Программа индивидуального развития ("дорожная карта") для обучающегося с повышенной мотивацией к предметам естественно-научного цикла
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.
Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и заставил пересмотреть систему поддержки и развития способных обучающихся.
Программа индивидуального развития («дорожная карта») разработана для обучающегося 9 класса с устойчивой системой интересов к предметам естественно-научного цикла, отличающегося высокой познавательной активностью, что является главной отличительной чертой способного (одаренного) ученика.
Она составлена с учетом интересов, возможностей и способностей данного ученика. В данной программе раскрываются формы и методы работы, основные вопросы теоретического и практического содержания эколого-биологического образования при подготовке к предметным конкурсам, олимпиадам, фестивалям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_obrazovatelnaya_traektoriya.docx | 74.97 КБ |
karta_iot_lomakin.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуального развития
(«дорожная карта»)
для обучающегося с повышенной мотивацией
к предметам естественно-научного цикла
Ломакина Дмитрия
Разработчик: учитель биологии
Поляничева Нина Олеговна
2014 год
Аннотация:
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской системы образования приобретает особую актуальность.
Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и заставил пересмотреть систему поддержки и развития способных обучающихся.
Программа индивидуального развития («дорожная карта») разработана для обучающегося 9 класса с устойчивой системой интересов к предметам естественно-научного цикла, отличающегося высокой познавательной активностью, что является главной отличительной чертой способного (одаренного) ученика.
Она составлена с учетом интересов, возможностей и способностей данного ученика. В данной программе раскрываются формы и методы работы, основные вопросы теоретического и практического содержания эколого-биологического образования при подготовке к предметным конкурсам, олимпиадам, фестивалям.
Введение
Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, в соответствии с государственным образовательным стандартом и запросом ученика для достижения личностно значимых образовательных результатов.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику выбор, разработку, реализацию образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Программа индивидуальной образовательной траектории включает следующие компоненты:
- Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика);
- Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование);
- Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания);
- Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения);
- Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т. д.);
- Результативный (описание ожидаемых результатов реализации)
В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания.
Цели программы:
- обеспечение оптимальных условий реализации потенциала обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- активизация саморазвития, повышение мотивации саморазвития, самосознания целей учебной деятельности, самоорганизации обучающегося.
Задачи:
1. Развить творческое мышление личности обучающегося;
2. Обогатить учебное содержание путем углубленного и расширенного изучения предмета.
Ожидаемый результат:
1. Овладение учащимся навыками самостоятельной и исследовательской работы;
2. Овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;
3. Выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях.
Сроки реализации программы: 2014-2016
Этапы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию в учебе
Первый этап - диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающегося, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области.
Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.
Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования учеников, т. е. количество и качество имеющихся у ученика представлений, знаний, умений и навыков по предстоящей предметной теме.
Второй этап - фиксирование учеником, а затем и учителем фундаментальных образовательных объектов в предметной области или ее теме с целью обозначения предметности дальнейшего познания.
Третий этап - выстраивание системы личного отношения ученика к освоению предстоящей темы.
Четвертый этап - программирование учеником индивидуальной образовательной деятельности.
На этом этапе ученик создает индивидуальные программы обучения на обозначенный период (урок, день, неделю, четверть, год). Эти программы являются образовательным продуктом организационно-деятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика.
Пятый этап - деятельность по реализации индивидуальной образовательной программы учеником.
Ученик осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка. Данный цикл реализуется многократно до усвоения всех его элементов.
Моя роль сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности ученика, вооружению его соответствующими способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, рецензированием, оцениванием и др.
Шестой этап - рефлексивно-оценочный.
Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальной программы занятий. Ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.
С выявленным общим набором средств познания и видов деятельности соотносятся достижения ученика, что дает ему возможность не только понять результаты, но и оценить степень своего собственного продвижения в освоении данных способов деятельности и реализации личностных качеств.
На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности ученика и всех вместе, включая учителя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.
На рефлексивно-оценочном этапе создаются условия для коррекции и планирования последующей образовательной деятельности.
Для достижения совместно поставленных целей были выбраны следующие формы и методы работы:
- Составление подробного плана работы с учеником на 3 года обучения (9 – 11 классы);
- Индивидуальная работа ученика на уроках;
- Консультации с учителем;
- Индивидуальная работа с учеником на дому;
- Самостоятельная работа ученика во внеурочное время.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Система внеурочной деятельности обучающихся включает разные формы работы:
Индивидуальная карта
Работа с одаренными учащимися по данной технологии позволяет добиваться положительных результатов: повышается качество знаний и уровень общеучебных умений и навыков учащихся; активизируется их мыслительная деятельность, креативные и когнитивные способности, повышается интерес к изучению предмета.
Практическим руководством в реализации индивидуальной стратегии обучения для ученика становится индивидуальная карта.
Динамика результатов работы по индивидуальной образовательной траектории
№ п/п | Форма мероприятия | Дата проведения | Уровень | Участие (победитель, призер, участник) |
1 | Дистанционная олимпиада по биологии «Эрудит» «Общая биология: цитология и генетика» для школьников 9-11 классов | 30.09.2014 | Всероссийский | призёр |
2 | Всероссийский заочный конкурс по биологии «Интеллект-экспресс» | 2015 год | Всероссийский | Призёр |
3 | Областном конкурс «Зелёная планета – 2015» | 2015 год | Региональный | Победитель |
Заключение.
Траектория – след от движения. Программа – её план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы и т. д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что позволит реализовать дифференцированный подход в обучении.
Результаты движения по образовательной траектории можно проверить, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений-мыслительных, коммуникативных, познавательных и т. д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям, но и оценивать его продвижение. Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т. е. программирует свою образовательную деятельность.
Список использованных источников.
1. Собина Т. А. Индивидуальная образовательная траектория - образовательная программа ученика. //Мир науки, культуры, образования. 2009, №5.
2. Строкова Т. В. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация.//Директор школы. 2006, №1.
Предварительный просмотр:
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
учащегося Ломакина Дмитрия 9 класс на 2014-2015 учебный год по биологии (учитель Поляничева Н.О.)
Количество часов в неделю | Виды учебной деятельности | Виды внеучебной деятельности | Учебные результаты | Научно- исследовательская деятельность | Проектная и творческая деятельность |
1 час |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса лицеистов к предметам естественно-научного цикла
В современной школе преподавание предметов естественно - научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам е...
Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла.
Проектные мастерские как условие мотивации учащихся на изучение предметов естественно – научного цикла....
Выступление на педагогическом совете "Проектирование индивидуальной траектории развития учащихся, проявляющих интерес к предметам естественно -научного цикла"
Выступление на педагогическом совете....
Организация проектной деятельности с обучающимися в рамках предметов естественно-научного цикла.
Материал содержит рекомендации по организации проектной деятельности с обучающимися на уроках биологии и химии, учитель описывает последовательные этапы межпредметного проекта....
«Сборник экологических задач по предметам естественно-научного цикла» для обучающихся 6-11 классов.
В сборнике представлены экологические задачи для обучающихся естественно-научной направленности. Задачи сопровождаются интересными историческими сведениями, содержат множество любопытных редких фактов...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.
Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...
Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла
Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: м...