Рабочая программа биология 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему
Данная рабочая программа по биологии 10-11 класс к учебнику авторов: Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10-11_2016-17.docx | 65.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Биология | |
Класс 10-11 | |
Учебный год 2017-2018 | |
Срок реализации программы 2017-2018 | |
Учитель (ФИО) Франковская В.А. |
г. Салехард
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России; примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности программами для начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Учебник: Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица «Биология» М., Просвещение, 2014г
Биология. Рабочая программа. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица , 10-11классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Дрофа, 2013г.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана 70 часов, из расчёта 35 учебных недель: 10 кл – 35, 11 – 34 часа.
Целью рабочей программы является обобщение биологических знаний, умений и опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, необходимых условий для усвоения биологии в средней школе и понимания закономерностей развития живой природы.
Основные задачи курса:
1) социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
2) приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
3) обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей; признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
4)развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
5) закрепление ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
6) формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48). |
2. | Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". |
3. | Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 28.12.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". |
4. | Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 N 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.№253. |
5. | |
6. | Приказ департамента образования ЯНАО №500 от 11.05.2006г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО». |
7. | Биология. Рабочая программа. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица , 10-11классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Дрофа, 2013г |
2. Планируемые результаты
Класс | УУД |
Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом. | |
10 класс |
|
11 класс |
|
Регулятивные УУД: умение организовывать свою учебную деятельность | |
10 класс | 1. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий , контролировать и корректировать учебную деятельность; 2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; 3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале. |
11 класс | 1. принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения) 2. использовать различные ресурсы для достижения намеченных целей; 3. умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; 4. умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; 5. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. | |
10 класс | 1. самостоятельно выделять и формулировать цель; 2. ориентироваться в учебных источниках; 3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; 4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; 5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; 6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; 7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. |
11 класс | 1. выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 2. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 3. владеть навыками исследовательской и проектной деятельности; 4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; 5. строить доказательства в отношении выдвинутых гипотез; 6. давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи; 7. умение строить логические доказательства. |
Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми. | |
10 класс | 1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; 2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи; 3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; 5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; 6. предвидеть последствия коллективных решений. |
11класс | 1. понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной; 2. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции); 3. определять цели и функции участников, способы их взаимодействия; 4. планировать общие способы работы в паре, группе; 5. обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 6. уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. |
Предметные результаты: | |
10 класс | 1) владеть представлениями о современной биологической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; 2) владеть биологическим мышлением для определения аспектов природных, социальных и экологических процессов и проблем; 3) владеть умениями проведения наблюдений за отдельными объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий на объекты.АПИСКА 4) владеть умениями использовать знания разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; 5) владеть умениями анализа и интерпретации разнообразной информации; 6) владеть умениями применять биологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; |
11 класс | 1) владеть умениями использовать знания разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового биологического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях; 2) владеть умениями анализа и интерпретации разнообразной информации; 3) владеть умениями применять биологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; 4) Владеть знаниями об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
3. Содержание учебного предмета
№ | ГЛАВА | Дидактическая единица | ||
10 класс | ||||
1 | Введение. | Биология – наука о живой природе. | ||
2 | Клетка – единица живого. | Химический состав клетки. Неорганические соединения. Углеводы. Липиды.. Белки. Строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. | ||
3 | Структура и функции клетки. | Клетка – элементарная единица живого. Цитоплазма. Мембранные органоиды клетки. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Проверка знаний по теме «Химический состав клетки.» | ||
4 | Обеспечение клеток энергией. | Обмен веществ. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода | ||
5 | Наследственная информация и реализация её в клетке. | Генетическая информация. Удвоение ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция работы генов у бактерий. Регуляция работы генов у эукариот. Вирусы. Генная и клеточная инженерия. | ||
6 | Размножение и развитие организмов. | Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Сравнение митоза и мейоза. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Развитие взрослого организма. Дифференцировка клеток. | ||
7 | Основы генетики и селекции. | Моногибридное скрещивание.Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя Сцепленное наследование генов. Отношение ген-признак. Внеядерная наследственность Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения. Модификационная изменчивость.Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний. Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции. Успехи селекции | ||
11 класс | ||||
1 | Вид. История эволюционных идей | История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учение Ж.Б.Ламарка., теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | ||
2 | Современное эволюционное учение. | Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единицы эволюции. Синтетическая теории эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляции, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий отбор. Адаптация организмов к условиям обитания, как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов, как основа устойчивого развития биосферы. Главное направление эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира. | ||
3 | Происхождение жизни на Земле. | Развитие представления о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. гипотеза о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | ||
4 | Происхождение человека | Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечество. | ||
5 | Экосистемы. Экологические факторы. | Организм и среда. Предметы и задачи экологии. Экологические факторы среды( абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организма. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз | ||
6 | Структура экосистем | Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причина устойчивости и смена экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы | ||
7 | Биосфера - глобальная экосистема | Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода) | ||
8 | Биосфера и человек. | Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. |
4. Тематическое планирование.
№ п/п | ГЛАВА | Примерное количество часов |
10 класс | ||
1 | Введение. Биология – наука о живой природе. | 1 |
2 | Клетка – единица живого . | 19 |
3 | Размножение и развитие организмов. | 5 |
4 | Основы генетики и селекции . | 10 |
Общее количество часов | 35 | |
11 класс | ||
1 | Вид. | 21 |
2 | Экосистемы . | 13 |
Общее количество часов | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...
Рабочие программы биология 5- 7 класс
Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...
Рабочие программы биология 5- 7 класс
Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...
Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс
Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...
Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс
Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...
Рабочая программа Биология 8, 9 класс
В папке содержатся рабочие программы по предмету Биология 8. 9 класс...