Урок по биологии для 5 класса "Между небом и землей".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Данный урок разработан по учебнику: Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Вектор» / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 128 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

 Цель данного урока: формирова­ние пред­ставлений о наземно -воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнооб­разной по условиям обитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

20. 02. 2015  г. – 5 б класс

Урок: Биология

Тема: Между небом и землёй

Цель урока: формирование представлений о наземно -воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания.

Задачи:

Образовательная - выявить особенности наземно-воздушной среды обитания и приспособления организмов к условиям этой среды;

Развивающая - формировать навыки работы в группе, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, развивать логическое мышление, умения систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательная - формировать у учащихся бережное отношение к природе и живым организмам.

Планируемые результаты:

Личностные - понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Предметные  - формирование представления о многообразии  обитателей наземно-воздушной среды обитания и разнообразии их приспособлений.

Базовые понятия: наземно-воздушная  среда обитания, экологические факторы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования на примере организмов своей местности.

 Структура урока

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация темы  - 3 мин.

3. Актуализация прежних знаний – 10 мин.

4. Целеполагание- 5 мин.

5. Первичное усвоение новых знаний – 18 мин.

6. Физ. Минутка – 1 мин.

7. Применение нового знании – 5 мин.

8. Рефлексия деятельности – 1мин.

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок - 1 мин.

Технологическая карта  урока:

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся. Формирование УУД

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный   момент

- Добрый день ребята. А сейчас давайте посмотрим друг на друга и улыбнѐмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Присаживайтесь на свои места.

Сегодня урок веду у Вас я – зовут меня Татьяна Сергеевна.

Настраиваются на урок

 Умение  соблюдать дисциплину на уроке

2. Актуализация  темы

Урок мы свой начнем о том,
Что вся Земля – наш общий дом.
Наш добрый дом – просторный дом

Мы все с рожденья в нем живем.

Вокруг нас четыре  замечательных дома - четыре среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету организмов.

Ребята, какие 4 среды обитания вы знаете?

(водная, наземно-воздушная, почва, живой организм).

А с какой Вы познакомились на прошлом уроке?

 

Отвечают на поставленные вопросы

Умения давать определения понятиям

Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Умение грамотно отвечать на вопросы

3. Актуализация прежних знаний

Сегодня на уроке вы будите работать на листочках обратной связи, где будите указывать свои баллы, заработанные на уроке. Максимум можно заработать 14 баллов, которые мы переведем в оценки в конце урока. Подпишите листочки.

Плавая в речке или море вы попадаете в водную среду. Это один из богато населённый природный дом.

Давайте вспомним, как организмы приспосабливаются к водной среде.

Соотнесите:  

Органы передвижения

Организмы

Ключ проверки

1 Плавник

А Морж, тюлень

1 – Б

2 Ласт

Б  Рыба, кит, дельфин

2 – А

3Плавательные перепонки

В  Планктон

3 – Г

4 Жгутик, реснички

Г Утка, лягушка, выдра

4 – В

Максимум за работу – 4 балла.

А теперь давайте выполним следующее задание:

Поставить + или – (верны ли утверждения):

1.Среда обитания – это все, что окружает организм, но не влияет на состояние, рост и др. факторы. -

2.Сам организм является компонентом природы. +

3. На нашей планете выделяют 4 среды жизни, существенно отличающиеся друг от друга. +

4.Водная среда обитания была населена позже, чем другие среды. -

5. Водные обитатели дышат всей поверхностью тела и жабрами. +

6. Планктон – представители животных и растений в нижнем слое толщи воды. – 

7. Многие простейшие передвигаются в воде при помощи жгутиков и ресничек. +

8. Приспособленностью к воде является обтекаемая форма тела и плавники. +

9. В холодной воде содержание кислорода выше, чем в теплой. +

Взаимопроверка.

8 - 9  - оценка «5»

7 - 6  - оценка «4»

  5    -  оценка «3»

Слушают учителя и

подписывают листочки

Выполняют задания в тетради

Отмечают в тетради, какие утверждения верные, а какие нет

Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей

Умение проанализировать свою работу

Развития навыков взаимопроверки

Задание написано на слайде

Задание написано на слайде с критериями оценивания

4. Целеполагание

Сегодня мы должны с вами познакомиться с еще одной из сред жизни, а с какой именно мы должны будите сейчас угадать.

( Загадываю загадки про животных).

Он ходит голову подняв,                                                                                                          1. Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,          
А потому, что он …
Ответ ученика:
Жираф

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист
Ответ учащихся:
Дятел

Погляди на молодцов
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки
Ответ учащихся:
Муравьи

Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

                                  Подсолнух

- А как вы думаете, ребята, какая среда служит местом их обитания?

Правильно ребята, они живут на суше и значить тема нашего урока «Наземно-воздушная среда», а мы с вами запишем более красиво нашу тему «Между небом и землей», запишите ее в своих тетрадях.

Вы уже познакомились с водной средой, а теперь какова цель нашего урока, как вы думайте?

Слушают стихотворения и отгадывают, о чем идет речь

Отгадывают загадки

Смотрят презентацию

Отвечают на вопрос учителя

Определяют тему и цель урока

Умение определять тему урока

Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

На слайде представлены изображения жирафа, дятла, муравьев и подсолнух

Тема записана на доске

5. Первичное усвоение новых знаний

Работа в группах

Наземно-воздушная среда имеет разнообразные условия среды: климатические и экологические. А сейчас давайте заполним следующую табличку по водной среде:

Условия жизни

Водная

Наземно-воздушная

Кислород

Зачастую не хватает

Достаточно

Вода

Достаточно

Не всегда достаточно

Изменения температуры

Не значительные

Значительные от полюсов к экватору

Свет

Уменьшается с глубиной

Достаточно

Вот мы и установили, как в наших условиях изменяются важнейшие факторы среды. А теперь, чтобы определить, как живые организмы приспосабливаются к этим условиям, мы поработаем в группах.

Каждый в группе за работу получает 1 балл + дополнительные баллы за ответы.

Время – 5 мин, следите за временем.

Группа 1. Задание: Выбрать утверждения, которые характеризуют приспособления зайца - беляка к низким температурам? 

1. Мех становиться густым;

2. Мех не изменяется на протяжении всего года;

3. Изменяется окраска шерсти;

4. Впадают в спячку;

5. Устраивают логовища в снегу;

6. Запасание жира.

Группа 2. Вставить пропуски в предложениях. Тополь при наступлении холодов ……листья. Это явление называется…….. Семена у тополя представлены пучками волосков (тополиный пух) для……..  ветром.

Группа 3. Задание: Исправьте ошибку в выделенном слове и вставьте пропущенные слова.

Перелетные птицы улетают на север,  а те, что зимуют дома — прилетают на корм к человеку и все учащиеся нашей школы развешивают…..Птицы гибнут не от холода, а от…..

Группа 4. Задние: Верны ли следующие утверждения: У кактуса для приспособления к недостатку влаги:

1. Плохо развита корневая система;

2. Хорошо развита корневая система;

3.Видоизмененные листья в колючки;

4.Мощный стебель, накапливающий воду в период дождей;

5. Кактус растет в пустыне.

Группа 5. Решить проблемную ситуацию. Ваше мнение, как верблюды приспосабливаются к нехватке воды в пустыне, как спасаются от перегрева? Поможет Вам текст учебника на стр. 85 (от перегрева - густая шерсть, горб с жиром).

Группа 6. Задание: соотнести способ передвижения организмов в наземно-воздушной среде и представителей

Способы передвижения

Представители

Бегающие

Страус, гепард, зебра

Прыгающие

Кенгуру, тушканчик

Летающие

Насекомые, птицы, летучие мыши

Ползающие

Гусеница, змеи

Ходящие:                                                                       - стопоходящие                                                        - пальцеходящие                                                           - копытные

                                                                                 Человек, медведь                                              Кошка, собака                                                 Корова, лошадь    

После окончания работы, презентация работы группы.

Итог: много животных и растений на суше, приспосабливаются к разным условиям, мы с вами это рассмотрели на конкретных примерах.

Подсчитываем баллы за урок.

Заполняют таблицу

Выполняют самостоятельно задание с описанием приспособлений животного к определенному условию

Представители группы презентуют выполнение задания устно

Представители группы презентуют выполнение задания устно

Обсуждение работы групп

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самоанализа.

Умение работать в составе творческих групп.

Эстетическое восприятие природы.

Стремление к справедливому оцениванию.

Умение  применять полученные на уроке знания на практике.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Эстетическое восприятие природы.

Один ученик выходит к доске и заполняет таблицу с помощью рисунков

Раздаются   дидактические карточки с заданием

Задания с картинками показаны на слайде всему классу

Задания с картинками показаны на слайде всему классу

6. Физ. минутка.

Физминутка 

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

Учащиеся под музыкальное сопровождение выполняют разнообразные движения.

7. Применение нового знания.

Представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, должны сразу предупредить гостей?

Какие приспособления встречаются у животных и растений при нехватке или избытке воды?

Слушают учителя и предлагают свои ответы

Умения выделить главное, устанавливать причинно-следственные связи

8. Рефлексия деятельности.

  Вопрос  для рефлексии:

Мне было интересно …

  Мы сегодня разобрались в…

Я сегодня понял, что…

  Мне было трудно…

   Завтра я хочу на уроке…

Отвечают на вопрос устно

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Д.З. по выбору:

 - ответить на вопросы к параграфу

 - стр. 87 таблица (животные нашей местности)

 

Записывают домашнее задание в тетрадь

Умение организовать выполнение заданий учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

На нашей планете существуют 4 среды обитания: Водная Наземно-Воздушная Почвенная Организменная

Слайд 3

Актуализация прежних знаний Органы передвижения Организмы Ключ проверки 1. Плавник А. Морж, тюлень 1. - Б 2. Ласт Б. Рыба, кит, дельфин 2. - А 3. Плавательные перепонки В. Планктон 3. - Г 4. Жгутик, реснички Г.Утка, лягушка, выдра 4. - В

Слайд 4

Верны ли утверждения (+ или -) 1.Среда обитания – это все, что окружает организм, но не влияет на состояние, рост и др. факторы. 2.Сам организм является компонентом природы. 3. На нашей планете выделяют 4 среды жизни, существенно отличающиеся друг от друга. 4.Водная среда обитания была населена позже, чем другие среды. 5. Водные обитатели дышат всей поверхностью тела и жабрами. 6. Планктон – представители животных и растений в нижнем слое толщи воды. 7. Многие простейшие передвигаются в воде при помощи жгутиков и ресничек. 8. Приспособленностью к воде является обтекаемая форма тела и плавники. 9. В холодной воде содержание кислорода выше, чем в теплой.

Слайд 5

Ключ к заданию: 2,3,5,7,8,9 + 1,4,6 – Критерии оценивания: 1-2 ошибки - оценка «5» 3-4 ошибки - оценка «4» 5 ошибок - оценка «3»

Слайд 6

Загадки: Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … 2. В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист. 3. Погляди на молодцов Веселы и бойки, Волокут со всех концов Материал для стройки. 4.Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов.

Слайд 8

Между небом и землёй

Слайд 9

Цели урока: формирование преставлений о наземно -воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания. - выявление особенностей наземно-воздушной среды обитания и приспособления организмов к условиям этой среды.

Слайд 10

Работа в группах Группа 1. Задание: Выбрать утверждения, которые характеризуют приспособления зайца - беляка к низким температурам? 1. Мех становиться густым; 2. Мех не изменяется на протяжении всего года; 3. Изменяется окраска шерсти; 4. Впадают в спячку; 5. Устраивают логовища в снегу; 6. Запасание жира.

Слайд 11

Работа в группах Группа 2. Задание: вставить пропуски в предложениях. Тополь при наступлении холодов ……листья. Это явление называется…….. Семена у тополя представлены пучками волосков (тополиный пух) для…………ветром.

Слайд 12

Работа в группах Группа 3. Задание: исправьте ошибку в выделенном слове и вставьте пропущенные слова. Перелетные птицы улетают на север , а те, что зимуют дома — прилетают на корм к человеку и все учащиеся нашей школы развешивают…..Птицы гибнут не от холода, а от…..

Слайд 13

Работа в группах Группа 4. Задние: Верны ли следующие утверждения: У кактуса для приспособления к недостатку влаги: 1. Плохо развита корневая система; 2. Хорошо развита корневая система; 3.Видоизмененные листья в колючки; 4.Мощный стебель, накапливающий воду в период дождей; 5. Кактус растет в пустыне.

Слайд 14

Работа в группах Группа 5. Задание: решить проблемную ситуацию. Ваше мнение, как верблюды приспосабливаются к нехватке воды в пустыне, как спасаются от перегрева? Поможет Вам текст учебника на стр. 85

Слайд 15

Работа в группах Группа 6. Задание: соотнести способ передвижения организмов в наземно-воздушной среде и представителей . Способы передвижения Представители Бегающие Гусеница, змеи Прыгающие Насекомые, птицы, летучие мыши Летающие Кенгуру, тушканчик Ползающие Страус, гепард, зебра Ходящие: - стопоходящие - пальцеходящие - копытные Корова, лошадь Человек, медведь Кошка, собака

Слайд 16

Вопрос для рефлексии: Мне было интересно … Мы сегодня разобрались в… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…

Слайд 17

Домашнее задание по выбору: таблица на стр. 87 (животные и растения нашей местности); доклад о любом животном нашей местности.

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

Интегрированный урок по биологии, географии и химии на тему: «Вода-основа жизни на Земле»

Цель данного урока: показать проявление общих закономерностей природы с точки зрения биологии, географии и химии....

Раздел «Пейзаж» Тема «Живописная связь неба и земли».

Цель: Научить создавать  контрастный  цветовой образ объектов и явлений природы....

Виртуальная экскурсия "Небо на земле"

Символы православной церкви, таинство Евхористия, правила поведения в храме....

тестирование по теме Растение-посредник между небом и землей.

Тест предназначен для закрепления или проверки знаний. соответсвует учебнику биологии для 6 класа под редакцией...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Природные зоны Земли"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Природные зоны Земли"...

Учебное занятие по предмету "Окружающий природный мир" по теме "Небо и земля. Узнавание, сравнение", 3 год обучения

Практико-ориентированный семинар ресурсного  центра МОУ "С(К)ОШ № 15" "Организация работы с обучающимися с  множественными нарушениями развития"...