Рабочая программа по биологии 10 класс. С.Г.Мамонтов.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии по учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_rab.programma.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании», Типовой программой основного общего образования на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Уставом МАОУ СОШ №37, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений.
2.Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения биологии в 10 классе общеобразовательной школы.
3.Объем и сроки
Программа по биологии общим объемом 35 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисного учебного плана ОУ.
4.Роль и место дисциплины
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как химия, экология, физика.
5.Актуальность
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
6.Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала. Особый акцент в программе сделан на использование проектной, групповой, индивидуальной работы учащихся, что является признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса медиасредств, технических средств и справочной литературы.
Предлагаемая программа построена на УМК (С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Общая биология). Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя.
Нами изучены материалы Государственного образовательного стандарта данного УМК, в результате чего пришли к выводу, что объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.
Национально- региональный компонент
Национально-региональный компонент является частью государственного стандарта общего образования, составляя единое целое с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, дополняет и детализирует его содержание с учетом специфики региона. Изучение содержания регионального компонента направлено на достижение следующих целей:
7.Целевая установка
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями. Содействие формированию умения проектировать собственную деятельность, создание условий для анализа ситуации и принятие решений, представления и оценивания результатов, а также корректировки собственной деятельности, формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.
В ходе достижений поставленной цели решаются следующие задачи:
-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,) в ходе работы с различными источниками информации;
-формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
- создать основу для мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловой установки обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, личностные качества;
-формировать основы гражданской идентичности.
Реализация национально-регионального компонента отражена следующим образом:
Учебная деятельность
№ п/п | № урока по календарному плану | Тема урока | Содержание НРК |
1 | 2 | Уровни организации живой материи | Примеры популяций, видов флоры и фауны Бурятии |
2 | 12 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | Минеральные ресурсы- главное национальное богатство Бурятии. |
3 | 14 | Биополимеры-белки | Армрестлинг в Бурятии |
4 | 19 | Автотрофный тип питания | Продуценты, консументы |
5 | 25 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | Вирусы гриппа. |
6 | 30 | Постэмбриональный период развития. | На примере дальневосточной квакши, бабочки капустницы |
5 | 32 | Развитие организмов и окружающая среда | Влияние климатических условий в нашем регионе на живые организмы |
8.Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-лекций, практических занятий, экскурсий, диспутов.
9.Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
10.Структура программы.
Программа по биологии для 10 класса включает следующие разделы:
- происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле;
- учение о клетке;
- размножение и развитие организмов.
11.Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы (зачета, биологического диктанта, итогового теста, экзамена), которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Календарно-тематический план
№/№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | |||
Планир. | Фактич. | ||||||
Контр. работы | Развитие речи | Лабор.и практич. работы | |||||
I | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле(11ч) | 11 | |||||
1 | Введение. Предмет и задачи общей биологии. | 1 | |||||
2 | Уровни организации живой материи | 1 | |||||
3 | Критерии живых систем | 1 | |||||
4 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
5 | История представлений о возникновении жизни. | 1 | |||||
6 | История представлений о возникновении жизни. | 1 | |||||
7 | Современные представления о возникновении жизни | ||||||
8 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | |||||
9 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
10 | Теории происхождения протобиополимеров | 1 | |||||
11 | Начальные этапы биологической эволюции. | 1 | |||||
II | Учение о клетке(15ч) | 17 | |||||
12 | Неорганические вещества | 1 | |||||
13 | Органические вещества | 1 | |||||
14 | Биополимеры-белки | 1 | |||||
15 | Биополимеры-нуклеиновые кислоты | 1 | |||||
16 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
17 | Биополимеры – нуклеиновые кислоты | 1 | |||||
18 | Анаболизм и катаболизм | 1 | |||||
19 | Автотрофный тип питания | 1 | |||||
20 | Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. | 1 | |||||
21 | Клеточное ядро | 1 | |||||
22 | Клеточное ядро | ||||||
23 | Деление клеток | 1 | |||||
24 | Клеточная теория строения организмов. | 1 | |||||
25 | Вирусы | 1 | |||||
26 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
III | Размножение и развитие организмов(9ч) | 1 | |||||
27 | Бесполое размножение | 1 | |||||
28 | Половое размножение | ||||||
29 | Эмбриональный период развития | 1 | |||||
30 | Постэмбриональный период развития | 1 | |||||
31 | Биогенетический закон | 1 | |||||
32 | Развитие организмов и окружающая среда | 1 | |||||
33 | Повторение. Учение о клетке. | 1 | |||||
34 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
35 | Обобщающий урок | 1 | |||||
Итого: | 35 | 5 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
-происхождении и начальных этапах развития жизни на Земле;
- учении о клетке;
-размножении и развитии организмов.
знает:
о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
умеет:
обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
владеет компетенциями:
учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия общей биологии; понимать вопросы происхождения жизни на Земле, особенности строения эукариот; уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования материального единства живой природы.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.
Учебно-методическое обеспечение включает:
-учебник
1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Общая биология.
Изд-во «Дрофа»,2012
-методические материалы
1.Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина.
2.Н.В.Ляшенко, Е.В.Попова. Секреты эффективности современного урока.
-дидактические материалы
1.Л.П.Анастасова. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии
-материалы для контроля
1.ЕМЭ
2.КИМы
- интернет-ресурсы
Список литературы,
использованной при разработке программы
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
2.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
3.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 889 от 30.08.2010
4.Н.Н.Воронцов, Л.Н.Сухорукова Эволюция органического мира М.Просвещение,1991
5.В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова Биология 10-11класс Дрофа,2009
6.Н.В.Ляшенко, Е.В.Попова. Секреты эффективности современного урока. Изд-во Учитель,2010г.
7.М.Б.Беркинблит, С.М.Глаголев Биология в вопросах и ответах М.,91
8.М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина Биология 10-11класс Волгоград,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Общие закономерности Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2ч. в неделю. Программа курса (68 ч.) включает в себя полностью вопросы про...
Рабочая программа по биологии 9 класс УМК С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.Н.И.Сонин
Рабочая программа по биологии 9 класс УМК С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров.Н.И.Сонин...
Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин
Рабочая программа по биологии 10 класс УМК В.Б Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику: С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б Агафонова
Программа разработана на основе Федерального компонента Госстандарта по биологии и действующего Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, в полном соответствии со...
Разработка рабочей программы по биологии 10 класс Захаров Мамонтов Сонин Захарова
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом программ, включённых в структуру ООП СОО....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...