Энергетический обмен клетки
план-конспект урока по биологии (9, 10 класс) на тему

Осипова Олеся Анатольевна

Урок по биологии для учащихся 9 класса, можно провести и в 10 классе.

Цель урока: продолжить углубленние и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 9 классе "Энергетический обмен клетки"

Цель урока: продолжить углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена

Задачи:

Образовательные: - изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов

-подвести учащихся к выводу о значении АТФ - как универсального источника энергии

Развивающие: - продолжить развитие умений сравнивать биологические процессы, анализировать, формулировать выводы, развивать умения работать самостоятельно

Воспитательные: - воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, создание ситуации успеха у учащихся

Оборудование: учебные таблицы : “Строение и расщепление АТФ”, “Энергетический обмен”, бланки опорных конспектов, схема метаболизма, листы бумаги, фломастеры, презентация к уроку.

Базовые понятия и термины: метаболизм, катаболизм, диссимиляция, анаболизм, ассимиляция, энергия, АТФ, митохондрии, ферменты, гетеротрофное питание, автотрофное питание, анаэробные условия, аэробные условия, гликолиз.

Концепция урока: изучить этапы энергетического обмена , объяснить роль АТФ в живых организмах.

Личная значимость изучаемого для обучающихся: иметь представление о процессе энергетического обмена в своем организме, виде энергии в живых организмах.

Планируемый результат: учащиеся расширяют знания о процессе метаболизма в живых организмах, используют теоретический материал для решения практических задач.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок с элементами групповой работы

Методы: фронтальная беседа, проблемные вопросы, групповая работа.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учебной деятельности
  3. Изучение нового материала
  4. Рефлексия
  5. Применение приобретенных знаний
  6. Домашнее задание

Ход урока

1.Организационный момент. Класс делится на три группы , каждая группа занимает свое рабочее место в классе.

2.Мотивация учебной деятельности. Здравствуйте! Садитесь. На прошлом уроке мы начали изучение сложного процесса жизнедеятельности живых организмов - обмена веществ и энергии, с прекращением которого, жизнь останавливается. Процесс обмена веществ и энергии (метаболизм) включает в себя два процесса- анаболизма ( ассимиляции) и катаболизма ( диссимиляции).

Взаимосвязаны ли эти процессы друг с другом? Давайте разберемся, проанализировав схему: “Обмен веществ и энергии”, которая лежит у вас на рабочих столах ( Приложение 1)

Учащиеся вместе с учителем прорабатывают схему, делают вывод: метаболизм - это сложный процесс в живых организмах, анаболизм и катаболизм - два противоположных взаимосвязанных процесса обмена веществ и энергии.

Сегодня на уроке мы должны изучить процесс энергетического обмена- катаболизм (диссимиляция). У вас на столах находятся схемы опорного конспекта, который вы будете заполнять в ходе урока. ( Приложение 2)

3.Изучение нового материала. Энергию можно определить, как способность совершать работу. По закону сохранения энергии - энергия не создается, не уничтожается, а только взаимопревращается из одного вида в другой.

Вопрос: За счет чего же клетка может совершать различного вида работу: химический синтез веществ, активный транспорт веществ через мембрану, проведение нервных импульсов и так далее?

Источником энергии почти для всех видов активности служат питательные вещества.

Вопрос: Какие химические вещества входят в состав питательных веществ?

Органические вещества- белки, жиры, углеводы.

Вопрос: Где в них содержится энергия?

Энергия содержится в химических связях между атомами углерода, водорода, кислорода. При разрыве этих связей выделяется энергия. Самое большое количество энергии. Заключено в химических связях в молекуле глюкозы и составляет 2800 кДж на 1 моль глюкозы. При расщеплении глюкозы с участием ферментов энергия выделяется поэтапно.

Вопрос: Изучая физику, вы знакомитесь с несколькими видами энергии, Вспомните их? А в клетке, какой вид энергии? (учащиеся высказывают свои предположения)

Энергия в клетке аккумулируется в виде АТФ - аденозинтрифосфорной кислоты, макроэргические связи которой богаты энергией. АТФ накапливается в митохондриях, оттуда поступает в разные участки клетки, обеспечивая процессы жизнедеятельности организма.

Используя таблицу: “Строение и расщепление АТФ” изучаем строение АТФ, процесс ее расщепления, отмечаем, что во время разрыва одной из макроэргических связей выделяется 40 кДж энергии, чем при разрыве любых других ковалентных связей-12 кДж (учащиеся делают записи в опорном конспекте)

Вопрос: Органические вещества - источник энергии, а где берут организмы эти вещества?

Все живые организмы по источнику получения органических веществ делятся на две группы:

1.Автотрофы ( учащиеся объясняют, что это за организмы)

2.Гетероторфы (учащиеся объясняют, что это за организмы)

Сегодня нас интересуют гетеротрофные организмы. Наша задача- разобрать этапы энергетического обмена у гетеротрофных организмов. Вы будете работать группами. Каждая группа получает задание, выполняет его в течении 10 минут и представляет другим группам (Приложение 3)

Задание первой группе

Используя стр.27-28 и дополнительный материал изучите подготовительный этап в клетке. Какие процессы протекают на этом этапе, что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.

Задание второй группе

Используя стр. 28-29 и дополнительный материал изучите анаэробное дыхание (гликолиз) в мышцах. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.

Задание третьей группе

Используя стр.29 и дополнительный материал изучите аэробное дыхание. Отметьте условия протекания процесса. Какие конечные продукты процесса. Что происходит с энергией. Изобразите этап схематично.

После выполнения задания группы представляют свою схему на доске, остальные учащиеся работают с опорным конспектом.

А, сейчас давайте сравним нашу схему с таблицей “Энергетический обмен” и исправим свои недочеты.

Молодцы! А теперь давайте запишем общее уравнение энергетического обмена.

Глюкоза + кислород + 38 АДФ + 38Ф = углекислый газ + вода + 38 АТФ (2800 кДж)

Вопрос: А почему в клетке не может сразу произойти такое большое количество накопления энергии? ( учащиеся высказывают свое мнение)

4.Рефлексия

Мы рассмотрели интересную и непростую тему. Давайте сделаем выводы, по изученному материалу, начиная со схемы “Обмен веществ и энергии” и используя ваш опорный конспект.

  1. Энергетический обмен сложный биохимический процесс, протекающий в живых организмах
  2. Катаболизм и анаболизм две взаимосвязанные стороны процесса метаболизма.
  3. Глюкоза богатое энергией химическое соединение.
  4. Энергия аккумулируется в виде АТФ в митохондриях.
  5. Процесс энергетического обмена происходит в три этапа, при участии ферментов.
  6. Энергия необходима для процессов жизнедеятельности всех живых организмов

5.Применение приобретенных знаний.

Учащимся предлагается решить задачу.

Рассчитайте эффективность окисления глюкозы на двух этапах энергетического обмена по формуле

Е= Е( запасенная в АТФ)* количество АТФ/ Е общую *100%.

Сравните эффективность процессов гликолиза и дыхания с КПД бензинового (25%) и парового (10%) двигателей. Сделайте выводы из полученных результатов.

6.Домашнее задание

Активные учащиеся получают оценки за урок.

Стр.27-31, записи опорного конспекта.

Спасибо всем за работу. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Энергетический обмен

Слайд 2

Задание. Заполните пропуски в тексте: Органические вещества образуются в растительных клетках из __ ___ и ________ в процессе ______________. Животные получают эти вещества в _________. В клетках гетеротрофных организмов при __________ органических веществ их энергия переходит в энергию ___________. При этом гетеротрофные организмы выделяют _____________ и __________ . СО 2 Н 2 О фотосинтеза готовом виде окислении АТФ СО 2 Н 2 О

Слайд 3

гетеротрофное автотрофное Типы питания организмов:

Слайд 4

Источник энергии на Земле Солнце

Слайд 5

Солнечная энергия Фотосинтез Энергия органических веществ Белки Жиры Углеводы

Слайд 6

Метаболизм Пластический обмен Ассимиляция Анаболизм Энергетический обмен Диссимиляция Катаболизм

Слайд 7

Энергетический обмен

Слайд 8

Цели урока: 1. выяснить, почему при окислении органических веществ высвобождается энергия; 2. дать характеристику реакциям подготовительного обмена и гликолиза; 3.раскрыть сущность кислородного этапа диссимиляции, определить роль митохондрий в его осуществлении; 4. установить взаимосвязь между строением и функциями митохондрий.

Слайд 9

Этапы энергетического обмена: 1. Подготовительный 2. Бескислородный 3. Кислородное расщепление

Слайд 10

Первый этап. Подготовительный этап: Белки аминокислоты Липиды глицерин + жирные кислоты Углеводы глюкоза

Слайд 11

аминокислоты глицерин + жирные кислоты глюкоза Белки Липиды Углеводы СО 2 , Н 2 О, NH 3 СО 2 ,Н 2 О СО 2 ,Н 2 О Анаболизм Катаболизм

Слайд 12

Взаимосвязь анаболизма и катаболизма: Анаболизм Катаболизм АТФ Метаболизм

Слайд 13

АТФ: аденин рибоза 3 остатка фосф. кислоты азотистое основание углевод

Слайд 14

АДФ + Н 3 РО 4+ Q АМФ + Н 3 РО 4 + Q АТФ АДФ

Слайд 15

Укажите пункт, в котором правильно записан процесс расщепления органических веществ в организме животного: А) белки нуклеотиды углекислый газ и вода Б) жиры глицерин + жирные кислоты углекислый газ и вода В) углеводы моносахариды дисахариды углекислый газ и вода Г) белки аминокислоты вода и аммиак.

Слайд 16

Этапы энергетического обмена: 1 . Подготовительный 2. Бескислородный 3. Кислородное расщепление

Слайд 17

Второй этап. Бескислородный этап. Гликолиз Неполное расщепление Анаэробное дыхание Брожение

Слайд 18

Гликолиз: С 6 Н 12 О 6 + 2Н 3 РО 4 + 2АДФ 2С 3 Н 6 О 3 + 2АТФ +2Н 2 О Молочная кислота

Слайд 19

Энергия 60% выделяется в виде тепла 40% идет на синтез АТФ

Слайд 20

На первом этапе своего расщепления глюкоза: А) окисляется до углекислого газа и воды Б) не изменяется В) подвергается брожению Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул.

Слайд 21

Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18 молекул АТФ : А) 18 Б) 36 В) 9 Г) 27

Слайд 22

Этапы энергетического обмена: 1. Подготовительный 2. Бескислородный 3. Кислородное расщепление

Слайд 23

Третий этап. Кислородное расщепление: Гидролиз Аэробное дыхание

Слайд 25

Условия: Участие ферментов Участие молекул-переносчиков Наличие кислорода Целостность митохондриальных мембран

Слайд 26

Стадии аэробного дыхания: 1) Окислительное декарбоксилирование 2) Цикл Кребса 3) Электронтранспортная цепь

Слайд 27

Окислительное декарбоксилирование С 3 Н 4 О 3 + КоА + НАД СО 2 + Ацетил-КоА + НАД*Н 2 С 6 Н 12 О 6 2С 3 Н 4 О 3 2С 3 Н 6 О 3 Глюкоза ПВК Молочная кислота

Слайд 28

Цикл Кребса: 2Н +НАД НАД*Н2

Слайд 29

Электронтранспортная цепь В митохондриях

Слайд 31

C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H СО 2 Н - е = Н НАД*Н2 НАД*Н 2 = НАД + 2Н

Слайд 32

НАД*Н2 = НАД + 2Н СО 2 О 2 + + + + + + + + + + + + Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н + Н - е = Н - О 2 + е =О 2 НАД*Н2 C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H +

Слайд 33

НАД*Н2 = НАД + 2Н СО 2 О 2 + + + + + + + + + + + + Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н + Н - е = Н - О 2 + е =О 2 200 мВ НАД*Н2 C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H +

Слайд 34

СО 2 Н = е + Н О 2 + 4Н = 2 Н 2 О + О 2 200 мВ АДФ Н3РО4 АТФ + + + + + + + + + + + + + + + + + + Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н Н + + + + - + - + - НАД*Н2 = НАД + 2Н НАД*Н2 C 3 H 6 O 3 +3H 2 O=3CO 2 +1 2 H О 2 + е =О 2 -

Слайд 35

Выделение энергии: 2600 кДж - на 2 моля С 3 Н 6 О 3 45% Рассеивается в виде тепла Сберегается в виде АТФ 55%

Слайд 36

Кислородное расщепление: 2С 3 Н 6 О 3 + 6О 2 + 36АДФ+36Н 3 РО 4 = 6СО 2 +6Н 2 О + 36АТФ+36 H 2 О

Слайд 37

Суммарное уравнение: 1. С 6 Н 12 О 6 + 2АДФ + 2Н 3 РО 4 = 2С 3 Н 6 О 3 + 2АТФ+2Н 2 О 2. 2С 3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36Н 3 РО 4 = 6СО 2 +36АТФ+42Н 2 О ______________________________

Слайд 38

Суммарное уравнение: С 6 Н 12 О 6 +6О 2 +38АДФ+38Н 3 РО 4 = 6СО 2 + 38АТФ + 44Н 2 О

Слайд 39

Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в: хлоропластах цитоплазме матриксе митохондриях

Слайд 40

Ступенчатость окисления глюкозы позволяет: Получить больше энергии Предохранить клетку от перегрева Экономнее расходовать кислород Сократить количество получаемой энергии

Слайд 41

Где протекает синтез АТФ: хлоропластах цитоплазме матриксе митохондриях

Слайд 42

Выводы: Синтез АТФ в процессе гликолиза не нуждается в мембранах. Он идёт в пробирке , если имеются все необходимые субстраты и ферменты.

Слайд 43

Выводы: Для осуществления кислородного процесса необходимо наличие неповреждённых митохондриальных мембран.

Слайд 44

Выводы: Расщепление в клетке 1 молекулы глюкозы до СО 2 и Н 2 О обеспечивает синтез 38 молекул АТФ

Слайд 45

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме: «Энергетический обмен»

Катаболизм ( диссимиляция)-это_____________________________________________________________

Организмы:

Автотрофы___________________________________________________

Гетеротрофы__________________________________________________

Этапы энергетического обмена

Название этапа

Где происходит

Условия

Исходные вещества

Конечные вещества

Число молекул АТФ

% количество сберегаемой энергии

% количество рассеивающейся энергии



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"

Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....

Энергетический обмен в клетки 9 класс

Эта презентация для моих учеников...

Энергетический обмен в клетки 9 класс

Эта презентация для моих учеников...

Самостоятельная работа по теме:"Метаболизм.Энергетический обмен в клетке"

Самостоятельная работа по теме:"Метаболизм. Энергетический обмен" проводится с целью контроля  усвоения знаний . Она содержит различные типы заданий, с помощью которых можно проверить предметные ...

Урок по теме Энергетический обмен в клетке. 9 класс

сформировать представление о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса — метаболизма, углубить и расширить ...

Презентация "Энергетический обмен в клетке"

Презентация предназначена для учащихся  9 класса...