он за три недели эксперимента якобы создал мышей. Для этого ему нужны были грязная рубашка, тёмный шкаф и горсть пшеницы. Активным началом в процессе зарождения мыши В. Гельмонт считал человеческий пот.
Во второй половине XIX века проблемой происхождения жизни занялся французский химик Л. Пастер. В эксперименте учёный использовал колбу с S-образным носиком. Своими опытами он доказал, что бактерии вездесущи и что неживые материалы легко могут быть заражены живыми существами, если их не стерилизовать должным образом. В результате учёный окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения жизни.
Используя содержание текста «Теория спонтанного зарождения жизни», ответьте на следующие вопросы.
1) В какую историческую эпоху жил Ван Гельмонт?
2) Как пришёл к своим взглядам Ван Гельмонт?
3) Что являлось активным началом зарождения жизни по Аристотелю?
19. Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите получившуюся последовательность цифр (по тексту).
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказывались идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и выживании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.
Перечень терминов
1) разнообразие 2) Ч. Дарвин 3) естественный отбор
4) приспособленность 5) сотворение мира 6) условия среды
7) самозарождение 8) К.Линней
20. Пользуясь таблицей «Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы
Орнитологи исследовали зависимость выживаемости птенцов скворцов от числа отложенных самкой яиц. После вылупления птенцов метили и через несколько месяцев отлавливали. Учитывались только птенцы, прожившие больше трёх месяцев. Изучите таблицу «Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке» и ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
Число яиц | Число меченых птенцов | Число отловленных птенцов старше трёх месяцев (в среднем на 100 помеченных) |
1 | 65 | 0 |
2 | 328 | 1 |
3 | 1278 | 2 |
4 | 3956 | 3 |
5 | 6175 | 3 |
6 | 3156 | 1 |
9–10 | 28 | 0 |
1) Птенцы, из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему?
2) Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по биологии в 7 классе "Типы червей"
Эта работа поможет провести текущий контроль знаний...
контрольная работа по биологии 9 класс
контрольная работа по теме "Наследственность и изменчивость"...
Контрольные работы по биологии 6 класса
Контрольные работы в виде тестов по биологии 6-го класса (учебник И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко "Биология")...
контрольные работы по биологии, 10 класс
Тематические контрольные работы по биологии, 10 класс УМК Н.И.Сонина....
Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс
Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....
Контрольная работа по биологии 8 класс по теме: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц"
Контрольная работа к серии учебников "Линия жизни"...
Контрольная работа по биологии на тему: "Класс Птицы" для 7 класса
Контрольная работа по биологии на тему: "Класс Птицы" для 7 класса...