ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
план-конспект по биологии на тему

Королева Дарья Викторовна

Методическая разработка практического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vegetativnaya_nervnaya_sistema.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)»

Департамента физической культуры и спорта города Москвы

 

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Методическая разработка практического занятия

По дисциплине: «Анатомия»    

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Составитель: Королева Д.В.

Москва

2017

1.2 Цели занятия:

1.1. Обучающие:

Углубить и закрепить теоретические знания студентов по теме.

После работы на занятии студент должен

Знать:

- топографию ВНС;

- особенности строения вегетативной нервной системы;

- функциональные особенности вегетативной нервной системы;

- принципиальные отличия вегетативной нервной системы от соматической нервной системы

Уметь:

- отвечать на вопросы по теме

- показывать на плакатах, муляжах и планшетах центры и узлы

  (ганглии) симпатического  и парасимпатического отделов вегетативной

  нервной  системы;

1.2. Развивающие:

- формировать навыки самостоятельной работы в лаборатории анатомии и

  физиологии с муляжами и таблицами

- уметь опираться на знания, полученные в процессе изучения анатомии;

- способствовать формированию у студентов логического мышления, развитию

  эрудиции;

1.3. Воспитательные:

- активизировать внимание и стремление к более глубокому изучению темы;

- способствовать нравственному воспитанию студентов;

1.4. Методические:

- добиться эффективного усвоения учебного материала;

- обеспечить целенаправленную работу преподавателя

  1. Формы и методы организации учебного процесса.

 

  1. Тип занятия - формирование знаний, умений

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  1. Перцептивные методы:

- словесные: объяснение, беседа

- практические: устные и письменные упражнения

  1. Логические методы:

- дедуктивный

- аналитико-синтетический

1.2.3. Гностические методы:

- репродуктивный

- частично – поисковый

  1. Методы стимулирования и мотивации учения

1.3.1. Методы формирования интереса к учению:

- ситуация занимательности

- опора на полученный ранее жизненный опыт

1.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении:

- метод убеждения учащихся в общественной и личной значимости учения;

- метод создания благоприятного обучения

1.4. Методы контроля и самоконтроля в обучении

- устные

- письменные

  1. Продолжительность занятия: 90 минут

4. Место проведения занятия: лаборатория биологии, анатомии и физиологии

Мотивация

        Деятельность внутренних органов регулируется вегетативной нервной системой. Одной из основных её функций является поддержание постоянства внутренней среды организма – гомеостаза.

        Вегетативные рефлексы, включая как основную часть рефлекторной дуги эндокринные железы, принимают непосредственное участие в поддержании уровня кровяного давления, глюкозы в крови, температуры тела, парциального давления кислорода, углекислого газа и  других констант. Вегетативная нервная система состоит из симпатического и парасимпатического отделов, в ганглиях которых передачу возбуждения осуществляет ацетилхолин.

        Передача возбуждения с пост  ганглионарного волокна на эффекторный орган в симпатическом отделе происходит с помощью норадреналина, а в парасимпатическом – ацетилхолина. Возбуждение симпатических и парасимпатических нервов обычно вызывает противоположные изменения функций органов.

        При увеличении симпатических влияний повышаются частота сердечных сокращений, артериальное давление, расширяются зрачки, уменьшается потоотделение, снижаются тонус кишечника и кислотность желудочного сока.

        При увеличении парасимпатических влияний возникают обратные реакции.

Нарушения деятельности вегетативной нервной системы многообразны. Они возникают при травмах, ряде инфекционных заболеваний, интоксикациях, болезнях обмена, эндокринных расстройствах.

        Сегодня мы закрепим теоретические знания по строению и функциям вегетативной нервной системы. Перспективной целью нашего занятия является использование знаний полученных на занятиях анатомии на клинических дисциплинах: терапии, травматологии, нервных и психических болезнях.

        

        

Литература для преподавателя

Основная

  1. Воробьёв Е.А., Анатомия и физиология, М., «Медицина», 1998 г.
  2. Самусев Р. П., Анатомия человека, М., «Медицина», 2002 г.
  3. Федюкович Н. И., Анатомия и физиология, Минск, «Полифакт – Альфа»,

1998 г.

Дополнительная

  1. Липченко В.Я., Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1998 г.
  2. Сапин М.Р., Анатомия человека, М., «Медицина», 1993 г.

Литература для студентов

Основная литература

№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Издательство, год издания

Анатомия

Иваницкий М.Ф.

М.: Академия,2014

Дополнительная литература

№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Издательство, год издания

Анатомия

Епифанов В.А.

Медицина, 2015

Ресурсы сети Интернет

http://www.exponenta.ru/educat/class/courses/student/ma/examples.asp

http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/mathematics/calculus.htm

http://www.allmath.ru/mathan.htm 

http://www.ph4s.ru/book_mat_matan.html

http://pmi.ulstu.ru/a/matan/menu.html

http://www.youtube.com/watch?v=p1JKXbW5eTU

http://dmvn.mexmat.net/calculus.php

Карта внутридисциплинарных связей

№ п/п

Тема по программе

Изучаемые вопросы

Связь изученного и изучаемого

1.

Гистология

Строение и классификация тканей

Локализация тканей

2.

Остеология

Строение позвоночного столба

Топография вегетативной нервной системы

3.

Нервная система

Строение головного мозга.

Строение спинного мозга

Расположение центральных отделов вегетативной нервной системы

Карта ТСО и наглядностей

№ п/п

Вид

Название

1.

Таблицы

Общий план строения парасимпатической части вегетативной нервной системы

Общий план строения симпатической части вегетативной нервной системы

2.

Муляжи

Скелет человека

3.

Средства наглядности

Мел, интерактивная доска

Хронокарта практического занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент

1

2.

Мотивация темы. Цели занятия

2

3.

Проверка домашнего задания

2

4.

Определение исходного уровня знаний

10

5.

Вводный инструктаж

1

6.

6.1.

Самостоятельная работа

Работа малыми группами

72

7.

Подведение итогов занятия

2

8.

Задание на дом

2

9.

Итого:

95

Приложение № 1

Фронтальный опрос с эталонами ответов

№ п/п

Вопрос

Эталон ответа

1.

Вегетативная нервная система иннервирует

сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, внутренние органы, имеющие гладкие мышечные клетки, железы

2.

Значение вегетативной нервной системы

координирует работу внутренних органов, регулирует обменные, трофические процессы, поддерживает гомеостаз

3.

Зависит ли работа ВНС от сознания человека

нет

4.

Зависит ли работа ВНС от ЦНС

да

5.

Её называют автономной

так как она не подвластна сознательному контролю

6.

Работа вегетативной нервной системы контролируется

спинным мозгом, мозжечком, гипоталамусом, базальными ядрами, корой головного мозга

7.

Центральный отдел симпатической части вегетативной нервной системы представлен

боковыми рогами спинного мозга С8, Fr1 – 12, L1,2

8.

Периферический отдел вегетативной нервной системы представлен

узлами, волокнами, сплетениями

9.

Центральный отдел парасимпатической части вегетативной нервной системы представлен

ядрами, расположенными в среднем продолговатом мозге, в области моста, крестцовом отделе спинного мозга

10.

Назовите черепные нервы, имеющие парасимпатические волокна

III, VII, IX, X

11.

Самое большое количество парасимпатических волокон входит в состав

Х пары, n. Vagus

12.

Самым крупным сплетением брюшной полости являются

чревное (солнечное) сплетение

13.

ВНС оказывает на организм три рода воздействия

Функциональное, трофическое,

сосудодвигательное

Заполнить таблицу

Орган

Симпатическая

 часть

Парасимпатическая

часть

Эталон ответа к таблице

Орган

Симпатическая

 часть

Парасимпатическая часть

Сердце

Увеличивает частоту и силу сокращений

Уменьшает частоту и силу сердечных сокращений

Бронхи

Расширение просвета бронхов

Сужение просвета бронхов

Желудок

Снижение тонуса мышечного слоя

Усиление перестальтики

Кишечник

Снижение тонуса мышечного слоя

Усиление перестальтики

Мочевой пузырь

Снижение тонуса мышечного слоя, сокращение сфинктера (накопление мочи)

Увеличение тонуса мышечного слоя, расслабление сфинктера (опорожнение мочевого пузыря)

Зрачок

Расширение зрачка

Сужение зрачка

Приложение № 2

Ход самостоятельной работы

Задание № 1

Используя таблицы рассмотрен

- отделы симпатической нервной системы

- особенности строения

- особенности функционирования

- область иннервации

- влияние на органы

Задание № 2

        Используя таблицу рассмотреть

- центральный отдел парасимпатической нервной системы

- периферический отдел парасимпатической нервной системы

- ход волокон в составе IIIп VII, IX, X пар черепных нервов

- область

План сдачи отчёта по самостоятельной работе

- Отделы симпатической нервной системы

- особенности строения

- особенности функционирования

- область иннервации

- влияние на органы

- центральный отдел парасимпатической нервной системы

- периферический отдел парасимпатической нервной системы

- ход волокон в составе III, VII, IX, X  пар черепных нервов

                               

                                           

                                                                                                         

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сопровождение урока Вегетативная нервная система

Данную призентацию можно использовать как сопровождение урока "Вегетативная нервная система"...

конспект урока "Автономный (вегетативный) отдел нервной системы"

Цель:  сформировать новые анатомо-физиологические понятия о  строении и функциях периферической нервной системы.Задачи:·         повторить материал об...

Заболевания вегетативной нервной системы. Мигрень.

Мигрень- хроническое заболевание, проявляющееся периодически возникающими приступами пульсирующей головной боли....

Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система...

Головной мозг и вегетативная нервная система

Задание применяется при подготовке к ОГЭ, по теме "Нервная система"....

Вопросы с эталонами ответов для контроля знаний по теме "Вегетативная нервная система"

Задания для проверки знаний по метериалу "Вегетативная нервная ситема"...

конспект урока "Вегетативная нервная система" 8 класс

Тема: Вегетативная нервная системаОбразовательная технология: проблемно-диалогическаяЦель: сформировать представление о значении автономной нервной  системы в жизни человека,  показать ...