разработка урока по биологии "Организменная среда жизни" 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Методика разработки урока соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizmennaya_sreda_shizni.rar | 99.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 10 13.11.2018
Учитель: Богомолова Тамара Вениаминовна,
МБОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым
Тема урока: Организменная среда жизни 5 класс
Тип урока: комбинированный.
Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений об организменной среде жизни, её условиях.
Планируемые результаты
Предметные: углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;
раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
Метапредметные:
- Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
- Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
- Коммуникативные: умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;
Метод обучения - частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
Форма организации урока: беседа, работа с текстом учебника
Средства обучения: компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация, карточки с заданиями.
УМК: Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на эл. носителе /Л. Н. Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 143, [1] с.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно - деятельностный подход.
Содержание и ход урока.
I. Организационный этап.
II Актуализация знаний
- Что такое среда обитания?
- Назовите среды обитания для каждого из организмов. Слайд 2,3
(на экране картинки с животными)
- Назовите известные вам среды обитания.
Тесты: 2 варианта заданий разного уровня. Самопроверка. Слайд 7
3.Работа над новым материалом
3.1.Мотивация (на формулировку темы и задачи урока)
Загадки
Маленькая, горбатенькая,
Скачет, несётся,
В руки не даётся.
У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть —
Никогда не счесть.
Этот маленький злодей
Зверя грозного страшней.
На ветвях, в лесу живет.
Не росу, а кровь он пьет.
Настоящий паразит,
И несет энцефалит.
Облик страшен и зловещ!
Берегитесь! Это – (клещ).
Послушайте стих
«Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку же вонзает зуб сердито
Блошиночка … и так ad infinitum (до бесконечности, без конца)».
О каком явлении написал Джонатан Свифт? Слайд 8
- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, клещи?
- Что вам известно об этой среде обитания?
- Сформулируйте тему и задачи урока (запись темы урока в тетрадях)
Тема урока. Организменная среда жизни. Слайд 9
Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ.
- Основные особенности среды. Слайд 10
- Обитатели.
- Приспособленность организмов в данной среде.
Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы.
Средой жизни является тело живого организма.
- Каковы же особенности данной среды обитания?
3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой)
1. Прочитайте статью в учебнике на с.28
2. Запишите в тетради «Условия обитания организменной среды жизни» слайд 12
1. Нет света
2. Мало или нет кислорода
3. Постоянная температура
4. Постоянная влажность
5. Обилие пищи
Беседа: Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?
Относительно постоянные температура и влажность, обилие пищи
- Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).
(Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА слайд 13
- Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их
приспособления к жизни в данной среде.
Среди обитателей организменной среды можно выделить две группы: слайд 14 - 16
1. Организмы-паразиты обитающие внутри организма
2. Организмы-паразиты обитающие снаружи организма
ПАРАЗИТ – это организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину.
- Для того, чтобы подробнее познакомиться с организмами, которые ведут паразитический образ жизни и их приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам. Карточки с заданиями.
- ряд - организмы-паразиты животные (внешние)
2 ряд - организмы-паразиты животные (внутренние)
3 ряд - организмы-паразиты растения
- Для работы используйте учебник - стр.28-29.
5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).
Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов,
дополняется учителем (Самооценка и взаимооценка)
Слайд 15 Животные
Слайд 16 фото Внешние Внутренние
Вошь, блоха, чесоточный зудень,
клещи, клопы черви-паразиты
Слайд 17 (аскарида, острицы, цепни)
Вошь (длина тела 1-5 мм) имеет колюще-сосущий ротовой аппарат, есть крючки, помогают держаться на коже. Цепкие лапки. Тело плоское. Бескрылые. Питается кровью. Переносит сыпной тиф.
Блоха (длина тела 1-6 мм). Тело сжато с боков, приспособлено к быстрому передвижению в волосяном и перьевом покровах животных-хозяев. Бескрылые. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Хорошо прыгают. Переносят чуму, крысиный сыпной тиф.
Клещ имеет мелкие размеры (1 мм). Ротовой аппарат имеет хоботок, с помощью которого высасывает сок у растений или кровь у животных. Лапки цепкие, помогают удерживаться на коже и волосах.
Особенно опасен иксодовый клещ, который вызывает болезнь энцефалит.
Чесоточный зудень – это тоже клещ. Вызывает заболевание чесотка. Самка в коже откладывает яйца, личинки в коже проделывают ходы.
Комары (длина тела 2-6 мм) имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. Но кровью питается только самка, да и то в период созревания яиц. Среди комаров есть виды, передающие опасные болезни (малярию, энцефалит).
Клопы имеют колюще-сосущий ротовой аппарат. Постельный клоп – кровопийца. Паразитирует на грызунах, летучих мышах, ласточках. Может голодать несколько месяцев.
Слайд 18 - 19 Ленточные черви
Приспособления к паразитическому образу жизни
- Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки
- Наблюдается упрощение строения
- Отсутствуют органы передвижения и органы чувств
- У многих нет дыхательной и пищеварительной систем
- Очень плодовиты, что повышает шансы на оставление потомства
Слайд 20 Растения-паразиты
Слайд 21 Повилика
Слайд 22 Заразиха
Слайд 23-24 Раффлезия
Приспособления растений к паразитическому образу жизни:
- Присоски
- Образуют огромное количество семян
Слайд 26 Обобщенная схема Организмы-паразиты
Животные Растения
Внешние Внутренние
паразиты паразиты
Меры профилактики заражения паразитами слайды 27 - 29
- Применение новых знаний
6.1. Работа в тетради. Записать приспособления паразитов (карточка с таблицей)
Приспособления у паразитов животных | Приспособления у паразитов растений |
- органы прикрепления присоски, крючки - нет органов передвижения и органов чувств - у многих нет дыхательной и пищеварительной систем - очень плодовиты | - Присоски - Образуют огромное количество семян |
7. Информации о домашнем задании (слайд 31)
§ 9, с.28-29, повторить § 5 - 8
Творческое задание
- Приготовить сообщение или презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилища или убежища»
8. Рефлексия. Обсуждение оценок (слайд 30)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...
разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны"
На уроке учащиеся познакомятся с механизмом образования волны, основным свойством бегущей волны. Узнают виды волн, в чем их отличие друг от друга; будут приведены примеры волновых явлений в природе, п...
Методическая разработка урока биологии в 5 -х классах по теме "Среды обитания".
При создании разработки урока использовались здоровьесберегающие технологии. Урок отвечает требованиям ФГОС 2-го поколения....
Разработка урока английского языка в 10 классе по теме: " Сохранение окружающей среды"
Обобщающий урок по теме" Окружающая среда", основан на лексике учебника английского языка " Английский в фокусе"(модуль 4)....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе «Три среды обитания» в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект урока "Три среды обитания"...