Программа индивидуального развития ("дорожная карта") для обучающегося с повышенной мотивацией к предметам естественно-научного цикла
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

ПОЛЯНИЧЕВА НИНА ОЛЕГОВНА

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.

Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и заставил пересмотреть систему поддержки и развития способных обучающихся.

Программа индивидуального развития («дорожная карта») разработана для обучающегося 9 класса с устойчивой системой интересов к предметам естественно-научного цикла, отличающегося высокой познавательной активностью, что является главной отличительной чертой способного (одаренного) ученика.

Она составлена с учетом интересов, возможностей и способностей данного ученика. В данной программе  раскрываются формы и методы работы, основные вопросы теоретического и практического содержания эколого-биологического образования при подготовке к предметным конкурсам, олимпиадам, фестивалям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_obrazovatelnaya_traektoriya.docx74.97 КБ
Microsoft Office document icon karta_iot_lomakin.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуального развития

(«дорожная карта»)

для обучающегося с повышенной мотивацией

 к предметам естественно-научного цикла

Ломакина Дмитрия

Разработчик: учитель биологии

Поляничева Нина Олеговна

2014 год

Аннотация:

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.

Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и заставил пересмотреть систему поддержки и развития способных обучающихся.

Программа индивидуального развития («дорожная карта») разработана для обучающегося 9 класса с устойчивой системой интересов к предметам естественно-научного цикла, отличающегося высокой познавательной активностью, что является главной отличительной чертой способного (одаренного) ученика.

Она составлена с учетом интересов, возможностей и способностей данного ученика. В данной программе  раскрываются формы и методы работы, основные вопросы теоретического и практического содержания эколого-биологического образования при подготовке к предметным конкурсам, олимпиадам, фестивалям.

Введение

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, в соответствии с  государственным образовательным стандартом  и запросом ученика для достижения личностно значимых образовательных результатов.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику выбор, разработку, реализацию образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Программа индивидуальной образовательной траектории включает следующие компоненты:

  • Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика);
  • Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование); 
  • Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания);
  • Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения);
  • Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т. д.);
  • Результативный (описание ожидаемых результатов реализации)

В результате взаимодействия с образовательной средой ученик   приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания.

Цели программы: 

  • обеспечение оптимальных условий реализации потенциала обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • активизация саморазвития, повышение мотивации саморазвития, самосознания целей учебной деятельности, самоорганизации обучающегося.

Задачи:

1. Развить творческое мышление личности обучающегося;

2. Обогатить учебное содержание путем углубленного и расширенного изучения предмета.

Ожидаемый результат:

1. Овладение учащимся навыками самостоятельной и исследовательской работы;

2. Овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;

3. Выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях.

Сроки реализации программы: 2014-2016

Этапы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию в учебе

Первый этап - диагностика  уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающегося, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области.

Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей.  Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому  целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование  детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой  деятельности детей, тестирование.

Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования учеников, т. е. количество и качество имеющихся у ученика представлений, знаний, умений и навыков по предстоящей предметной теме.

Второй этап - фиксирование учеником, а затем и учителем фундаментальных образовательных объектов в предметной области или ее теме с целью обозначения предметности  дальнейшего познания.

Третий этап - выстраивание системы личного отношения ученика к  освоению предстоящей темы.

Четвертый этап - программирование учеником индивидуальной образовательной деятельности.

На этом этапе ученик создает индивидуальные программы обучения на обозначенный период (урок, день, неделю,  четверть, год). Эти программы являются образовательным продуктом организационно-деятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика.

Пятый этап - деятельность по реализации индивидуальной образовательной программы учеником.

Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка. Данный цикл реализуется многократно до усвоения всех его элементов.

Моя роль сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности ученика, вооружению его соответствующими способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, рецензированием, оцениванием и др.

Шестой этап - рефлексивно-оценочный.

Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальной программы занятий. Ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.

С выявленным общим набором средств познания и видов деятельности соотносятся достижения ученика, что дает ему возможность не только понять результаты, но и оценить степень своего собственного продвижения в освоении данных способов деятельности и реализации личностных качеств.

На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, при помощи средств контроля происходит  оценка и самооценка деятельности ученика и всех вместе, включая учителя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.

На рефлексивно-оценочном этапе создаются условия для коррекции и планирования последующей образовательной деятельности.

Для достижения совместно поставленных целей были выбраны следующие формы и методы работы:

  • Составление подробного плана работы с учеником на 3 года обучения (9 – 11 классы);
  • Индивидуальная работа ученика на уроках;
  • Консультации с учителем;
  • Индивидуальная работа с учеником на дому;
  • Самостоятельная работа ученика во внеурочное время.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Система внеурочной деятельности обучающихся включает разные формы работы:

Индивидуальная карта

Работа с одаренными учащимися по данной технологии  позволяет добиваться положительных  результатов: повышается качество знаний и уровень общеучебных умений и навыков учащихся; активизируется их мыслительная деятельность,  креативные и когнитивные способности, повышается интерес к изучению предмета.

 Практическим руководством в реализации индивидуальной стратегии обучения для ученика становится индивидуальная карта.

Динамика результатов работы по индивидуальной образовательной траектории

№ п/п

Форма мероприятия

Дата проведения

Уровень

Участие (победитель, призер, участник)

1

Дистанционная олимпиада по биологии «Эрудит» «Общая биология: цитология и генетика» для школьников 9-11 классов

30.09.2014

Всероссийский

призёр

2

Всероссийский заочный конкурс по биологии «Интеллект-экспресс»

2015 год

Всероссийский

Призёр

3

Областном конкурс «Зелёная планета – 2015»

2015 год

Региональный

Победитель

Заключение.

Траектория – след от движения. Программа – её план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы и т. д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что позволит реализовать дифференцированный подход в обучении.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверить, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений-мыслительных, коммуникативных, познавательных и т. д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям, но и оценивать его продвижение. Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т. е. программирует свою образовательную деятельность.

Список использованных источников.

1. Собина Т. А. Индивидуальная образовательная траектория - образовательная программа ученика. //Мир науки, культуры, образования. 2009, №5.

2.  Строкова Т. В. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация.//Директор школы. 2006, №1.



Предварительный просмотр:

КАРТА  ИНДИВИДУАЛЬНОЙ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ТРАЕКТОРИИ

учащегося Ломакина Дмитрия   9  класс   на   2014-2015 учебный год  по биологии  (учитель Поляничева Н.О.)

Количество часов в неделю

Виды учебной деятельности

Виды внеучебной деятельности

Учебные

результаты

Научно- исследовательская деятельность

Проектная и творческая деятельность

1 час

  1. Уроки-лекции
  2. Консультации по содержанию учебного материала
  3. Дополнительные консультации в рамках исследовательской и  проектной деятельности
  4. Практические работы
  5. Учебные проекты
  1. Научное Общество Обучающихся «Лидеры» при МБОУ «Новопоселёновская СОШ», отделение «Человек и Природа» (секция: биология)
  2. Кружок «Эколог»;
  3. Элективный курс «Решение генетических задач»
  1. результаты участия в игре «ЧиП»;
  2. результаты участия во Всероссийских конкурсах, олимпиадах НОЦ «Эрудит» по биологии;
  3. результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников;
  4. годовая оценка по биологии.
  1. школьная научно-практическая конференция, практическая работа «Школьный электронный звонок»;
  2. Исследовательская работа на пришкольном учебно-опытном участке

  1. конкурс «Познание и творчество» программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
  2. конкурс-олимпиада «Интеллект-экспресс» по биологии,  программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
  3. экологический проект «Курская жемчужина», посвященный 80-летию ЦЧГ заповедника им. профессора В.В. Алёхина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса лицеистов к предметам естественно-научного цикла

В современной школе преподавание предметов естественно - научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам е...

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.

Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла....

Организация проектной деятельности с обучающимися в рамках предметов естественно-научного цикла.

Материал содержит рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися на уроках биологии и химии, учитель описывает последовательные этапы межпредметного проекта....

«Сборник экологических задач по предметам естественно-научного цикла» для обучающихся 6-11 классов.

В сборнике представлены экологические задачи для обучающихся естественно-научной направленности. Задачи сопровождаются интересными историческими сведениями, содержат множество любопытных редких фактов...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...

Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: м...