Исследовательская деятельность учащихся.
учебно-методический материал по теме
В презентации рассмотрены вопросы исследовательской деятельности учащихся. Определяется важность исследовательской деятельности учащихся, которая стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya.ppt | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением и предполагающая наличие основных этапов исследовательской деятельности.
Важность исследовательской деятельности У выпускника современной школы при помощи использования инновационных педагогических средств и методов должны быть сформированы общеучебные умения и навыки как основа учебной деятельности. Особое место занимает исследовательская деятельность учащихся . Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Исследовательская деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Проведения учебных исследований может быть как особое направление внеклассной или внешкольной работы. Она тесно связана с учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний. Важность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть результат своей деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов. Важность исследовательской деятельности
При включении учащихся в такие этапы исследовательской деятельности как поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками, составление плана, наблюдение, систематизация собранного материала. Ребёнок обдумывает, рассуждает, доказывает, делает выводы. Для этого требуется самостоятельная умственная деятельность школьников. Сами учащиеся используют разнообразные источники: текст учебника, дополнительную литературу, периодическую печать, документы, ресурсы Интернета. Очень важно при этом, что новые знания добываются не для сведений, а для решения проблемы, что вырабатывает умения и навыки самостоятельного научного поиска, включает его творческое мышление, формирует всесторонне развитую личность. Важность исследовательской деятельности
Формы организации исследовательской деятельности учащихся Элементы исследования в рамках учебных предметов Предметы в рамках базисного компонента Элективные курсы – школьный компонент Группы дополнительного образования Экскурсия Интегрированная программа общего и дополнительного образования Поход или экспедиция Конференция или конкурс Клуб или молодежное объединение
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы: Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы: Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования. Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.
Основные этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы: 1. Подготовительный этап: 1.Выбор примерной темы (заглавия) работы, которая задает направление исследования. Тема окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Она отражает суть выполненной работы. 2.Определение цели работы . Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно. 3.Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы. Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. 4.Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.
2. Основной этап: 1.Поиск и изучение литературы по теме исследования . Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. 2.Формирование главы: «Обзор литературы». Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники. 3.Выбор методов исследования. Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов. 4.Выполнение собственных исследований. Анализ полученных результатов. Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д. Сравнение полученных результатов с литературными данными. Определение достоверности полученных результатов. Определение направлений дальнейшей работы. Основные этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы:
Основные этапы выполнения индивидуальной исследовательской работы: 5.Подготовка отчета о проделанной работе содержит следующие разделы: - введение с целью работы, - обзор литературы, - материалы и методы исследования, - результаты и их обсуждение, - выводы список использованной литературы. 6.Выводы – строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. Отвечают на вопрос, сформулированный в цели работы. 7.Подготовка работы к презентации определяется требованиями конференции или издания, где планируется представлять работу.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований, требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются безусловно главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях.
Литература 1. Лисова К.Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников [Текст]//Воспитание школьников.- 2011. № 2.-С. 40 – 45 2. Сергеев В. И. Особенности организации и содержания научно- исследовательской деятельности [Текст]/ В. И Сергеев. М. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
- Мне нравится (1)