"Формирование профессиональной мотивации щкольников в процессе обучения биологии и химии."
учебно-методический материал по биологии на тему
"Формирование профессиональной мотивации щкольников в процессе обучения биологии и химии."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya._otchyot.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБСКОУ ГШИ №2
Отчёт
о профессиональной ориентации учащихся на уроках химии и биологии
Учитель биологии и химии
Бернат В.К.
Жизнь показывает, что школа больше всех в ответе за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Со сменой ФГОС ОО изменились и приоритеты. Теперь важнейшим социальным требованием к образовательной организации является развитие личности учащегося, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Образовательный процесс должен строиться на основе освоения способов деятельности учащихся, их профессионального самоопределения, на формировании у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Важно сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают эти предметы. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач
Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся на интересующие их профессии. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей. Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.
В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и формы профориентационной работы при изучении программных тем :
1. Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом, например:
- в теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.
- во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (5кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.
- при изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.)проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.
При обучении зоологии использую профориентационные упражнения. В частности, упражнение цепочка биологических профессий используется для развития умения выделять общее и различное в видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в тех случаях, когда ученик, ориентируясь на конкретные характеристики труда (например, желание работать с животными), сильно ограничивает себя в выборе. Упражнение проводится среди школьников, интересующихся профессиями в области биологии. Вначале называю профессию, например учитель биологии. Следующий ученик указывает на профессию, в чем-то близкую названной — агроном, другой учащийся называет — садовод и т. д. При этом важно, чтобы каждый школьник мог объяснить, в чем сходство между этими профессиями. Так, сходство между профессиями учителя биологии и агронома ученик может обосновать тем, что учитель преподает ботанику — науку о растениях, а агроном управляет процессом выращивания растений. Определяя сходство между различными профессиями, анализируем и сравниваем их характеристики с позиции условий, средств, предметов, целей труда и необходимых знаний.
Уже на вводном уроке в разделе “Человек и его здоровье” заостряю внимание учащихся на большой практической значимости биологических знаний, их необходимость во многих видах профессиональной деятельности. Знакомлю с понятиями профессия и специальность, учу классифицировать профессии и определять профессиональные цели и мотивы.
На уроке по теме “Состав и значение крови” рассказываю о специальностях врача-гематолога, врача-лаборанта, фельдшера-лаборанта. При этом подчеркиваю важность лабораторной диагностики, так как нередко результаты анализов говорят о состоянии больного гораздо больше, чем все остальные данные о нем. Говорим о том, что может узнать врач, исследуя формулу крови (количество эритроцитов, гемоглобина, СОЭ. содержание глюкозы, наличие вирусов и т.д.).
Затем учащиеся рассматривают под микроскопом микропрепараты “Мазок крови человека”, предварительно оговорив предосторожности в работе с кровью для избежания заражения инфекционными заболеваниями. При этом происходит не только совершенствование умений учащихся работать с микроскопом и усвоение необходимых знаний, но и формирование профессиональных умений, которые впоследствии могут быть использованы в их трудовой деятельности.
Обращаю внимание учащихся на психологические и психофизиологические качества людей, занимающихся лабораторными исследованиями: аккуратность, усидчивость, педантичность, наличие специальных знаний, добросовестность, хорошее зрение.
На уроке по теме “Учение об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними” в целях профориентации знакомлю учащихся с такой отраслью медицины, как иммунология, с заболеваниями иммунной системы (аллергия, СПИД), достижениями иммунологии, позволившими осуществлять пересадку органов и тканей; рассказываю о перспективах развития иммунной инженерии, попытках создания вакцины против рака. Важно не только информировать учащихся, но и побуждать их к активной познавательной деятельности. На этом уроке знакомлю учащихся со вкладом И.И. Мечникова в развитие учения об иммунитете, об основных инфекционных заболеваниях человека и мерах борьбы с ними, о современных достижения в этой области.
На уроке “Строение и работа сердца” школьники знакомятся с такими медицинскими специальностями как врач-кардио- хирург, врач-кардиолог, операционная медицинская сестра.
Врачи этих специализаций готовятся в высших учебных заведениях медицинского профиля 6—8 лет. Для труда необходимо наличие терпения, внимательности, способности длительное время выдерживать физическое и психо-эмоциональное напряжение, высокой стрессоустойчивости, способности к сопереживанию и сочувствию. Операционные медицинские сестры получают постдипломную подготовку в лечебных учреждениях. Для них крайне важно наличие таких качеств личности, как аккуратность, ответственность и исполнительность.
Содержание урока по теме “Гигиена сердечно-сосудистой системы”позволяет часть урока провести в игровой форме — врачебный консилиум(обсуждаются вопросы профилактики и лечения заболеваний сердца и сосудов: атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, ревматизма). Таким образом, я знакомлю школьников с профессией кардиолога. В заключение урока предлагаю поручить “врачам” разработать комплекс мер, направленных на снижение частоты возникновения болезней сердца.
- в процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:
– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие);
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования;
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации;
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.
В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.
В 9 классе каждый год провожу урок с использованием ИКТ "Биология в мире современных профессий".
В процессе проведения урока по теме «Растительные сообщества»сообщаю учащимся информацию о профессиях садовника, мастеров растениеводства (цветоводов-декораторов, цветоводов-овощеводов), ландшафтного архитектора, агронома-агрохимика-почвоведа, агронома- агроэколога, агронома по защите растений.
При обсуждении упражнения важно обратить внимание учеников на то, что между разными профессиями могут обнаружиться интереснейшие связи. Такие связи подтверждают следующее обстоятельство: не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь часто то, что человек ищет в одной профессии, может оказаться в других профессиях. Например, цепочки профессий, связанных с биологией: учитель биологии - агроном - садовод - декоратор — продавец цветов - врач-гомеопат -фармацевт - медсестра - эколог - гидробиолог — аквалангист - рыбовод - егерь - ветеринар - сотрудник зоологического музея.
Для лучшего знакомства с миром профессий и особенностями трудовой деятельности провожу игру «Угадай профессию». Ее цель — помочь учащимся осознать профессиональный интерес к той или иной деятельности
Ход игры
1.Класс разбивается на группы.
2.Каждой группе учитель выдает название профессии, которую они будут представлять.
3.Группам выдается задание: в течение 6—8 мин необходимо придумать, а затем кратко представить сценку из жизни и деятельности человека этой профессии. Подбирая действия для показа, выделите, что для нее главное. Подумайте и запишите в чем, по вашему мнению, привлекательность данной профессии, и ее значение для общества.
4. Команды по очереди проигрывают подготовленные сценки (2-3 мин). Остальные пытаются отгадать, о какой профессии идет речь. В помощь классу учитель на доске постепенно выписывает привлекательные черты профессии.
5. После каждого инсценирования провожу небольшой диспут для того, чтобы участники других групп высказали свое мнение о данной профессии.
В игре целесообразно использовать разнообразные профессии. Полагаю, что это способствует расширению кругозора учащихся.
Для поддержания и развития положительного отношения к труду при обучении ботаники и зоологии предлагаю учащимся подобрать пословицы и поговорки о труде. Именно в них предельно кратко и вместе с тем ярко и образно запечатлен трудовой и общественный опыт народной мысли.
На предметных неделях, при проведении конкурсов и викторин ,обязательно включаю вопросы, о профессиях.
2. Решение различного рода задач по химии с практическим содержанием: профессиональная ориентация на уроках химии осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей
Типы химических задач для профориентационной работы
Закройщик |
|
Парикмахер |
|
Повар-кондитер |
|
Растениевод |
|
Слесарь-сантехник |
|
Автослесарь |
|
Ювелир |
|
Строитель-отделочник |
|
3. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например,в 5 классе учащиеся выполнияли самостоятельно домашний эксперимент по обнаружению белков, углеводов и жиров в составе растения, в 6 классе ребята с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды. В 8 классе по химии выполняли работы по разделению смесей, приготовлению шипучих напитков, влиянию катализаторов на скорость химических реакций и др.. Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс и с восхищением рассказать о том, как проводили его. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению, а еще домашний эксперимент позволяет попробовать практическим путем свои силы в такой профессии, как лаборант .
4. Просмотр фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;
5.Проведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомлю учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров, например: авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого-металлурга И. П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой работе самого высокого уровня и социального значения.
Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.
Я считаю, что успех социализации, коррекции и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.
Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет от общего количества выпускников - 5 человека продолжили обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования-медицинском колледже.
Таким образом, становление учащихся, как личности, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, приобщать к общественно-полезному труду, создавать условия для профессионального самоопределения через разнообразные методы, приемы и формы профориентационных работ на уроках в образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку
В статье рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...
РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.
Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г....
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научная статья в сборнике "Перспективы развития науки и образования" Часть -6. г. Тамбов 2012 год...