РА Б О Ч А Я П Р О Г Р А М А по учебному курсу «Сказ о невидимых драконах»
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Так как на изучение биологии в 6 классе отводится 1 ч/н, то довольно сложно выделить время для выполнения полного объема практической части. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shishova_i.a._uchebnyy_kurs_skaz_o_nevidimyh_drakonah_6_klass3_ch.docx | 56.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов им. Б.И. Рябцева» г. Россоши
«Рассмотрено» | «Согласовано» и | «Согласовано» и | «Утверждаю» |
на заседании МО учителей | «Принято» | «Принято» | директор МБОУ |
_______________________ | на заседании МС | на заседании | «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши |
протокол №__1____ | протокол №32______ | педсовета | _________Ловцова В.Ф.. |
от «_24__»____08__2017___г. | от «_30__»__08 .2017г. | протокол №_1_____ | приказ №_410_____ |
____________________ | ____________________ | от | от |
(подпись руководителя МО) | (подпись председателя МС) | «__25_»_08.2017__г. | «__01__»_09__2017__г. |
РА Б О Ч А Я П Р О Г Р А М А
по учебному курсу
«Сказ о невидимых драконах»
для обучающихся 6 классов
Разработал:
учитель биологии
Шишова Ирина Анатольевн
Программа составлена на основе практикума по микробиологии И.Д. Свистовой, А.Н. Ершовой. Воронеж. Воронежский государственный педагогический университет 2015г.
Россошь
2017 год
1.Пояснительная записка
Программа учебного курса по биологии составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона от 29 .12. 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с последующими изменениями) (Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010г. №1897).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576, Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577.
- ООП ООО МБОУ «СОШ№25 с УИОП им.Б.И.Рябцева» г. Россоши
Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Так как на изучение биологии в 6 классе отводится 1 ч/н, то довольно сложно выделить время для выполнения полного объема практической части. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса. Предлагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на более глубокое развитие практических умений, через обучение учащихся моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 7 классах. Помимо всего сказанного, у учеников есть прекрасная возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем именно биологии. Для этого у школьников будет возможность принимать участие в предметных неделях, научно-практических конференциях. В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия. Программа курса должна помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Данный кур имеет модульный характер, оптимально сочетает количество лекционных и практических занятий.
Актуальность введения данного курса обусловлена его методологической значимостью. Знания и умения, полученные учащимися в ходе изучения каждого модуля, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Новизной данной программы является то, что в ее основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Программа курса «Сказ о невидимых драконах» предназначена для учащихся 6 классов в возрасте 12-13 лет., носит межпредметный, исследовательский характер, рассчитан на 12 часов, 1 час в неделю в течение третьей четверти, согласно учебному плану МБОУ СОШ №25 с УИОП им.Б.И. Рябцева г. Россоши. Продолжительность занятий – 45 минут Содержание курса является дополнением школьной программы и одновременно способствует развитию ранее приобретенных навыков и формированию новых умений.
Общая характеристика курса.
Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому предлагаемые занятия позволят расширить и углубить знания учащихся по биологии.
Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес, особенно работа с новыми ИКТ технологиями. Благодаря использованию данной технологий учащиеся имеют возможность не только наблюдать объекты живой природы, но и записывать видео, наблюдать циклы развития, которые описаны в методических пособиях, дополнительной литературе. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают практические умения, углубляют связь теории с практикой. Любознательных шестиклассников интересует определенно все. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Занятия с цифровым и световыми микроскопами помогут расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У школьника будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения биологии.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что прослеживается тесная связь с окружающим миром, связь с изобразительным искусством, микробиологией и валеологией. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания, но в то же время, они примыкают к основному курсу. Программа построена с учётом преемственности биологического образования, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Биологии» на уроках. При изучении данного курса наряду с приобретением дополнительных знаний по микробиологии и биологии, совершенствованием навыка проведения биологического эксперимента, развивается способность самостоятельно приобретать знания, оценивать информацию, излагать свое мнение по обсуждаемому вопросу, выслушивать мнение других.
Целью данного курса является: вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения, расширение кругозора учащихся о мельчайших представителях живого мира.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с основами науки микробиологии.
- Сравнить строение одноклеточных представителей различных царств: бактерий, грибов;
- формировать практические навыки работы с микроскопом и цифровым лабораторным оборудованием.
Развивающие:
- Развитие мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания, использовать различные источники информации и современные информационные технологии.
- Развивать умение наблюдать, анализировать.
- Развить исследовательские умения
Воспитательные:
- Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- научность;
- доступность;
- прослеживание межпредметных связей;
- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного материала.
Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами проектно-исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления.
2.Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.), эстетического отношения к живым объектам;
- формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, педагогами;
формирование универсальных учебных действий; развитие творческого мышления учащихся.
Метапредметные результаты:
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
- Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами).
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальными иглами, лупами, световыми и электронным микроскопами).
Предполагаемые результаты обучения.
В результате освоения курса ученик научится:
- самостоятельно готовить микропрепараты;
- выращивать культуры различных бактерий и плесневых грибов;
- изучать и описывать представителей различных царств;
- наблюдать и сравнивать результаты биологического эксперимента;
- сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- основным составляющим исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Получит возможность научиться:
- соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами;
- эстетическому отношению к живым объектам;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
3. Методы, формы и средства обучения.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
- групповые (выставки, тренинги, практические работы);
- работа в малых группах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).
Формы и методы, используемые в работе по программе:
Словесно-иллюстративные методы: лекция, рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Исследовательские методы: лабораторный практикум; практические работы с элементами поисковой деятельности.
Репродуктивные методы: просмотр видео-, компьютерных презентаций, моделей и макетов, написание и защита мини - проектов по изучаемой проблеме, воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Основные принципы содержания программы:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей
Формы подведения итогов реализации программы:
- Анализ проводимых мероприятий.
- Отзывы участников программы.
- Реализация социально значимых проектов, мероприятий, их анализ.
4.Содержание.
Содержание курса «Сказ о невидимых драконах» в 6-х классах является важным звеном в системе непрерывного биологического образования.
Модуль №1. Введение в микробиологию (2ч)
История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843–1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.
Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» с помощью светового микроскопа.
Модуль №2. Бактерии (5ч)
Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий.
Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.
Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Культивирование микроорганизмов. Методы изучения микроорганизмов. Питательные среды.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №2 «Приготовление питательной среды. Мясо-пектиновый агар (МПА)
Лабораторная работа №3 «Бактерии зубного налёта» с помощью цифрового микроскопа.
Лабораторная работа №4 «Изучение строения картофельной палочки и гнилостной палочки» с помощью цифрового микроскопа.
Практическая работа «Приготовление питательной среды и выращивание культуры бактерий картофельной палочки и бактерий зубного налета».
Модуль№3. Микроскопические грибы (3ч)
Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов (фикомицеты, сумчатые, базидиальные и др.) Особенности плесневых грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №5 «Изучение плесневых грибов под микроскопом»
Лабораторная работа №6 «Рассматривание культуры дрожжей»
Лабораторная работа №7 «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов»
Модуль №4. Заключение (2ч)
Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Оформление результатов проекта. Оформление индивидуальных проектов в виде буклетов, плакатов, альбомов. Защита проектов.
Содержание заключительного раздела способствует принятию учащимися положения, что самопознание и личностный рост являются составными частями процесса саморазвития, личностного самосовершенствования человека, актуализации и реализации его устремлений, раскрытия внутренних потенциалов.
Итого:12ч
Содержание курса способствует формированию таких ценностей, как познавательные, коммуникативные, нравственные и эстетические, которые составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку.
5.Система оценивания с критериями оценки.
Формы контроля и оценки.
В качестве оценки выступает 12-бальная система. Учащиеся оценивают себя, используя карты успешности, где отражены УУД, запланированные учителем.
Перевод полученных баллов за урок в пятибалльную систему:
- 10 - 12 баллов – «5» Высокий
- 7 - 9 баллов – «4» Повышенный
- 4 - 6 баллов –«3» Базовый
- 0 - 3 баллов – «2» Низкий
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через: практическую деятельность, самостоятельные работы, изготовление наглядных пособий.
Защита индивидуальных проектов происходит в форме общешкольной конференции.
Особенности оценки индивидуальной проектной работы
- При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта по каждому из четырех критериев:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,
- формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
- объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Контроль и оценка результатов освоения программы модуля может происходить путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Предусмотрены отчеты по лабораторным работам, творческие задания, информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.
Продуктом курса станут проектно-исследовательские работы учащихся на одну из актуальных тем модуля во время общественного смотра знаний. Курс так же завершается выпуском и защитой буклетов, тематических альбомов, плакатов, инструкции по изготовлению микропрепаратов.
6.Тематическое планирование.
№ п/п | Название модуля/ темы | Кол-во часов | Формы организации познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты (показатели Сформированности УУД) | Виды/ Формы контроля | |
теоретических | практических | |||||
1 1.1 1.2 | Введение в микробиологию (2ч) От микроскопа до микробиологии. Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» с помощью светового микроскопа. | 1 | 1 | Лекция. Фронтальная, работа в парах, групповая. Эвристическая беседа, работа со справочной литературой, просмотр к/презентации. Лабораторная работа №1 | 1.Регулятивные УУД: организует рабочее место, ставит цели и распределяет своё время на уроке, самостоятельно оценивает правильность выполненных заданий. 2.Познавательные УУД: осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, выделяет главное, логически рассуждает ,делает выводы. 3.Коммуникативные УУД: умеет сотрудничать , отстаивает свою точку зрения | Опрос, практикум, работа с картами успешности, отчеты по лабораторным работам. |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Бактерии (5ч) Бактерии-древнейшая группа организмов Методы культивирования микроорганизмов. Стерилизация и стерильный пересев микроорганизмов . Питательные среды. Лабораторная работа№2 «Приготовление питательной среды. Мясо-пектиновый агар (МПА )». Практическая работа «Выращивание культуры бактерий картофельной палочки и бактерий зубного налета». Строение и жизнедеятельность бактерий. Лабораторная работа №3 «Бактерии зубного налёта» с помощью цифрового микроскопа. Распространение и значение бактерий. Лабораторная работа №4 «Изучение строения картофельной палочки и гнилостной палочки» с помощью цифрового микроскопа. | 1 | 4 | Фронтальная, парная, групповая работа. Лекция, показ к/презентации,беседа. Работа с ЭОР. Выполнение лабораторных работ№2,3,4, Практической работы. | .Регулятивные УУД: организует рабочее место, ставит цели и распределяет своё время на уроке, самостоятельно оценивает правильность выполненных заданий. 2.Познавательные УУД: осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, выделяет главное, логически рассуждает, делает выводы. 3.Коммуникативные УУД: умеет сотрудничать, отстаивает свою точку зрения. | Опрос, практикум, работа с картами успешности, отчеты по лабораторным работам, словарная работа, контрольные вопросы. |
3 3.1 3.2 3.3 | Микроскопические грибы (3ч) Плесневые грибы. Лабораторная работа №5 «Изучение плесневых грибов под микроскопом» Строение и жизнедеятельность дрожжей. Лабораторная работа №6 «Рассматривание культуры дрожжей» Значение плесневых грибов и дрожжей. Лабораторная работа №7 «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов» | - | 3 | Беседа, работа с энциклопедиями, ЭОР, научно-популярной литературой. Работа в парах, в малых группах, проведение мини исследования. выполнение Лабораторных работ№5,6,7 | .Регулятивные УУД: организует рабочее место, ставит цели и распределяет своё время на уроке, самостоятельно оценивает правильность выполненных заданий. 2.Познавательные УУД: осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, выделяет главное, логически рассуждает ,делает выводы. 3.Коммуникативные УУД: умеет сотрудничать , отстаивает свою точку зрения. | Опрос, практикум, работа с картами успешности, отчеты по лабораторным работам |
4 4.1 4.2 | Заключение (2 часа) Оформление результатов проекта. Защита проектов «Плесень- друг или враг?», «Гигиена полости рта». | 2 | - | Консультации.Подготовка и защита проектов: «Плесень- друг или враг?» , «Гигиена полости рта». | 1.Регулятивные УУД: Самостоятельно определяет цель, проблему в учебной деятельности. Адекватно оценивает учебную работу на основе заданных критериев, алгоритма. 2.Познавательные УУД: Сравнивает объекты по заданным критериям. Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
3.Коммуникативные УУД: Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами 1.Регулятивные УУД: организует рабочее место, осуществляет итоговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи. Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности с помощью учителя. 2.Познавательные УУД: строит логическое рассуждение,осваивает основы реализации проектно-исследовательской деятельности. 3.Коммуникативные УУД: умеет сотрудничать, грамотно строит высказывания в устной, владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, при изложении заданного вопроса придерживается темы, корректирует своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признает его ошибочность | Изготовление буклетов, плакатов, альбомов, листовок, оформление портфолио. |
Итого:12ч
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники. Бактерии. Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Комплекты микропрепаратов
Ботаника I, Ботаника II
Наборы муляжей
Грибы.
Приборы
Раздаточные
Микроскопы световые, электронный.
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ.
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»
Технические средства обучения
- Компьютер 1шт.
- Ноутбук 3ш.
- Проектор 1шт.
4. Экран 1шт.
5. Принтер 1шт.
6. Настенная доска 1шт.
Также предусмотрены альбомы, цветные карандаши, краски, фломастеры.
8. Литература.
Рабочая программа основана на следующих практических пособиях:
- Дронова О.Н.Хрестоматия по биологии:/ Бактери.Грибы.Растения/ – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
- Свистова И.Д., Ершова А.Н. .Практикум по микробиологии. Учебно-методическое пособие для студентов естественно-географического факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Биология». Воронеж.Воронежский государственный педагогический университет 2015, 100с.
- Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971.
- Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256 с.
Интернет-ресурсы:
- Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru
- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii
- http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm
- http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf
- http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO
Приложение
СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ.
Цель занятия: углубить знания учащихся о строении бактерий: форма клетки,
особенности органоидов; сосредоточить внимание на особенностях жизнедеятельности бактерий; развивать навыки опытной работы.
Ход занятия.
1. Сообщения учащихся об ученых микробиологах ( Л.Пастер, Р.Кох).
2. Лекция.
1) Условия жизни бактерий.
2) Строение бактериальной клетки.
3) Формы бактерий.
4) Поведение бактерий.
5) Размножение бактерий.
6) Способы питания.
По ходу лекции учащиеся делают записи и рисунки.
1) Бактерии (от греч. слова bacterion – палочка) - микроорганизмы. В системе организмов они относятся к надцарству прокариот и делятся на царства эубактерий и археобактерий.
Бактерии космополиты – т.е. одни и те же виды можно встретить на всех материках.
Развиваясь в разных экологических условиях, бактерии приспособились к ним. Распространены повсюду – в почве, воде, воздухе. Например, в 30 см почвы на площади 1 га содержится от 1,5 до 15 - 40 тонн микроорганизмов. Многие из них могут существовать в экстремальных условиях, в которых другие организмы не выживают: в глубоком вакууме, в растворах кислот, в сверхсоленых озерах, струях гейзеров при t +105 С. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2 -3 млн лет, в океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры. Они прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерный реактор и остаются жизнеспособными, получив 10 тыс. дозу радиации, не погибали даже в открытом космосе под смертоносным воздействием солнечной радиации.
2) Бактерии состоят из одной клетки, но устроена она иначе, чем растительная, животная или грибная. Клетка бактерий не разделена мембранами на внутренние отделы. У бактерий отсутствует ядро, пластиды, митохондрии. Вместо клеточного ядра у бактерий нуклеоид, лишенный оболочки и состоящий из одной хромосомы, образованной кольцевой молекулой ДНК.
Кроме того, бактерии могут содержать кольцевую ДНК в виде маленьких участков молекулы – плазмид. С помощью плазмид может передаваться генетическая информация от одной клетки к другой. Снаружи бактерии покрыты тонкой и эластичной клеточной стенкой, в состав которой входит муреин. Она защищает содержимое бактерии от воздействия неблагоприятных факторов и придает форму. Многие бактерии окружены слизистой капсулой.
3) По форме и особенностям объединения клеток различают несколько морфологических групп бактерий: шаровидные - кокки, прямые палочковидные – бациллы, изогнутые – вибрионы, спиралевидные – спириллы. Кокки соединенные попарно – диплококки, в виде цепочки – стрептококки, в виде гроздей – стафилококки. Встречаются нитчатые формы.
4) Бактерии бывают неподвижные, но некоторые бактерии имеют органоиды движения – жгутики, они могут располагаться на конце тела или по всей поверхности. Вращаясь со скоростью 3000 об\мин они тянут за собой бактериальную клетку. Такое движение соответствует скорости 20 – 30 км\ч.
Поведение бактерий не отличается особенной сложностью, а некоторые поддаются дрессировке. Ученые подвергали бактерии на свету электрошоку и выработали у них «нелюбовь» к свету. Некоторые способны к «самопожертвованию» - при недостатке пищи, часть колонии самоуничтожается, распавшись на куски, и питательные вещества погибших кормят остальных.
В неблагоприятных условиях многие бактерии образуют споры – покоящиеся стадии. Содержимое клетки уплотняется, в оболочке откладываются воскообразные вещества. Оболочка настолько прочная, что выдерживает кипячение. Споры некоторых бактерий могут оставаться жизнеспособными многие годы, например, споры сибирской язвы в почве сохраняют жизнеспособность десятки лет. Попадая в благоприятные условия, спора прорастает: оболочка лопается и из нее вырастает бактериальная клетка.
5) Размножение бактерий происходит путем простого деления клетки на две части. Одна бактерия за 10 суток при нормальных условиях может произвести количество клеток, по объему равному объему нашей планете. Этого не происходит, потому что, истратив все ресурсы, популяция бактерий останавливает рост. Далее их численность начинает снижаться из-за отравления продуктами своего же обмена.
6) Существует два принципиально различных способа питания организмов: гетеротрофное и автотрофное.
Автотрофные бактерии могут быть зелеными и бесцветными. У зеленых бактерий питание осуществляется путем бактериального фотосинтеза за счет солнечной энергии.
У бесцветных бактерий питание происходит за счет энергии окисления неорганических соединений. Этот процесс получил название хемосинтеза.
Гетеротрофы делятся на две группы: сапрофиты и паразиты.
Сапрофиты питаются мертвыми органическими веществами, то есть остатками тел животных и растений или их выделениями. Паразиты поселяются на живых растениях и животных и питаются органическими веществами самого организма, называемого хозяином.
3. Закрепление изученного.
Словарная работа. Объяснить значение новых слов: эукариоты, бактерии, нуклеоид, плазмиды, муреин, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, хемосинтез, спора.
4. Лабораторные работы:
«Приготовление питательной среды» и «Изучение строения культуры картофельной палочки и бактерий зубного налета».
Наблюдение за ходом опыта поручить одному (нескольким) ученику. Через неделю докладывает о результатах своих наблюдений.
5. Беседа.
1. Какова цель поставленного опыта?
2. Какие условия должны соблюдаться в ходе опыта?
3. Как вы думаете, почему необходимы такие условия?
4. Предположите результаты вашей работы.
«Приготовление питательной среды и выращивание культуры картофельной палочки».
Картофельная палочка развивается на картофеле. Для ее получения следует взять неочищенный картофель, нарезать небольшими кубиками, поместить в небольшую посуду, залить доверху водой и нагреть до 80 С. Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки нужно опустить в нее небольшой комочек почвы, после этого поставить в теплое место на три дня. За это время картофельная палочка размножается в большом количестве, ее размеры достигают 15 мкм. Картофельная палочка более крупная бактерия, чем сенная палочка, она хорошо видна при рассмотрении в школьном микроскопе, быстро развивается на питательных средах, которые легко приготовить в условиях школы.
«Выращивание гнилостной палочки»
Гнилостная палочка- это бактерии, представляющие собой бесспоровые анаэробные организмы, разлагающие белковосодержащие продукты. Для их выращивания в пробирку следует поместить кусочек мяса (1 -2г), залить его водой, закрыть ватной пробкой и поставить на 2 -3 дня в теплое место. Клетки этого протея в зависимости от состава питательной среды и других внешних факторов имеют размеры от 10 до 20 мкм.
Методы культивирования микроорганизмов. Стерилизация и стерильный пересев микроорганизмов.
План занятия 1. Знакомство со свойствами и классификацией питательных сред. Приготовление питательных сред. 2. Знакомство с методами стерилизации. Подготовка лабораторной посуды к стерилизации. 3. Стерильный пересев культуры микроорганизмов.
Материалы и оборудование Чашки Петри, конические колбы, пипетки на 1–2 мл, пробирки, вата для пробок, марля, нитки, бумага для обертывания посуды, пробирки со стерильной средой БПА (прямой и косой агар), микробиологические петли и иглы, спиртовки, спички, чистые культуры бактерий.
Питательные среды для изучения особенностей жизнедеятельности различных микроорганизмов, т.е. физиологических свойств, их выращивают в лабораторных условиях. Выращивание микроорганизмов в лабораторных условиях называется культивированием, а выращенные микробы – культурой. Культуры могут состоять из различных видов микроорганизмов и их называют смешанными, или только из одного вида чистые. Микроорганизмы одного вида, выделенные из определенного источника среды (пищевые продукты, организм животного, человека и т.д.) называют штаммом. Среды, используемые в лабораториях для культивирования микроорганизмов, называются питательными. К ним предъявляют целый ряд требований: а) должны содержать все необходимые питательные вещества (азотистые, углеродные, минеральные, витамины) в легко усвояемой форме; б) должны оптимально соответствовать требованиям микроорганизмов по влажности, кислотности, вязкости, аэрации и т.д.;
в) должны быть стерильными и обеспечивать получение чистой культуры микроорганизмов. По консистенции питательные среды бывают жидкими, полужидкими и плотными. В состав последних входят агар-агар, получаемый из морских водорослей, или желатин - белковое вещество животного происхождения. Добавление их к питательным средам вызывает уплотнение сред до консистенции плотного геля (студня). По составу питательные среды делятся на естественные и искусственные. В состав первых входят натуральные продукты: молоко, овощи, фрукты, отвар мяса, рыбы, круп. Последние же состоят из набора различных химических соединений (синтетические) или содержат химические вещества в комбинации с природными продуктами (полусинтетические). К полусинтетическим относят мясопептонный бульон (МПБ), мясопептонный агар (МПА), бобово-пептонный агар (БПА). В зависимости от задач исследования кроме простых сред, используемых для выращивания многих микроорганизмов, применяют элективные и дифференциально-диагностические среды. Элективные (накопительные) среды обеспечивают преимущественное развитие одного вида или группы родственных микроорганизмов и непригодны для развития других. Используют для выделения микроорганизмов из мест их естественного обитания. Например, среда для выращивания сенной палочки, картофельной палочки, азотобактера. Дифференциально-диагностические среды служат для дифференцировки различных видов микроорганизмов на основании различий их обменных процессов.
Методы стерилизации: стерилизацией называется полное уничтожение микроорганизмов и их спор в питательных средах, посуде, инструментах. Самым распространенным и надежным способом стерилизации являются применением высокой температуры – термическая стерилизация. Ее проводят несколькими методами: – кипячением; – прокаливанием в пламени; – сухим жаром; – насыщенным паром под давлением; – текучим паром.
Холодная стерилизация проводится фильтрованием через бактериальные фильтры, воздействием различных физических факторов (ультрафиолетовые лучи, ультразвук) или химическими веществами (антисептиками). Способ выбирают в зависимости от свойств стерилизуемого объекта и целей исследования. Прокаливание на огне является самым распространенным и быстрым способом стерилизации. Так стерилизуют петли и иглы, предметные стекла, мелкий инструмент. Стерилизация сухим жаром используют для пробирок, колб, пипеток, чашек Петри и проводят в сушильном шкафу при 150– 1700 в течение 2 часов. Посуду при этом заворачивают в бумагу. Стерилизация насыщенным паром под давлением (автоклавирование) – является основным методом стерилизации питательных сред и посуды. Это самый надежный способ стерилизации, который осуществляется в автоклавах. Обработка материала проводится при избыточном давлении (0,5–2 атм.) и температуре пара 112–134оС. При таких условиях в достаточно короткие сроки (20–30 мин.) уничтожаются как вегетативные клетки, так и споровые формы микроорганизмов. Стерилизацию текучим паром проводят в кипятильнике Коха или незакрытом автоклаве при температуре 1000 по 30–40 минут в течение 2-3 дней ежедневно. Такая стерилизация называется также дробной и приводит к полному уничтожению микроорганизмов. Пастерилизация является одним из методов стерилизации пищевых продуктов. Используется для уничтожения бесспорных бактерий в продуктах, теряющих вкусовые качества при кипячении (молоко, пивное сусло и др.). Осуществляется нагреванием жидкости при 600 в течение 30 минут или 75–800 в течение 10–15 минут.
Ход работы: Приготовление питательных сред Для приготовление наиболее употребительной плотной питательной среды БПА взвешивают: пептон – 1 г., сахароза – 2 г., хлорид натрия – 0,5 г., агар-агар – 1,5 г. Растворяют компоненты в 100 мл бобового бульона, добавляют двууглекислую соду до слабо щелочной реакции. Питательную среду разваривают до тех пор, пока исчезнут плотные частички и жидкость станет однородной. Горячую среду разливают в чашки Петри, колбы или в пробирки. При приготовлении элективной питательной среды для выращивания сенной палочки берут 15–20 г. сена из разнотравья, мелко нарезают и заливают 200 мл воды, добавив щепотку мела. Кипятят 15–20 мин. и горячий сенной отвар разливают в колбы слоем 1,5–2 см, закрывают ватными пробками и помещают в теплое место для выращивания. Через неделю можно обнаружить как подвижные формы, так и клетки сенной палочки со спорами. Подготовка посуды к стерилизации Чашки Петри и пипетки для стерилизации заворачивают в бумагу. Чашку Петри кладут на середину квадрата из листа бумаги, сторона которого равна 3 диаметрам чашки и края загибают с двух сторон кверху. Затем образовавшиеся два конца подворачивают вниз и вставляют один в другой. Чисто вымытые пипетки закрывают с одного конца кусочками ваты и заворачивают в полоски бумаги. Бумажные пакеты с посудой подписывают и передают лаборанту для стерилизации сухим жаром. Стерильный пересев культуры Используют для культивирования чистых культур, определения их физиологических свойств (отношение к кислороду, источникам питания и др.). В зависимости от задач исследования и вида питательной среды применяют различные методы посева культур. Однако, основным правилом является соблюдение стерильности, т.е. предотвращения возможности загрязнения материала и среды другими микроорганизмами. При пересеве чистой культуры на свежую плотную среду выполняют следующие операции. Берут две пробирки в левую руку и держат горизонтально, правой рукой вынимают пробки, обжигают края пробирок и обожженную петлю вводят в пробирку с культурой и, захватив часть материала, переносят в пробирку со свежей средой. Посев может быть сделан штрихом на косой агар или уколом на прямой агар. Пробки и концы пробирок после пересева обжигают и закрывают одновременно. Обжигают и петли. Пробирки снабжают этикетками с указанием культуры, даты пересева, фамилии студента и помещают в термостат для выращивания.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы .
1. Что означает понятие: культивирование микроорганизмов, культура, чистая и смешанная культура, штамм? 2. Что такое питательные среды, каким требованиям должны удовлетворять, типы питательных сред? 3. В чем сущность методов стерилизации? 4. Заполните таблицу: Таблица 3 Определите метод и режим стерилизации
Стерилизуемый материал Метод стерилизации Режим стерилизации
5. Как получают и пересевают чистые культуры? 6. Изучив самостоятельно раздел, составьте реферат по теме «Рост и размножение бактерий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика курса "Основы религиозных культур и светской этики", его отличие от традиционных учебных курсов.
Материал раскрывает содержание и специфику курса ОРКСЭ, который введен в начальной школе по ФГОСу....
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочая учебная программа учебного курса "Литература" в 6 класса на 2021-2022 учебный год
Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе следующих документов:1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской...
Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы , учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и с учётом рабочей программы воспитания.
Аннотация, Содержание учебного предмета "Технология" 5-9 классы на 2023-2024 год.,...