Рабочая программа по Биологии 5 - 9 класс по учебнику Пасечника
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Проограмма содержит: пояснительную записку,планируемые результаты изучения учебного предмета, тематическое планитование, содержание курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 5 - 9 класс по учебнику Пасечника | 101.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 10 к ООП ООО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Щенниковская основная общеобразовательная школа
Принято На педсовете «__»____________2015 г. Протокол № _________ | Утверждаю Директор школы _______________ Г.Н. Бобыкина |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
5 – 9 классы
на 2015 – 2020 года
Составитель:
Колбина О.С., учитель биологии
первая квалификационная категория
Село Щенники
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования и авторской программы по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва, Дрофа, 2013) и предназначена для реализации в общеобразовательном учреждении на базовом уровне в 5-9 классах.
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Программа конкретизирует содержание тем по курсу биологии, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и приводит распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных и практических работ, их распределение по разделам.
Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, практическому применению биологических знаний. Содержание учитывает культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии на ступени основного общего образования главное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Изучение биологии в основном направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразия и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов.
В процессе изучения теоретического материала курса биологии 5 класса учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Такое построение программы дает возможность развивать полученные в начальной школе теоретические сведения на богатом фактическом материале биологии растений, грибов и бактерий. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Особенности содержания обучения предмета биологии в основной школе обусловлены спецификой биологии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами биологии являются изучение строения живых организмов, их роли в природе и жизни человека, практического использования и защиты. В разделе рабочей программы по биологии для 5 класса нашли отражение основные содержательные линии: клеточное строение организмов; царство Бактерии; царство Грибы; царство Растения; применение данных организмов – знание и опыт практической деятельности с теми организмами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, нашли применение в промышленности и сельском хозяйстве; язык биологии – важнейшие понятия и термины.
В процессе изучения биологии в 6-7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в природе поможет учащимся осознать единство биологических законов, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, помогает сделать выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Начальные знания психологии позволят учащимся рационально организовать учебную трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, углубляются понятия об эволюции. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции, что позволит им понять и рассмотреть экологию организмов, популяции, биоценоза, биосферы, ответственность человека за жизнь на Земле.
Для понимания сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии.
Данная программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника.
Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
1.Нормативная функция определяет объем и порядок преподавания учебной дисциплины.
2. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
3. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов.
Цели курса:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, используя для этого биологические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.
Задачи курса:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;
- овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Принципы реализации учебного предмета
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса биологии;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Вклад учебного предмета в достижение целей курса
- формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения на природе, в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к данной науке как к возможной области будущей практической деятельности;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание рабочей программы структурировано:
В 5 классе по четырем разделам:
- Введение. Методы познания живых организмов и природных явлений;
- Клеточное строение организмов;
- Царство Бактерии - знания о строении, жизнедеятельности и биологическом действии, их распространении в природе, роли в природе и жизни человека; Царство Грибы – знания о строении и жизнедеятельности, видах грибов и их действии на здоровье человека, правилах сбора и охраны грибов;
- Царство Растения – методы изучения растений, их многообразие, основные группы и роль в биосфере, охрана и значение в жизни человека.
В 6 классе по четырём разделам:
- Строение и многообразие покрытосеменных растений;
- Жизнь растений;
- Классификация растений;
- Природные сообщества.
В 7 классе по семи разделам:
- Введение
- Многообразие животных
- Эволюция строения и функций органов и их систем
- Индивидуальное развитие животных
- Развитие животного мира на Земле
- Биоценозы
- Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
В 8 классе по трем разделам:
- Введение. Науки, изучающие организм человека.
- Происхождение человека.
- Строение и функции организма.
- Индивидуальное развитие организма.
В 9 классе по семи разделам:
- Введение
- Уровни организации живой природы
- Эволюция органического мира
- Возникновение и развитие жизни на Земле
Место учебного предмета в учебном плане
Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 278 часов. Из них 35 часа в 5 классе, 35 часа в 6 классе, 70 часов в 7 классе, 70 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе из расчета 1 учебный час в неделю в 5 и 6 классах и 2 учебных часа в неделю в 7 – 9 классах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии
Обучение предмету биология направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
В 5 классе:
- Личностных:
1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры;
5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;
- Метапредметных:
1) умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;
2) умение проводить простейшие исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;
4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;
5) умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава;
6) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов;
7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей организмов со средой обитания;
8) использование различных источников для получения необходимой биологической информации.
- Предметных:
В познавательной сфере:
1) иметь представление о биологии как науке, о методах её изучения, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества;
2) давать определения изученных понятий: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», элементам клетки, «клеточное строение живых организмов», «семенные растения», «плод», «цветок», «жизненные формы»;
3) наблюдать, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык биологии;
4) знать названия, описывать и различать изученные царства живых организмов;
5) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических процессов, прогнозировать свойства неизученных живых объектов по аналогии со свойствами изученных;
6) иметь начальные представления о многообразии растений и животных, о сезонных изменениях в их жизни, о связи со средой обитания;
7) иметь начальные представления о строении клетки, её химическом составе и жизнедеятельности;
8) знать устройство увеличительных приборов, уметь работать с ними, иметь навыки приготовления микропрепаратов;
9) иметь первоначальные понятия о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме;
10) иметь представление, начальные сведения о бактериях, грибах, водорослях, лишайниках, мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, голосеменных и покрытосеменных растениях, их строении и роли в природе и жизни человека;
11) знакомиться с биологической информацией, полученной из других источников.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием растительных живых организмов.
В трудовой сфере:
- уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
В 6 классе:
- личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры;
5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;
- метапредметных
1) умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;
2) умение проводить несложные исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;
4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;
5) умение определять отношение объекта с другими объектами;
6) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов;
7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей организмов со средой обитания;
8) использование различных источников для получения необходимой биологической информации;
9) уметь различать объём и содержание понятий;
10) различать видовое и родовое понятие;
11) уметь осуществлять классификацию;
12) под руководством учителя уметь оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
13) уметь организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).
- Предметных:
В познавательной сфере:
1) знать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
2) знать видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
3) наблюдать, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык биологии;
4) знать названия, описывать и различать наиболее встречаемые растения;
5) уметь различать и описывать органы цветковых растений;
6) объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
7) знать и уметь характеризовать и объяснять основные процессы жизнедеятельности растений;
8) знать особенности минерального и воздушного питания растений;
9) знать и уметь объяснять роль различных видов размножения у растений;
10) знать и показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
11) знать основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
12)знать характерные признаки однодольных и двудольных растений и их основных семейств;
13) знать важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и значение;
14) уметь делать морфологическую характеристику растений и работать с определительными карточками;
15) знать растительные сообщества и их типы, влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
16) проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах;
17) знакомиться с биологической информацией, полученной из других источников.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием растительных живых организмов.
В трудовой сфере:
1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
В 7 классе:
- личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры;
5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;
- метапредметных
1) умение проводить наблюдения в живой природе, наблюдать и описывать различных представителей животного мира, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;
2) умение проводить несложные исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;
4) умение работы с текстом и иллюстрациями учебника;
5) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов, классифицировать по их принадлежности к систематическим группам;
6) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей организмов со средой обитания;
7) использование различных источников для получения необходимой биологической информации;
8) давать характеристику методов изучения биологических объектов;
9) применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
10) использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
- Предметных:
В познавательной сфере:
1) знать эволюционный путь развития животного мира, внешнее и внутреннее строение его представителей;
2) знать историю изучения животных;
3) знать структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
4) уметь определять сходство и различие между растительным и животным организмом;
5) уметь объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием животных организмов.
В трудовой сфере:
1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.
В 8 классе:
- личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;
- метапредметных
1) уметь работать с учебником и дополнительной литературой;
2) умение проводить необходимые исследования, и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять их результаты;
4) использовать знания по анатомии человека в повседневной жизни.
- предметных
В познавательной сфере:
1) знать методы наук, изучающих человека;
2) знать основные этапы развития наук, изучающих человека;
3) уметь выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия образа жизни для здоровья человека.
В трудовой сфере:
1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений над организмом человека.
В 9 классе:
- личностных
1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;
4) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;
- метапредметных
1) уметь работать с учебником и дополнительной литературой;
2) умение проводить необходимые исследования, и оформлять их результаты;
3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять их результаты;
4) использовать знания по биологии в повседневной жизни.
- предметных
В познавательной сфере:
1) знать свойства живого;
2) знать методы исследования в биологии;
3) знать значение биологических знаний в современной жизни;
4) знать профессии, связанные с биологией;
5)знать уровни организации живой природы.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия деятельности человека для природы.
В трудовой сфере:
1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения с целью сохранения природы и здоровья человека.
Содержание курса биологии
5 класс
(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 35 часов)
Раздел 1. Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Практическая работа №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений"
Раздел 2 Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»
Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»
Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»
Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»
Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»
Раздел 3 Царство Бактерии (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии и их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 4 Царство Грибы (5 часов).
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Практическая работа №2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».
Раздел 5 Царство Растения (10 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.»
Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»
Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща»
Л.р.№10 «Строение спороносящего папоротника»
Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».
Резерв времени – 2 часа
6 КЛАСС
(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 35 часов)
Раздел 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня.
Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа.
Макро- и микростроение стебля.
Различные виды соцветий.
Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2 Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3 Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение (выбор растений зависит от специализации растениеводства в местности).
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4 Природные сообщества (3 часа).
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Резервное время – 2 часа
7 КЛАСС
(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Раздел 1 Введение (2 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 2 Простейшие (2 часа)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, колониальные организмы.
Демонстрация: микропрепараты простейших.
Раздел 3 Многоклеточные животные (32 часа)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация: микропрепараты гидры, образцов кораллов
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение,
биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.
Демонстрация: разнообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.
Демонстрация: морские звезды и другие иглокожие.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение,
биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные), среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Экскурсия: Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация: Видеофильм.
Контрольно-обобщающий урок Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные.
Лабораторные и практические работы:
Л.р.№1 «Знакомство с многообразием водных простейших»
Л.р.№2 «Знакомство с многообразием круглых червей»
Л.р.№3 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
Л.р.№4 «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков»
Л.р.№5 «Знакомство с разнообразием ракообразных»
Л.р.№6 Лаб. раб. «Изучение представителей отрядов насекомых»
Л.р.№7 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
Л.р.№8 «Изучение внешнего строения птиц»
Раздел 4 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продление рода.
Демонстрация: скелеты, модели, муляжи, влажные препараты.
Лабораторные и практические работы:
Л.р.№9 «Изучение особенностей различных покровов тела»
Раздел 5 Индивидуальное развитие животных (3 часа).
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные и практические работы:
Л.р.№10 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
Раздел 6 Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строе-
ния животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация: палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 7 Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсии: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Раздел 8 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Контрольно-обобщающий урок.
Резерв времени – 7 часов
8 КЛАСС
(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Раздел 1 Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2 Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация:
- Модель «Происхождение человека».
- Модели остатков древней культуры человека.
- Электронная презентация «Человеческие расы»
Раздел 3 Строение организма (4 часа)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация:
- Разложение пероксида водорода ферментов каталазой.
Лабораторные и практические работы:
- Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.
- Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.
Раздел 4 Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антогонисты и синергисты. Работа склетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушение осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация:
- Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков.
- Распилы костей.
- Приёмы оказания первой помощи при травмах.
- Эл. презентация.
Лабораторные работы:
- Микроскопическое строение кости.
- Утомление при статической и динамической работе.
- Выявление нарушения осанки.
Практические работы:
- Мышцы человеческого тела (выполняется дома).
- Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Раздел 5 Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ. Крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитические болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло - и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус – фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа:
- Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Раздел 6 Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов).
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при кровотечениях.
Демонстрации:
- Модели сердца и торса человека.
- Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова.
- Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторная работа:
- Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
- Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
- Опыты, выявляющие природу пульса.
- Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Раздел 7 Дыхание (4 часа).
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации: Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Опыт по обнаружении. Углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторная работа:
- Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Раздел 8 Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрации:
- Торс человека.
Лабораторная работа:
- Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9 Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторная работа:
- Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Раздел 10 Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрации:
- Рельефная таблица «Строение кожи».
- Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Раздел 11 Нервная система (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система, нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Предний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрации:
- Модель головного мозга человека.
Лабораторная работа:
- Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Раздел 12 Анализаторы. Органы чувств (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации:
- Модели глаза и уха.
- Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторная работа:
- Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Раздел 13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации: Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки.
Лабораторные работы:
- Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа.
- Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активном работе с объектом.
Раздел 14 Железы внутренней секреции (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гомоны гипофиза и щитовидной железы. Их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации:
- Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
- Модель гортани со щитовидной железой.
- Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15 Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность ироды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.% их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов т абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации:
- Тесты, определяющие тип темперамента.
Резерв времени – 6 часов
9 КЛАСС
(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Раздел 1 Введение. (3 часа)
Биология - наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация: Портреты учёных, внёсших значительны вклад в развитие биологических наук.
Раздел 2 Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Демонстрации: Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы:
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 3 Клеточный уровень (14 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация: Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука, хромосом. Модели-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы:
- Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 4 Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация: Микропрепарат яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы:
- Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.
- Решение генетических задач на наследование при неполном доминировании.
- Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.
- Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
- Выявление изменчивости организмов.
Раздел 5 Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция – элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация: Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение морфологического критерия вида.
Раздел 6 Экосистемный уровень (6 часов).
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация: Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсия: Биогеоценоз.
Раздел 7 Биосферный уровень (11 часов).
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы т теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрации: Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы:
- Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия: В краеведческий музей, на геологическое обнажение или видеоэкскурсия.
Резервное время – 5 часов
Планируемые результаты изучения курса биологии в основной школе
В результате изучения курса биологии в 5 классе ученик должен
знать / понимать:
- важнейшие биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», элементы клетки, «клеточное строение живых организмов», химический состав клетки, «семенные растения», «плод», «цветок», «жизненные формы»;
Введение. Клеточное строение организмов:
- Многообразие живой природы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные – царства живой природы;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- основные среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почва, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Царства Бактерии, Грибы:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов, их разнообразие и распространение, роль в природе и жизни человека;
Царство Растения:
- основные методы изучения растений, их группы (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Уметь: - отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами (лупой и микроскопом), инструментами и оборудованием;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- характеризовать среды обитания организмов и экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- распознавать различные виды тканей;
- давать характеристику различным царствам живых организмов и их представителям, отличать их от других живых организмов, объяснять их роль в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в биосфере, происхождение растений и этапы развития растительного мира;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
- применять приемы выращивания и размножения культурных растений.
В результате изучения курса биологии в 6 классе ученик должен
знать / понимать:
- важнейшие биологические понятия: органы цветковых растений (корень, побег), их видоизменения, классификация (царство, отдел, класс, семейство, род, вид), природные сообщества;
Строение и многообразие покрытосеменных растений:
- внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
- видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Жизнь растений:
- основные процессы жизнедеятельности растений;
- особенности минерального и воздушного питания растений;
- виды размножения растений и их значение.
Классификация растений:
- основные систематические категории;
- характерные признаки однодольных и двудольных растений;
- признаки основных семейств однодольных и двудольных пвстений;
- важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Природные сообщества:
- взаимосвязь растений с другими организмами;
- растительные сообщества и их типы;
- закономерности развития и смены растительных сообществ;
- результаты влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Уметь:
- различать и описывать органы цветковых растений;
- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
- изучать органы растений в ходе лабораторных работ;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений и объяснять их значение;
- устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
- показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
- объяснять роль различных видов размножения у растений;
- определять всхожесть семян растений;
- делать морфологическую характеристику растений;
- выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
- работать с определительными карточками;
- определять растительные сообщества и их типы;
- проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
В результате изучения курса биологии в 7 классе ученик должен
знать / понимать:
Введение:
- эволюционный путь развития животного мира;
- историю изучения животных;
- структуру зоологической науки, систематические категории;
Простейшие. Многоклеточные животные:
- систематику животного мира;
- особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека;
- исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных:
- основные системы органов животных и органы, их образующие;
- особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
- эволюцию систем органов животных.
Индивидуальное развитие животных:
- основные способы размножения животных и их разновидности;
- отличие полового размножения животных от бесполого;
- закономерности развития с превращением и развития без превращения.
Развитие и закономерности размещения животных на Земле:
- сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
- причины эволюции по Ч.Дарвину;
- результаты эволюции.
Биоценозы:
- признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
- признаки экологических групп животных;
- признаки естественного и искусственного биоценоза.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека:
- методы селекции и разведения домашних животных;
- условия одомашнивания животных;
- законы охраны природы;
- причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
- признаки охраняемых территорий;
- пути рационального использования животного мира (области, края, округа).
Уметь:
- определять сходство и различия между растительным и животным организмом;
- объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных;
- находить отличия простейших и многоклеточных животных;
- правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
- работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
- распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
- раскрывать значение животных в природе и жизни человека;
- применять полученные знания в практической жизни;
- определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
- наблюдать за поведением животных в природе;
- работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
- понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение;
- отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
- совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств;
- вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
- привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
- оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
- объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
- описывать покровы тела и систем органов животных;
- показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
- выявлять сходства и различия в строении тела животных;
- различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
- правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;
- доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;
- характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
- показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
- различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;
- анализировать доказательства эволюции;
- характеризовать аналогичные, гомологичные и рудиментарные Органы и атавизмы;
- доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
- объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
- распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
- выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
- определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
- определять направление потока энергии в биоценозе;
- объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
- пользоваться Красной книгой;
- анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.
В результате изучения курса биологии в 8 классе ученик должен
знать / понимать:
Введение. Науки, изучающие организм человека:
- методы наук, изучающих человека и их основные этапы.
Происхождение человека:
- место человека в систематике;
- основные этапы эволюции человека;
- человеческие расы.
Строение организма:
- общее строение организма человека;
- строение тканей организма человека;
- рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Опорно-двигательная система:
- строение скелета и мышц, их функции;
Внутренняя среда организма:
- компоненты внутренней среды человека;
- защитные барьеры организма;
- правила переливания крови.
Кровеносная и лимфатическая системы организма:
- органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
- о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Дыхание:
- строение и функции органов дыхания;
- механизм вдоха и выдоха;
- нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Пищеварение:
- строение и функции пищеварительной системы;
- пищевые продукты и питательных вещества, их роль в обмене веществ;
- правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Обмен веществ и энергии:
- обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ;
- роль ферментов в обмене веществ;
- классификация витаминов;
- нормы и режим питания.
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение:
- наружные покровы тела человека;
- строение и функции кожи;
- органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
- заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Нервная система:
- строение нервной системы;
- соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Анализаторы. Органы чувств:
- анализаторы и органы чувств и их значение.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика:
- вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
- особенности высшей нервной деятельности человека.
Железы внутренней секреции:
- железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
- взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Индивидуальное развитие организма:
- жизненный цикл организмов;
- мужскую и женскую половые системы;
- наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.
Уметь:
- выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
- объяснять место и роль человека в природе, особенности строения скелета человека, строение и роль кровеносной и лимфатической систем, роль витаминов в организме человека, значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности, роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
- определять черты сходства и различия человека и животных;
- доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществе одних рас перед другими;
- выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы, процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека,
- процессов дыхания и газообмена, процессов питания и пищеварения, обмена веществ и превращений энергии в организме человека, покровов тела, терморегуляции, признаки строения и функционирования органов чувств, особенности поведения и психики человека;
- наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
- распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов, при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях, при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова;
- выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
- измерять пульс и кровяное давление;
- приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы, профилактики нарушений развития авитаминозов, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- характеризовать особенности высшей нервной деятельности и роль речи в развитии человека;
- классифицировать железы в организме человека;
- устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
В результате изучения курса биологии в 9 классе ученик должен
знать / понимать:
- свойства живого;
- методы исследования в биологии, значение биологических знаний в современной жизни;
- уровни организации живой природы;
- состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
- особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
- методы изучения клетки;
- особенности строения клетки эукариот и прокариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки, её рост, развитие и жизненный цикл;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- особенности митоза и мейоза, особенности развития половых клеток;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
- сущность биогенетического закона;
- особенности индивидуального развития организма;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- критерии вида и его популяционную структуру;
- экологические факторы и условия среды;
- основные положения теории эволюции Ч.Дарвина;
- движущие силы эволюции и пути достижения биологического прогресса;
- популяционно-видовой уровень организации живого;
- развитие эволюционных представлений и синтетическую теорию эволюции;
- структуру разных сообществ;
- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
- основные гипотезы возникновения жизни на Земле и основные этапы её развития;
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
- этапы эволюции биосферы;
- экологические кризисы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Уметь:
- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов, клеток живых организмов, для изучения морфологического критерия видов;
- описывать и характеризовать уровни организации живого;
- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
- характеризовать размножение и его биологическую роль;
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов, характеризовать роли продуцентов, консументов и редуцентов;
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
- демонстрировать знания основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на его здоровье;
- приводить доказательства эволюции.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- правильного, безопасного для здоровья поведения в природе;
- критической оценки достоверности биологической информации, поступающей из разных источников;
- формирования представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды
Тематическое планирование
Название темы или раздела | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Введение | 6 | ||||
Клеточное строение организмов | 10 | ||||
Царство Бактерии | 2 | ||||
Царство Грибы | 5 | ||||
Царство Растения | 10 | ||||
Резервное время | 2 | ||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 | ||||
Жизнь растений | 10 | ||||
Классификация растений | 6 | ||||
Природные сообщества | 3 | ||||
Резервное время | 2 | ||||
Введение | 2 | ||||
Простейшие | 2 | ||||
Многоклеточные животные | 32 | ||||
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных | 12 | ||||
Индивидуальное развитие у животных | 3 | ||||
Развитие и закономерности размещения животных на земле | 3 | ||||
Биогеоценозы | 4 | ||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5 | ||||
Резервное время | 7 | ||||
Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | ||||
Происхождение человека | 3 | ||||
Строение организма | 4 | ||||
Опорно – двигательная система | 7 | ||||
Внутренняя среда организма | 3 | ||||
Кровеносная и лимфатическая система организма | 6 | ||||
Дыхание | 4 | ||||
Пищеварение | 6 | ||||
Обмен веществ и энергии | 3 | ||||
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 | ||||
Нервная система | 5 | ||||
Анализаторы. Органы чувств. | 5 | ||||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | ||||
Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | ||||
Индивидуальное развитие организма | 5 | ||||
Резервное время | 6 | ||||
Введение | 3 | ||||
Молекулярный уровень | 10 | ||||
Клеточный уровень | 14 | ||||
Организменный уровень | 13 | ||||
Популяционно – видовой уровень | 8 | ||||
Экосистемный уровень | 6 | ||||
Биосферный уровень | 11 | ||||
Резервное время | 5 | ||||
Итого | 35 | 35 | 70 | 70 | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник
Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...
Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"
Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....