Рабочая программа по биологии 5 класс с календарно-тематическим планированием
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса на 2018/19 учебный год составлена на основе авторской программы курса «Биология»( авторы : И.Н.Пономарева, И.В.Николаева, О.А.Корнилова )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 5 класс с календарно-тематическим планированием | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень общего образования (класс)
__________________________5 класс_________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __34____
Учитель Ситниченко Е.Е. .
г. Азов, Ростовская область МБОУСОШ № 13
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для среднего общего образования.
Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание тем по биологии; календарно -тематическое планирование .
Курс биологии направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению по биологии:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
- Рабочая программа по биологии для 5 класса на 2018/19 учебный год составлена на основе авторской программы курса «Биология»( авторы : И.Н.Пономарева, И.В.Николаева, О.А.Корнилова )
с целью :
- Адаптировать авторскую программу к ШУП на 2018- 2019 учебный год,
- Обеспечить технологию качественной реализации данной программы и достижения целей, поставленной в ней и ФГОС по биологии.
- Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) ;
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Росстйской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 » (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационый № 40937);
- Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).
- Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334 «О внесении изменений в федеральные государственное образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов".
- Авторская программа курса Биология. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова. Изд-во «Вентана-Граф», 2015 год)
- Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018 № 24/4.1-5705.).
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса ( учебника) Биология. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова. Изд-во «Вентана-Граф», 2015 год)
Федеральный базисный план отводит 34 часов для образовательного изучения биологии в 5 классе из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с этим реализуется 33 часа в объеме 1 час в неделю.
Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания учебных занятий на 2018-2019 учебный год и обеспечивает рациональное распределение учебного материала:
Планируемые результаты освоения Биологии
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1.усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития 2.формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии. 3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов 4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире. 5.формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы. 6.научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе 7.овладение методами: наблюдение, описание. 8.формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем 9. освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха. | 1.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности. 2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи. 3Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. 4. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей. 5 умение соотносить свои действия с планируемым результатом. 6.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности 7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих 8 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 9.умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения. 10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение . 11.формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | 1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. 2.формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию. 3.знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии. 4.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать , строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. 5.формирование личностных представлений о целостности природы. 6.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности 7.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций . 8.Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 9.Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности. 10.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. 11.формироование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. 12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Практические и лабораторные работы, экскурсии , проекты |
1. | ТЕМА1 Биология- Наука о живом мире. | 8 часов | Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличи- тельных приборов». Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | |
2. | Тема 2 Многообразие живых организмов | 12часов | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | |
3. | Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля | 8 часов | Фронтальный,индивидуальный опрос,проекты,презентации | |
4. | Тема 4 Человек на планете Земля | 4 часа | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». |
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Содержательные линии и их характеристика | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету | Система оценки планируемых результатов | |
Базовый уровень | Повышенный (функциональный) уровень | ||||
1. | ТЕМА1 Биология- Наука о живом мире. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой прир оды. Органы организма их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | 8 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. | Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличи- тельных приборов». Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». |
2. | Тема 2 Многообразие живых организмов Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент, описание. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы .Первое применение микроскопа Р.Гуком. | 12 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». |
3. | Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни | 8 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока) Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле | Фронтальный,индивидуальный опрос,проекты,презентации |
4. | Тема 4 Человек на планете Земля Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. | 4 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». |
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
№ П/П | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид и форма контроля (темы контрольных, практических, лабораторных, тестовых работ, экскурсий) | ||
план | факт | |||||
ТЕМА1 Биология- Наука о живом мире. (8 часов) | ||||||
1 | Биология. Роль биологии в практической деятельности | 1 | Фронтальный опрос | |||
2 | Отличительные признаки живых организмов | 1 | Фронтальный опрос | |||
3 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | 1 | Лаб.работа № 1«Изучениеустройствувеличительныхприборов | |||
4 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 1 | индивидуальный | |||
5 | Методы изучения клетки. | 1 | лабораторнаяработа № 2«Знакомство с клеткамирастений» | |||
6 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | 1 | составление плана работы, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов | |||
7 | Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение | 1 | Фронтальный опрос | |||
8 | Биология как наука. Обощение и стематизация знаний по теме №1 | 1 | Индивидуальный опрос | |||
Тема 2 Многообразие живых организмов (12часов) | ||||||
9 | .Разнообразиеорганизмов.Принципыклассификации.Отличительныепризнакипредставителейцарствживойприроды | 1 | Фронтальный опрос | |||
10 | Бактерии.Многообразие бактерий | 1 | Индивидуально опрос | |||
11 | Бактерии.Многообразие бактерий. Бактерии-возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Индивидуально опрос | |||
12 | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека | 1 | Индивидуально опрос | |||
13 | Методыизученияживыхорганизмов:наб-людение,измерение,эксперимент. | 1 | Лаб.работа № 3«Знакомство с внешнимстроениемпобеговрастений» | |||
14 | Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека | 1 | Индивидуально опрос | |||
15 | Методыизученияживыхорганизмов:наблюдение,измере-ние,эксперимент. | 1 | Лаб.работа № 4«Наблюде-ниезапередвижениемживотных» | |||
16 | Грибы. Многообразие грибов. | 1 | Фронтальный опрос | |||
17 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами | 1 | Фронтальный опрос | |||
18 | Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | 1 | Фронтальный опрос | |||
19 | Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | 1 | Фронтальный опрос | |||
20 | Значение живых организмов. Обобщение и систематизация знаний потеме. | 1 | Индивидуальный опрос | |||
Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля (8 часов) | 8 | |||||
21 | Среды жизни планеты Земля | 1 | Фронтальный опрос | |||
22 | Экологические факторы среды | 1 | Фронтальный опрос | |||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | Индивидуальный опрос | |||
24 | Природные сообщества | 1 | Фронтальный опрос | |||
25 | Природные зоны России | 1 | Фронтальный опрос | |||
26 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | Индивидуальный опрос | |||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах | 1 | Индивидуальный опрос | |||
28 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Индивидуальный опрос | |||
Тема 4 Человек на планете Земля (4 часа) | ||||||
29 | Как появился человек на Земле. | 1 | Фронтальный опрос | |||
30 | Как человек изменял природу. | 1 | Фронтальный опрос | |||
31 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | Фронтальный опрос | |||
32 | Сохраним богатство живого мира Экскурсия «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира». | 1 | Индивидуальный опрос | |||
33 | Задание на лето Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||||
34 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | ||||
35 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 3 класса
в содержание программы входит: пояснительная записка,контроль уровня обученности, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование,основное содержание программы....
рабочая программа по английскому языку и календарно- тематическое планирование для 4 класса
в содержание программы входит: пояснительная записка,требования к уровню обученности,нормы оценки, содержание тем, календарно-тематическое планирование,контроль уровня обученности ....
Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование
Рабочие программы 5-7 класс и календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа 8-9 класс и календарно-тематическое планирование 8-9 класс
Данная программа создана на основе программ общеобразовательных учреждений, комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов, В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва «Просвещение» 2010 ...
Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 6 класс (УМК И.Л.Бим)
Рабочая программа по немецкому языку с календарно- тематическим планированием построена с учётом тредований ФГОС ООО (УМК И.Л. Бим)...
Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 8 класс (УМК И.Л.Бим)
Рабочая программа по немецкому языку с календарно - тематическим планированием ФК ГОС (УМК И.Л. Бим)...
Рабочая программа по немецкому языку с календарно-тематическим планированием 9 класс (УМК И.Л.Бим)
Рабочая программа по немецкому языку с календарно -тематическим планированием ФК ГОС (УМК И.Л. Бим)...