Рабочая программа биология 5-9 класс
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по ФГОС для 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5-9_2016-17.docx | 102.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Биология | |
Класс 5-9 | |
Учебный год 2017-2018 | |
Срок реализации программы 2017-2018 | |
Учитель (ФИО) Франковская В.А. |
г. Салехард
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 - 9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России; примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности программами для начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:
С.В.Суматохин, В.Н.Радионов: Биология. 5 класс, М. «Бином. Лаборатория знаний», 2013 г.
М.Б.Беркинблит, С.М.Глаголев, Ю.В.Малеева, В.В.Чуб: Биология. 6 класс, М. «Бином. Лаборатория знаний», 2014 г.
М.Б.Беркинблит, С.М.Глаголев, В.В.Чуб: Биология. 7 класс, М. «Бином. Лаборатория знаний», 2014 г.
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин :. Биология .Человек. 8 класс , М.: Дрофа, 2015 г.
С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин: Биология. Общие закономерности. 9 класс, М. «Дрофа»,2015 г.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана 278 часов, из расчёта 35 учебных недель: 5 – 6 – 7 - 8 класс, 34 учебные недели в 9 классах: 2 часа в неделю: 5 кл - 35ч., 6кл. – 35 ч., 7 кл. – 35 ч , 8 кл. – 70ч , 9 кл. – 68 часов
Целью рабочей программы является развитие биологических знаний, умений и опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, необходимых условий для усвоения биологии в средней школе и понимания закономерностей развития живой природы.
Основные задачи курса:
1) социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
2) приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
3) обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей; признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
4)развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
5) овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
6) формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48). |
2. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". |
3. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937). |
4. | Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (список изменяющих документов в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.15 №576, 28.12.15 №1529, 26.01.16 № 38, 21.04.16 №459, 29.12. 16 №1677). |
5. | Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МАОУ «Обдорская гимназия» (приказ МАОУ «Обдорская гимназия» № 207 от 12 мая 2015 года). |
6. | Авторская программа: Рабочая программа Биология для 7 класса. Авторы-составители С.Н.Новикова, Н.И.Романова – М:»Русское слово»,2017 |
7. | Авторская программа: Биология. Программа для основной школы: 5-9 классы/ А.Ю. Пентин, А.А. Елизаров.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. |
8. | Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология 5-11 классы. Составитель И.Б.Морзунова, М.: Дрофа 2011 |
2. Планируемые результаты
Класс | УУД |
Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом. | |
5 | 1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»; 2. уважение к своему народу, развитие толерантности; 3. освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута; 4. оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России; 5. выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться. |
6 | 1. создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; 2. формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников; 3. уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; 4. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; 5. участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях). |
7 | 1. знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности; 2. уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; 3. уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; 4. умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов. |
8 | 1. освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; 2. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях; 3. сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении; 4. устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; 5. участие в общественной жизни на уровне школы и социума; |
9 | 1. знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; 2. сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественнополитическими событиями; 3. ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали; 4. сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; 5. готовность к выбору профильного образования; 6. умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий. |
Регулятивные УУД: умение организовывать свою учебную деятельность | |
5 | 1. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести) 2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; 3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале. |
6 | 1. принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения) 2. умение планировать пути достижения намеченных целей; 3. умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; 4. умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; 5. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
7 | 1. формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; 2. формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент) 3. адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи. |
8 | 1. умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения; 2. формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления; 3. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. |
9 | 1.умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности; 2. самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности; 3. формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; 4. принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности. |
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. | |
5 | 1. самостоятельно выделять и формулировать цель; 2. ориентироваться в учебных источниках; 3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; 4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; 5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; 6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; 7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. |
6 | 1. выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 3. овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 5. определение основной и второстепенной информации; 6. давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи; 7. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. |
7 | 1.свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; 2. понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; 3. умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; 4. составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); 5. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 6. умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. |
8 | 1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; 4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 5. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом; 6. работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. |
9 | 1. умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); 2. умение устанавливать причинно-следственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств; 3. выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы; 4. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; 5. овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. |
Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми. | |
5 | 1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; 2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; 5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; 6. предвидеть последствия коллективных решений. |
6 | 1. понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной; 2. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции); 3. определять цели и функции участников, способы их взаимодействия; 4. планировать общие способы работы группы; 5. обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 6. уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. |
7 | 1. умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; 2. способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; 3. готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; 4. использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений. |
8 | 1.вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами 2. умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом; 3. способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); 4. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; 5. адекватное межличностное восприятие партнера. |
9 | 1. разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его; 2. управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать; 3. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий; 4. переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий; 5. стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии; 6. речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметнопрактической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и понятий. |
Предметные УУД: | |
5 | - осознание роли биологии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников информации. - основные признаки живой природы; - устройство светового микроскопа; - основные органоиды клетки; - основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы; - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; - основные среды обитания живых организмов; - природные зоны нашей планеты, их обитателей; - предков человека, их характерные черты, образ жизни; - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - формировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать биологические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. |
6 | - осознание роли биологии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников информации. - основные признаки живой природы; - основные органоиды клетки; - основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы; - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - использовать биологические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей |
7 | - осознание роли биологии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников информации. - основные признаки живой природы; - основные органоиды клетки; - основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы; - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - использовать биологические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; - формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. - формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки. |
8 | - формирование здорового образа жизни, целостности живого организма; - формирование ориентированных знаний о процессах жизнедеятельности организма человека; - формирование навыков исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека и млекопитающих, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; - формирование умения ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; - овладение умениями использовать на практике приёмы оказания первой медицинской помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих. |
9 | - формирование общих биологических закономерностей, их биологической значимости; - формирование умения применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности ; - формирование знаний об экологических и социально- экономических процессах, протекающих в человеческом обществе; - сформировать представление о взаимодействии общества и природы - формирование знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении жизнедеятельности и средообразующей роли живых онанизмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки практической деятельности людей; методах познания живой природы; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - формировать умения ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников. |
3. Содержание учебного предмета
№ | ГЛАВА | Дидактическая единица | ||
5 класс | ||||
1 | Предмет изучения естественных наук. | Что такое природа. Единство живой и неживой природы. Явления природы и их взаимосвязь. Макро- и микромир. Л/Р №1"Устройство микроскопа и правила работы с ним.". | ||
2 | Познание природы человеком | Представление о природе в древности. Науки о природе. Методы изучения природы. Наблюдение. Эксперимент. Л/Р №2 «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы.» Л/Р №3 «Рассматривание микропрепарата дрожжей в микроскоп.» | ||
3 | Тела и вещества в природе. | Свойства тел. Свойства веществ. Состояние веществ. Изменение состояний вещества. Чистые вещества и смеси. Л/Р №4 «Изучение свойств различных веществ.» Л/Р №5 «Выделение вещества из смеси.» | ||
4 | Строение веществ | Атом. Строение атома. Химические элементы. Многообразие веществ. Простые и сложные вещества. Органические и неорганические вещества. | ||
5 | Элементарная единица жизни | Клетка. Строение клетки. Многоклеточный организм. Л/Р №6 «Строение растительной клетки.» Л/Р №7 «Строение животной клетки.» | ||
6 | Многообразие живой природы | Многообразие живого. Царство Растения. Царство Простейшие. Царство Бактерии. Вирусы. Царство Грибы. Царство Животные Л/Р №8 «Внешнее строение цветкового растения.» Л/Р №9 «Распознавание ядовитых и съедобных грибов.» | ||
7 | Единство и заимосвязь окружающего мира Проектная деятельность | Ближайшая к Земле звезда. Наша планета – Земля. Внешние оболочки Земли. Материки и океаны. Строение земной коры. Полезные ископаемые. Почва. Круговорот воды. Материя. Л/Р №10 «Распознавание п/и своей местности Выполнение проекта «Школа юных экологов» | ||
6 класс | ||||
1 | Биология как наука. Методы биологии | Биология как наука. Микроскопия как метод изучения живых объектов. Строение клеток. Клетка – основа жизни. Деление клеток. Биологический эксперимент. Л/Р №1 «Устройство микроскопа и правила работы с ним. Л/Р №2 «Клеточное строение организмов.» Л/Р №3 «Наблюдение за ростом и развитием животных.» | ||
2 | Система органического мира. | Общее понятие о классификации. Основные систематические категории. Принципы классификации организмов. Царства живых организмов. П/Р «Научные названия растений и животных». . | ||
3 | Царство растений | Строение растительного организма. Клетки и ткани. Питание растений. Вегетативное размножение растений. Растение — целостный организм. Роль растений в природе и жизни человека. Л/Р № 4 «Изучение органов цветкового растения. Морфология листа.» Л/Р №5 «Ткани растительных организмов.» Л/Р №6 «Выявление роли света и воды в жизни растений. Изучение состава почвы.» Л/Р №7 «Изучение строения семян. Части цветка.» Л/Р №8 «Размножение комнатных растений.»
| ||
4 | Царство бактерий | Строение бактерий. Бактерии и продукты питания. Бактерии — возбудите- ли опасных заболеваний человека и животных. Лечение и профилактика инфекционных заболеваний. Вирусы — неклеточные формы жизни | ||
5 | Царство грибов | Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Роль грибов в природе, жизни человека. Симбиоз грибов и растений. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Л/Р №9 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов.» Л/Р №10 «Изучение строения плесневых грибов.» Л/Р №11 «Строение и разнообразие лишайников. Жизнеспособность лишайников.» . | ||
6 | Царство животных | Строение организма и процессы жизнедеятельности животных. Обмен веществ в животном организме. Рост и развитие животных. Роль животных в жизни человека. Экскурсия: Наблюдение за сезонны- ми изменениями в жизни растений и животных Л/Р № 12 «Изучение внешнего строения млекопитающего. Изучение внутреннего строения млекопитающего.» Л/Р №13 «Наблюдение за поведением животных.» | ||
7 класс | ||||
1 | Учение об эволюции органического мира. | Геологическая летопись. Теория эволюции | ||
2 | Многообразие и эволюция растений. | Водоросли – древнейшие растения на Земле. Классификация и строение водорослей. Размножение водорослей. Экология водорослей. Водоросли и человек. Отдел мохообразные. Отдел папоротникообразные. Отдел голосеменные. Многообразие голосеменных. Отдел покрытосеменные(цветковые). Формула цветка. Семейства цветковых растений. Однодольные и двудольные растения. Класс двудольные. Семейство розоцветные. Культурные растения из семейства розоцветные. Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). Многообразие крестоцветных Класс двудольные. Семейство сложноцветные (астровые). Многообразие сложноцветных (астровых). Класс однодольные. Семейство лилейные. Класс однодольные. Семейство злаковые (мятликовые). Важнейшие зерновые культуры. Охрана растительного мира Л\р №1 Выявление приспособлений у растений к среде обитания Л\р №2 Изучение внешнего строения водорослей Л\р №3 Изучение внешнего строения мхов Л\р №4 Изучение внешнего строения папоротника Л\р №5 Изучение микропрепаратов хвои, древесины хвойных Л\р №6 Изучение строения и многообразия голосеменных растений. П\р №1 Распознавание растений разных отделов П\р №2 Составление формулы цветка. Л\р №7 Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. П\р №3 Определение по карте растений семейства розоцветные. П\р №4 Определение по карте растений семейства розоцветные. П\р №5 Определение по карте растений семейства крестоцветные П\р №6 Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) П\р №7 Распознавание наиболее распространённых растений своей местности П\р №8 Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур | ||
3 | Многообразие и эволюция протистов. | Возникновение и характерные особенности протистов. Корненожки. «Растительные» и «животные» жгутиконосцы. Тип инфузории. Значение протистов в природе и жизни человека. Повторение, обобщение, контроль знаний по теме «Многообразие и значение протистов» Л\р №8 Простейшие аквариумного ила. | ||
4 | Многообразие и эволюция многоклеточных животных. | Морские кишечнополостные. Тип плоские черви. Тип круглые черви. Паразитические плоские и круглые черви. Тип кольчатые черви. Размножение и развитие кольчатых червей. Разнообразие кольчатых червей. . Тип моллюски. Размножение и развитие моллюсков. Разнообразие моллюсков и их роль в природе. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Класс паукообразные. Класс насекомые. Размножение и развитие насекомых. Разнообразие насекомых и их роль в природе. Общественные насекомые. Тип хордовые. Бесчерепные. Класс хрящевые рыбы и костные рыбы. Размножение рыб и забота о потомстве. Разнообразие рыб и их роль в жизни человека. Класс земноводные (амфибии). Пищеварение, дыхание и выделение у амфибий. Кровеносная система. Размножение и развитие амфибий. Разнообразие земноводных. Класс пресмыкающиеся (рептилии). Разнообразие рептилий и их роль в природе. Ископаемые рептилии. Класс птицы. Обеспечение организма птиц веществами и энергией. Теплокровность. Размножение птиц. Происхождение и многообразие птиц. Их роль в природе. Класс млекопитающие (звери.). Системы органов млекопитающих. Разнообразие млекопитающих: первозвери, сумчатые и плацентарные. Разнообразие млекопитающих: отряды хищные, ластоногие и китообразные Отряды непарнокопытные, парнокопытные, хоботные, приматы. Роль животных в природе и в жизни человека. Л\р № 9 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих. П\р № 9 Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация) Л\р №10 Распознавание животных разных типов Л\р №11 Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни Л\р №12Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни Л\р №13 Выявление приспособлений у животных к среде обитания Л\р №14 Распознавание домашних животных | ||
8 класс | ||||
1 | Место человека в системе органического мира. | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | ||
2 | Происхождение человека. | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. | ||
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ: Клавдий Гален, Андреас Везалий | ||
4 | Общий обзор строения и функций организма человека. | Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные , мышечные, нервные. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов, как основа гомеостаза. | ||
5 | Координация и регуляция. | Гуморальная регуляция. Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. | ||
6 | Опора и движение | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения и строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановление активности мышечной ткани. Значение физической культуры, режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы | ||
7 | Внутренняя среда организма. | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета | ||
8 | Транспорт веществ. | Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение | ||
9 | Дыхание. | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхании. Голосовой аппарат. | ||
10 | Пищеварение. | Питательные вещества и питательные продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследование И.П.Павлова в области пищеварения | ||
11 | Обмен веществ и энергии. | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластические и энергетические обмены, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. | ||
12 | Выделение | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | ||
13 | Покровы тела. | Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде. Обуви. Заболевания кожи и их предупреждение | ||
14 | Размножение и развитие. | Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | ||
15 | Высшая нервная деятельность. | Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследование И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведение человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека | ||
16 | Человек и его здоровье. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья. Двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда, как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. | ||
9 класс | ||||
1 | Введение | Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. | ||
2 | Эволюция живого мира на Земле | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования (живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Развитие биологии в додарвинский период . Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Микроэволюция. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов) Шути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Возникновение жизни на Земле. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Развитие жизни на Земле. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма. | ||
3 | Структурная организация живых организмов | Химическая организация клетки. Элементный состав клетки. Распространенность элементов, и вклад в образование живой материи и объектов неживой природы Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации поколения в поколение. Передача наследственной информации из в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Строение и функции клеток. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот, генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов. | ||
4 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Размножение организмов . Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. (постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон \ Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости | ||
5 | Наследственность и изменчивость организмов | Закономерности наследования признаков. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Закономерности изменчивости. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение и комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость, Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижение и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской микробиологической и других отраслей промышленности | ||
6 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | Биосфера, ее структура и функции.. Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: зашита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. |
4. Тематическое планирование.
№ п/п | ГЛАВА | Примерное количество часов |
5 класс | ||
1 | Предмет изучения естественных наук. | 4 |
2 | Познание природы человеком. | 4 |
3 | Тела и вещества в природе. | 5 |
4 | Строение веществ. | 5 |
5 | Элементарная единица жизни. | 3 |
6 | Многообразие живой природы. | 5 |
7 | Единство и взаимосвязь окружающего мира. | 9 |
Общее количество часов | 35 | |
6 класс | ||
1 | Биология как наука. Методы биологии. | 7 |
2 | Система органического мира. | 5 |
3 | Царство растений | 7 |
4 | Царство бактерий | 5 |
Царство грибов . | 5 | |
Царство животных | 6 | |
Общее количество часов | 35 | |
7 класс | ||
1 | Учение об эволюции органического мира | 2 |
2 | Многообразие и эволюция растений | 23 |
3 | Многообразие и эволюция протистов | 5 |
4 | Многообразие и эволюция многоклеточных животных. | 40 |
Общее количество часов | 70 | |
8 класс | ||
1 | Место человека в системе органического мира. | 2 |
2 | Происхождение человека | 2 |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 2 |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека. | 64 |
Общее количество часов | 70 | |
9 класс | ||
1 | Введение. | 1 |
2 | Эволюция живого мира на Земле | 25 |
3 | Структурная организация живых организмов. | 10 |
4 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 |
5 | Наследственность и изменчивость организмов. | 15 |
6 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 12 |
Общее количество часов | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...
Рабочие программы биология 5- 7 класс
Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...
Рабочие программы биология 5- 7 класс
Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...
Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс
Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...
Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс
Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...
Рабочая программа Биология 8, 9 класс
В папке содержатся рабочие программы по предмету Биология 8. 9 класс...