Программа внеурочной деятельности по теме: «Человек и его чувства»
элективный курс по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_ego_chuvstva.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ №5
___________/Мельникова Е.А./ ________ / Буренкова Д. М.
Программа внеурочной деятельности
по теме:
«Человек и его чувства»
Для среднего школьного возраста
Срок реализации: 1 год
Разработала: учитель биологии
высшей категории
Харькова Г.М.
г. Усть-Катав
2016г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта и построена с учётом логики учебного процесса, преемственности начального и основного общего образования, благодаря которым у школьников формируются и развиваются универсальные учебные действия. Программа направлена на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов обучения биологии.
Организм человека предлагает безграничное поле для исследований, однако охватить все сразу невозможно. В данном курсе рассматривается как устроены и работают органы чувств. Юные естествоиспытатели узнают: что такое звуковой удар, как устроен глаз и как работают другие органы чувств.
Программа предназначена для обучения детей 3-4 классов. Количество времени, отводимое на освоение программы, — 35 ч в год. Занятия проводятся в разнообразных формах — практические занятия, опыты, наблюдения, создание и защита проектов.
Цель программы —способствовать развитию логического мышления, познавательных навыков, проявлению любознательности и интереса к науке о человеке, развитие морально-этической ориентации как компонента биологического образования средствами проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи программы:
- Дать возможность погрузиться в мир науки.
- Научить проводить первые опыты и экспериментальным путем познавать азы науки.
- Сформировать понятие о строение глаза, что такое звуковой удар и как работают органы чувств.
- Проводить научно-познавательные эксперименты, связанные с физиологией человека, которые непременно пригодятся в жизни.
Курс призван сформировать целесообразное поведение школьников, ориентированное на здоровый образ жизни, и умение транслировать полученные знания и навыки окружающим, применять свои знания и навыки в повседневной деятельности.
знакомит учащихся с особенностями строения органов чувств и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них.
Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний.
Содержание программы
Программа состоит из пяти блоков.
1.Орган зрения ( 5ч). Обучающиеся знакомятся со строением глаза, с понятиями близорукость, дальнозоркость, астигматизм. При изучении данного раздела учащиеся
проводят опыты, связанные с работой органа зрения; изготавливают камеру- обскура.
2. Органы слуха( 5ч ) Обучающиеся изучают строение и работу органа слуха, проводят опыты, определяют скорость звука ,создают «Музыку воды»,изготавливают телефон, исследуют звуки и их влияние.
3. Чувство осязания (5 ч). Обучающиеся узнают, чем осязание отличается от других органов чувств. Опытным путём проверяют чувствительность, изучают шрифт Брайля, собирают пазлы и играют с закрытыми глазами.
4. Обоняние ( 5 ч). Обучающиеся знакомятся с работой обоняния и его значением в жизни человека, учатся определять основные группы запахов с помощью опытов, изготавливают зловонную трубу, учатся уничтожать неприятные запахи, узнают о парфюмерии и проводят простейшие опыты.
5. Орган вкуса ( 5 ч). Обучающиеся изучают работу органа вкуса(язык) и проводят опыты по распознаванию различных вкусов.
Создание мини-проектов о строении и работе органов чувств.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- Сформированность целостного мировоззрения, ;
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами :
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Результатом освоения программы являются следующие компоненты универсальных учебных действий.
Познавательный компонент — знание основ физиологии органов чувств человека,
целесообразного поведения, значения сохранения органов чувств в жизни человека.Регулятивный компонент — умение правильно pacпознавать органы чувств, понимать особенности ихстроения.
Коммуникативный компонент — умение транслировать, а при необходимости и отстаивать, аргументируя и подтверждая фактами, свою точку зрения; организовывать взаимодействие в семье, слушать педагогов и родителей, принимать другую точку зрения в случае личного заблуждения; быть открытым к получению научной информации и диалогу по любым аспектам.
• Деятельностный компонент — обладание опытом наблюдения , умение работать с лабораторным оборудованием, обладание опытом проводить эксперименты, составление презентации мини-проектов.
Тематическое планирование
1.Орган зрения ( 5ч).
- Как устроен глаз. Таблица Снеллена. – 1ч.
- Прибор для измерения зрения. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. – 1ч.
- Изготовление камеры- обскура. – 1ч.
- Бинокулрное зрение.- 1ч.
- Плавающие пальцы и прыгающие изображения.- 1ч.
2. Органы слуха( 5ч )
- Как мы слышим. – 1ч.
- Что такое звуковые волны? – 1ч.
- Музыка воды. – 1ч.
- Сделаем телефон. – 1ч.
- Угадай звук. -1ч.
3. Чувство осязания (5 ч).
- Работа осязания. – 1ч.
- Проверь чувствительность.- 2ч.
- Шрифт Брайля. – 1ч.
- Пазлы и игры. – 1ч.
4. Обоняние ( 5 ч).
- Орган обоняния. -1ч.
- Распознаём запахи. – 1 ч.
- Зловонная бомба. Уничтожаем неприятные запахи.- 1ч.
- О парфюмерии- 2ч.
5. Орган вкуса ( 5 ч).
- Работа органа вкуса.- 1ч.
- Распознаем вкусы.- 2ч.
- Мини- проекты.- 2ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- строение органов чувств;
- распознавать по функциям органы чувств;
- описывать процессы, протекающие в организме человека;
- правила гигиены органов чувств.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;
• проводить опыты;
• составлять план простейшего исследования;
• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку
• изготавливать простейшее оборудование для опытов.
Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | ||||||||
Печатные пособия | Внеурочная работа по биологии/ Сост.С.М. Курганский.-М.:«ВАКО», 2015 | 1 | ||||||||
Материальное обеспечение | Лаборатория "Человек и его чувства," Издательство: Степ Пазл, 2014 г | 1 | ||||||||
|
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру
Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...
Тест по теме "Нервная система. Органы чувств"
Тест по теме "Нервная система. Органы чувств" с выбором ответа создан в программе Exsel....
урок музыки в 5 классе по теме "Романс. Мир человеческих чувств"
Урок музыки в 5 классе по теме"Романс. Мир человеческих чувств". По программе В.В. Алеева...
5 кл., занятие по теме: "Учимся говорить о чувствах"
Занятие-тренинг для подростков....
«Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С. А. Есенина».
Анализ стихотворений С. А. Есенина. Авторское стихотворение учителя....