Экологическая игра « Природа и экология Брянской области»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Экологическая игра « Природа и экология Брянской области»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра
Тема « Природа и экология Брянской области»
Цели:
1. Образовательная: оценить состояние и использование растительного и животного миров Брянской области. 2. Развивающая: расширить кругозор от флоре и фауне Брянской области. 3. Воспитательная: формировать бережное отношение к природе.
Ведущий: Нет такого человека, которого бы совершенно не волновала судьба окружающей природы и соответственно его собственная судьба. Глобальный экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задумываться над этой проблемой и прозревать. Мы долго жили иллюзорными представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаемо щедра и всегда будет осыпать бесплатными дарами своё любимое детище- человека. И безоглядно брали, черпали, расточительно использовали природные ресурсы. Нам нужно научиться пользоваться ими предельно рационально, так. чтобы они не исчерпывались и не разрушались до конца. а могли восстановиться для будущих поколений . Чтобы воздух, вода, земля нашей планеты всегда оставались чистыми, а человек в этом мире был бы всегда здоровым, спокойным и мудрым. Поэтому здесь собрались те, кто знает и любит природу родного края, природу Брянского края. Представление команд ( в игре участвует две команды)
Тур «Рыбы»
Ведущий: Особое место в животном мире занимают рыбы. Это старейшие обитатели нашей планеты. Большое значение имеет рыба и в жизни человека, являясь существенным, важным продуктом питания. « Живое серебро» - так именуют в народе рыбу, подчёркивая тем самым её высокую ценность. Многочисленные речные, озерные и прудовые водоемы Брянской области населены разнообразными рыбами. В реках и озёрах области , разнообразных по глубине и степени зарастания водной растительностью, обитает 41 вид рыб. И сегодня мы проверим, насколько вам известны рыбы
Ведущий зачитывает описание рыбы, учащиеся должны поднять табличку с названием той рыбы, которой соответствует это описание, за быстрый и правильный ответ команда получает жетон. ( Слайд 2)
Ведущий: Эта рыбы отличается от других вытянутым телом, длинной плоской головой, сплющенным рылом и отодвинутым назад спинным плавником. Такого расположения плавников нет ни у одной пресноводной рыбы. Чешуя мелкая гладкая. Основной цвет- серо – зелёный с белыми и тёмно- зелёными пятнами и разводами, иногда полосами. Плавники жёлто-серые. Впрочем, окраска этой рыбы- явление непостоянное, она полностью зависит от окружающей среды и может в короткий срок изменится. ( Щука.) Команды дают ответы, получают жетоны. Ученик. Дополнительные сведения. Обитают щуки в пресноводных водоемах. Длина щуки в среднем составляет 1 метр при среднем весе 8 килограмм. Отдельные особи вырастают до 1,8 м и обладают массой тела до 35 кг, причем самки обычно крупнее самцов. Щука — хищная рыба, относится к типу хордовые, классу лучеперые рыбы, отряду щукообразные, семейству щуковые, роду щуки (лат. Esox). Происхождение русского слова “щука” не имеет достоверной доказательной базы. По мнению языковедов, название хищницы произошло от слова “щуплый”. Так стали называть рыбу с вытянутым, обманчиво худым телом. По другой версии, слово “щука” стало производным от общеславянского skeu, означающего “резать, колоть, убивать”.
Ведущий: По величине эта рыба относится к рыбам среднего размера. Рот косой, небольшой. Лоб выпуклый. Спина тёмно - серебристая, покрыта светлыми чешуйками. Хвостовой и спинной плавники тёмные, остальные - ало красные. Встречается в рр. Десна, Навля, и Нерусса ( Язь) Команды дают ответы, получают жетоны. Ученик. Рыба язь является типичным представителем семейства карповых. Язь очень красивая рыба. Средний вес взрослого язя составляет от полутора до двух килограммов при длине тела в сорок-пятьдесят сантиметров, хотя рекордные экземпляры достигают шестикилограммовой отметки. водится преимущественно в реках. Пищу язя составляют личинки насекомых, мелкие моллюски, мотыль, некоторые водоросли. Язь занесён в Красную книгу Брянской области.
Ведущий: Тело удлиненное, червеобразное, голое, покрыто слизью. С каждой стороны головы позади глаз по 7 жаберных отверстий. Имеются только 2 спинных плавника и хвостовой. Рот круглый в виде присасывательной воронки. Окраска тела однотонная серая (у нерестящихся черная спина), брюхо белое.( Украинская минога) Команды дают ответы, получают жетоны.
Ученик: Эта рыба внесена в Красную книгу России. Видовое латинское название дано Львом Семёновичем Бергом в честь его супруги — Марии Ивановой-Берг, посвятившей многие из своих исследований этим древним животным. На территории обл. обитает в основном по малым и средним рекам с песчано-илистым дном, реже встречается в крупных реках — Десне, Ипути и Беседи. В результате исследований 2003 г. расширен перечень рек и их участков, в которых обитает украинская минога. В их числе: р. Нерусса (окр. д. Смелиж), р. Усожа (окр. с. Селечня), р. Навля р. Княжна. В Брянской обл. охраняется в малых реках, протекающих через заповедник «Брянский лес». Ведущий: Внешне эта рыба очень оригинальна. Тело высокое, сжатое с боков. Голова сравнительно невелика, глаза небольшие, но зоркие. Мелкие особи серебристо серые, а крупные - жёлто- бронзовые (Лещ) Команды дают ответы, получают жетоны. Ученик: Лещ – одна из самых распространённых рыб, встречающихся в наших водоёмах. Это крупная и стайная рыба, имеющая промысловое значение. Наиболее крупные лещи обитают в озерах и водохранилищах, в реках редко достигают веса более 4 кг. Кормится здесь в наибольших глубинах на дне, покрытом илом и свободном от водорослей.
Ведущий: Экологическая памятка. Знайте и помните! Территория Брянской области покрыта довольно разветвленной сетью рек. Их 125, общая протяженность составляет 9 тысяч километров. Большее число рек располагается в центре и на востоке области. Это связано с рельефными особенностями местности. Сточные воды являются основным фактором загрязнения водной системы области. Это обусловлено их сильной загрязненностью. При отсутствии единой системы ливневой канализации и сооружений очистки ситуация только усугубляется. Большую роль в загрязнении водных ресурсов играют промышленные предприятия – источники около 60% всех загрязнений. Из-за того что сточные воды практически не проходят очистку перед попаданием в водоемы, в них попадает большое количество загрязнений органического происхождения, взвешенных веществ, а также нефтепродуктов.
Тур «Птицы»
Ведущий: Богат, интересен и разнообразен птичий мир. У каждого его обитателя свои повадки, свой образ жизни. Многие птицы как бы отвечают за санитарное состояние занятых участков, охраняют их от вредителей. Это дятел, поползень, горихвостка, ласточка, кукушка и другие. На территории Брянской области обитает большое количество птиц. Все отряды объединяют около 200 видов птиц, из них свыше 100 видов из отряда воробьиных и других птиц. Ведущий зачитывает описание птицы, учащиеся должны поднять табличку с названием той рыбы, которой соответствует это описание, за быстрый и правильный ответ команда получает жетон. ( Слайд 3)
Ведущий: У этой птицы размеры у самцов и самок сильно отличаются. Самцы достигают 110 см и больше, их крылья имеют размах 1,4 м. Самки намного меньше – на 1/3. Голова самца черноватая. Шея с задней стороны пепельно-серая с пятнами черного цвета, с передней – серо-черная. Окрас спины черноватый с пятнышками серыми и бурыми. Грудь имеет цвет зеленовато-стальной, нижняя его сторона покрыта белыми и чёрными пятнами. Хвост чёрный с пятнами белого цвета, крылья коричневые. Клюв имеет бело-розовый цвет. ( Глухарь) Команды дают ответы, получают жетоны.
Ученик: Глухарь – одна из самых крупных птиц Евразии. Относится к подсемейству тетеревиных. Отличается округленной формой хвоста и выступающими, удлиненными перьями на передней части шеи. Среда обитания глухаря – хвойные леса, реже – смешанные. Практически не встречается птица глухарь в лиственном лесу. Всем интересно, почему глухарь получил такое название. Этому есть простое объяснение. В брачный период самцы становятся слабо восприимчивыми к опасности, теряют чувствительность. То есть практически «оглушены» приливом гормонов. Внесён в Красную Книгу Брянской области как вид, сокращающий в численности
Ведущий: Титул “Птица года” в России избирается ежегодно "Союзом охраны птиц России", начиная с 1996 года. Избранный вид становится символом природоохранной работы, по нему проводятся специальные исследования, распространяются информационные листовки и плакаты, проводятся детские конкурсы рисунков и другие мероприятия. Этот титул может получить не только отдельный вид, но и систематическая группа птиц фауны России, легко узнаваемая любителями и нуждающаяся в помощи человека. При выборе птицы года руководствуются следующими критериями: -птица должна быть распространена на всей территории страны (или большей ее части), -быть узнаваемой. Оставшиеся птицы в своё время становились птицами года.
Крупная птица длиной 55—58 см, с размахом крыльев 145—170 см. Длинные крылья характерно изогнуты в районе запястного сустава. Темно-коричневые пятна покрывают запястные суставы. Мелкие пятнышки в виде ожерелья выделяются в области шеи. Бока птицы украшают бурые полосы, они проходят через глаз и шею начиная от клюва. У нее короткий, низкий и сильновыпуклый клюв черного цвета с длинным и крючкообразным концом. Лапы у этой птицы длинней, чем у других птиц, с изогнутыми и выпуклыми когтями. У птицы наружный палец обладает уникальной особенностью, он вращается в разные стороны. Это позволяет захватывать легко хищной птице рыбу в воде. ( Скопа)
Команды дают ответы, получают жетоны.
Ученик: Птицей 2018 года стала Скопа. (Занесена в Красную книгу РФ). Скопа - красивая хищная птица. Ее контрастный наряд, в котором чередуются черные, белые и палево-бурые тона так необычен и так отличается от окраски остальных пернатых хищников, что систематики помещают ее в отдельный род и даже отдельное семейство (единственный представитель семейства скопиных (Pandionidae). Скопа распространена очень широко. Ее ареал охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Однако во многих местах скопа – редкий вид. Отсутствие достаточной пищевой базы, загрязнение водоемов, беспокойство в гнездовой период и прямое преследование со стороны человека приводят к ее низкой численности. Зимовки скоп, гнездящихся на территории Европейской части России, находятся в основном в Африке.
Ведущий: Эта птица была символом 2001 года. О том, что перед вами эта птица, расскажет его короткий хвост, тело в мелких светлых крапинках и умение бегать по земле. Весной светлый крап больше виден у самок, но к осени, благодаря линьке, этот признак стирается. Клюв умеренно длинный и острый, еле заметно изогнутый книзу: желтый — в брачный сезон, в другие месяцы — черный. (Скворец) Команды дают ответы, получают жетоны.
Ученик: Скворец обыкновенный не вырастает больше 22 см при массе 75 г и размахе крыльев почти 39 см. У него массивный корпус, опирающийся на красновато-коричневые лапки, соразмерная округлая голова и короткий (6-7 см) хвост. Скворец живет везде, кроме Центральной и Южной Америки. Самая трудная жизнь у перелетных скворцов, возвращающихся на родину в начале апреля. Бывает, что в это время вновь выпадает снег, отгоняющий пернатых южнее: те, кто не успел откочевать, попросту гибнут. Первыми прилетают самцы. Их подруги появляются чуть позже, когда потенциальные избранники уже выбрали места для гнездования (в том числе дупла и скворечники), и теперь оттачивают свои вокальные данные, не забывая подраться с соседями.
Ведущий: Это некрупная птица, с длинной тела 25-28 см и весом до 75 г, размах крыльев достигает 50 см, средней длины хвост, небольшую голову с длинным (около 5 см), немного изогнутым, клювом и подвижным раскрывающимся хохолком сверху на макушке. Окрас оперения пестрый и варьируется, в зависимости от видов, от розоватого до светло-коричневого. Крылья и хвост имеют чередующиеся черно-белые полоски. ( Удод) Команды дают ответы, получают жетоны.
Ученик: В 2016 году на ежегодном собрании Союз охраны птиц Российской Федерации выбрал удода птицей года. Удоды активны в дневное время суток и проводят это время в поисках пищи для пропитания себя и своего потомства. Являются птицами моногамными и проживают парами самец-самка всю свою жизнь, сбиваются в небольшие стаи только для перелета на зимовку. В поисках пищи часто спускается на землю и довольно проворно по ней перемещается. Завидя на земле опасность в виде хищников, выпускает вместе с пометом маслянистую жидкость с очень неприятным запахом, тем самым отпугивая от себя охотников. Ученые археологи находили наскальные картинки птицы удод в древних пещерах Персии. В наши дни об охране этого замечательного пернатого на общечеловеческом и государственном уровне мало кто думает, а в то же время их численность сильно сокращается.
Ведущий: Экологическая памятка. Знайте и помните! В заповеднике « Брянский лес» насчитывается 162 вида птиц. Брянский лес – единственное место в Европе, где встречаются все 10 видов европейских дятлов. В Красную книгу Брянской области внесены 26 видов птиц, в том числе 12 видов находится в Красной книге России и 2 вида в списке МСОП. Это чёрный аист, змееяд, серый сорокопут. Более 60 тысяч водоплавающих и околоводных птиц останавливаются на отдых и кормёжку на одном из участков биосферного резервата в заказнике « Будимирская пойма»
Тур «Животные»
В этом туре команды получают кроссворды о животных.
П | |||||||
1 | Р | ||||||
2 | И | ||||||
3 | Р | ||||||
4 | О | ||||||
5 | Д | ||||||
6 | А |
1.Млекопитающее животное из семейства куньих, из волос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир используют как медикаментозное средство. ( Барсук)
2. Подвижный хищник с гибким сильным телом, Окраска меха серовато- коричневая, на груди и горле выделяется большое жёлтое пятно.( Куница)
3.Важный пушной зверь, дающий красивую ,носкую и тёплую шкурку. Окраска меха светлопалевая, лапки тёмного цвета и « тёмная» маска на морде вокруг глаз. Имеет пушистый хвост. Уничтожает грызунов. (Хорёк)
4.Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями , а зимой ветками и древесной корой. ( Лось)
5. Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела достигает свыше 480 кг. На зиму впадает в спячку. Любит мёд и малину. ( Медведь)
6.Парнокопытное млекопитающее животное. Кроме клыков имеет ещё и « Броню» на шее и на грудной клетке (специальная плотная и прочная жироподобная ткань, толщиной в несколько сантиметров). ( Кабан)
Пока команды разгадывают кроссворды, ведущий загадывает загадки болельщикам, которые тоже разделились на две команды: каждая команда болельщиков поддерживает свою команду игроков. За правильные ответы болельщики получают жетоны, которые потом будут учитываться при подведении итогов. Когда команды закончат разгадывать кроссворды, жюри проверят правильность ответов , вручая при этом жетоны
Загадки для болельщиков
Ведущий:
1. Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела.)
2. На ромашку у ворот
Опустился вертолет,
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза.)
3. Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг. (Паук.)
4. В воде она живет,
Нет клюва, а клюет. (Рыба.)
5. Не балует дуб детей,
Одевает без затей.
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Желудь.)
6. В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно.)
7.Очень модный я, в лесу.
На опушке я стою.
Шапка красная в горох.
Как зовут меня , дружок. (Мухомор)
8. На тонкой ножке,
Стоит богатырь под берёзкой.
Сверху шапочкой прикрыт,
Интересно, что за гриб ? (Подберёзовик)
9. Рыжие сестрички,
Под ёлочкой сидят
Из - под листика глядят. (Лисички).
10. Не сижу на троне
И нет у меня короны.
Если ты меня найдёшь.
Непременно заберёшь.
И в лесу я главный гриб,
Потому что.. ..(Боровик или белый гриб).
11. Я, в осиновом лесу,
Тихо молча, я расту.
Красной шапочкой горжусь
Красноголовиком зовусь. (Подосиновик).
12. На полянке под листочком
Разгорелись огонёчки.
Их в кувшинчик соберём
На варенье отнесём. (Земляника)
13. Стоят девчонки
В белых рубашонках.
14. Распустили по привычке
Зелёные косички. (Берёзки)
15. Что за деревце такое
Всё от страха дрожит
Но не куда не бежит. (Осинка)
16. Был в фуражке золотой
Важный он стоял такой
Ну а к вечеру смотрю
Он фуражку снял свою.
И в скафандре стоит
Сейчас в космос улетит. (Одуванчик)
17. Есь в лесу, большая киска.
Но не ест она сосиски.
На ветвях она лежит
Громко рыкает ,мурчит. (Рысь)
18. Я строитель на пруду.
Все деревья я точу.
Строю из них хатки,
Где живут мои ребятки...(Бобр)
Тур «Зелёная аптека»
Ведущий: Богат и разнообразен мир дикорастущих лекарственных растений Брянской области. К лекарственным относятся растения, употребляемые для лечения и профилактики заболеваний человека и животных, для получения препаратов, используемых в медицинской и ветеринарной практике. Ещё наши далёкие предки применяли их целебные свойства, чтобы избавиться от различных заболеваний. Настои, отвары из трав они называли зельями и снадобьями, а тайну их приготовления тщательно скрывали. В разное время отношение к лекарственным растениям менялось: от чрезмерного увлечения до полной потери интереса к ним. На основании изучения лекарственных растений появились книги, которые называли лечебниками и травниками. В этом туре вы познакомитесь с лекарственными растениями родного края и их целебными свойствами.
Ведущий задаёт по пять вопросов каждой команде, за каждый правильный ответ команда получает жетон. Если команда не сможет ответить, право ответа получает командам соперников, и ей в случае успеха вручается дополнительный жетон.
Вопросы к первой команде:
1. В этой ягоде очень много витамина С, а куст на котором оно растёт – с шипами. ( Шиповник.) 2. Из ягод какого растения делают масло? (Облепиха.) 3. Из этих ягод делают «королевское» варенье, отвар успокаивает человека. ( Пустырник) 4. Ранний витамин; применяют при авитаминозах, гастрите, и гепатите, им также полощут волосы. ( Крапива) 5. Красивый цветок, его используют как противовоспалительное средство, на нём ещё гадают. ( Ромашка)
Вопросы второй команде:
1. Один из ранних цветов, который применяют в медицине для повышения аппетита и улучшения пищеварения. Из этого растения делают варенье. ( Одуванчик) 2. Каким растением можно остановить кровь из свежей раны? ( Подорожник) 3. Польза этого растения проявляется в ее антигельминтном действии, что позволяет использовать ее для борьбы с опасными паразитами в ветеринарии и народной медицине. ( Пижма) 4. Приправа; тёртые корни этого растения рекомендуют при радикулите. ( Хрен) 5. Она хороша при простуде, как варенье и в виде настоя из листьев. ( Малина)
Команды дают ответы, получают жетоны.
Ученик: Экологическая памятка. Знайте и помните!
Ещё древние славянские племена широко практиковали лечение травами. Археологами были найдены сосуды с остатками лекарственных растений: валерианы, зверобоя, крапивы, полыни и других. Современной отечественной медициной используются 230 видов лекарственных растений. За последние сто лет деятельность людей поставила под угрозу исчезновения 25 тысяч видов высших растений. Исчезновение только одного вида растений может повлечь за собой исчезновение от10 до 30 видов насекомых. В России на болотистых землях, в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, до 800тысяч тонн черники и брусники. В области имеются двести сорок редчайших представителей флоры, сто из которых обладают лекарственными свойствами. В 1987г. был создан Государственный природный заповедник « Брянский лес». Он расположен в южной части Брянской области в пределах Трубчевского и Суземского районов. Регионально редкие виды, включённые в Красную книгу Брянской области, представлены 84 видами, в том числе в заповеднике насчитывается 56 видов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая игра "Природа Сибири"
В занимательной форме изучается природа Сибири, её богатства, растения, животный мир и красота....
"Природа и экология Кемеровской области"
Презентация в формате .pdf...
Экологическая игра: «Природа или окружающая среда»
Данная экологическая игра знакомит учащихся со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека....
Экологическая игра "Природа и математика"
В данной презентации представлены материалы показывающие межпредметные связи....
Игра по географии: "Природа и экология Кировской области".
Конспект игры по географии: "Природа и экология Кировской области". Данный материал может использоваться на уроке географического краеведения в 8 классе, уроке экологии, а также во внеклассной работе....
МУЗЕЙ ПРИРОДЫ И ЭКОЛОГИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛИЦЕЕ №66 г.ЛИПЕЦКА
27 января 2005 года в экологическом лицее №66 г. Липецка открылся музей природы и экологии Липецкой области.Информация, представленная в нашем музее помогает учащимся лицея лучше освоить материал, пол...
Экологическая игра Крестики-нолики «Тайны Брянского леса» (для учащихся 6 - 8 классов)
Игра «Крестики-нолики» по теме «Тайны Брянского леса» была разработана для учащихся 6-8 классов.Цель: воспитание любви и бережного отношения к лесу, природе, ...