Энергетический обмен клетки
план-конспект урока по биологии (9, 10 класс) на тему
Урок по биологии для учащихся 9 класса, можно провести и в 10 классе.
Цель урока: продолжить углубленние и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_etapy_energeticheskogo_obmena.docx | 21.12 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.9 МБ |
prilozhenie_2.doc | 30.5 КБ |
prilozhenie_3.docx | 69.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 9 классе "Энергетический обмен клетки"
Цель урока: продолжить углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена
Задачи:
Образовательные: - изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов
-подвести учащихся к выводу о значении АТФ - как универсального источника энергии
Развивающие: - продолжить развитие умений сравнивать биологические процессы, анализировать, формулировать выводы, развивать умения работать самостоятельно
Воспитательные: - воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, создание ситуации успеха у учащихся
Оборудование: учебные таблицы : “Строение и расщепление АТФ”, “Энергетический обмен”, бланки опорных конспектов, схема метаболизма, листы бумаги, фломастеры, презентация к уроку.
Базовые понятия и термины: метаболизм, катаболизм, диссимиляция, анаболизм, ассимиляция, энергия, АТФ, митохондрии, ферменты, гетеротрофное питание, автотрофное питание, анаэробные условия, аэробные условия, гликолиз.
Концепция урока: изучить этапы энергетического обмена , объяснить роль АТФ в живых организмах.
Личная значимость изучаемого для обучающихся: иметь представление о процессе энергетического обмена в своем организме, виде энергии в живых организмах.
Планируемый результат: учащиеся расширяют знания о процессе метаболизма в живых организмах, используют теоретический материал для решения практических задач.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок с элементами групповой работы
Методы: фронтальная беседа, проблемные вопросы, групповая работа.
Структура урока:
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности
- Изучение нового материала
- Рефлексия
- Применение приобретенных знаний
- Домашнее задание
Ход урока
1.Организационный момент. Класс делится на три группы , каждая группа занимает свое рабочее место в классе.
2.Мотивация учебной деятельности. Здравствуйте! Садитесь. На прошлом уроке мы начали изучение сложного процесса жизнедеятельности живых организмов - обмена веществ и энергии, с прекращением которого, жизнь останавливается. Процесс обмена веществ и энергии (метаболизм) включает в себя два процесса- анаболизма ( ассимиляции) и катаболизма ( диссимиляции).
Взаимосвязаны ли эти процессы друг с другом? Давайте разберемся, проанализировав схему: “Обмен веществ и энергии”, которая лежит у вас на рабочих столах ( Приложение 1)
Учащиеся вместе с учителем прорабатывают схему, делают вывод: метаболизм - это сложный процесс в живых организмах, анаболизм и катаболизм - два противоположных взаимосвязанных процесса обмена веществ и энергии.
Сегодня на уроке мы должны изучить процесс энергетического обмена- катаболизм (диссимиляция). У вас на столах находятся схемы опорного конспекта, который вы будете заполнять в ходе урока. ( Приложение 2)
3.Изучение нового материала. Энергию можно определить, как способность совершать работу. По закону сохранения энергии - энергия не создается, не уничтожается, а только взаимопревращается из одного вида в другой.
Вопрос: За счет чего же клетка может совершать различного вида работу: химический синтез веществ, активный транспорт веществ через мембрану, проведение нервных импульсов и так далее?
Источником энергии почти для всех видов активности служат питательные вещества.
Вопрос: Какие химические вещества входят в состав питательных веществ?
Органические вещества- белки, жиры, углеводы.
Вопрос: Где в них содержится энергия?
Энергия содержится в химических связях между атомами углерода, водорода, кислорода. При разрыве этих связей выделяется энергия. Самое большое количество энергии. Заключено в химических связях в молекуле глюкозы и составляет 2800 кДж на 1 моль глюкозы. При расщеплении глюкозы с участием ферментов энергия выделяется поэтапно.
Вопрос: Изучая физику, вы знакомитесь с несколькими видами энергии, Вспомните их? А в клетке, какой вид энергии? (учащиеся высказывают свои предположения)
Энергия в клетке аккумулируется в виде АТФ - аденозинтрифосфорной кислоты, макроэргические связи которой богаты энергией. АТФ накапливается в митохондриях, оттуда поступает в разные участки клетки, обеспечивая процессы жизнедеятельности организма.
Используя таблицу: “Строение и расщепление АТФ” изучаем строение АТФ, процесс ее расщепления, отмечаем, что во время разрыва одной из макроэргических связей выделяется 40 кДж энергии, чем при разрыве любых других ковалентных связей-12 кДж (учащиеся делают записи в опорном конспекте)
Вопрос: Органические вещества - источник энергии, а где берут организмы эти вещества?
Все живые организмы по источнику получения органических веществ делятся на две группы:
1.Автотрофы ( учащиеся объясняют, что это за организмы)
2.Гетероторфы (учащиеся объясняют, что это за организмы)
Сегодня нас интересуют гетеротрофные организмы. Наша задача- разобрать этапы энергетического обмена у гетеротрофных организмов. Вы будете работать группами. Каждая группа получает задание, выполняет его в течении 10 минут и представляет другим группам (Приложение 3)
Задание первой группе
Используя стр.27-28 и дополнительный материал изучите подготовительный этап в клетке. Какие процессы протекают на этом этапе, что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.
Задание второй группе
Используя стр. 28-29 и дополнительный материал изучите анаэробное дыхание (гликолиз) в мышцах. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.
Задание третьей группе
Используя стр.29 и дополнительный материал изучите аэробное дыхание. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.
После выполнения задания группы представляют свою схему на доске, остальные учащиеся работают с опорным конспектом.
А, сейчас давайте сравним нашу схему с таблицей “Энергетический обмен” и исправим свои недочеты.
Молодцы! А теперь давайте запишем общее уравнение энергетического обмена.
Глюкоза + кислород + 38 АДФ + 38Ф = углекислый газ + вода + 38 АТФ (2800 кДж)
Вопрос: А почему в клетке не может сразу произойти такое большое количество накопления энергии? ( учащиеся высказывают свое мнение)
4.Рефлексия
Мы рассмотрели интересную и непростую тему. Давайте сделаем выводы, по изученному материалу, начиная со схемы “Обмен веществ и энергии” и используя ваш опорный конспект.
- Энергетический обмен сложный биохимический процесс, протекающий в живых организмах
- Катаболизм и анаболизм две взаимосвязанные стороны процесса метаболизма.
- Глюкоза богатое энергией химическое соединение.
- Энергия аккумулируется в виде АТФ в митохондриях.
- Процесс энергетического обмена происходит в три этапа, при участии ферментов.
- Энергия необходима для процессов жизнедеятельности всех живых организмов
5.Применение приобретенных знаний.
Учащимся предлагается решить задачу.
Рассчитайте эффективность окисления глюкозы на двух этапах энергетического обмена по формуле
Е= Е( запасенная в АТФ)* количество АТФ/ Е общую *100%.
Сравните эффективность процессов гликолиза и дыхания с КПД бензинового (25%) и парового (10%) двигателей. Сделайте выводы из полученных результатов.
6.Домашнее задание
Активные учащиеся получают оценки за урок.
Стр.27-31, записи опорного конспекта.
Спасибо всем за работу. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание. Заполните пропуски в тексте: Органические вещества образуются в растительных клетках из __ ___ и ________ в процессе ______________. Животные получают эти вещества в _________. В клетках гетеротрофных организмов при __________ органических веществ их энергия переходит в энергию ___________. При этом гетеротрофные организмы выделяют _____________ и __________ . СО 2 Н 2 О фотосинтеза готовом виде окислении АТФ СО 2 Н 2 О
гетеротрофное автотрофное Типы питания организмов:
Источник энергии на Земле Солнце
Солнечная энергия Фотосинтез Энергия органических веществ Белки Жиры Углеводы
Метаболизм Пластический обмен Ассимиляция Анаболизм Энергетический обмен Диссимиляция Катаболизм
Энергетический обмен
Цели урока: 1. выяснить, почему при окислении органических веществ высвобождается энергия; 2. дать характеристику реакциям подготовительного обмена и гликолиза; 3.раскрыть сущность кислородного этапа диссимиляции, определить роль митохондрий в его осуществлении; 4. установить взаимосвязь между строением и функциями митохондрий.
Этапы энергетического обмена: 1. Подготовительный 2. Бескислородный 3. Кислородное расщепление
Первый этап. Подготовительный этап: Белки аминокислоты Липиды глицерин + жирные кислоты Углеводы глюкоза
аминокислоты глицерин + жирные кислоты глюкоза Белки Липиды Углеводы СО 2 , Н 2 О, NH 3 СО 2 ,Н 2 О СО 2 ,Н 2 О Анаболизм Катаболизм
Взаимосвязь анаболизма и катаболизма: Анаболизм Катаболизм АТФ Метаболизм
АТФ: аденин рибоза 3 остатка фосф. кислоты азотистое основание углевод
АДФ + Н 3 РО 4+ Q АМФ + Н 3 РО 4 + Q АТФ АДФ
Укажите пункт, в котором правильно записан процесс расщепления органических веществ в организме животного: А) белки нуклеотиды углекислый газ и вода Б) жиры глицерин + жирные кислоты углекислый газ и вода В) углеводы моносахариды дисахариды углекислый газ и вода Г) белки аминокислоты вода и аммиак.
Этапы энергетического обмена: 1 . Подготовительный 2. Бескислородный 3. Кислородное расщепление
Второй этап. Бескислородный этап. Гликолиз Неполное расщепление Анаэробное дыхание Брожение
Гликолиз: С 6 Н 12 О 6 + 2Н 3 РО 4 + 2АДФ 2С 3 Н 6 О 3 + 2АТФ +2Н 2 О Молочная кислота
Энергия 60% выделяется в виде тепла 40% идет на синтез АТФ
На первом этапе своего расщепления глюкоза: А) окисляется до углекислого газа и воды Б) не изменяется В) подвергается брожению Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул.
Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18 молекул АТФ : А) 18 Б) 36 В) 9 Г) 27
Этапы энергетического обмена: 1. Подготовительный 2. Бескислородный 3. Кислородное расщепление
Третий этап. Кислородное расщепление: Гидролиз Аэробное дыхание
Условия: Участие ферментов Участие молекул-переносчиков Наличие кислорода Целостность митохондриальных мембран
Стадии аэробного дыхания: 1) Окислительное декарбоксилирование 2) Цикл Кребса 3) Электронтранспортная цепь
Окислительное декарбоксилирование С 3 Н 4 О 3 + КоА + НАД СО 2 + Ацетил-КоА + НАД*Н 2 С 6 Н 12 О 6 2С 3 Н 4 О 3 2С 3 Н 6 О 3 Глюкоза ПВК Молочная кислота
Цикл Кребса: 2Н +НАД НАД*Н2
Электронтранспортная цепь В митохондриях
C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H СО 2 Н - е = Н НАД*Н2 НАД*Н 2 = НАД + 2Н
НАД*Н2 = НАД + 2Н СО 2 О 2 + + + + + + + + + + + + Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н + Н - е = Н - О 2 + е =О 2 НАД*Н2 C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H +
НАД*Н2 = НАД + 2Н СО 2 О 2 + + + + + + + + + + + + Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н + Н - е = Н - О 2 + е =О 2 200 мВ НАД*Н2 C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H +
СО 2 Н = е + Н О 2 + 4Н = 2 Н 2 О + О 2 200 мВ АДФ Н3РО4 АТФ + + + + + + + + + + + + + + + + + + Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н + + + + - + - + - НАД*Н2 = НАД + 2Н НАД*Н2 C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H О 2 + е =О 2 -
Выделение энергии: 2600 кДж - на 2 моля С 3 Н 6 О 3 45% Рассеивается в виде тепла Сберегается в виде АТФ 55%
Кислородное расщепление: 2С 3 Н 6 О 3 + 6О 2 + 36АДФ+36Н 3 РО 4 = 6СО 2 +6Н 2 О + 36АТФ+36 H 2 О
Суммарное уравнение: 1. С 6 Н 12 О 6 + 2АДФ + 2Н 3 РО 4 = 2С 3 Н 6 О 3 + 2АТФ+2Н 2 О 2. 2С 3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36Н 3 РО 4 = 6СО 2 +36АТФ+42Н 2 О ______________________________
Суммарное уравнение: С 6 Н 12 О 6 +6О 2 +38АДФ+38Н 3 РО 4 = 6СО 2 + 38АТФ + 44Н 2 О
Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в: хлоропластах цитоплазме матриксе митохондриях
Ступенчатость окисления глюкозы позволяет: Получить больше энергии Предохранить клетку от перегрева Экономнее расходовать кислород Сократить количество получаемой энергии
Где протекает синтез АТФ: хлоропластах цитоплазме матриксе митохондриях
Выводы: Синтез АТФ в процессе гликолиза не нуждается в мембранах. Он идёт в пробирке , если имеются все необходимые субстраты и ферменты.
Выводы: Для осуществления кислородного процесса необходимо наличие неповреждённых митохондриальных мембран.
Выводы: Расщепление в клетке 1 молекулы глюкозы до СО 2 и Н 2 О обеспечивает синтез 38 молекул АТФ
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Опорный конспект по теме: «Энергетический обмен»
Катаболизм ( диссимиляция)-это_____________________________________________________________
Организмы:
Автотрофы___________________________________________________
Гетеротрофы__________________________________________________
Этапы энергетического обмена
Название этапа | Где происходит | Условия | Исходные вещества | Конечные вещества | Число молекул АТФ | % количество сберегаемой энергии | % количество рассеивающейся энергии |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"
Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....
Контрольный тест по теме: «Структурно-функциональная и химическая организация клетки. Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез».
Проверочная работа в 10 классе по типу ЕГЭ, со спецификацией...
Энергетический обмен в клетки 9 класс
Эта презентация для моих учеников...
Энергетический обмен в клетки 9 класс
Эта презентация для моих учеников...
Самостоятельная работа по теме:"Метаболизм.Энергетический обмен в клетке"
Самостоятельная работа по теме:"Метаболизм. Энергетический обмен" проводится с целью контроля усвоения знаний . Она содержит различные типы заданий, с помощью которых можно проверить предметные ...
Урок по теме Энергетический обмен в клетке. 9 класс
сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса — метаболизма, углубить и расширить ...
Презентация "Энергетический обмен в клетке"
Презентация предназначена для учащихся 9 класса...