Сценарий урока «Пернатые ждут нашей защиты» Урок – квест 7 - 8 класс
план-конспект занятия по биологии (7, 8 класс) на тему
Под руководством экскурсовода школьники - «орнитологи» будут самостоятельно добывать информацию о пернатых обитателях горно – таежных и степных участков заповедника «Хакасский». Экскурсия рассчитана как для младших школьников, так и для их старших товарищей. Урок – экскурсия будет сопровождаться голосами птиц, разгадыванием загадок, выполнением интересных проблемных заданий, наблюдением птиц в их естественной среде обитания. Школьников ожидает увлекательная игра по определению клювов и лапок птиц разных экологических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Живой урок "Пернатые ждут нашей защиты" | 870.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа №50»
Сценарий урока «Пернатые ждут нашей защиты»
Урок – квест
7 - 8 класс
Длительность живого урока: 90 минут
Автор – составитель:
Учитель биологии МБОУ «АСОШ №50»
высшей квалификационной категории Кирилюк Ольга Степановна
Абаза 2016
Внеурочная деятельность по ФГОС
Длительность живого урока: 70-75 минут
Сценарий урока «Пернатые ждут нашей защиты»
Урок - квест
Цели:
Образовательная: Получение новых знаний в области биологии птиц; знакомство с видовым разнообразием птиц Хакасии, с видами птиц, занесенными в Красную книгу Республики Хакасия.
Развивающая: Развивать самостоятельность, инициативу, ответственность и позитивное общение группы школьников за пределами учебного заведения. Повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности.
Воспитательная: Прививать чувство патриотизма через любовь к живой природе.
Оформление: Выставка фотографий птиц Хакасии (использовать фотографии Налобина Б.С.), картины, рисунки с изображением птиц различных местообитаний. Аудиокассета «Голоса птиц». Видеофайлы с сюжетами о птицах. Карточки с заданиями. Распечатки об экологических группах птиц, птицах, занесенных в Красную книгу Республики Хакасия.
«Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета».
Методика проведения: Урок рассчитан на учащихся 7-х, 8-х классов.
Проводится в форме урока – квеста, в приятной, спокойной обстановке на территории Визит – центра ГПЗ «Хакасский».
Предполагается активная работа ребят по приобретению новых знаний, актуализации имеющихся представлений. Должен царить дух сотрудничества детей и педагога.
Участники будут работать в группах.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть. Изучение экологических групп птиц на примере участков заповедника «Хакасский» (в беседке на территории Визит-центра), 10 минут.
Звучит аудиозапись голосов птиц.
- Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну.
Пришла весна
Из дальних стран
Домой вернулись птицы:
Трещат дрозды, вопит жулан,
Кричат клесты, синицы…
Давно пора ложиться спать,
А птицы тараторят
Не просто так они кричат –
Себе жилище строят.
Ведущий: Вспомните, как называется наука, изучающая биологию птиц?
Ответ: Орнитология.
Вы сегодня – орнитологи.
Ведущий: Наш урок сегодня – необычный, это урок – путешествие, в ходе которого вы должны попасть на один из Заповедных островов. Какой? Узнаем в конце путешествия.
Наше путешествие начинается с визита к мудрому Деду - Эковеду. Здесь каждая команда выберет себе экологическую тропинку, которая приведет к Заповедному острову.
Избушка мудрого Деда – Эковеда: Ребята делятся на группы, (достают из корзинки изображения птиц разных по цвету). Должно получиться 5 команд, можно дать название своей команде.
Эковед: Птицы разных видов, живущие в сходных условиях обитания, называются экологическими группами птиц. Эти экологические группы птиц мы будем рассматривать на примере одного из заповедных островов – заповедника «Хакасский».
- У стенда- вертушки Дед – Эковед проводит с ребятами игру «Экологическая АБВГДейка». Ребята учатся составлять пищевые цепочки, находить экологические взаимосвязи между объектами живой и неживой природы.
Дед – Эковед раздает детям задания. Каждая группа пройдет по своей экологической тропинке к Заповедному острову.
Ведущий: Какие экологические группы птиц вы могли бы назвать?
Ответ: кустарно – лесные, болотно – луговые, степно – пустынные, водные.
Задание: Объяснить экологические условия обитания птиц на участках заповедника.
- Дети по очереди крутят и подбирают картинки на стенде – вертушке, характеризующие места обитания птиц разных экологических групп.
Задание: Найти конверт с дополнительными материалами (фотографиями и описаниями птиц разных экологических групп) в характерном для них «биотопе» (на территории визит-центра будут висеть таблички: Горно – таежная зона, Степная зона).
Группы «орнитологов» находят карточки с заданиями, готовятся в течение 15 мин.
- 1 группа орнитологов (Птицы леса горно – таежных участков заповедника).
- 2 группа (Птицы степно – пустынного комплекса)
- 3 группа (Птицы древесно-кустарникового комплекса степных участков заповедника)
- 4 группа (Птицы лугово-болотного комплекса)
- 5 группа (Птицы водного комплекса)
Задания:
1. Найдите на [1]фотографиях, картинах птиц, относящихся к одной из экологических групп.
2. Найдите текстовые описания данной экологической группы птиц.
3. По каким признакам вы определили принадлежность птиц к этой экологической группе?
- За столом в центральной части визит – центра - отчет групп. Дети отвечают, а педагог дополняет ответы детей. 15 минут
Горно – таежный участок ГПЗ «Хакасский», участки «Малый Абакан» и «Заимка Лыковых».
- 1 группа орнитологов (Птицы леса горно – таежных участков заповедника).
В: Ведущий:
Занимается заря.
Тише…слышишь глухаря?
Пробудились спозаранок
Стайки маленьких зарянок,
Птичка чечетка,
Сорока трещотка –
Лес запел, защебетал!
Солнце встало, день настал.
В: [2] Кустарно-лесные птицы - самая многочисленная, и характеризуется множеством более частных приспособлений к разнообразным условиям лесной среды. Эти приспособления связаны со способами передвижения, особенностями питания и гнездования. В этой экологической группе можно выделить несколько подгрупп: Древеснолазающие птицы, добывающие корм в кронах деревьев; Древеснолазающие птицы, добывающие корм со стволов деревьев; Птицы, гнездящиеся и ночующие только на земле.
Ш: Древеснолазающие птицы - наиболее специализированные из кустарно-лесных птиц. Почти всегда держатся на деревьях и кустах, там же разыскивают пищу и устраивают гнезда. В связи с древесным образом жизни у них сильные лапы с острыми загнутыми когтями.
В темно – хвойной тайге, подгольцовых кедровых лесах обитают многие древеснолазающие птицы, хорошо приспособленные к жизни в кронах, обладают способностью отыскивать корм на ветвях и листьях (пеночка – теньковка, чечевица большая, камышовка – барсучок, желтоголовая трясогузка, соловей – красношейка, варакушка). Цепкие пальцы и сильные сгибатели ног позволяют им прицепляться и подвешиваться к самым тонким веточкам.
Клесты перебираются с ветки на ветку с помощью лап и сильного крестообразного клюва, которым добывают семена из-под чешуи шишек (клест – еловик).
Ш: Некоторые древеснолазающие птицы освоили иную экологическую нишу; они добывают корм исключительно (пищуха) или преимущественно (дятлы, поползень) со стволов деревьев. В связи с этим у дятлов и пищух особое строение ног (два пальца направлены вперед, два назад), хвоста и клюва. Передвигаясь вверх по стволу прыжками, эти птицы опираются на жесткие перья хвоста. Несколько иначе лазает поползень: он может передвигаться не только вверх, но и вниз головой, ноги у него очень сильные и подвижные и хвостом ему не приходится пользоваться
Ш: Птицы, гнездящиеся и ночующие только на земле. Некоторые виды лесных птиц живут в лесу или в кустарнике, корм добывают как на деревьях, так и земле, но гнездятся и ночуют только на земле. Рябчик, тетерев, глухарь летом кормятся ягодами, семенами, вегетативными частями растений и насекомыми на земле, а зимой древесными почками, семенами, хвоей (глухарь) исключительно на деревьях. Зимой у этих птиц по краям пальцев разрастаются бахромки из жестких роговых чешуек, помогающих удерживаться на скользких, иногда обледенелых ветках.
В: Лесные птицы имеют большое и разнообразное значение в жизни леса. Особенно велика их роль в борьбе с вредителями леса. Многие птицы разносят семена деревьев и кустарников, способствуя облесению гарей, лесосек, полян.
Аудиозапись: Голоса птиц.
Загадки:
1. Какая наша крупная лесная птица с наступлением весны бормочет так, как будто произносит: «Куплю балахон, продам шубу», а с наступлением осени бормочет: «Продам балахон, куплю шубу»? (тетерев).
2.Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду – чужим сбуду (кукушка).
3.У какой птицы гнездо выстлано рыбьими костями (зимородок).
4.Какие наши птицы выводят птенцов в феврале? (клест).
Степная группа участков заповедника
Ведущий: Степная группа (бывший заповедник «Чазы») включает 7 участков, расположенных в пределах степного и лесостепного поясов левобережной части Минусинской котловины.
Участок «Подзаплоты», участок «Озеро Шира», участок «Озеро Иткуль», участок «Озеро Беле», участок «Оглахты», участок «Камызякская степь с озером Улух-Коль», участок «Хол-Богаз».
[3]В: В степных участках Хакасского заповедника выделены четыре основных типа эколого – фаунистических комплексов: степно – пустынный, кустарно – лесной, болотно – луговой, водный.
- 2 группа (Птицы степно – пустынного комплекса)
[4]В: Степно – пустынный комплекс. На пологих склонах, занятых преимущественно злаково – разнотравными степями и суходольными лугами отмечено 50 видов птиц. Большая часть из которых прилетают туда кормиться (ласточки, стрижи, скворцы, врановые), но есть и гнездящиеся в тех местах: полевой и рогатый жаворонки, каменка – плясунья, степной и полевой коньки.
Ш: Крутые и холмисто-увалистые склоны, участки пересеченного рельефа и низкогорных массивов характеризуются скальными обнажениями, каменисто-щебнистыми осыпями. Характерными видами являются обыкновенная каменка, рогатый жаворонок, красноухая овсянка. Обычны также полевой жаворонок, каменка-плясунья, бородатая куропатка.
Ш: В нишах скал в большом количестве гнездятся полевые воробьи, белопоясный стриж, реже – черный, обыкновенная и степная пустельга (гнездится только в нишах скал), галки, скалистый голубь, клушица. Здесь также устраивают свои гнезда сапсан, огарь, филин, реже балобан.
Ведущий:
Загадка: Каким образом дрова превратить в оседлую птицу, обитающую в степях, полупустынях? (дрова-дрофа).
Древесно-кустарниковый комплекс.
- 3 группа (Птицы древесно-кустарникового комплекса степных участков заповедника)
В: Древесно-кустарниковый комплекс занимает 14% территории. Наиболее широко распространен на участках «Подзаплоты», «Оглахты» и «Хол-Богаз». Заселенность животными зависит от густоты лесных ярусов, условий защищённости и удалённости от таёжных массивов.
Ш: Видовой состав птиц в комплексе довольно богат, только гнездящихся видов более 80. В зарослях степных кустарников многочисленны черноголовый чекан, красноухая овсянка. Обычны обыкновенная чечевица, сорока, коноплянка, серая славка, реже встречаются жулан, славки – завирушка и садовая, садовая овсянка, пеночка-теньковка, а также обычны Обыкновенная кукушка, которая специализируется на подкладке своих яиц в гнезда черноголового чекана, иногда даже в степи, далеко от леса (сообщение Н.А. Кохановского).
Ш: В перелесках свыше одного гектара появляются лесной конек, зяблик, иволга, горихвостка, соловей-красношейка, рябинник, пухляк, тетерев, ушастая сова. В больших по площади массивах леса (березово-лиственничных) встречаются сугубо лесные виды - поползень, московка, длиннохвостая синица, большой пестрый и белоспинный дятлы, рябчик, глухарь, сплюшка, воробьиный сыч, длиннохвостая неясыть, лесной дупель.
Из хищных птиц обычен черный коршун, реже гнездятся ястребы - перепелятник и тетеревятник, еще реже могильник и балобан.
Ведущий:
Игра «третий – лишний».
Канюк – скопа – филин (филин - ночная хищная птица, остальные - дневные).
Скворец – синица – иволга (иволга не встречается в культурных ландшафтах).
Лугово-болотный комплекс
- 4 группа (Птицы лугово-болотного комплекса)
В: Лугово-болотный комплекс типичен для участков «Озеро Иткуль», «Подзаплоты», «Озеро Шира» и «Камызякская степь с озером Улух-коль». Наибольшее распространение имеют долинные заболоченные и солончаковые луга, дернисто-осоковые, тростниковые и камышовые болота. В окрестностях озера Улух-Коль развиваются материковые осоковые солончаковые болота.
Болотно-луговые птицы. Характерна привязанность к безлесным, в той или иной мере заболоченным участкам с влажной почвой или к побережьям мелководных водоемов. Корм они добывают почти исключительно с поверхности земли, со дна или извлекают из влажного грунта. У них длинные ноги с голой плюсной и тонкие вытянутые пальцы, позволяющие передвигаться по топким местам. Выделяют несколько подгрупп болотно-луговых птиц.
Ш: Повсеместно многочисленны желтая трясогузка, полевой жаворонок (на лугах), камышевка-барсучок (в зарослях кустарников). Обычными являются садовая камышевка, чекан черноголовый, варакушка, бекас, дупель, чибис, большой кроншнеп, журавль-красавка, перепел, погоныш.
Ш: Голенастые бродные птицы - крупные и средней величины птицы с очень длинными ногами, длинной шеей и жестким длинным клювом. Сюда относятся цапли, журавли, аисты, населяющие заболоченные луга, моховые болота, заросли камыша. Пищу добывают с поверхности почвы или извлекая из воды. Обычно птицы бродят в местах, где растительность ниже их, что позволяет заблаговременно заметить опасность и улететь.
Ш: Кулики отмелей - мелкие птицы, обычно с более или менее длинным клювом. К ним относятся разнообразные песочники, камнешарки, кулики-ходулочники и др. Держатся на отмелях, где добывают пищу с поверхности или из толщи почвы, запуская в нее клюв, а также со дна водоема. У многих довольно длинные ноги. Обычны полевой и болотный луни, реже встречаются луговой и степной. В массе гнездятся все виды речных уток. На пролете встречали черного журавля. Весной на пролете в массе останавливаются турухтаны (отдельные пары гнездятся) и другие кулики.
Ведущий:
Загадка: В названии маленькой отдельной частицы жидкости округлой формы смените букву так, чтобы получилось название птицы из отряда аистообразных.
(капля – цапля).
Водный комплекс
- 5 группа (Птицы водного комплекса)
В: Водоемы и их прибрежья занимают 12% территории. Кроме таких крупных озер, как Иткуль, Шира, Беле, Улух-Коль, на территории участков имеется ряд небольших озер. Берега небольших рек и озер большей частью заболочены и заняты осоково-тростниковыми зарослями. Хорошо развита водная растительность. Водоемы имеют важное значение не только для гнездования большого числа водоплавающих и околоводных птиц, но и в период их массовых миграций. Мелководный пролив озера Беле и озеро Улух-Коль являются составной частью Центрально-азиатского (Енисейского) миграционного пути и служат важным местом остановок и концентраций перелетных птиц.
Ш: На озере Улух-Коль встречаются огари, пеганки, журавли-красавки - до 5 пар; а также много красноголовых нырков, шилохвостей, серых уток, чирков-трескунков, широконосок, малых и морских зуйков, больших кронштепов и др. В августе на озере формируется скопление водоплавающих и околоводных птиц обшей численностью 5-8 тыс. особей.
Ш: В период весенних и осенних миграций, озеро является промежуточным этапом для пролета тысяч уток, гусей, лебедей и особенно куликов. На озере делает продолжительную остановку малый лебедь (3-3,5 тыс.), лебедь-кликун (до 1 тыс.), серый гусь, гуменник, таежный гуменник, белолобый гусь, пискулька (отмечаются единовременные скопления 1-2 тыс. особей).
Ш: На озере Беле гнездятся: лебедь-кликун, горбоносый турпан, огарь, пеганка, незначительное количество речных и нырковых уток (в многоводные годы - массово), хохотунья, черноголовый хохотун, сизая чайка, журавль-красавка, различные виды куликов, обыкновенная и степная пустельги, филин и др.
Ш: В отдельные годы встречаются (в качестве залетных) большая белая цапля, фламинго, савка. В августе-сентябре здесь формируется предотлетное скопление огарей до 4-5 тысяч, красавок до 50-120 особей. В период миграций в большом количестве останавливаются различные виды уток, кулики, гуси (преимущественно гуменник и серый, реже белолобый, пискулька, таежный гуменник и еще реже сухонос, краснозобая казарка), лебеди (кликун и малый). Таким образом, озеро Улух-Коль и мелководный пролив озера Беле являются важнейшими ключевыми орнитологическими территориями России и Азии.
Ведущий:
Проблемное задание: Что произойдет с водоплавающими птицами, если в воду в большом количестве попадет стиральный порошок?
Ответ: Жир растворится, нарушится естественная структура, форма и эластичность перьев, вода начнет их быстро смачивать.
II часть. Особенности строения клюва и ног птиц в зависимости от способа питания (в избушке охотника), 15 минут.
- [5]Особенности строения клюва птиц в зависимости от способа питания
Оборудование: таблицы и рисунки с изображением птиц разных экологических групп, их клювов и лап; энциклопедии и определители птиц; видеофильм о птицах.
Ведущий: «Всякая птица своим клювом сыта» – утверждает народная мудрость. Каков биологический смысл этой пословицы? На какие группы можно разделить птиц по способам питания и образу жизни?
Ответ: Птиц условно можно разделить на насекомоядных, зерноядных (в том числе и плодоядных), хищных и водных. Соответственно различаются у них и типы клюва.
(Школьники делятся на 5 групп – каждая будет готовить сообщение об одном типе клюва). Всем 5 группам даем одну и ту же картинку, задания разные.
Задание: Рассмотрите форму и строение клювов и сделайте выводы о характере питания птиц и способе добывания пищи. Выберите птиц с типом клюва по вашему заданию. Выполните задание.
1 — беркут; 2 — ястреб-тетеревятник; 3 — сокол-кречет; 4 — козодой; 5 — пищуха; 6 — дрозд певчий; 7 —дятел; 8 — удод; 9 — голубь; 10 — овсянка; 11 — дубонос; 12 — клест; 13 — пеликан; 14 — крохаль; 15 —широконоска; 16 — красношейная поганка; 17 — вальдшнеп
Ответ: Хищные: беркут, ястреб – тетеревятник, сокол – кречет
Водоплавающие: пеликан, крохаль, широконоска, красношейная поганка
Лесной обитатель (питается животной пищей): вальдшнеп
Насекомоядные: козодой, пищуха, удод, дятел
Зерноядные (плодоядные): дрозд певчий, голубь, овсянка, дубонос
Ведущий раздает дополнительную литературу. На выполнение задания отводится 10 мин.)
Выступления групп (дают краткую характеристику каждого типа клюва).
1 группа - «Хищный» клюв – острый, загнутый вниз, позволяющий разрывать мясо на куски. Птицы с таким клювом – орлы, ястребы, соколы, грифы, совы.
Ведущий: Существует легенда о том, как воины Александра Македонского (IV в. до н. э.) дошли до Долины алмазов. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросать вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипали к мясу, а прирученные орлы, планировали вниз, хватали мясо и клали к ногам царя. В чем здесь может быть ошибка?
Ответ. Орлы – хищники, а не падальщики, и вероятность того, что они схватят именно куски мяса, мала. Хотя помощники знаменитого полководца могли не только приручать орлов, но и дрессировать их.
2 группа - «Водный» клюв – плоский, с роговыми пластинками и зубчиками. Птицы с таким клювом – гуси, утки, лебеди.
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
3 группа - «Зерноядный» клюв – короткий, толстый и сильный, позволяющий развивать значительные сдавливающие усилия. Птицы с таким клювом – щеглы, чечетки, снегири, клесты, дубоносы.
На столе лежат следующие предметы: светло-синие матерчатые флажки, прямоугольные полоски из жести консервных банок, зеленые стрелки лука и шпагат. Какая связь между этими предметами и плодоядными птицами?
Ответ. Эти предметы развешивают в кронах деревьев во время созревания плодов для защиты от птиц, так как птицы не любят светло-синий цвет, их отпугивает блестящая поверхность, птицы не выносят запаха лука.
4 группа - «Насекомоядный» клюв – острый, тонкий, различной формы и длины. Птицы с таким клювом – стрижи, ласточки, мухоловки, трясогузки и т.д.
Решите задачу. Ежедневно в период выкармливания птенцов стриж прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых (корм обволакивается слюной и имеет вид «пакетиков»). Период выкармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?
Ответ: 400х34х33х2 = 897 600 насекомых.
5 группа: Клюв болотных птиц. Назовите особенности такой формы клюва.
- Изучение особенностей строения конечностей птиц в зависимости от среды обитания.
В: Строение птичьих лап весьма разнообразно и зависит от образа жизни того или иного вида.
Задание: Рассмотрите задние конечности птиц, обитающих в разных местах, отметьте специализацию в зависимости от объектов добычи. Сравните лапы хищных, водоплавающих, болотных, лесных птиц и птиц открытых пространств.
(Школьники делятся на 5 групп – каждая будет готовить сообщение об одном типе лап птиц).
Карточки:
[6]Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем, у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты - отряд аистообразные), у других имеются перепонки на ногах (лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки - отряд гусеобразные). На болотах и побережьях из отряда кулики встречаются кроншнеп, турухтан, ржанки, бекасы, из отряда веслоногие - пеликаны, бакланы.
Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже.
Птицы открытых пространств. Разнообразие ног у птиц связано с разным образом жизни. Белая куропатка ходит по снегу на широкой, оперенной «четверне. Рябчик может ходить по веткам, земле и снегу. Цевка и пальцы обычно средней длины. Число пальцев, как правило, 4, причем первый всегда обращен назад. Когти не сильные, чаще изогнутые. На заднем пальце коготь может быть прямым и длинным.
Воробей охватывает ветки длинными гибкими пальцами с острыми когтями. У фламинго длинные ноги и широкие перепончатые лапы, позволяющие им отлично ходить по вязкому илу.
Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.
Отряд куриные (лесные). В наших хвойных и смешанных лесах живут рябчики, тетерева, глухари. Клюв у них относительно большой, вершина надклювья заострена и немного загнута книзу, ноздри скрыты под перышками. Весной у самцов-тетеревов развиваются ярко-красные брови над глазами. Крылья этих птиц короткие, закругленные, летают они тяжело и поднимаются с земли с шумом. Ноги четырех палые, с большими когтями и густо оперены. Зимой пальцы по краям окаймлены роговыми бахромками, облегчающими птицам ходьбу по рыхлому снегу; на зиму они никуда не улетают.
- Решение заданий в режиме ОГЭ (по теме урока).
III часть. Значение птиц в природе и жизни человека, 10 минут
Выслушиваю детей. Дополняю.
В: Значение птиц в природе и для человека велико. Ни одну птицу нельзя считать только «полезной» или только «вредной». Например, воробьи и некоторые зерноядные птицы питаются семенами культурных растений и могут склевывать в садах сочные плоды, однако своих птенцов выкармливают насекомыми, в том числе вредителями сельскохозяйственных культур. Многие птицы (жаворонки, голуби, щеглы, перепелки и др.) питаются семенами сорняков и таким образом очищают от них поля. Хищные птицы уничтожают большое количество мышевидных грызунов, питаются падалью и, следовательно, имеют важное санитарное значение.
Регулируют численность вредных насекомых и грызунов, причиняющих вред здоровью человека и его хозяйственной деятельности; объекты промысловой и спортивной охоты; имеют декоративное значение - « Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета».
Проблемное задание: Зимой вблизи жилья часто появляются снегири. Они кормятся семенами сирени, крапивы, плодовых деревьев, выкусывая их клювом как кусачками. Свиристели летом питаются насекомыми, зимой ягодами, которые они заглатывают целиком. Какие птицы (снегири или свиристели) способствуют распространению ягодных кустарников?
Проблемное задание: Составьте 2-3 цепи питания с участием птиц (дети распределяют роли, выстраивая «живую цепь»).
Проблемное задание: В конце лета и осенью воробьи собираются на полях в многочисленные стаи и в большом количестве поедают зерна пшеницы, проса, подсолнечника, конопли, гороха и др. сельскохозяйственных культур. Что вы можете сказать по поводу утверждения: воробьи и некоторые другие зерноядные птицы приносят только вред и их надо уничтожать?
IV часть. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) (конференц-зал), 15 минут
- Ведущий: Наконец, выполнив все задания Деда – Эковеда, вы попадаете на один из Заповедных островов – ГПЗ «Хакасский».
Что такое ООПТ? Какова роль заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы?
Ответ: ООПТ – особо охраняемые природные территории. Заповедники – своеобразные эталоны нетронутой природы; в них исключается любая хозяйственная деятельность человека. Основная задача – охрана редких и исчезающих видов, сохранение генофондов растений и животных. Заказники – территории с частичным режимом охраны. Национальные парки – участки территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях, а также в интересах науки, культуры и просвещения. Памятники природы – отдельные природные объекты (водопады, пещеры, деревья – долгожители и др.), имеющие научное, историческое и культурно – эстетическое значение.
Ведущий: Назовите меры охраны редких и исчезающих видов.
Мы находимся на территории заповедника «Хакасский». В Таштыпском районе Республики Хакасия располагаются два кластерных участка «Малый Абакан» и «Заимка Лыковых», а также заказник «Позарым».
- Группы получают задание.
Задание всем группам:
Составьте сказку (укажите правильную последовательность):
1) филин обиделся и улетел в другой лес;
2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;
3) пришлось мужику мириться с филином
4) не стало пчел – не опыляются травы и их урожайность понизилась;
5) худо стало мужику без меда и без молока;
6) не стало филина – расплодились мыши
7) мало стало травы – корова не дает молока;
8) мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы».
Отвечают группы.
Ведущий: О чем вы думали, слушая эту сказку? Правильно, о том, что птиц надо беречь и охранять. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько вредителей уничтожают птицы!
В Хакасии отмечено 315 видов птиц, относящихся к 21 отряду. Но наблюдается некоторое сокращение количественного состава птиц, это связывают с возникновением неблагоприятных условий среды обитания. Многие виды стали редкими.
Что вам известно о роли заповедников в деле охраны живого мира?
Ответ: Охота разрешается только в определенные сроки, обеспечивающие нормальное размножение птиц. При уменьшении численности какого-либо вида птиц устанавливают временные запреты добычи. В местах массового размножения и зимовок устраивают заповедники. Производится искусственное размножение и расселение птиц. Для сохранения редких и исчезающих видов птиц создана Красная книга, в том числе существует Красная книга Хакасии. Созданы особо охраняемые природные территории (ООПТ) – заповедники, заказники, национальные парки.
- В Красную книгу Хакасии занесен 41 вид птиц, а в Красную книгу России - 90 видов.
Ведущий: Вам представлено приложение, внимательно прочтите его, ознакомьтесь с критериями статусов видов, применяемых в региональных Красных книгах.
Выберите и назовите несколько видов птиц, имеющих статусы:
1 группа: 0,1
2 группа: 2,3
3 группа: 4,5
4 группа 6,7
5 группа Найдите виды в статусе которых стоит буква А, что это обозначает?
- В: Рассказ о некоторых редких и исчезающих видах птиц (демонстрация фотографий).
Просмотр видеозаписи к 100-летию заповедной системы России.
Аудиозаписи голосов птиц.
V. Заключение (3 минуты)
Чем мы можем помочь птицам?
Ответ: Подкармливать их зимой, устраивать искусственное зимовье. Охранять дуплистые деревья, необходимые дуплогнездным птицам. Даже если вы не можете ничем помочь птицам, в ваших силах хотя бы им не мешать, что тоже важно.
Почему важно сохранить большое разнообразие видов в природе?
Ответ: Потому, что все в природе взаимосвязано. Человек – частица природы. Чем больше будет видовое разнообразие, тем устойчивее будет природная среда, следовательно, будут наилучшие условия для существования человека.
Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода
Кто на Земле живет без дома.
(К.Кулиев).
VI часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Все по очереди говорят: «Мне понравилось занятие, потому, что…» и « Мне не понравилось занятие, потому, что…».
Использованная литература:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
- Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10(11) класс». – М.: Дрофа, 2001.
- http://animalsfoto.com/bolymyshoyy-pyostryiyy-dyatel-foto.html
- http://biofile.ru/bio/15734.html
- http://bio.1september.ru/article.php?id=200400303
- https://infourok.ru
- http://animalreader.ru/chernozobaya-gagara-pernatyiy-gromkogovoritel.html
- http://zapovednik-khakassky.ru/zapovednik-xakasskij/fauna.html
- http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/klass-ptitsy/ptitsy-kulturnyh-landshaftov
- http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/morf/morf2.htm
Приложение 1.
В Красную книгу Хакасии внесено 90 видов, из них в Красную книгу России - 41 вид.
А – Приложение к Красной книге Хакасии.
В Приложение к Красной книге Хакасии дополнительно включено еще 36 видов.
В перечень животных, занесённых в Красную книгу Республики Хакасия 2014 года, 90 – птиц.
В Красную книгу (животные) Республики Хакасия занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, постоянно или временно обитающие в состоянии естественной свободы на её территории (акватории), которые нуждаются в специальных государственно-правовых действиях, входящих в компетенцию федеральных органов исполнительной власти и органов власти Республики Хакасия.
В настоящем издании сохранены принятые ранее категории редкости видов, включенных в перечень:
0 – вероятно исчезнувшие. Таксоны и популяции, известные ранее для территории Республики Хакасия, нахождение которых в природе за последние 50 лет не
I – находящиеся под угрозой исчезновения. Таксоны и популяции, численность которых уменьшилась до критического уровня, при котором они могут исчезнуть в ближайшее время;
II – сокращающиеся в численности. Таксоны и популяции с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки перейти в первую категорию;
III – редкие. Таксоны и популяции, которые имеют малую численность и распределены на ограниченной территории (акватории) или спорадически распространены на значительных территориях (акваториях);
IV – неопределённые по статусу. Таксоны и популяции, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий;
V – восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Таксоны и популяции, численность которых начала восстанавливаться до состояния, когда в срочных мерах охраны и воспроизводства они не будут нуждаться;
VI – редкие расселяющиеся виды. Таксоны и популяции, особи которых проникают на территорию Республики Хакасия в силу изменения условий обитания в границах прежнего ареала;
VII – редкие виды животных, занесённые в Красную книгу Российской Федерации, систематически отмечаемые на территории Республики Хакасия, характер пребывания которых не установлен.
Первые пять из них полностью соответствуют категориям Красной книги Российской Федерации.
VI и VII категории отражают региональную специфику природных сообществ. Так, к последней VII категории отнесены птицы, занесённые в Красную книгу Российской Федерации (обыкновенный фламинго, бородач, черный гриф), пребывание которых в Хакасии остаётся невыясненным. При изучении предложений научных учреждений членами коллегии по изданию Красной книги (животные) Республики Хакасия принято решение не включать в перечень виды, появление которых в Хакасии имеет случайный характер (розовый пеликан, кречетка и др.) или обусловлено инвазиями (саджа, розовый, серый скворцы). В перечень, как правило, не включены также животные, расширяющие ареал в результате роста их численности на соседних территориях (клинтух, красноносый нырок, чомга). Дополнения, касающиеся перечня, обусловлены как внесением в его состав некоторых новых видов (например, курганник, зимородок, дубровник), так и уточнением современного состояния целого ряда видов или их популяционных группировок в природной среде. Так, изменение статуса балобана в Республике Хакасия и Красноярском крае связано с сокращением численности вида за последние 15 лет в результате незаконного отлова и контрабанды за рубеж соколов. Особую тревогу специалистов вызывает практически повсеместное и значительное сокращение численности гусей, что послужило причиной дополнительного включения в прежний перечень еще двух форм – западного тундрового и западного таёжного гуменников. Уменьшение обилия целого ряда видов птиц водно-болотного комплекса, в том числе и уже ранее занесённых в Красную книгу Республики Хакасия, связано со значительным возрастанием рекреационной нагрузки на водоёмы региона, а также с распространением вирусных инфекций (грипп А, болезнь Ньюкасла) в 2006-2012 годах.
тетерев поползень
Приложение 2.
Список птиц, занесенных в Красные книги и списки редких и исчезающих животных различного ранга (частичный). | ||
Чернозобая гагара 3 | Сухонос 0 | Скопа 2 |
Малая поганка 3 | Лебедь –кликун 1 | Полевой лунь 3А |
Пеликан кудрявый 6 | Тундряной (малый) лебедь 6 | Малый перепелятник 1А |
Большой баклан 6 | Огарь 4А | Степной орел 1 |
Большая выпь 4 | Пеганка 3 | Могильник 3 |
Большая белая цапля 6 | Горбоносый турпан 3 | Беркут 3 |
Серая цапля 1А | Коростель 3А | Орлан-белохвост 0 |
Колпица 1 | Шилоклювка 2 | Черный гриф 6 |
Черный аист 3 | Филин 3 | Кречет 6 |
Фламинго 6 | Домовой сыч 1А | Балобан 3 |
Серый гусь 1 | Таежный гуменник 1 | Сапсан 3 |
Воробьиный сыч 3А | Малая чайка 3 | Кобчик 3 |
Степной жаворонок 4 | Черная крачка 3 | Степная пустельга 3 |
Усатая синица 3 | Вяхирь 1А | Алтайский улар 3 |
Обыкновенный ремез 2 | Мухоловка-пеструшка 1А | Перепел 3А |
Сибирская горихвостка 1А | Обыкновенный соловей 1А | Стерх 6 |
Тонкоклювый кроншнеп 4 | Серый журавль 1 |
Приложение 3
Некоторые птицы, занесенные в Красную книгу Хакасии
Чернозобая гагара относится к семейству гагаровых. Эта представительница пернатого мира — водоплавающая и довольно крупная.
Очень редко встречается на пролете на водоемах степных участков, возможно очень редко гнездится на участке «Малый Абакан» на высокогорных рыбных озерах (1,4,5,8). Занесена в Красную книгу Республики Хакасия.
Тело птицы сверху темное и имеет чёрно-белый рисунок, а низ у чернозобой гагары, наоборот, светлый. Половой диморфизм не имеет чёткого выражения.
Когда птицы одеваются в брачный наряд, то у представителей обоих полов задняя часть шеи и голова становятся серыми, на горле можно увидеть большое чёрное пятно с полосатым рисунком по краю. Клюв и лапы приобретают чёрные тона, а радужка глаз — красный оттенок.
Чернозобая гагара – птица довольно увесистая: она достигает роста до 60 — 70 см. что касается размаха крыльев, то он составляет от 110 до 130 см. Вес этих пернатых может колебаться от 2 до 3,4 кг. Зимой гагара имеет два окраса перьев – чёрный верх и беловатый низ. В осенний период отличительной особенностью птицы становится клюв: он светлеет и становится сероватым в нижней части.
Чернозобая гагара – крикливая и шумная птица. Она может издавать очень разнообразные и довольно громкие звуки. Некоторые из представителей вида мелодично поют, а некоторые каркают как вороны и даже «смеются».
Серая цапля – птица из семейства цаплевых отряда аистообразных.
Очень редкий гнездящийся вид. На участке «Иткуль» гнездится до 5 пар. Летом встречается и на других водоемах степных участков.
Серая цапля имеет очень характерный внешний вид. Очень сильно у цапли выделяется ее длинная шея. Когда цапля сидит, шея бывает часто сложена или втянута в плечи. Характерный внешний облик цапле обеспечивает длинный клюв и тонкие длинные ноги. Эта птица достаточно большая.
Вес взрослой серой цапли достигает 1,5 кг, а некоторые экземпляры вырастают и до 2 кг. Размах крыльев птицы составляет 1,5 – 1,75 м, а длина тела до 102 см.
Клюв относительно длинный и достаточно острый. Его длина лежит в пределах от 10 до 13 см. Форма клюва напоминает конус, приплюснутый с боков. Клюв у серой цапли обыкновенно окрашен в буро-желтый цвет. Подклювье, как правило, несколько светлее надклювья. В области между клювом и глазом, так называемой «уздечке», присутствует пятно желтоватого оттенка.
Вокруг глаза у серой цапли имеется кольцо зеленоватого цвета. Радужная оболочка глаза желтая, с некоторым оттенком зеленого. Ноги птицы окрашены в буро-оливковый цвет. Самцы и самки внешне практически ничем не отличаются. Единственный признак, по которому можно отличить самца от самки – это размеры птицы. У этого вида цапель самец крупнее самки.
Особи, обитающие на территории Российской Федерации, как правило осуществляют очень дальние сезонные перелеты. Из Западной Сибири и Европейской части ареала огромная часть птиц улетает на африканский континент к югу от пустыни Сахара. Оставшаяся небольшая часть особей зимует в низовьях впадающих в Черное море рек, а также в странах Европы.
Ястреб – тетеревятник
Редкий гнездящийся вид в перелесках степных участков заповедника. На участке «Малый Абакан» обычен. В период зимних кочевок встречается на всех участках.
Как и у многих других видов ястребов, у тетеревятников самки крупнее самцов. Самцы в среднем достигают в размере 55 сантиметров, и имеют вес приблизительно 1100 грамм. Размер самок достигает 65 сантиметров, а вес 1400 грамм. Ястребы-тетеревятники имеют узнаваемые белые полосы над глазами, которые обычно соединяются на затылке. Цвет глаз красный или красно-коричневый, а у юных птиц он ярко-желтый. Сами глаза крупные и очень зоркие. Цвет «верха» однотонный, обычно темно-серый, серо-бурый или темно-коричневый. Подхвостье белое, сам хвост темно-серый, имеет несколько полосок. Начиная от горла и до самого живота цвет перьев светлый, с крапинками и полосками, лапы желтые.
Едят ястребы разнообразных птиц, таких как: скворцы, голуби, дикуши, фазаны, рябчики, глухари. Мелких млекопитающих, например, зайцев, леммингов, кроликов, белок. Иногда рептилий или беспозвоночных. Охотятся при любых условиях. Молодые и не совсем опытные птицы иногда могут выслеживать свою добычу более суток.
Красавка — грациозный обитатель полей
Журавль- красавка
В прошлом редкий, а в настоящее время обычный гнездящийся вид. На степных участках заповедника гнездится 14-16 пар. На участках «Беле» и «Озеро Улух-Коль» отмечаются предотлетные скопления до 200 особей. Занесен в Красные книги России и Республики Хакасия.
Принадлежит к отряду журавлеобразных, семейству журавлиных. Это самый маленький представитель своего вида, а так же он занесен в Красную книгу, как самый малочисленный журавль в мире. Численность его составляет всего 200 тысяч особей.
Внешний вид красавки
В росте журавль-красавка достигает 90 см, это совсем немного для такой птицы. Весит около 3 кг.
Голова и шея почти у всех особей черного цвета, кисточки, состоящие из длинных белых перьев, расположены прямо позади глаз. Перья на затылке окрашены в серый цвет. А вот проплешины, которая так характерна для всех других видов журавлей, у этих птиц нет. Клюв имеет желтоватый оттенок, короткий.
Роговица глаза терракотовая или насыщенного оранжевого цвета. Перья туловища серые, с голубоватым отливом. Маховые крылья, принимающее участие в полете, длинные и окрашены в Различие между самцом и самкой, или половой диморфизм, выражен очень слабо. Единственное различие, самцы немного крупнее в размере. У молодых журавлей окрас головы светлый. Те самые кисточки, которые столь выразительные у взрослых особей, у молодняка выражены лишь слегка. Красавки, в отличие от серого журавля более музыкальные. Их голос звонче и мелодичнее, более насыщенный серый цвет. Ноги имеют черный цвет.
Красавки — перелётные птицы, с наступлением холодов, они устремляются на северо-восток Африки, а так же в Пакистан и Индию.
[1] Фотографии птиц взяты в сети Интернет.
[3] http://zapovednik-khakassky.ru/zapovednik-xakasskij/fauna.html
[4]http://tzkn.ethnogis.ru/pages/razdel_1/glava_1/1-1-3_sayan_OOPT_hakasski.htm
[5] http://bio.1september.ru/article.php?id=200400303
[6] https://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-салон "Защита проектов" 11 класс
Урок- салон рекомендован для старших классов - защита проектных работ учащихся....
Акция «Малым рекам - наша защита»
29 апреля 2013 года в МБОУ Казаковская СОШ Вачского района прошла акция «Малым рекам - наша защита». 27 человек приняли участие в акции по очистке берегов...
Конкурсно- игровая программа « Наши пернатые друзья» для обучающихся 5-7 классов
Цели : создание условий для формирования и развития экологической культуры подростков.Задачи:Расширение знаний учащихся о птицах.Развитие творческих способностей и познавательных интересов...
Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.
В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...
Мастер-класс: «Урок-квест как инновационная педагогическая технология на уроках английского языка»
В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного э...
Открытый урок музыки во 2 классе. УРОК – КВЕСТ «Музыкальный Олимп»
laquo;Путь к познанию – это игра» А.М.Горький...
Региональный сетевой образовательный проект "Ты под нашей защитой, Байкал!"
Цель: оптимизация работы в области экологического воспитания юных граждан РоссииЗадачи:- обеспечение открытости и доступности имеющихся образовате...