Рабочая программа учебного предмета "биология" (базовый уровень) для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «биология» в 6 классе составлена на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. и обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 128 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6-16.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Губинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА приказом от _____________№__________
|
Рабочая программа
учебного предмета "биология"
(базовый уровень)
для 6 класса
Составитель
Бабичева Лариса Юрьевна
учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «биология» в 6 классе составлена в соответствии с методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов, порядку их согласования и утверждения муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области разработаны в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15
- Образовательной программы среднего общего образования по ФГОС МОУ «Губинская СОШ» Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2019 годы (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 01.09. 2014 года № 63/40);
- Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 27.06.2016 №71/3);
- Учебного плана МОУ «Губинская СОШ» (Приказ МОУ «Губинская СОШ» от 16.06.2017 №76) на 2017-2018 учебный год;
на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с. и обеспечена учебником И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 128 с.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования предмет «Биология» на базовом уровне изучается в 6 классе в объеме 1 час в неделю, итого 34 часа в год (1 час резервное время). Данный предмет относится к обязательной части учебного плана.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;: изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 6 классе:
учащиеся научатся:
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превраще ния энергии в экосистемах);
- приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификацировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у чело века, видообразования и приспособленности;
- различать на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового рас тения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
Учащийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- освоению приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного курса «Биология, 6 класс»
(35 часов, 1-час в неделю. Из них 1 час- резервное время).
1. Наука о растениях – ботаника. 4 ч
Царство Растения. Значение растений . Многообразие жизненных форм.
Растения – особое царство живого. Жизненный формы высших растений: дерево, кустарник, кустарничек, трава.
История изучения растений. Внешнее строение и общая характеристика.
Теофраст – отец ботаники. Одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, семенные и споровые растения. Органы растений.
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Основные органоиды растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Ткани растений.
Механическая, образовательная, покровная, проводящая, основные ткани растений – особенности строения и функции.
2. Органы растений 9 ч
Семя, его строение и значение.
Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животный и человека. Лабораторная работа 1. Изучение строения семени фасоли.
Условия прорастания семян.Вода, воздух, тепло, питательные вещества – необходимые условия прорастания семян.
Корень, его строение и значение.Типы корневых систем, виды корней, зоны корня.
Лабораторная работа 2. Строение корня проростка.
Побег, его строение и развитие.Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные.Лабораторная работа 3. Строение вегетативных и генеративных почек.
Лист, его строение и значение.Внешнее и внутреннее строение листа. Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев.
Стебель - строение.Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина. Функции стебля Видоизменения стебля.Видоизменения надземных и подземных побегов.
Лабораторная работа 4. Особенности строения корневища, клубня и луковицы.
Цветок – его строение и значение.Основные органы цветка: тычинки и пестики. Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения.
Соцветия и опыление. Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним.
Плод. Разнообразие и значение плодов.Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов. Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов.
3. Основные процессы жизнедеятельности растений 7 ч
Минеральное питание растений и значение воды.
Корень – специализированный орган минерального питания. Макро- и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде.
Воздушное питание растений - фотосинтез Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе.
Дыхание и обмен веществ у растений.Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой.
Размножение и оплодотворение у растений.Бесполое размножение: вегетативное и спорами. Половое размножение: оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, зигота. С. Г. Навашини его открытие двойного оплодотворения.Вегетативное размножение и его использование человеком.Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения. Способы вегетативного размножения используемые в с/х
Лабораторная работа 5: Черенкование комнатных растений.
Рост и развитие растений.Рост – количественное изменение, развитие - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитие растений. Суточные и сезонные ритмы
4. Многообразие и развитие растительного мира. 10 ч
Систематика растений. Бинарные названия. Заслуга Линнея. Классификация растений.
Водоросли, их разнообразие и значение в природе.Общая характеристика водорослей. Слоевище. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.
Лабораторная работа 6: Изучение внешнего строения моховидных растений
Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах.
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных в России. Цикл развития шишек сосны.
Отдел Покрытосеменные. . Общая характеристика и значениеПокрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные.
Семейства класса Двудольные.Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые.
Семейства класса Однодольные.Злаки, Луковые, Лилейные.
Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света.
Эволюция- процесс исторического развития живого мира. Реликтовые растения. Происхождение культурных растений. Центры происхождения растений.
5. Природные сообщества. 2 ч
Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.
Совместная жизнь организмов в природном сообществе.
Смена природных сообществ и ее причины.
1 час резервного времени, которое можно использовать для того, что бы дать задание на лето.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | |
1. Наука о растениях – ботаника. | 4 часа | |
2. Органы растений | 9 часов | |
3. Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 часов | |
4. Многообразие и развитие растительного мира. | 11 часов | |
5.Природные сообщества | 2 часа |
Учебно-тематический план
по биологии в 6 классе
на 2016-2017 учебный год
Номер урока по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |||
Наука о растениях – ботаника. 4 ч | |||||||
1. | 1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика. | 01.09 | ||||
2. | 2. | Многообразие жизненных форм растений. | 04.09-08.09 | ||||
3. | 3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 11.09-15.09 | ||||
4. | 4. | Ткани растений. | 18 .09-23.09 | ||||
Органы растений 9 ч | |||||||
5. | 1. | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа 1. Изучение строения семени фасоли. | 25.09-29.09 | ||||
6. | 2. | Условия прорастания семян. | 02.10-06.10 | ||||
7. | 3. | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа 2. Строение корня проростка. | 16.10-20.10 | ||||
8. | 4. | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа 3. Строение вегетативных и генеративных почек. | 23.10-27.10 | ||||
9. | 5. | Лист, его строение и значение. | 30.10-03.11 | ||||
10. | 6 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа 4. Особенности строения корневища, клубня и луковицы. | 06.11-10.11 | ||||
11. | 7. | Цветок – его строение и значение. | 13.11-17.11 | ||||
12. | 8 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 27.11-01.12 | ||||
13. | 9. | Подведем итоги по теме 2 «Органы растений» | 04.12-08.12 | ||||
Основные процессы жизнедеятельности растений 7 ч | |||||||
14. | 1 | Минеральное питание растений и значение воды. | 11.12-15.12 | ||||
15. | 2 | Воздушное питание растений - фотосинтез | 18.12-22.12 | ||||
16. | 3 | Дыхание и обмен веществ у растений. | 25.12-29.12 | ||||
17. | 4 | Размножение и оплодотворение у растений. | 08.01-12.01 | ||||
18. | 5 | Вегетативное размножение и его использование человеком. Лабораторная работа 5: Черенкование комнатных растений. | 15.01-19.01 | ||||
19. | 6 | Рост и развитие растений. | 22.01-26.01 | ||||
20. | 7 | Подведем итоги по теме 3 «Основные процессы жизнедеятельности растений » | 29.01-02.02 | ||||
Многообразие и развитие растительного мира 11 ч | |||||||
21. | 1 | Систематика растений. | 05.02-09.02 | ||||
22. | 2 | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. | 12.02-16.02 | ||||
23. | 3 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа 6: Изучение внешнего строения моховидных растений | 21.02 | ||||
24. | 4 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | 26.02-02.03 | ||||
25. | 5 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | 05.03-09.03 | ||||
26. | 6 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 12.03-16.03 | ||||
27. | 7 | Семейства класса Двудольные. | 19.03-23.03 | ||||
28. | 8 | Семейства класса Однодольные. | 26.03-30.03 | ||||
29. | 9 | Историческое развитие растительного мира. | 02.04-06.04 | ||||
30. | 10 | Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света. | 16.04-20.04 | ||||
31. | 11 | Подведем итоги по теме 4 «Многообразие и развитие растительного мира» | 23.04-27.04 | ||||
Природные сообщества 3 ч | |||||||
32. | 1 | Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме. Смена природных сообществ и ее причины. | 30.04-04.05 | ||||
33. | 2 | Обобщающее повторение | 07.05-11.05 | ||||
34 | 3 | Резервное время | 14.05-18.05 | 21.05-25.05 | |||
Итого | часов | В том числе: | |||||
уроков повторения | лабораторных работ 6 | ||||||
по программе | 34 | 5 | |||||
фактически |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии. Уровень образования (класс) 11 класс (профильный уровень)
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Саблина, 2008, государственного образовательного стандарта (Э.Д. Днепр...
Рабочая программаучебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа...
рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс
рабочая программа обществознание профильный уровень 11 класс, расчитана на 3 часа в неделю по УМК Боголюбов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.
Рабочая программа составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...
Рабочая программа "Литература" (базовый уровень) 11 класс.
Название курса Литература Класс 11 М Количество часов 102 Составитель Перепелова Л.А. Реализуемый УМК Под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С...
Рабочая программа "Литература" (профильный уровень) 11 класс.
Рабочая программа для 11 классов (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС (2023-2024)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС (2023-2024)...