Строение и функции мышц"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stroenie_i_funktsiya_myshts.doc | 496 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
8 класс. Биология
Технологическая карта урока
Тема урока | Мышцы, их строение и функционирование |
Цели: | 1.Создать условия для усвоения материала по теме. 2. Создать условия для развития внимания, мышления. 3. Создать условия для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни. |
Задачи: | 1.Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц, выяснить значение физических упражнений. Показать взаимосвязь скелета с мышцами. 2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал. 3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство. |
Форма урока | Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, игровой технологии |
Тип урока | Урок комбинированный |
Оборудование | Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, , листы – инструкции. |
Методы | Частично-поисковый, репродуктивный |
Средства | Беседа, работа с книгой, тест, объяснение. |
Основные понятия | Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие. |
Структура урока | 1. Организационный момент. 3. Изучение нового материала. Физкультминутка. 4. Закрепление материала. 5. Лабораторная работа. 6. Проверочная работа7. Домашнее задание. 8. Рефлексия. 9. Оценивание. |
План урока | 1.Строение мышц. 2.Функции мышц. 3.Основные группы мышц, значение физических упражнений. Интересное о мышцах. |
Рефлексия | 1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее? 2.На каком этапе урока испытали затруднение? 3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал? 4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока? 5.Вам понравился урок? |
Домашнее задание | Изучить материал на п.10 *Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Изучение нового материала. Физминутка.
4.Проверка домашнего задания
4. Закрепление материала.
5. Лабораторная работа.
6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Оценивание.
- Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Так постараемся сегодня,
И вместе проведём урок
Сегодня мы будем работать по группам. На столе у вас рабочие листы тесты, инструктивные листы
Перед тем как начать изучать новую тему
Выход на тему
Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)
- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?
- Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?
Обратите внимание на рисунок .Какую ошибку допустил художник?Слайд 2
(бегущий скелет)
- Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование»
И.И.Сеченов «Мышцы –душа движения»
(слайд3)
Нам предстоит выяснить что он имел в виду. Какую роль играют в движении мышцы.
11. Целеполагание
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)
- А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 4) .
План урока
- Строение мышц.
- Функции мышц.
- Основные группы мышц, значение физических упражнений.
- Классификации мышц.
111. Изучение нового материала
1. Беседа.
- А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).
- Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).
(слайд 5)
- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?
- Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.
2. Работа в группах
Методические рекомендации для учителя.
Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы. Выделяют три этапа работы в группе:
а) получение задания группами
б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе
в) защита ответа спикером
а) Получение задания группами.
Задание для 1группы - «Строение мышц
Лист – инструкция для 1 группы
Тема: Строение мышц.
.
Вопросы для обсуждения в группе:
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
Задание для 2группы – «Функции мышц»
Лист – инструкция для 2 группы
Тема: Функции мышц.
Вопросы для обсуждения в группе:
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
Лист – инструкция для 3 группы
Вопросы для обсуждения в группе:
- Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
- Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.
б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе.
- Работу в группах начали.
Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета сухожилиями , действуют на костные рычаги, приводят их в движение. Мышцы снаружи покрыты оболочкой – фасцией.В них находятся кровеносные сосуды, питающие мышцу и нервы(2).Мыщца состоит из пучков мышечных волокон-миофибрил.Миофибрилы –мышечные волокна образованы белками миозином и актином.Чем длиннее мышца , тем сильнее рычаг. Поэтому их называют также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают около 600 мышц.
Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17—18 лет она достигает 35— 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25—30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.
Скелетные мышцы выполняют следующие функции:
I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;
2) обеспечивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);
3) перемещают части тела друг относительно друга;
4) осуществляют дыхательные и глотательные движения;
5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;
6) вырабатывают тепло;
7) преобразуют химическую энергию в механическую.
Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.
Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке.
в) Защита ответа спикером
- Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.
Рабочий лист для 1 группы
№ 1
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
№ 2
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Рабочий лист для 2 группы
№ 1
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
№ 2
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Рабочий лист для 3 группы
№ 1
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
№ 2
1. Какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
в) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды из презентации к уроку).
Валеология
Многочисленные исследования показали, что курение сигарет может привести к резкому снижению уровня тестостерона в организме. Тестостерон является гормоном и отвечает за определение качества роста мышц и силы. Без высокого уровня тестостерона, о правильном развитии мышц не может быть и речи.
Однократное потребление алкоголя до степени легкого опьянения соответствует по влиянию на мышцы пропуску одной тренировки.
Выраженное алкогольное опьянение соответствует по влиянию на мышцы пропуску 1-2 недели тренировок.
Систематическое потребление алкоголя даже в небольших количествах (0,5 пива через день) неизбежно приводит к застою у 80% атлетов и снижению мышечного роста
ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА
- Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.
- Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
- Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
- Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.
Итак мы выяснили , что кости создают опору тела при движении, а
мыщцы являются рычагом .Скажите, при
каких условиях человек утрачивает способность двигаться?
Проверка домашнего задания
Тест Травмы опорно-двигательной системы.
Закончи высказывание:
1. Нарушение целостности кости – ... (перелом).
2. При переломе конечности, на нее накладывают … (шину).
3. Переломы бывают двух видов-…(открытые и закрытые)
4. Перелом, при котором возможно смещение костей, повреждение кровеносных сосудов, мышцы и кожи называется - …(открытым)
5. Выход суставной головки из суставной впадины называется - …(вывихом)
6. Повреждение сустава в результате неловких движений или ушибов с повреждением связок называется - … ( растяжением).
Валеологическая минутка.
Цель: профилактика заболевания глаз.
Предлагается закрыть глаза, сосчитать до 15 и поморгать.
. Лабораторная работа
Тема: Определение местоположения отдельных мышц.
Откройте учебник с. 52-53, вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.
Задания.
- Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
- Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?
- Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
- Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?
Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.
Закрепление
Проверочная работа
Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально)Ответ +или-.
Тест
1.Мышечная ткань, из которой состоят скелетные мышцы, называется гладкой.
2. Мышцы, придающие лицу определенное выражение, называются мимическими
3. Работа сердечной мышцы зависит от воли человека
4. Мышцы прикрепляются к костям с помощь сухожилий
5. У человека насчитывается более 600 мышц
6. Сокращение скелетных мышц подвластно воле человека.
7.Часть мышцы соединяющей брюшко с костью называется сухожилием
Рубрика для вас любознательные (сообщение учащегося)
У человека насчитывается более 600 мышц. Точно указать количество мышц у человека специалисты не могут.
Для сравнения: у кузнечиков около 900 мышц, у некоторых гусениц до 4000.
, на одну мышечную ткань человека приходится примерно 40% от всей массы тела (приблизительно 20 кг).
50% всей массы мышц приходится на нижние конечности, 30% – на верхние и всего лишь 20% -на мышцы головы и туловища.
Это интересно:
• Самая сильная мышца в человеческом организме -икроножная.
• Невозможно чихнуть, не прикрыв глаз.
• Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки — всего 4.
• Поцелуй приводит в движение 29 (а при некоторых «приемах» — 34) мышц лица: такая тренировка является отличной профилактикой морщин.
При разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи, челюстей, языка и губ. Каждая мышца представляет собой пучок, состоящий из сотен и тысяч мышечных волокон.
Абсолютная сила жевательных мышц на одной стороне равна 195 кг, а сокращение мышц с двух сторон может достигать силы 390 кг. Но такое давление не сможет выдерживать пародонт, и поэтому обычное жевательное давление равняется 9-15 кг (максимум 100 кг, когда вы грызёте орехи).
Когда мы разговариваем с кем-то, мы моргаем приблизительно 15 раз в минуту, когда читаем, всего 6 раз.
3. Одна из самых больших и массивных мышц человека – это ягодичная мышца. Ее средняя длина около 20 см.
Самой маленькой мышцей мышцей стременная, длина которой равна 1,27 мм.
Известно, что самая сильная мышца в организме – икроножная. А самая быстрая мышца – моргающие мышцы глаз.
Около 25% всех мышечных волокон сосредоточены именно на лице человека и его шее. Благодаря этому Ваша мимика может быть разнообразной и красноречивой.
. По утверждениям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано около 43 мышечных групп, а у смеющего всего 17 групп. В разговорной речи задействовано чуть более 100 грудных мышечных волокон, шеи, челюсти и мышц языка.
Изматывающие тренировки могут повышать внутреннюю температуру тела до 40 градусов. Для полного восстановления мышечных волокон после тренировки необходимо около 48 часов.
Игра «Кто хочет стать отличником»
1.При помощи каких мышц выражаются эмоции?
2.Что энергетически выгодно делать : смеяться или плакать.?
3.При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни.
4.Почему у младенца толстые щечки?
5.В романе В.Гюго «Человек который смеется» герой постоянно улыбался, т.к.в детстве ему подрезали мышцы. Определите какие?
6.вопрос 5 стр.54
. Рефлексия
На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?
На каком этапе урока испытали затруднение?
Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?
Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?
Вам понравился урок?
. Оценивание
Выставление отметок с оценочным комментарием. Сдают тесты в конверт и дополнительные жетоны.
Урока время истекло, я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло и поработали ударно.
V11. Домашнее задание
Изучить материал на п.10
*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строение и функции мышц.
Разработка урока "Строение и фукции мышц" и компьютерная презентация на эту тему....
Мышцы. Строение и функции
В презентации даны интересные факты о мышцах. рассмотрено макро и микроскопическое строение мышц....
Презентация урока по биологии на тему: "Строение и функции мышц"
Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus — мышца (mus — мышка, маленькая мышь)) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной...
Мышцы, их строение и функции
Урок разработам по ФГОС...
Строение и функции мышц"
Урок с применением ИКТ, игровой и здоровьесберегающей технологии....
Конспект урока "Мышцы, их строение и функции".
С помощью данного урока учащиеся выяснят строение и функции мышц. Рассмотрят основные группы скелетных мышц. С помощью рисунков узнают расположение мышцы в теле человека. Урок содержит дополнительный ...
Конспект урока по теме: «Мышцы, их строение и функции. Работа мышц»
Цель урока: изучить строение мышц, выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.Задачи:Образовательные:- раскрыть особенности о микро- и макроскопическо...