Рабочая программа ОУД.15 Биология
рабочая программа по биологии по теме
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология»,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология » для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._rp_117p_oud.15_biologiya.docx | 90.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) естественных дисциплин Протокол от 14.03.2017 г. № 7 | Утверждено педагогическим советом Протокол от 23.03.2017 г. №58 | Утверждено приказом от 29.03.2017 №85-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОУД.15 Биология
для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
наименование цикла общеобразовательный
Номер группы: 117 П
Максимальная учебная нагрузка обучающихся | 54 ч |
Самостоятельная работа | 18 ч |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 36 ч |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 26 ч |
практические занятия | 10 ч |
лабораторные занятия | - |
курсовая работа (проект) Форма промежуточной аттестации | - 2 семестр – дифференцированный зачет |
г. Нижневартовск
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология»,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология » для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.4 |
| стр.5 |
| стр.5 |
| стр.6 |
| стр.7 |
| стр.15 |
| стр.22 |
| стр.26 |
| стр.27 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения общеобразовательных дисциплин профессиональных образовательныхорганизациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы(ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология»,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология » для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организацииполучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образованияс учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов иполучаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадрови ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины « Биология» направлено надостижение следующих целей:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего образования, учитывая специфику осваиваемых профессий или специальностей. Это выражается в содержании обучения, количествечасов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культурно -сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания иумения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватноеповедение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практическойдеятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картинемира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологическогообразования.
- МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Биология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология » обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и ихмногообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познанияживой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формированиисовременной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей.Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера.
Царства живой природы.
Учение о клетке
Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система иосновная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткаяистория изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клеткии живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль вклетке.
Строение и функции клетки.
Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусыкак неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями(СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Пластический и энергетический
обмен.Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.Митоз. Цитокинез.
Демонстрации
Строение и структура белка.
Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК.
Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растенийи животных.
Строение вируса.
Фотографии схем строения хромосом.
Схема строения гена.Митоз.
Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Организм — единое целое. Многообразие организмов.Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма.
Эмбриональный этап онтогенеза. Основныестадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельствоих эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека.
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитиечеловека.
Демонстрации
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки.
Митоз.
Бесполое размножение организмов.
Образование половых клеток.
Мейоз.
Оплодотворение у растений.
Индивидуальное развитие организма.
Типы постэмбрионального развития животных.
Практическое занятия
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. Основы генетики и селекции
Основы учения о наследственности и изменчивости.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости.
Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека.Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразияи происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизацияи искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурныхрастений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.Этические аспекты
некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемыклонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Сцепленное наследование.
Мутации.
Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных.
Гибридизация.
Искусственный отбор.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
Решение генетических задач.
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного ихвлияния на организм.
4. Происхождение и развитие Жизни на Земле
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития исуществования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
История развития эволюционных идей.
Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламаркав развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современнойестественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция.
Концепция вида, его критерии. Популяция —структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическаятеория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании
(С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы ипрогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направленияэволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации
Критерии вида.
Структура популяции.
Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Эволюционное древо растительного мира.
Эволюционное древо животного мира.
Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
- Происхождение человека
Антропогенез.
Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении
человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапыэволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных.
Черты сходства человека и приматов.
Происхождение человека.
Человеческие расы.
Практическое занятие
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
6. Основы экологии
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающейсредой.
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологическиесистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношенияв экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемыи урбоэкосистемы.
Биосфера — глобальная экосистема.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Рольживых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек.
Изменения в биосфере. Последствия деятельности человекав окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающуюсреду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы ипути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Экологические пирамиды.
Схема экосистемы.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Биосфера.
Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.
Схема агроэкосистемы.
Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своейместности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например,леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природнойэкосистеме и в агроценозе.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
- Бионика
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и ихиспользования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственнойдеятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и технике.
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.
Экскурсии
Многообразие видов.
Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственнаявыставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системахтехнического профиля профессионального образования 54 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия 36 часов, самостоятельная работа студентов_18часов.
3.2. Тематический план учебной дисциплиныБиология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Уровень освоения | Объем часов |
2 | 3 | ||
Раздел 1. Введение | Содержание учебного материала Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования | 2 | 1 |
Лекционные занятия | |||
1.Введение. Признаки живых организмов. | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 0 | ||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 0 | ||
Раздел 2 . Учение о клетке | Содержание учебного материала Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 5 |
Лекционные занятия | 4 | ||
2.Химическая организация клетки | 1 | ||
3. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке | 1 | ||
4-5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен | 2 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 1 | ||
1.Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам | |||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
1.Уровневая организация живой природы и эволюция 2.Роль воды для живых организмов 3.Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме 4.История открытия генома человека | 1 1 1 1 | ||
Раздел 3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Содержание учебного материала Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 4 |
Лекционные занятия | 3 | ||
6.Размножение – важнейшее свойство живых организмов | 1 | ||
7-8.Индивидуальное развитие организма | 2 | ||
Практические занятия | 1 | ||
2. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и позвоночных как доказательство их эволюционного родства | 1 | ||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
5.Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека | 1 | ||
Раздел 4. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика — теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 8 |
Лекционные занятия | 4 | ||
9.Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 1 | ||
10.Моногибридное и дигибридное скрещивание | 1 | ||
11.Виды изменчивости | 1 | ||
12.Основные методы селекции | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 4 | ||
3.Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 1 1 1 1 | ||
4.Решение генетических задач. | |||
5.Анализ фенотипической изменчивости | |||
6.Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм | |||
Контрольные работы | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
6. Клонирование « за» и « против». Отношение общества 7. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений 8. Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 1 1 | ||
Раздел 5. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | Содержание учебного материала Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 8 |
Лекционные занятия | 5 | ||
13. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 1 | ||
14. Гипотезы происхождения жизни | 1 | ||
15.Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии | 1 | ||
16.Естественный отбор | 1 | ||
17.Движущие силы эволюции | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 3 | ||
7.Описание особей одного вида по морфологическому критерию | 1 | ||
8.Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной) | 1 | ||
9.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
9.Микроэволюция и макроэволюция | 1 | ||
10.Концепция вида, его критерии | 1 | ||
11.Виды борьбы за существование | 1 | ||
12.Биологический прогресс и биологический регресс | 1 | ||
Раздел 6.Происхождение человека | Содержание учебного материала Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 3 |
Лекционные занятия | 2 | ||
18. Доказательства родства человека с млекопитающими животными | 1 | ||
19. Человеческие расы | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 1 | ||
10.Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
12.Современные гипотезы о происхождении человека. | 1 | ||
13.Этапы эволюции человека. | 1 | ||
Раздел 7. Основы экологии | Содержание учебного материала Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 6 |
Лекционные занятия | 5 | ||
20.Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. | 1 | ||
21-22.Экологические факторы, их значение в жизни организмов | 2 | ||
23.Роль живых организмов в биосфере | 1 | ||
24.Ноосфера | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
14. Последствия деятельности человека в окружающей среде | 1 | ||
15.Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | 1 | ||
Раздел 8. Бионика | Содержание учебного материала Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных. | Уровень освоения 2,3 | Объем часов 2 |
Лекционные занятия | 1 | ||
25.Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | |||
26.дифференцированный зачет | 1 | ||
Лабораторные работы | 0 | ||
Практические занятия | 0 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
16.Модели складчатой структуры, используемой в строительстве 17.Трубчатые структуры в живой природе и в технике 18.Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике | 1 1 1 | ||
Всего: Аудиторных занятий – 36часов: Теоретических занятий-26 часов Практических занятий – 10 часов Самостоятельной работы -18 часов Максимальная нагрузка – 54часов Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Ознакомление с биологическими системами разногоуровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе,бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране |
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | |
Химическая организация клетки | Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке |
Строение и функции клетки | Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощьюмикропрепаратов. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клетокрастений. Сравнение строения клеток растений и животных поготовым микропрепаратам |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК |
Жизненный цикл клетки | Ознакомление с клеточной теорией строения организмов. Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основнаяструктурно-функциональная единица всех живых организмов |
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | |
Размножение организмов | Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов. Умение самостоятельно находить отличия митоза отмейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки |
Индивидуальное развитие организма | Ознакомление с основными стадиями онтогенеза напримере развития позвоночных животных. Умение характеризовать стадии постэмбриональногоразвития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира |
Индивидуальное развитие человека | Выявление и описание признаков сходства зародышейчеловека и других позвоночных как доказательстваих эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнениясреды на развитие и репродуктивное здоровье человека |
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | |
Закономерности изменчивости | Ознакомление с наследственной и ненаследственнойизменчивостью и ее биологической ролью в эволюцииживого мира. Получение представления о связи генетики и медицины. Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявлениемутагенов в окружающей среде и косвенная оценкавозможного их влияния на организм |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции. Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных,открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение разбираться в этических аспектах некоторыхдостижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | |
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | Анализ и оценка различных гипотез происхожденияжизни. Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторнойработы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной) |
История развития эволюционных идей | Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идейК. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оцениваниероли эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения,воспринимать и анализировать мнения собеседников,признавая право другого человека на иное мнение |
Микроэволюция и макроэволюция | Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлятьпричины вымирания видов |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | |
Антропогенез | Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявление этапов эволюции человека |
Человеческие расы | Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях. |
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | |
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой | Изучение экологических факторов и их влияния наорганизмы. Знакомство с экологическими системами, их видовойи пространственной структурами. Умение объяснятьпричины устойчивости и смены экосистем. Ознакомление с межвидовымивзаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение строить ярусность растительного сообщества,пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды. Знание отличительных признаков искусственных сообществ — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественныхприродных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы(например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе |
Биосфера — глобальная экосистема | Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосферекак о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращенииэнергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах |
Биосфера и человек | Нахождение связи изменения в биосфере с послед- ствиями деятельности человека в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Ознакомление с глобальными экологическими проблемамии умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводного аквариума). Решение эко- логических задач. Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности длядостижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организациисамоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране |
БИОНИКА | |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфо- функциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета биологии , в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологическихправил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнениятребований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которогоучастники образовательного процесса могут просматривать визуальную информациюпо биологии, создавать презентации, видеоматериалы .
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета биологии входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Биология», рекомендованные илидопущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по разнымвопросам биологии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии,имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
1.Чебышева Н.В. Биология.- учебник среднее профессиональное образование 8-е издание, Изд: М « Академия»2012.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общегообразования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров иДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднегопрофессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».
Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.
Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М.,2010.
Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. — М., 2010.
Интернет-ресурсы:
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник побиологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточноподробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
Аннотация к рабочей программе
дисциплины «Биология»
по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Программа разработана в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология »,на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология_» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организацииполучения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образованияс учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов иполучаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадрови ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание рабочей программы включает в себя следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебной дисциплины
- Место учебной дисциплины в учебном плане
- Результаты освоения учебной дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тематическое планирование
- Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
- Рекомендуемая литература.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часов, в том числе:аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часов;самостоятельной учебной работы обучающегося 18 часов.
Форма промежуточной аттестации -дифференцированный зачет (2 семестр).
Наименование разделов дисциплины:
- Учение о клетке
- Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
- Основы генетики и селекции
- Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
- Происхождение человека
- Основы экологии
- Бионика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа консультаций по биологии "Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ"
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемы...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"
Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.
Спецкурс «Биология для начинающих» является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созда...