Программа элективного курса "Решение генетических задач"
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Корявикова Неля Тариэловна

Программа элективного курса "Решение генетических задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_sayt.docx248.57 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа элективного курса

«Решение генетических задач» 10 класс.

Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 10 классов. Программа курса рассчитана на 34 часа.  Элективный курс по биологии «Решение генетических задач» составлен на основе Программ элективных курсов «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение», сборник 4, Сивоглазов В.И., Пасечник В.В., Москва, «Дрофа», 2006 г.

Результаты освоения курса.

Знать: 

  • общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков; специфические термины и символику, используемые при решении генетических задач
  • законы Менделя и их цитологические основы
  • виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов, их характеристику; виды скрещивания
  • сцепленное наследование признаков, кроссинговер
  • наследование признаков, сцепленных с полом
  • генеалогический метод, или метод анализа родословных, как фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека
  • популяционно-статистический метод – основу популяционной генетики (в медицине применяется при изучении наследственных болезней)

 Уметь:

  • объяснять роль генетики в формировании научного мировоззрения; содержание генетической задачи;
  •  применять термины по генетике, символику при решении генетических задач;
  • решать генетические задачи; составлять схемы скрещивания;
  • анализировать и прогнозировать распространенность наследственных заболеваний в последующих поколениях
  • описывать виды скрещивания, виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
  • находить информацию о методах анализа родословных в медицинских целях в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • профилактики наследственных заболеваний;
  • оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды как одного из мутагенных факторов;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание курса.

Введение (1 ч). Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных знаний по разделу биологии «Основы генетики».

Тема 1. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков (2 ч). 

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клеткахГен. Генетический код.

Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код», «Мейоз», модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Тема 2. Законы Менделя и их цитологические основы (8 ч). 

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Практическая работа № 1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Практическая работа № 2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым работал Г.Мендель.

Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм. Плейотропия (6 ч). 

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.

Практическая работа № 3 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

Практическая работа № 4 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных генов».

Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных и неаллельных генов

  • окраска ягод земляники при неполном доминировании;
  • окраска меха у норок при плейотропном действии гена;
  • окраска венчика у льна – пример комплементарности
  • окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух генов
  • окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии

Тема 4. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер (4 ч). 

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговера.

Практическая работа № 5 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков».

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; генетические карты хромосом.

Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность (4 ч). 

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе.

Практическая работа № 6 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование, на применение понятия - пенетрантность».

Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической гемофилии и дальтонизма человека

Тема 6. Генеалогический метод (4 ч). 

Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека. Установление генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы родословной.

Практическая работа № 7 «Составление родословной».

Демонстрации: таблица «Символы родословной», рисунки, иллюстрирующие хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Тема 7. Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга (4 ч). 

Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций.

Практическая работа № 8 «Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга»

Итоговое занятие (1 ч). Подведение итогов.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

1.

Введение.

Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных знаний по разделу биологии «Основы генетики».

2.

Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и символика. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Строение и функции хромосом.

3.

ДНК – носитель наследственной информации.

ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клеткахГен. Генетический код.

4.

Законы Менделя и их цитологические основы

Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип.

5.

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет.

6.

Закон независимого комбинирования.

Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип.

7,8

Практическое занятие №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.

 

9,10

Практическое занятие №2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».

Дигибридное скрещивание.

11.

Решение задач на полигибридное скрещивание.

Полигибридное скрещивание.

12.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

13.

Множественный аллелизм. Плейотропия.

Генотип как целостная система.

14,15

Практическое занятие №3 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных генов».

Доминирование, неполное доминирование, кодоминирование; комплементарность, эпистаз и полимерия.

16,17

Практическое занятие №4 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных генов».

Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.

18.

Сцепленное наследование признаков и кроссинговер

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов.

19.

Генетические карты хромосом.

Генетические карты хромосом.

20,21

Практическое занятие №5 «Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков».

Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговера.

 

22.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

23.

Пенетрантность.

Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе.

24.

Практическое занятие №6 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование».

Наследование признаков, сцепленных с полом.

25.

Решение задач на применение пенетрантности.

26.

Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека.

Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения наследственности и изменчивости человека.

27.

Родословная человека.

Установление генетических закономерностей у человека.

28,29.

Практическое занятие №7 «Составление родословной».

Пробанд. Символы родословной.

30.

Популяционная генетика.

Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике. Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций .

31.

Закон Харди-Вейнберга.

Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций .

32,33

Практическое занятие №8  «Анализ генетической структуры популяции на основе закона Харди-Вейнберга».

Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры популяций .

34.

Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии" 10 - 11 класс

Рабочая программа содержит полное тематическое планирование занятий элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии". Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов об...

Программа элективного курса" Решение задач по физике методом графических образов"

Рабочая программа курса предлагает оригинальный метод в решении физических задач, в основе которого лежит креативный принцип изображения содержания задачи. Освоение этого метода, названный автор...

Программа элективного курса "Решение задач с параметром" (10 класс)

К программе элективного курса прилагаются дидактические материалы для занаятий....

Рабочая программа элективного курса Избранные задачи планиметрии

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственн...

Программа элективного курса "Решение задач по химии повышенного уровня сложности"

Тематическое планирование элективного курса для 9 класса. Цель курса: проверить готовность обучающихся, ориентированных на химический профиль обучения, к усвоению материала повышенного уровня сло...