разработка урока по биологии "Организменная среда жизни" 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Богомолова Тамара Вениаминовна

Методика разработки урока соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizmennaya_sreda_shizni.rar99.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 10                                                                                                13.11.2018

Учитель: Богомолова Тамара Вениаминовна,

МБОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым

Тема урока: Организменная среда жизни 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений об организменной среде жизни, её условиях.

Планируемые результаты

Предметные: углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;

раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Метапредметные:

  • Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
  • Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. 
  • Коммуникативные: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;  

Метод обучения - частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника

 Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация, карточки с заданиями.

УМК: Биология. Живой организм. 5 – 6 классы:  Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на эл. носителе /Л. Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 143, [1] с.  

 Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно - деятельностный подход.


Содержание и ход урока.

I. Организационный этап.

II Актуализация знаний

- Что такое среда обитания?

- Назовите среды обитания для каждого из организмов. Слайд 2,3

   (на экране картинки с животными)

- Назовите известные вам среды обитания.

   Тесты: 2 варианта заданий разного уровня. Самопроверка. Слайд 7

3.Работа над новым материалом

3.1.Мотивация (на  формулировку темы и задачи урока)  

Загадки

Маленькая, горбатенькая,
Скачет, несётся,
В руки не даётся.

У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть —
Никогда не счесть.

Этот маленький злодей
Зверя грозного страшней.
На ветвях, в лесу живет.
Не росу, а кровь он пьет.
Настоящий паразит,
И несет энцефалит.
Облик страшен и зловещ!
Берегитесь! Это – (клещ).

Послушайте стих

«Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той – блошинка-крошка,

В блошинку же вонзает зуб сердито

Блошиночка … и так ad infinitum (до бесконечности, без конца)».

О каком явлении написал Джонатан Свифт?  Слайд 8

- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, клещи? 

- Что вам известно об этой среде обитания?

- Сформулируйте тему и  задачи урока (запись темы урока в тетрадях)

Тема урока.  Организменная среда жизни. Слайд 9

Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ.  

  1. Основные особенности среды. Слайд 10
  2. Обитатели.
  3. Приспособленность организмов в данной среде.

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. 

Средой жизни является тело живого организма.

- Каковы же особенности данной среды обитания?

3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) 

1. Прочитайте статью в учебнике на с.28

2. Запишите в тетради «Условия обитания организменной среды жизни» слайд 12

     1. Нет света  

     2. Мало или нет кислорода

     3. Постоянная температура

     4. Постоянная влажность

     5. Обилие пищи

Беседа: Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?  

     Относительно постоянные температура и влажность, обилие пищи

  1. Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).

(Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  слайд 13

-  Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их

 приспособления к жизни в данной среде.

Среди обитателей организменной среды можно выделить две группы: слайд 14 - 16

  1.  Организмы-паразиты обитающие внутри организма

  2.  Организмы-паразиты обитающие снаружи организма 

ПАРАЗИТ – это организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину.

 - Для того, чтобы подробнее познакомиться с организмами, которые ведут паразитический образ жизни  и их приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам.     Карточки с заданиями.                          

  1. ряд - организмы-паразиты животные (внешние)

2    ряд  - организмы-паразиты животные (внутренние)

      3    ряд   - организмы-паразиты растения

- Для работы используйте учебник - стр.28-29.

5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).

Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов,

дополняется учителем (Самооценка и взаимооценка)

Слайд 15                                                       Животные

Слайд 16  фото                            Внешние                             Внутренние

                                                       Вошь, блоха,                    чесоточный зудень,

                                                       клещи, клопы                  черви-паразиты

Слайд      17                                                                         (аскарида, острицы, цепни)

Вошь (длина тела 1-5 мм) имеет колюще-сосущий ротовой аппарат, есть крючки, помогают держаться на коже. Цепкие лапки. Тело плоское. Бескрылые. Питается кровью. Переносит сыпной тиф.

Блоха (длина тела 1-6 мм).  Тело сжато с боков, приспособлено к быстрому передвижению в волосяном и перьевом покровах животных-хозяев. Бескрылые. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Хорошо прыгают. Переносят чуму, крысиный сыпной тиф.

Клещ имеет мелкие размеры (1 мм).  Ротовой аппарат имеет хоботок, с помощью которого высасывает сок у растений или кровь у животных. Лапки цепкие, помогают удерживаться на коже и волосах.

Особенно опасен иксодовый клещ, который вызывает болезнь энцефалит.

Чесоточный зудень – это тоже клещ. Вызывает заболевание чесотка. Самка в коже откладывает яйца, личинки в коже проделывают ходы.

Комары  (длина тела 2-6 мм) имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. Но кровью питается только самка, да  и то в период созревания яиц. Среди комаров есть виды, передающие опасные болезни (малярию, энцефалит).

Клопы имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. Постельный клоп – кровопийца. Паразитирует на грызунах, летучих мышах, ласточках. Может голодать несколько месяцев.

Слайд   18 - 19               Ленточные черви

                   Приспособления к паразитическому образу жизни

- Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки

- Наблюдается упрощение строения

- Отсутствуют органы передвижения и органы чувств

- У многих нет дыхательной и пищеварительной систем

- Очень плодовиты, что повышает шансы на оставление потомства

Слайд 20                 Растения-паразиты

Слайд   21              Повилика

Слайд    22              Заразиха

Слайд    23-24             Раффлезия

         Приспособления растений к паразитическому образу жизни:

- Присоски

- Образуют огромное количество семян

Слайд   26      Обобщенная схема            Организмы-паразиты

                                                         Животные                          Растения

                        Внешние                        Внутренние

                        паразиты                      паразиты   

Меры профилактики заражения паразитами слайды 27 - 29

 

  1. Применение новых знаний

6.1.  Работа в тетради. Записать приспособления паразитов (карточка с таблицей)  

                           

Приспособления

у паразитов животных

Приспособления

у паразитов растений

- органы прикрепления присоски, крючки

- нет органов передвижения и органов чувств

- у многих нет дыхательной и пищеварительной систем

- очень плодовиты

- Присоски

- Образуют огромное количество семян

  7. Информации о домашнем задании (слайд 31)

§ 9, с.28-29, повторить § 5 - 8

Творческое  задание

  • Приготовить сообщение или  презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилища  или убежища»

8. Рефлексия. Обсуждение оценок    (слайд 30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны"

На уроке учащиеся познакомятся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнают виды волн, в чем их отличие друг от друга; будут приведены примеры волновых явлений в природе, п...

Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".

При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....

Разработка урока английского языка в 10 классе по теме: " Сохранение окружающей среды"

Обобщающий урок по теме" Окружающая среда", основан на лексике учебника английского языка " Английский в фокусе"(модуль 4)....