занятие НОУ "Необычное в обычном"
опыты и эксперименты по биологии (5 класс) на тему
Практическая работа для учащихся 4-5 класса по исследованию свойств лимонного сока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nou_neobychnoe_v_obychnom.rar | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция 1
к исследованию «Почему чай с лимоном светлеет?»
Вы наверняка замечали, что если положить в чашку с чаем ломтик лимона, чай светлеет.
Проверьте, как будет меняться окраска других цветных растворов: иода, бриллиантового зеленого и малинового. Для этого внесите несколько капель лимонного сока в пробирки с этими растворами. Что вы наблюдаете?
Такие же пятна очень часто остаются на одежде. Перед вами кусочки ткани с пятнами от травы, лепестков цветов, чернил. С помощью пипетки нанесите на эти пятна несколько капель лимонного сока и подождите 1-2 минуты. Что вы наблюдаете?
Занесите результаты исследований в таблицу «Действие лимонной кислоты на различные пятна»
Вид пятна | Что происходит с пятном под действием лимонного сока (не изменилось, стало светлее, исчезло) |
1. Пятно от травы | |
2. Пятно от цветов | |
3. Пятно от чернил |
Сделайте на основании наблюдений вывод: Сок лимона обладает ____________________ свойствами. Следовательно, его можно использовать для __________________________.
Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.
Инструкция 2
к исследованию «Куда исчез мел?»
Все слышали выражение «жесткая вода». Так называют воду, в которой содержится много солей. Некоторые из этих солей – карбонаты - при кипячении или испарении воды образуют на стенках посуды, нагревательных элементов налет – накипь. Накипь часто становится причиной поломки чайников, стиральных машин.
В природе же карбонаты - незаменимый строительный материал. Из него, например, состоят раковины моллюсков, а из раковин образуется мел.
Исследуйте действие лимонного сока на карбонаты. Для этого поместите в пробирку небольшой кусочек мела и добавьте туда же несколько капель лимонного сока. Что вы наблюдаете? Что происходит с мелом?
Проделайте этот опыт с раковиной моллюска, с известковым налетом на стенках посуды.
Свои наблюдения занесите в таблицу «Действие лимонной кислоты на карбонаты»
Исследуемое вещество | Что происходит с веществом под действием лимонного сока |
| |
| |
|
Сделайте на основании наблюдений вывод: Сок лимона ____________________ карбонаты. Следовательно, его можно использовать для _______________________________________
___________________________________________________.
Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.
Инструкция 3
к исследованию «Почему при простуде пьют чай с лимоном?»
Вы знаете, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микроорганизмы – вирусы и бактерии. В ротовой полости создается очень благоприятная среда для развития микробов: тепло, высокая влажность, остатки пищи. В таких условиях они очень быстро размножаются. Зубной налет – это скопление микроорганизмов.
Для того, чтобы выяснить, какое влияние оказывает на них лимонный сок, проведите исследование. Возьмите с помощью стеклянной палочки небольшое количество зубного налета и поместите его на 2 предметных стекла. К одному добавьте с помощью чистой стеклянной палочки каплю воды, а к другому – каплю лимонного сока. Накройте препараты покровными стеклами и рассмотрите с помощью микроскопа. Что вы наблюдаете?
Занесите результаты исследования в таблицу «Действие лимонного сока на микроорганизмы»
Препарат | Наблюдения |
1. Зубной налет в водной среде | |
2. Зубной налет в кислой среде |
Сделайте вывод о влиянии лимонного сока на микроорганизмы: В кислой среде лимонного сока микроорганизмы ________________. Следовательно, его можно использовать при
___________________________________________________.
Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.
Инструкция 3
к исследованию «Почему при простуде пьют чай с лимоном?»
Вы знаете, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микроорганизмы – вирусы и бактерии. Они, как и все другие живые организмы, чутко реагируют на изменения в среде обитания.
Для того чтобы выяснить, какое влияние оказывает на живые организмы лимонный сок, проведите исследование. Поместите небольшое количество культуры дрожжей на 2 предметных стекла. К одному добавьте с помощью чистой стеклянной палочки каплю раствора сахара в воде, а к другому – каплю лимонного сока. Накройте препараты покровными стеклами и рассмотрите с помощью микроскопа. В благоприятных условиях дрожжи размножаются почкованием. Сравните микропрепараты с культурой дрожжей в разных условиях. Что вы наблюдаете? Размножаются ли дрожжи в кислой среде?
Занесите результаты исследования в таблицу «Действие лимонного сока на живые организмы»
Препарат | Наблюдения |
1. Дрожжи в растворе сахара | |
2. Дрожжи в кислой среде |
Сделайте вывод о влиянии лимонного сока на живые организмы: В кислой среде лимонного сока живые организмы ________________. Следовательно, его можно использовать при
___________________________________________________.
Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необычные свойства обычной воды
Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...
Внеклассное мероприятие "Тайна обычной соли"
Материал, собранный по данной теме, знакомит с таким обычным, на первый взгляд, веществом, как поваренная соль. В результате совместной работы обучающиеся получат много познавательно...
Конкурс " История обычных вещей " . Экскурсия " Путешествие во времени с обычными вещами..."
История о вещах военной поры....
Конспект познавательного занятия для детей "Такие необычные обычные вещи"
Конспект познавательного занятия для детей «Такие необычные обычные вещи» адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов, а также учителям начальной школы. Зна...
Конспект занятия «Необычное в обычном или чудеса своими руками»
Данное занятие является вводным и проводится с обучающимися первого года обучения (с 7 лет) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Сувенир». На первом занятии у о...
Методический материал для занятий дополнительного образования по изобразительному искусству Из опыта работы «Необычное в обычном» Направление развития личности школьника: общекультурное Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна
Хочу поделиться своими наработками и открытием в области ДПТ.Работая с детьми, хочется поразить их воображение. Конечно, придумано очень много всего в области ДПИ, но мне кажется, многим то, о чем пой...
Участие в Онлайн-семинаре «Новый взгляд на обычное занятие» (26.04.2021)
Программа онлайн-семинара для учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Нижневартовского района (26.04.2021)...