Исследовательская деятельность учащихся.
учебно-методический материал по теме

В презентации рассмотрены вопросы исследовательской деятельности учащихся. Определяется важность исследовательской деятельности учащихся, которая  стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.ppt334 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность учащихся

Слайд 2

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов исследовательской деятельности.

Слайд 3

Важность исследовательской деятельности У выпускника современной школы при помощи использования инновационных педагогических средств и методов должны быть сформированы общеучебные умения и навыки как основа учебной деятельности. Особое место занимает исследовательская деятельность учащихся . Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Слайд 4

Исследовательская деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Проведения учебных исследований может быть как особое направление внеклассной или внешкольной работы. Она тесно связана с учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний. Важность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть результат своей деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов. Важность исследовательской деятельности

Слайд 5

При включении учащихся в такие этапы исследовательской деятельности как поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками, составление плана, наблюдение, систематизация собранного материала. Ребёнок обдумывает, рассуждает, доказывает, делает выводы. Для этого требуется самостоятельная умственная деятельность школьников. Сами учащиеся используют разнообразные источники: текст учебника, дополнительную литературу, периодическую печать, документы, ресурсы Интернета. Очень важно при этом, что новые знания добываются не для сведений, а для решения проблемы, что вырабатывает умения и навыки самостоятельного научного поиска, включает его творческое мышление, формирует всесторонне развитую личность. Важность исследовательской деятельности

Слайд 6

Формы организации исследовательской деятельности учащихся Элементы исследования в рамках учебных предметов Предметы в рамках базисного компонента Элективные курсы – школьный компонент Группы дополнительного образования Экскурсия Интегрированная программа общего и дополнительного образования Поход или экспедиция Конференция или конкурс Клуб или молодежное объединение

Слайд 7

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы: Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Слайд 8

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы: Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования. Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.

Слайд 9

Основные этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы: 1. Подготовительный этап: 1.Выбор примерной темы (заглавия) работы, которая задает направление исследования. Тема окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Она отражает суть выполненной работы. 2.Определение цели работы . Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно. 3.Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы. Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. 4.Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.

Слайд 10

2. Основной этап: 1.Поиск и изучение литературы по теме исследования . Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. 2.Формирование главы: «Обзор литературы». Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. 3.Выбор методов исследования. Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов. 4.Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы. Основные этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы:

Слайд 11

Основные этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы: 5.Подготовка отчета о проделанной работе содержит следующие разделы: - введение с целью работы, - обзор литературы, - материалы и методы исследования, - результаты и их обсуждение, - выводы список использованной литературы. 6.Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы. 7.Подготовка работы к презентации определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.

Слайд 12

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований, требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются безусловно главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях.

Слайд 13

Литература 1. Лисова К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников [Текст]//Воспитание школьников.- 2011. № 2.-С. 40 – 45 2. Сергеев В. И. Особенности организации и содержания научно- исследовательской деятельности [Текст]/ В. И Сергеев. М. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....