занятие НОУ "Необычное в обычном"
опыты и эксперименты по биологии (5 класс) на тему

Седых Нина Николаевна

Практическая  работа для учащихся 4-5 класса по исследованию свойств лимонного сока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nou_neobychnoe_v_obychnom.rar2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Инструкция 1

 к исследованию «Почему чай с лимоном светлеет?»

Вы наверняка замечали, что если положить в чашку с чаем ломтик лимона, чай светлеет.

Проверьте, как будет меняться окраска других цветных растворов: иода, бриллиантового зеленого и малинового. Для этого внесите несколько капель лимонного сока в пробирки с этими растворами. Что вы наблюдаете?

Такие же пятна очень часто остаются на одежде. Перед вами кусочки ткани с пятнами от травы, лепестков цветов, чернил. С помощью пипетки нанесите на эти пятна несколько капель лимонного сока и подождите 1-2 минуты. Что вы наблюдаете?

Занесите результаты исследований в таблицу «Действие лимонной кислоты на различные пятна»

Вид пятна

Что происходит с пятном под действием лимонного сока (не изменилось, стало светлее, исчезло)

1. Пятно от травы

2. Пятно от цветов

3. Пятно от чернил

Сделайте на основании наблюдений вывод:  Сок лимона обладает ____________________ свойствами. Следовательно, его можно  использовать для __________________________.

Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.

Инструкция 2

к исследованию «Куда исчез мел?»

Все слышали выражение «жесткая вода». Так называют воду, в которой содержится много солей. Некоторые из этих солей – карбонаты -  при кипячении или испарении воды образуют на стенках посуды, нагревательных элементов налет – накипь. Накипь часто становится причиной поломки чайников, стиральных машин.

В природе же карбонаты  - незаменимый строительный материал. Из него, например, состоят раковины моллюсков, а из раковин образуется мел.

Исследуйте действие лимонного сока на карбонаты. Для этого поместите в пробирку небольшой кусочек мела и добавьте туда же несколько капель лимонного сока. Что вы наблюдаете? Что происходит с мелом?

Проделайте этот опыт с раковиной моллюска, с  известковым налетом на стенках посуды.

 Свои наблюдения занесите в таблицу «Действие лимонной кислоты на карбонаты»

Исследуемое вещество

Что происходит с веществом под действием лимонного сока

  1. Мел

  1. Раковина моллюска

  1. Накипь

Сделайте на основании наблюдений вывод:  Сок лимона ____________________ карбонаты. Следовательно, его можно  использовать для _______________________________________

___________________________________________________.

Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.

Инструкция 3

к исследованию «Почему при простуде пьют чай с лимоном?»

Вы знаете, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микроорганизмы – вирусы и бактерии. В ротовой полости создается очень благоприятная среда для развития микробов: тепло, высокая влажность, остатки пищи. В таких условиях они очень быстро размножаются. Зубной налет – это скопление микроорганизмов.

Для того, чтобы выяснить, какое влияние оказывает на них  лимонный сок, проведите исследование. Возьмите с помощью стеклянной палочки небольшое количество зубного налета и поместите его на 2 предметных стекла. К одному добавьте с помощью чистой стеклянной палочки каплю воды, а к другому – каплю лимонного сока. Накройте препараты покровными стеклами и рассмотрите с помощью микроскопа. Что вы наблюдаете?

 Занесите результаты исследования в таблицу «Действие лимонного сока на микроорганизмы»

Препарат

Наблюдения

1. Зубной налет в водной среде

2. Зубной налет в кислой среде

Сделайте вывод о влиянии лимонного сока на микроорганизмы: В кислой среде лимонного сока микроорганизмы ________________.  Следовательно, его можно  использовать при

___________________________________________________.

Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.

Инструкция 3

к исследованию «Почему при простуде пьют чай с лимоном?»

Вы знаете, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микроорганизмы – вирусы и бактерии. Они, как и все другие живые организмы, чутко реагируют на изменения в среде обитания.

Для того чтобы выяснить, какое влияние оказывает на живые организмы  лимонный сок, проведите исследование. Поместите небольшое количество культуры дрожжей на 2 предметных стекла. К одному добавьте с помощью чистой стеклянной палочки каплю раствора сахара в воде, а к другому – каплю лимонного сока. Накройте препараты покровными стеклами и рассмотрите с помощью микроскопа. В благоприятных условиях дрожжи размножаются почкованием. Сравните микропрепараты с культурой дрожжей в разных условиях. Что вы наблюдаете? Размножаются ли дрожжи в кислой среде?

 Занесите результаты исследования в таблицу «Действие лимонного сока на живые организмы»

Препарат

Наблюдения

1. Дрожжи в растворе сахара

2. Дрожжи  в кислой среде

Сделайте вывод о влиянии лимонного сока на живые организмы: В кислой среде лимонного сока живые  организмы ________________.  Следовательно, его можно  использовать при

___________________________________________________.

Теперь занесите результаты вашей работы в сводную таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычные свойства обычной воды

Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...

Внеклассное мероприятие "Тайна обычной соли"

Материал, собранный по данной теме, знакомит с таким   обычным,  на первый взгляд, веществом, как поваренная соль. В результате совместной работы обучающиеся получат много познавательно...

Конспект познавательного занятия для детей "Такие необычные обычные вещи"

Конспект познавательного занятия для детей «Такие необычные обычные вещи» адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов, а также учителям начальной школы. Зна...

Конспект занятия «Необычное в обычном или чудеса своими руками»

Данное занятие является вводным и проводится с обучающимися первого года обучения (с 7 лет) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Сувенир». На первом занятии у о...

Методический материал для занятий дополнительного образования по изобразительному искусству Из опыта работы «Необычное в обычном» Направление развития личности школьника: общекультурное Учитель: Матвеева Ирина Геннадьевна

Хочу поделиться своими наработками и открытием в области ДПТ.Работая с детьми, хочется поразить их воображение. Конечно, придумано очень много всего в области ДПИ, но мне кажется, многим то, о чем пой...

Участие в Онлайн-семинаре «Новый взгляд на обычное занятие» (26.04.2021)

Программа онлайн-семинара для учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Нижневартовского района (26.04.2021)...