разработка урока "Составление родословной"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

методическая разработка урока по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Составление родословной. Практическая работа»

Подготовила: Бабий Т.В.,

учитель биологии

2017/2018уч.год

Цель урока: создать условия для  расширения и закрепления знаний о генеалогическом методе исследования наследственности человека. Составление родословной человека.

Задачи урока:

Предметные: ознакомить  с методами изучения наследственности человека; обобщить знания о генеалогии как науки; закрепить навык составления родословной человека в рамках практической работы; работа с понятийным материалом данной темы;

Метапредметные: продолжить формирование умения работать с биологической информацией, правильно использовать речевые средства для высказывания собственной точки зрения и сравнивать  с другими;

Личностные:  формирование ответственного отношения  собственному здоровью и здоровью окружающих; воспитывать у обучающихся стремление вести здоровый образ жизни; продолжить формирование толерантных,  коммуникативных отношений.

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности

Основное содержание учебного материала: общие методы науки генетики; генеалогический метод, наука генеалогия; родословная, правила составления , условные обозначения; генотип и геном.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, пакет дидактического материала для мини-проекта.

ХОД УРОКА

этап урока

деятельность учителя

деятельность ученика

I. Организационный момент

Организует детей, проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на урок, готовят учебные принадлежности.

II. Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Подведение  под тему урока, демонстрация слайда с гипотезой.

Сегодняшний урок очередной в цикле изучаемых тем «Генетика человека». Начать урок мне бы хотелось с достаточно интересной гипотезы, которую я встретила на просторах сети интернет. (Слайд 1).

Она гласит: «Все люди на планете приходятся друг другу пятидесятиюродными братьями и сестрами».

Ведется  диалог с учащимися о возможном подтверждении этой гипотезы.

Человек который выдвинул такое предположение приводит не менее интересные подсчеты. У каждого из нас – это 1, есть 2 биологических родителя + 4 бабушки и дедушки + 8 прабабушки и прадедушки = 15 человек. Но это всего лишь 3 поколения. Далее если вести такие подсчеты количество прародителей у этого человека может составлять число с шестью и даже девятью нулями. Вывод все люди братья! Далее следуя логике  таких подсчетов следует, что отмерив назад примерно 64 поколения по временной шкале это будет соответствовать 414 году н.э. Приблизительно  поздний период Римской империи и далеким родственником  ну предположим Вовочки будет ни кто иной как представитель рода Цезарей.

Подтвердить или опровергнуть такие умозаключения, можно только опираясь на научные методы познания.

Вопросы: Какими методами оперирует наука генетика? Все ли методы подходят для изучения наследственности человека? Почему?

Действительно для изучения наследственности человека есть отдельная группа методов. Сегодня мы остановимся подробно на генеалогическом методе.

 Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Выдвигают предположение по вопросу гипотезы.

I II. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Целеполагание.

Создает ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое суждение о предмете, другие точки зрения.

Вопросы: Как вы понимаете, что это за наука генеалогия?

Продуктом генеалогического метода исследования, будет являться родословная человека.

Вопросы: Для чего составляют родословную? Цель, какую преследуют?

Для того чтобы можно было бы проследить наследование признака в ряде поколений.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Выдвигают предположения.

4. Первичное закрепление.

Инструктирует класс по выполнению мини-проекта на уроке. Выясняет цель мини проекта в каждой группе. Корректирует работу групп.

Проведение практической работы «Составление родословной».

Выполняют практическую работу по инструктивным картам.  Работают в группе. Фиксируют результаты работы в инструктивных листках.

Делают выводы. Отвечают на вопросы.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организует работу по защите мини-проектов каждой группы. Задает вопросы по материалам проекта. Корректирует правильность суждений учащихся.

Представляют свои мини-проекты. Рассказывают о проведенной практической работе. Ищут объяснение вопросов к проекту на основе проведенной практической работы.

6.Рефлексия

В завершении мне бы хотелось услышать ваше мнение об  уроке. Для этого в инструктивной карте есть пункт №8,  в котором небольшие заготовленные фразы выберите которые вам подходят.

Спасибо за работу на уроке.

 Сдаем рабочие листы на проверку. Оценка за работу на уроке после проверки рабочих листов.

 Оценивание наиболее активных учеников.

Обдумывают и записывают в рабочих листах отношение к уроку.

7. Домашнее задание

Подготовить родословную своей семьи. По желанию.

Записывают домашнее задание в дневник.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя родословная»

Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

Моя родословная. Как создать родословную

В презентации представлена инструкция по составлению генеалогического древа....

Тема: «Родословная Письма и Почты». Методическая разработка

Триединые цели:1.рассмотреть историю зарождения эпистолярного жанра и становления почтовой связи;2. развивать навыки правильного написания письма;3. развитие важных психологических характеристик лично...