ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья по биологии на тему
На примере урока 5 класса показано использование заданий содержащихся в электронном приложении к учебнику для организации учебной деятельности по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnoe_prilozhenie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опубликовано в сборнике V Международной научно-практической онлайн конференции «Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: проблемы, состояние и перспективы развития».
ФГБОУ ВО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. Герцена
ФГБОУ ВО ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УДК 372.857
Хайбулина К.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
«Академия социального управления», г. Москва, Россия;
karinahi@yandex.ru
Аннотация: в статье рассмотрены особенности структуры и содержания электронного приложения к различным УМК по биологии. На примере урока 5 класса показано использование заданий содержащихся в электронном приложении к учебнику для организации учебной деятельности по биологии.
Ключевые слова: электронное приложение, биология, интерактивные задания, увеличительные приборы.
Аннотация: in the article the peculiarities of the structure and content of the electronic application to a variety of teaching materials for biology. The example of lesson 5 class shows the use of tasks contained in the electronic application to the textbook for the organization of educational activities in biology.
Ключевые слова: electronic application, biology, interactive tasks, magnifiers.
В настоящее время осуществляется массовое внедрение ФГОС Основного Общего Образования в образовательные организации страны. Известно, что Стандарт включает в себя требования одним из которых является информационно - методические условия реализации основной образовательной программы общего образования, которые должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, следовательно предполагает применение средств ИКТ для обучения. Поэтому сегодня проблема организации учебной деятельности обучающихся с использованием ИКТ - инструментов, на уроках и занятиях имеет важное значение для учителя биологии. Следует отметить, что хорошим подспорьем в этой деятельности учителю биологии может послужить электронное приложение к учебнику различных авторских коллективов.
Электронное приложение к учебнику это интерактивное методическое средство обеспечивающее расширение образовательного пространства [3]. Его функция заключается в том, чтобы предоставить возможность формирования предметных и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде и применяется как дополнение к учебнику на печатной основе. В настоящее время электронное приложение к учебнику может включать себя большое количество медиаресурсов в которых содержаться красочные коллекции фоторгафий и рисунков, различные анимации, видеофрагменты, интерактивные схемы и цепочки заданий поддержанных системой медиаобъектов, диагаммы и таблицы, 3-D модели, атлас, определитель, дополнительные текстовые материалы, виртуальные лабораторные и практические работы, проверочные тестовые задания и пр.
В отличие от других средств обучения, электронное приложение позволяет:
- расширить информационно-образовательное пространство;
- выстраивать различные образовательные траектории;
- использовать разные формы организации учебных занятий;
- менять характер деятельности и взаимодействия обучающихся и учителя[1]. В состав электронного приложения входят информационные блоки, соответствующие по содержанию разделам бумажного учебника и разделы (вкладки) дополняющие содержание книги на печатной основе.
Рассмотрим структуру электронного приложения на примере УМК по биологии, выпущенный издательством «Просвещение» авторским коллективом под редакцией В.В. Пасечника «Линия жизни». После запуска приложения на экране появляется изображение обложки учебника (слева) и оглавление, соответствующее оглавлению бумажного учебника (справа). Строка с названием параграфа является кнопкой, обеспечивающей переход к выбранному уроку [4].
На первом и на всех последующих экранах Электронного Приложения в верхней части расположены названия разделов (вкладок): «Уроки», «Каталог», «Экзаменатор», «Практикум», «Атлас» и «Помощь». Ознакомимся с использованием электронного приложения к УМК «Линия жизни» на примере урока в 5 классе по теме: «Увеличительные приборы» относящегося к главе Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и работа в парах
Методы: словесные, наглядные, практические
Цель урока: сформировать у обучающихся представление об увеличительных приборах, используемых для исследования в биологии
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с устройством лупы и светового микроскопа;
- научить обучающихся работать с лупой и световым микроскопом;
- сформировать понятие о клетке и клеточном строении органов[2].
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов, учатся работать с ними; узнают историю создания светового микроскопа и открытия клеточного строения организмов; убеждаются, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.
Метапредметные: обучающиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.
Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы и проведение простейших исследований способствуют формированию у обучающихся мотивации к познанию нового.
Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп.
Перечень оборудования кабинета к уроку: УМК «Линия жизни» 5-6 кл., Электронное приложение, ПК, интерактивная доска, микроскоп, лупа, мякоть плодов томата, арбуза, яблока.
Деятельность обучающихся: знакомство с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы.
Деятельность учителя: строится в соответствии следующей структурой урока.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, создание психологической атмосферы урока, включение обучающихся в деловой ритм урока.
2. Проверка знаний. Заслушивание и обсуждение отчётов обучающихся о выполнении заданий на экскурсии. Проверка знаний о разнообразии живых организмов, их приспособлении к определённым условиям существования, о царствах живой природы и основных отличиях живого от неживого (фронтальная беседа) [2].
3. Мотивация учебной деятельности. Для этого можно использовать Рубрику вы узнаете:
- о строении и химическом составе клетки;
- о жизненно важных процессах, протекающих в клетках;
- об устройстве лупы и светового микроскопа и правилах работы с ними.
И вы научитесь:
- пользоваться лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;
- находить основные части растительной клетки на микропрепаратах и таблицах;
- схематически изображать строение клетки.
4. Актуализация опорных знаний. Для этого можно использовать вопросы из рубрики учебника вспомните. Какие увеличительные приборы вы знаете? Для чего их применяют?
5. Изучение нового материала. На этом этапе урока учителем осуществляется демонстрация увеличительных приборов которая сопровождается рассказом об использовании их в биологических исследованиях (ручной и штативной лупы, микроскопа) для этого возможно использование электронного приложения к учебнику. В оглавлении приложения выбирается параграф «Увеличительные приборы» используя материалы к уроку рисунок (лупы ручная и штативная, световой микроскоп). Объясняется устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
В процессе объяснения учитель упоминает о электронном микроскопе его значении и демонстрирует анимацию «Просмотр препаратов электронным микроскопом. Затем проводится лабораторная работа в парах «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» для этого обучающимся предлагается изучить устройство микроскопа, используя электронное приложение, учитель выводит на интерактивную доску материалы к уроку «Световой микроскоп» обучающимся следует найти: тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты и выяснить, какое значение имеет каждая часть затем осуществляется распознавание и сличение объекта его основных частей на оптическом приборе световой микроскоп, который имеется у каждой пары на парте (и оформляется выполнение лабораторной работы в рабочей тетради).
После этого обучающимся предлагается самостоятельно работая в тех же парах познакомиться с правилами работы с микроскопам используя текст учебника и выполнить задание в рабочей тетради на печатной основе составить алгоритм работы с микроскопом.
Для того, чтобы отработать умение работы с лупой и микроскопом можно использовать в электронном приложении опыт «Работа с лупой и микроскопом», который позволяет установить верную последовательность микропрепарата и отработать порядок действий при работе с микроскопом. Осуществить это возможно в парах применяя мобильный класс ноутбуков. Далее учитель предлагает обучающимся в парах изучить дополнительный материал учебника ознакомиться с текстом о первых микроскопах дополнительный материал учебника и составить его план.
Если позволяет время, то затем учителем проводится лабораторная работа «Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы» работа выполняется в парах и осуществляется по инструктивной карточке учебника, обучающимся предлагается рассмотреть невооруженным глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Учитель акцентирует внимание на вопрос «Что характерно для их строения?» После чего предлагается рассмотреть кусочки мякоти плодов под лупой. Сравнить увиденное с рисунком в учебнике и оформить результаты работы в рабочей тетради.
6. Закрепление материала.
На интерактивную доску выводится электронное приложение и учитель фронтально в форме беседы осуществляет работу в режиме тренажер.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив. Анализ учебной деятельности. Озвучивание результатов обучения.
8. Домашнее задание. Сообщение. Объем и содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
1. Изучить § 6 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Выучить правила работы с микроскопом на с. 24 учебника.
3. Выполнить задание 5 в рабочей тетради.
Таким образом в завершении хочется отметить, что использование электронного приложения в УМК различных авторских коллективах позволяет учителю построить образовательную деятельность, реализуя все требования федерального государственного стандарта.
Литература:
1. Гапонюк З.Г. Электронное приложение к учебнику. «Биология. 5-6 классы». Линии УМК «Линия жизни» // Биология в школе. 2013, №4. С.76-80.
2. В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. Уроки биологии. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2015. -138 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (стандарты второго поколения).
4. Электронное приложение издательство «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное приложение к уроку "Гипотезы о возникновении Земли"
Электронное приложение к уроку природоведения в 5 классе по теме "Гипотезы о возникновении Земли." представляет собой электронный учебник, созданный в виде сайта в программе Microsoft Office FrontPage...
электронное приложение к уроку математики
Урок по теме" Буквенная запись свойств сложения и вычитания". Цели урока: научить записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв, применять свойства сложения и вычитания при выполнении упраж...
Электронное приложение к уроку немецкого языка в 10 классе по теме "Экология"
Электронное приложение к уроку немецкого языка в 10 классе по теме "Экология "....
Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев
Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...
Доклад на тему: "Проведение уроков биологии с использованием электронных приложений"
Проведение уроков биологии с использованием электронных приложений...
Использование электронного приложения к учебнику на уроке изобразительного искусства с целью развития познавательного интереса
Плюсы для учителя и учащихся при использовании электронного приложения на уроке....
Презентация "Подготовка учащихся к ГИА по иностранному языку с использованием электронного приложения «Quizlet»
В презентации представлены возможности электронного приложения Quizlet, использование которого позволяет создать дополнительные условия для отработки языковых и речевых навыков учащихся в рамках подго...