Рабочая программа биология 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) на тему

 Данная рабочая программа по биологии 10-11 класс к учебнику авторов: Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10-11_2016-17.docx65.92 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Documents and Settings\Оксана\Рабочий стол\Рисунок2.png

Образовательная организация

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Обдорская гимназия»

ул. Губкина, 4а,  г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629008

тел. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 факс: 3-49-66 E-mail: gym1@edu.shd.ru 

ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель структурного

методического подразделения

Латыпова Э.Г.

Председатель НМС

Засорина М.Е.

Протокол НМС №  от 31 августа 2017 года  

_____________________________

Директор МАОУ «Обдорская гимназия»

Овсяник И.О.

Приказ №       от

_________________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Предмет     Биология

Класс          10-11

Учебный год  2017-2018

Срок реализации программы  2017-2018

Учитель (ФИО)  Франковская В.А.

г. Салехард

2017 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России; примерной программы основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности программами для начального общего образования.  

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Учебник: Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица  «Биология» М., Просвещение, 2014г

Биология. Рабочая программа.  Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица , 10-11классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Дрофа, 2013г.

            Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, федеральным государственным образовательным стандартам и примерной программе основного общего образования.

Рабочая программа рассчитана 70 часов, из расчёта 35 учебных недель: 10 кл – 35, 11 – 34 часа.

Целью рабочей программы является обобщение биологических знаний, умений и опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, необходимых условий для усвоения биологии в средней школе и понимания закономерностей  развития живой природы.

             Основные задачи курса:

1) социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или    иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

2) приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

3) обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей; признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

4)развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных  качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

5) закрепление ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

6) формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской  Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).

2.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

3.

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 28.12.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

4.

Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 N 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.№253.

5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

6.

Приказ  департамента образования ЯНАО №500 от 11.05.2006г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО».

7.

Биология. Рабочая программа.  Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица , 10-11классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Дрофа, 2013г

2. Планируемые результаты

Класс

УУД

Личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.

10 класс

  1. Сформировать патриотизм, любовь к отечеству и уважение к своему народу, чувство ответственности и долга перед Родиной.
  2. Сформировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  3. Сформировать основы  личностного саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих  нравственных ценностей

11 класс

  1. Сформированность нравственного сознания, компетентность в решении моральных дилемм
  2. Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни.
  3. Основы экологического мышления, приобретение опыта природоохранной деятельности;
  4. Ответственное отношение к созданию семьи;
  5. Готовность и способность в образованию и самообразованию в течение всей жизни.

Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность

10 класс

1. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий , контролировать и корректировать учебную деятельность;

2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

  11 класс

1. принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)

2. использовать различные ресурсы для достижения намеченных целей;

3. умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;

4. умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;

5. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные УУД

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

10 класс

1. самостоятельно выделять и формулировать цель;

2. ориентироваться в учебных источниках;

3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;

4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

11 класс

1. выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

3. владеть навыками исследовательской и проектной деятельности;

4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

5. строить доказательства в отношении выдвинутых гипотез;

6. давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;

7. умение строить логические доказательства.

Коммуникативные УУД:

умение общаться, взаимодействовать с людьми.

10 класс

1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;

6. предвидеть последствия коллективных решений.

11класс

1. понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;

2. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);

3. определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;

4. планировать общие способы работы  в паре, группе;

5. обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

6. уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

Предметные результаты:

10 класс

1) владеть представлениями о современной биологической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владеть биологическим мышлением для определения аспектов природных, социальных и экологических процессов и проблем;

3) владеть умениями проведения наблюдений за отдельными объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных  воздействий на объекты.АПИСКА

4) владеть умениями использовать знания разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

5) владеть умениями анализа и интерпретации разнообразной информации;

6) владеть умениями применять биологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

11 класс

1) владеть умениями использовать знания разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового биологического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

2) владеть умениями анализа и интерпретации разнообразной информации;

3) владеть умениями применять биологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

4) Владеть знаниями  об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных

и социально-экономических аспектах экологических проблем.

    3. Содержание учебного предмета

ГЛАВА

Дидактическая единица

10 класс

1

Введение.

Биология – наука о живой природе.

2

Клетка – единица живого.

Химический состав клетки. Неорганические соединения.

Углеводы. Липиды..

Белки. Строение и функции.

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

3

Структура и функции клетки.

Клетка – элементарная единица живого.

Цитоплазма.

Мембранные органоиды клетки.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

Проверка знаний по теме «Химический состав клетки.»

4

Обеспечение клеток энергией.

Обмен веществ.

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода.

Биологическое окисление при участии кислорода 

5

Наследственная информация и реализация её в клетке.

Генетическая информация. Удвоение ДНК.

Генетический код.

Биосинтез белков.

Регуляция работы генов у бактерий. Регуляция работы генов у эукариот.

Вирусы. Генная и клеточная инженерия.

6

Размножение и развитие организмов.

 Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение.

Мейоз. Сравнение митоза и мейоза.

Образование половых клеток. Оплодотворение.

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

Развитие взрослого организма. Дифференцировка клеток.

7

Основы генетики и селекции.

Моногибридное скрещивание.Первый и второй законы Менделя.

Генотип и фенотип.

Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя Сцепленное наследование генов. Отношение ген-признак. Внеядерная наследственность

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения.

Модификационная изменчивость.Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека.

Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний.

Одомашнивание как начальный этап селекции.

Методы селекции. Успехи селекции

11 класс

1

Вид.

История эволюционных идей

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учение Ж.Б.Ламарка., теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

Современное эволюционное учение.

Вид, его критерии. Популяция -  структурная единица вида, единицы эволюции. Синтетическая теории эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляции, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий отбор. Адаптация организмов к условиям обитания, как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов, как основа устойчивого  развития биосферы. Главное направление эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

3

Происхождение жизни на Земле.

Развитие представления о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. гипотеза о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

4

Происхождение человека

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас.  Видовое единство человечество.

5

Экосистемы.

Экологические факторы.

Организм и среда. Предметы и задачи экологии. Экологические факторы среды( абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организма. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

6

Структура экосистем

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причина устойчивости и смена экосистем.  Влияние человека на экосистемы.  Искусственные сообщества - агроценозы

7

Биосфера -  глобальная экосистема

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода)

8

Биосфера и человек.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

              4. Тематическое планирование.

№ п/п

ГЛАВА

Примерное количество часов

10 класс

1

Введение. Биология – наука о живой природе.

1

2

Клетка – единица живого .

19

3

Размножение и развитие организмов.

5

4

Основы генетики и селекции .

10

Общее  количество часов

35

11 класс

1

Вид.

21

2

Экосистемы .

13

Общее количество часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС

        Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы  авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...

Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы  авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...

Рабочая программа Биология 8, 9 класс

В папке содержатся рабочие программы по предмету Биология 8. 9 класс...