«Класс птицы. Отряд Пингвины». урок биологии 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Нилова Лариса Юрьевна

Материал предназначен для учителей биологии, работающих в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shapka.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Класс птицы. Отряд Пингвины». 7 класс

Учебно-методический комплекс:

В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.

Биология. Животные.7 класс

Автор: Л.Ю.Нилова

учитель географии и биологии

первой квалификационной категории

МКОУ «Нехаевская СШ»

Нехаевского муниципального района

Волгоградской области

Предмет: биология 7 класс

Тема урока: Класс птицы. Отряд Пингвины.

Планируемые результаты:

В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:

На предметном уровне: составить общую характеристику птиц в сравнении с пресмыкающимися, выявить черты приспособления птиц к полету, разобрать понятия выводковые и гнездовые птицы. Объяснить принадлежность пингвинов  к классу Птицы.

На метапредметном уровне:

Познавательные:

- смогут  распознавать и описывать внешнее строение птиц, выявить  приспособления птиц к полету, объяснить происхождение птиц от пресмыкающихся, определить принадлежность птиц к определенному отряду.

Регулятивные:

-ставить цель, планировать  свою работу , выдвигать гипотезы и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 -определять критерии для сравнения фактов, явлений, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

-обретут опыт при проведении самостоятельного исследования, подготовки совместного отчета ,составлении таблицы;

Коммуникативные:

-формулировать высказывание;

-согласовывать позиции и находить общее решение.

На личностном уровне: выслушивать и объективно оценивать другого,

проявлять эмоционально-целостное отношение к учебной проблеме; проявлять  самостоятельность и  творческое  отношения к процессу обучения, формировать научное мировоззрение на примере происхождении птиц.

Решаемые учебные проблемы: Правда ли, что птицы произошли от пресмыкающихся?

Что позволило птицам освоить полет как  средство перемещения в пространстве?

В чем разница между гнездовыми и выводковыми птицами?

Можно ли пингвина отнести к  классу Птицы?

Основные понятия, изучаемые на уроке: гнездовые птицы,  выводковые птицы; типы перьев: маховые, рулевые.

ВИД используемых на уроке средств ИКТ: Презентация «общая характеристика птиц», Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС). Информационные модули «Животные», итерактивная доска,  ноутбуки из мобильного класса.


Этап урока

Методы приемы технологии

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Планируемые результаты

предметные

УУД

(личностные, регулятивные

познавательные, коммуникативные

Организационный  момент

Здравствуйте.

Вы талантливые дети! Когда-нибудь  вы сами приятно поразитесь, какие  вы умные и как много и хорошо умеете, если будете  постоянно работать над собой и ставить новые цели стремиться к их достижению.

Все ли готовы сегодня поработать?

Приветствуют учителя.

Л.Воспринимать  речь учителя непосредственно не обращенную лично к обучающемуся. Выражать положительное отношение к процессу. Самоорганизация для восприятия.

Актуализация  знаний

Видеофрагмент  с голосами птиц.

 Ребята, голоса каких животных вы услышали? Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Разделите лист на 2 половины. На 1 стороне напишите, что вы знаете о птицах, на второй стороне, что хотите узнать и ответьте на вопрос: где эти знания могут вам пригодиться? Постарайтесь  мысли излагать кратко.

«вспомните»

Какие приспособления возникли у пресмыкающихся в связи с выходом на сушу?

Определяют тему урока.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) - Определяют, каких знаний нам не хватает, формируют  познавательный мотив

Вспомнить приспособления пресмыкающихся в связи с выходом на сушу

Л.Культура общения, самоанализ.

П. инициативность

Р.Самоорганизация, развитие внимания и памяти

Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

В 1861 году  палеонтолог из Германии Герман фон Мейер в сланцевых отложениях Зольнхофона  обнаружил необычное животное покрытое перьями, но при этом его череп состоял из толстых костей и рот  был полон зубов.

Когда, он показал ее коллегам, возникли разногласия: к какому классу отнести данный экземпляр?

На какую эволюционную  ступень ее поставить?

Учащиеся высказывают предположения. В том числе о том, что данный экземпляр мог быть  предком птиц.

Проявляют познавательную инициативу

Работают с раздаточным материалом, делают выводы, приводят доказательства.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

Определять принадлежность  животных к таксономической группе

Р.Определять проблему

П.Строить  логические рассуждения, устанавливают аналоги, сравнивают, делать  выводы, приводить доказательства

К. излагать свою позицию, понимать позицию другого.

Л.Осознавать целостность мира, делать мировоззренческий выбор

Целеполагание

Могло ли быть это животное предком птиц?

Как вы думаете, где еще можно найти доказательства  

происхождения  птиц?

У вас на столах чучела птиц рассмотрите их внешнее строение и приведите  доказательства. Если визуального осмотра не достаточно можно обращаться к справочным материалам.

Можем ли мы говорить

о том, что птицы более прогрессивная ступень эволюции?

В какой среде обитают птицы? И что нового в освоении суши появилось у птиц. На основании всего вышесказанного, определим цель урока.

Проявляют познавательную инициативу. Осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Постановка цели:

1.Выявить особенности строения птиц,  которые говорят о том, что они произошли от пресмыкающихся.

2.Выяснить особенности строения класса птиц  в связи с обитанием в наземно воздушной среде и полетом? 

Выяснить признаки птиц

Р. ставить цель, планировать учебную деятельность,

П. строить логическую цепочку

К.Излагать свое мнение

К.Выбирать и отвечать за свой выбор

Определение темы исследования

Проведем исследование и выясним черты приспособления птиц к наземно воздушной среде и полету.

Перед началом работы давайте вспомним, из каких этапов состоит исследование:

1)Проблема: Почему  орел по массе больше чем ласточка, но в отличи от нее может лететь на высоте не 4 а 10 км.

2) Проблема: Почему птенец воробья рождается голый и безпомощьный, а птенец  дрофы – имеет опушение и через небольшое время может следовать за матерью?

1) Выбор  цели

2)гипотезы

3) провести исследование

4) подбор информации и материалов

5) обработка информации, анализ материалов

6) подготовка отчета

7) сообщение результата

Определить приспособления птиц в связи с обитанием в наземно воздушной среде

Р. Определять цель, проблему

П.Анализировать

К.Участвовать в диалоге

Л.осознавать свои цели

Выдвижение гипотезы

Выскажите свои предположения.

 У вас есть возможность проверить свои  гипотезы.

 Для этого  подойдите к  столам с оборудованием и займитесь исследованием того вопроса , который вам наиболее интересен.

Учащиеся выдвигают гипотезы о приспособлениях птиц к полету  и наземно воздушной среде:

Р.определять  цель в практической деятельности, самостоятельность планирование,

П . самостоятельно выдвигать гипотезы

Проверка гипотезы(практическая часть)

Выводы зафиксируйте в таблице.

Сначала заполните свою строку, за тем по ходу выступления других групп , остальные строчки.

Работая по инструктивным карточкам, обращайтесь к натуральным объектам, информационным  модулям и презентации.

Работа в группах по инструктивным карточкам.

1)Выявить каковы особенности скелета птиц в связи с полетом.

2)Выявить  особенности в строении систем органов птиц в связи с полетом

3) Особенности покровов птиц в связи с полетом.

4) отличие  гнездовых птиц от выводковых

Выявлять признаки птиц (особенности скелета, строения внутренних органов, покровов) в связи с полетом.

Отличать гнездовых и выводковых птиц.

Р.определять цель в практической деятельности,  исследовании ,самостоятельно планировать , работать по плану сверяясь с целью.

Л.Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять  внимание, желание больше узнать, считаться с мнением других. Самостоятельно работать, использовать свои знания для достижения общего результата.

Р.Удерживать цель до достижения результата.

П.Выбирать подходящий способ решения в группе

Л. Решать  проблему. Определять необходимость получения знаний. П. определять объекты по определенным  критериям. представлять в виде схемы, таблицы и др.

Р.Оценивать  свою деятельность  и работу других, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач ,создавать письменные высказывания. Адекватно оценивать эмоциональное состояние других людей

Интерпритация полученных  данных, выводы

Обобщение результатов

 исследования.

На инерактивной  доске фиксируются выводы групп.

Сообщают о результатах исследования. Делают выводы.

 Дают ответ на проблемный вопрос.

Перечислять признаки птиц в связи со средой обитания.

П. Предоставлять информацию  в разных формах.

К. Излагать  свое мнение

Л.Осознавать целостность окружающего  мира, вырабатывать собственную мировоззренческую позицию.

Применение новых знаний в учебной деятельности

Применим свои знания.

Отгадайте загадку:

 Птица эта гнезд не вьет,

Не стремиться и в полет

Средь заснеженных равнин

Мореплаватель… (пингвин)

-Не летает, не гнездится, а почему тогда птица? (проанализируйте текст и приведите доказательства, что пингвин птица)

Анализируют текст параграфа. пункт  «отряд пингвины», проверяют информацию. Приводят доказательства.

 Работают в парах.

Признаки отряда пингвинов

Р. планировать  деятельность в новой ситуации

П. самостоятельно вычитывать фактуальную информацию

К.Излагать свое мнение. Доказывать

Л.Отвечать за  свой выбор, сотрудничать

Рефлексия

Оцените свою работу и работу участников группы. Вернитесь к листочкам , которые вы заполняли в начале урока. Есть ли вопросы, на которые мы не ответили.

Анализируют свою работу. Определяют индивидуально достижение цели

Р. Объективно оценивать  свою работу и работу других

П излагать свое мнение.

Л Оценивать свои и чужие поступки, сопереживать.

Домашнее задание

У вас есть возможность обратиться к различным источникам информации, включая интернет ресурсы и продолжить свои исследования и  на следующем уроке поделиться своими познаниями  в области орнитологии сделав сообщение в виде схемы, презентации, рисунка или краткого сообщения.  А так же п.27. и задания в рабочей тетради.

Р. Делать выбор.

П. выбирать средства для достижения цели

Л. Адекватно  выбирать. Отвечать за свой выбор.

А сейчас традиционное СМС учителю  - ваше мнение об уроке.

Использовать ИКТ для оценки своей деятельности, высказывать удовлетворение работой других, корректно высказывать мнение.


Информационно-методическое обеспечение:

  1. Латюшина В.В., В.В. Пасечник,  В.М. Пакулова  Программа для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2013.
  2. Латюшин  В.В., В.А. Шапкин  « Биология. Животные»7 класс: Учеб. Для  общеобразоват. учеб. Заведений .-М.: Дрофа, 2016.-302..
  3. Латюшин  В.В.,, Г.А.Уфимцева «Биология .Животные» 7 класс методическое пособие к учебнику  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин  « Биология. Животные.7 класс».-М.:Дрофа, 2016.-186 с.
  4. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева.-2-е изд.. стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-92

Образовательные интернет ресурсы.

  1. www.zooland.ru- сведения на сайте «Кирилл и Мефодий»
  2. http://animal.geoman.ru/ - Животные
  3.  http://bird.geoman.ru/ - Птицы
  4. WWW.drofa.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Класс Птицы. Отряд Пингвины.

Презентация к уроку биологии на тему "Класс Птицы. Отряд Пингвины." Общая характеристика класса. Представители отряда Пингвины, их распространение по земному шару и особенности. Презентация поделена н...

Инструктивные каротчки к уроку "Класс птицы. Отряд пингвины"

Материал предназначен для учителей биологии, работающих в 7 классе. ФГОС....

Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"

Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс

Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...