Программа внеурочной деятельности по теме: «Человек и его чувства»
элективный курс по биологии (5 класс) на тему

Харькова Галина Михайловна
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта и построена с учётом логики учебного процесса, преемственности начального и основного общего образования, благодаря которым у школьников формируются и развиваются универсальные учебные действия. Программа направлена на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов обучения биологии. Организм человека предлагает безграничное поле для исследований, однако охватить все сразу невозможно. В данном курсе рассматривается как устроены и работают органы чувств. Юные естествоиспытатели узнают: что такое звуковой удар, как устроен глаз и как работают другие органы чувств. Программа предназначена для обучения детей 3-4 классов. Количество времени, отводимое на освоение программы, — 35 ч в год. Занятия проводятся в разнообразных формах — практические занятия, опыты, наблюдения, создание и защита проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_ego_chuvstva.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Согласовано:                                                              Утверждаю:

Зам. директора по УВР                                             Директор МОУ СОШ №5

___________/Мельникова Е.А./                             ________  / Буренкова Д. М.

                    Программа внеурочной  деятельности

                                          по теме:

                            «Человек и его чувства»

Для среднего школьного возраста

Срок реализации: 1 год

Разработала: учитель биологии

высшей категории

Харькова Г.М.

                                          г. Усть-Катав

                                                2016г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта  и построена с учётом логики учебного процесса, преемственности начального и основного общего образования, благодаря которым у школьников формируются и развиваются универсальные учебные действия. Программа направлена на достижение планируемых личностных и  метапредметных результатов обучения биологии.

Организм человека предлагает безграничное поле для исследований, однако охватить все сразу невозможно. В данном курсе рассматривается как  устроены и работают органы чувств. Юные естествоиспытатели узнают: что такое звуковой удар, как устроен глаз и как работают другие органы чувств.

Программа предназначена для обучения детей  3-4 классов. Количество времени, отводимое на освоение программы, — 35 ч в год. Занятия проводятся в разнообразных формах — практические занятия, опыты, наблюдения, создание и защита проектов.

 

Цель программы —способствовать развитию логического мышления, познавательных навыков, проявлению любознательности и интереса к науке о человеке, развитие морально-этической ориентации как компонента биологического образования средствами проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Задачи программы:

  • Дать возможность погрузиться в мир науки.
  • Научить проводить первые опыты и экспериментальным путем познавать азы науки.
  • Сформировать понятие о строение  глаза, что такое звуковой удар и как работают органы чувств.
  • Проводить научно-познавательные эксперименты, связанные с физиологией человека, которые непременно пригодятся в жизни.

Курс призван сформировать целесообразное поведение школьников, ориентированное на здоровый образ жизни, и умение транслировать полученные знания и навыки окружающим, применять свои знания и навыки в повседневной деятельности.

знакомит учащихся с особенностями строения органов чувств и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них.

Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний.

Содержание программы

Программа состоит из пяти блоков.

 1.Орган зрения  ( 5ч).  Обучающиеся знакомятся со строением глаза, с понятиями близорукость, дальнозоркость, астигматизм. При изучении данного раздела учащиеся

проводят опыты, связанные с работой органа зрения; изготавливают камеру- обскура.

2. Органы слуха( 5ч )  Обучающиеся изучают строение и работу органа слуха, проводят опыты, определяют скорость звука ,создают «Музыку воды»,изготавливают телефон, исследуют звуки и их влияние.

3.  Чувство осязания (5 ч). Обучающиеся  узнают, чем осязание отличается от других органов чувств. Опытным путём проверяют чувствительность, изучают шрифт Брайля, собирают пазлы и играют с закрытыми глазами.

4. Обоняние  ( 5 ч). Обучающиеся знакомятся с работой обоняния и его значением в жизни человека, учатся  определять основные группы запахов с помощью опытов, изготавливают зловонную трубу, учатся уничтожать неприятные запахи, узнают о парфюмерии и проводят простейшие опыты.

 

 5. Орган вкуса ( 5 ч). Обучающиеся изучают работу органа вкуса(язык) и проводят опыты по распознаванию различных вкусов.

Создание мини-проектов о строении и работе органов чувств.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • Сформированность целостного мировоззрения,  ;
  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде.
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 Метапредметными результатами :

  • умение работать с разными источниками информации;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.                    
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Результатом освоения программы являются следующие компоненты универсальных учебных действий.

Познавательный компонент — знание основ физиологии органов чувств человека,

целесообразного поведения, значения сохранения органов чувств в жизни человека.Регулятивный компонент — умение правильно pacпознавать органы чувств, понимать особенности ихстроения.                 

Коммуникативный компонент —  умение транслировать,  а при необходимости и отстаивать, аргументируя и подтверждая фактами, свою точку зрения; организовывать взаимодействие в семье, слушать педагогов и родителей, принимать другую точку зрения в случае личного заблуждения; быть открытым к получению научной информации и диалогу по любым аспектам.

• Деятельностный компонент — обладание опытом наблюдения , умение работать с лабораторным оборудованием, обладание опытом проводить эксперименты, составление  презентации мини-проектов.

                Тематическое планирование

  1.Орган зрения  ( 5ч).  

  1. Как устроен глаз. Таблица Снеллена. – 1ч.
  2. Прибор для измерения зрения. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. – 1ч.
  3. Изготовление камеры- обскура. – 1ч.
  4. Бинокулрное зрение.- 1ч.
  5. Плавающие пальцы и прыгающие изображения.- 1ч.

2. Органы слуха( 5ч ) 

  1. Как мы слышим. – 1ч.
  2. Что такое звуковые волны? – 1ч.
  3. Музыка воды. – 1ч.
  4. Сделаем телефон. – 1ч.
  5. Угадай звук. -1ч.

3.  Чувство осязания (5 ч). 

  1. Работа осязания. – 1ч.
  2. Проверь чувствительность.- 2ч.
  3. Шрифт Брайля. – 1ч.
  4. Пазлы и игры. – 1ч.

4. Обоняние  ( 5 ч). 

  1. Орган обоняния. -1ч.
  2. Распознаём запахи. – 1 ч.
  3. Зловонная бомба. Уничтожаем неприятные запахи.- 1ч.
  4. О парфюмерии- 2ч.

 5. Орган вкуса ( 5 ч).

  1. Работа органа вкуса.- 1ч.
  2. Распознаем вкусы.- 2ч.
  3. Мини- проекты.- 2ч.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • строение органов чувств;
  • распознавать по функциям органы чувств;
  • описывать процессы, протекающие в организме человека;
  • правила гигиены органов чувств.

 

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации;

• проводить опыты;

• составлять план простейшего исследования;

• описывать полученные результаты опытов и давать им оценку

• изготавливать простейшее оборудование для опытов.

Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Печатные пособия

Внеурочная работа по биологии/ Сост.С.М. Курганский.-М.:«ВАКО», 2015

1

Материальное обеспечение

Лаборатория "Человек и его чувства," Издательство: Степ Пазл, 2014 г

1

 Технические средства обучения

Компьютер, сканер, принтер, проектор

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру

Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

Тест по теме "Нервная система. Органы чувств"

Тест по теме "Нервная система. Органы чувств" с выбором ответа создан в программе Exsel....

урок музыки в 5 классе по теме "Романс. Мир человеческих чувств"

Урок музыки в 5 классе по теме"Романс. Мир человеческих чувств". По программе В.В. Алеева...

5 кл., занятие по теме: "Учимся говорить о чувствах"

Занятие-тренинг для подростков....