«Класс птицы. Отряд Пингвины». урок биологии 7 класс
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Материал предназначен для учителей биологии, работающих в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shapka.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Класс птицы. Отряд Пингвины». 7 класс
Учебно-методический комплекс:
В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.
Биология. Животные.7 класс
Автор: Л.Ю.Нилова
учитель географии и биологии
первой квалификационной категории
МКОУ «Нехаевская СШ»
Нехаевского муниципального района
Волгоградской области
Предмет: биология 7 класс
Тема урока: Класс птицы. Отряд Пингвины.
Планируемые результаты:
В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающийся сможет:
На предметном уровне: составить общую характеристику птиц в сравнении с пресмыкающимися, выявить черты приспособления птиц к полету, разобрать понятия выводковые и гнездовые птицы. Объяснить принадлежность пингвинов к классу Птицы.
На метапредметном уровне:
Познавательные:
- смогут распознавать и описывать внешнее строение птиц, выявить приспособления птиц к полету, объяснить происхождение птиц от пресмыкающихся, определить принадлежность птиц к определенному отряду.
Регулятивные:
-ставить цель, планировать свою работу , выдвигать гипотезы и выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-определять критерии для сравнения фактов, явлений, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
-обретут опыт при проведении самостоятельного исследования, подготовки совместного отчета ,составлении таблицы;
Коммуникативные:
-формулировать высказывание;
-согласовывать позиции и находить общее решение.
На личностном уровне: выслушивать и объективно оценивать другого,
проявлять эмоционально-целостное отношение к учебной проблеме; проявлять самостоятельность и творческое отношения к процессу обучения, формировать научное мировоззрение на примере происхождении птиц.
Решаемые учебные проблемы: Правда ли, что птицы произошли от пресмыкающихся?
Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве?
В чем разница между гнездовыми и выводковыми птицами?
Можно ли пингвина отнести к классу Птицы?
Основные понятия, изучаемые на уроке: гнездовые птицы, выводковые птицы; типы перьев: маховые, рулевые.
ВИД используемых на уроке средств ИКТ: Презентация «общая характеристика птиц», Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС). Информационные модули «Животные», итерактивная доска, ноутбуки из мобильного класса.
Этап урока | Методы приемы технологии | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | Планируемые результаты | |
предметные | УУД (личностные, регулятивные познавательные, коммуникативные | ||||
Организационный момент | Здравствуйте. Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные и как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой и ставить новые цели стремиться к их достижению. Все ли готовы сегодня поработать? | Приветствуют учителя. | Л.Воспринимать речь учителя непосредственно не обращенную лично к обучающемуся. Выражать положительное отношение к процессу. Самоорганизация для восприятия. | ||
Актуализация знаний | Видеофрагмент с голосами птиц. Ребята, голоса каких животных вы услышали? Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке? Разделите лист на 2 половины. На 1 стороне напишите, что вы знаете о птицах, на второй стороне, что хотите узнать и ответьте на вопрос: где эти знания могут вам пригодиться? Постарайтесь мысли излагать кратко. «вспомните» Какие приспособления возникли у пресмыкающихся в связи с выходом на сушу? | Определяют тему урока. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) - Определяют, каких знаний нам не хватает, формируют познавательный мотив | Вспомнить приспособления пресмыкающихся в связи с выходом на сушу | Л.Культура общения, самоанализ. П. инициативность Р.Самоорганизация, развитие внимания и памяти | |
Создание проблемной ситуации и постановка проблемы | В 1861 году палеонтолог из Германии Герман фон Мейер в сланцевых отложениях Зольнхофона обнаружил необычное животное покрытое перьями, но при этом его череп состоял из толстых костей и рот был полон зубов. Когда, он показал ее коллегам, возникли разногласия: к какому классу отнести данный экземпляр? На какую эволюционную ступень ее поставить? | Учащиеся высказывают предположения. В том числе о том, что данный экземпляр мог быть предком птиц. Проявляют познавательную инициативу Работают с раздаточным материалом, делают выводы, приводят доказательства. Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его | Определять принадлежность животных к таксономической группе | Р.Определять проблему П.Строить логические рассуждения, устанавливают аналоги, сравнивают, делать выводы, приводить доказательства К. излагать свою позицию, понимать позицию другого. Л.Осознавать целостность мира, делать мировоззренческий выбор | |
Целеполагание | Могло ли быть это животное предком птиц? Как вы думаете, где еще можно найти доказательства происхождения птиц? У вас на столах чучела птиц рассмотрите их внешнее строение и приведите доказательства. Если визуального осмотра не достаточно можно обращаться к справочным материалам. Можем ли мы говорить о том, что птицы более прогрессивная ступень эволюции? В какой среде обитают птицы? И что нового в освоении суши появилось у птиц. На основании всего вышесказанного, определим цель урока. | Проявляют познавательную инициативу. Осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности. Постановка цели: 1.Выявить особенности строения птиц, которые говорят о том, что они произошли от пресмыкающихся. 2.Выяснить особенности строения класса птиц в связи с обитанием в наземно воздушной среде и полетом? | Выяснить признаки птиц | Р. ставить цель, планировать учебную деятельность, П. строить логическую цепочку К.Излагать свое мнение К.Выбирать и отвечать за свой выбор | |
Определение темы исследования | Проведем исследование и выясним черты приспособления птиц к наземно воздушной среде и полету. Перед началом работы давайте вспомним, из каких этапов состоит исследование: 1)Проблема: Почему орел по массе больше чем ласточка, но в отличи от нее может лететь на высоте не 4 а 10 км. 2) Проблема: Почему птенец воробья рождается голый и безпомощьный, а птенец дрофы – имеет опушение и через небольшое время может следовать за матерью? | 1) Выбор цели 2)гипотезы 3) провести исследование 4) подбор информации и материалов 5) обработка информации, анализ материалов 6) подготовка отчета 7) сообщение результата | Определить приспособления птиц в связи с обитанием в наземно воздушной среде | Р. Определять цель, проблему П.Анализировать К.Участвовать в диалоге Л.осознавать свои цели | |
Выдвижение гипотезы | Выскажите свои предположения. У вас есть возможность проверить свои гипотезы. Для этого подойдите к столам с оборудованием и займитесь исследованием того вопроса , который вам наиболее интересен. | Учащиеся выдвигают гипотезы о приспособлениях птиц к полету и наземно воздушной среде: | Р.определять цель в практической деятельности, самостоятельность планирование, П . самостоятельно выдвигать гипотезы | ||
Проверка гипотезы(практическая часть) | Выводы зафиксируйте в таблице. Сначала заполните свою строку, за тем по ходу выступления других групп , остальные строчки. Работая по инструктивным карточкам, обращайтесь к натуральным объектам, информационным модулям и презентации. | Работа в группах по инструктивным карточкам. 1)Выявить каковы особенности скелета птиц в связи с полетом. 2)Выявить особенности в строении систем органов птиц в связи с полетом 3) Особенности покровов птиц в связи с полетом. 4) отличие гнездовых птиц от выводковых | Выявлять признаки птиц (особенности скелета, строения внутренних органов, покровов) в связи с полетом. Отличать гнездовых и выводковых птиц. | Р.определять цель в практической деятельности, исследовании ,самостоятельно планировать , работать по плану сверяясь с целью. Л.Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать, считаться с мнением других. Самостоятельно работать, использовать свои знания для достижения общего результата. Р.Удерживать цель до достижения результата. П.Выбирать подходящий способ решения в группе Л. Решать проблему. Определять необходимость получения знаний. П. определять объекты по определенным критериям. представлять в виде схемы, таблицы и др. Р.Оценивать свою деятельность и работу других, самостоятельность, инициативность, ответственность, причины неудач ,создавать письменные высказывания. Адекватно оценивать эмоциональное состояние других людей | |
Интерпритация полученных данных, выводы | Обобщение результатов исследования. На инерактивной доске фиксируются выводы групп. | Сообщают о результатах исследования. Делают выводы. Дают ответ на проблемный вопрос. | Перечислять признаки птиц в связи со средой обитания. | П. Предоставлять информацию в разных формах. К. Излагать свое мнение Л.Осознавать целостность окружающего мира, вырабатывать собственную мировоззренческую позицию. | |
Применение новых знаний в учебной деятельности | Применим свои знания. Отгадайте загадку: Птица эта гнезд не вьет, Не стремиться и в полет Средь заснеженных равнин Мореплаватель… (пингвин) -Не летает, не гнездится, а почему тогда птица? (проанализируйте текст и приведите доказательства, что пингвин птица) | Анализируют текст параграфа. пункт «отряд пингвины», проверяют информацию. Приводят доказательства. Работают в парах. | Признаки отряда пингвинов | Р. планировать деятельность в новой ситуации П. самостоятельно вычитывать фактуальную информацию К.Излагать свое мнение. Доказывать Л.Отвечать за свой выбор, сотрудничать | |
Рефлексия | Оцените свою работу и работу участников группы. Вернитесь к листочкам , которые вы заполняли в начале урока. Есть ли вопросы, на которые мы не ответили. | Анализируют свою работу. Определяют индивидуально достижение цели | Р. Объективно оценивать свою работу и работу других П излагать свое мнение. Л Оценивать свои и чужие поступки, сопереживать. | ||
Домашнее задание | У вас есть возможность обратиться к различным источникам информации, включая интернет ресурсы и продолжить свои исследования и на следующем уроке поделиться своими познаниями в области орнитологии сделав сообщение в виде схемы, презентации, рисунка или краткого сообщения. А так же п.27. и задания в рабочей тетради. | Р. Делать выбор. П. выбирать средства для достижения цели Л. Адекватно выбирать. Отвечать за свой выбор. | |||
А сейчас традиционное СМС учителю - ваше мнение об уроке. | Использовать ИКТ для оценки своей деятельности, высказывать удовлетворение работой других, корректно высказывать мнение. |
Информационно-методическое обеспечение:
- Латюшина В.В., В.В. Пасечник, В.М. Пакулова Программа для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2013.
- Латюшин В.В., В.А. Шапкин « Биология. Животные»7 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений .-М.: Дрофа, 2016.-302..
- Латюшин В.В.,, Г.А.Уфимцева «Биология .Животные» 7 класс методическое пособие к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин « Биология. Животные.7 класс».-М.:Дрофа, 2016.-186 с.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева.-2-е изд.. стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-92
Образовательные интернет ресурсы.
- www.zooland.ru- сведения на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://animal.geoman.ru/ - Животные
- http://bird.geoman.ru/ - Птицы
- WWW.drofa.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Класс Птицы. Отряд Пингвины.
Презентация к уроку биологии на тему "Класс Птицы. Отряд Пингвины." Общая характеристика класса. Представители отряда Пингвины, их распространение по земному шару и особенности. Презентация поделена н...
Инструктивные каротчки к уроку "Класс птицы. Отряд пингвины"
Материал предназначен для учителей биологии, работающих в 7 классе. ФГОС....
Разработка урока "Класс птицы. Отряд пингвины"
Класс Птицы включает 10 560 ныне живущих видов птиц и 149 видов, вымерших в современное историческое время (данные на февраль 2015 года)....
Открытый урок биологии "Класс Птицы"
Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...
Презентация к уроку биологии "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии", 8 (7) класс
Презентация содержит конспект и иллюстрации по основным содержательным моментам изучения темы "Класс Пресмыкающиеся": характеристика класса, части тела, покровы, системы органов, размножение...