Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Монгуш Шенне Михайловна

Разработка урока по теме: Общая характеристика птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общая характеристика птиц67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме:

ping5.jpg   9c6c73d9d775cdb0.jpg   zur3.jpg

               Составила учитель биологии

МБОУ Ийменской СОШ

                   Оюн Шенне Михайловна

Тема урока: «Птицы. Общая характеристика»

                        Цель урока:ознакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив

 особенности, связанные с полетом.

  • Образовательная. Познакомить с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; сравнивать их с пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц     и пресмыкающихся, происхождении пернатых от древних рептилий.
  • Воспитательная. Прививать интерес к предмету;                   содействовать умению анализировать и делать правильные выводы; формировать критическое мышление,привитие ответственного, бережного отношения к пернатым на основе знаний о приспособленности их к среде и значении в природе.
  • Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой; закрепить умение проводить лабораторные исследования.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • Методы формирования интереса к учению (рассказ, методы эмоционального стимулирования);
  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, беседа, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий);
  • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, лабораторная работа);
  • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

Оборудование: ТСО, презентация, опорные конспекты, 3 влажных препарата «Развитие курицы», чучела огаря и гагары, гнездо, набор перьев, яйца, карточки археоптерикса и голубя,сигнальные карточки.

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Изучение нового материала
  1. Мотивационный этап – 2 мин
  2. Цель урока– 1 мин
  3. Исполнительная часть – 15 мин

                   а) Общая характеристика птиц – 10мин

                   б) Происхождение птиц – 5 мин

  1. Закрепление знаний – 10 мин

  2. Домашнее задание – 1 мин
  3. Подведение итогов урока – 1 мин

Оформление доски: тема урока, дата, новые термины

План-конспект урока:

Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации №

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

I. Организационный     момент

Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую   работу в классе.

Полная готовность класса к работе.

II.Изучение нового материала.

Слышны голоса (пение) птиц.

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов, –

Я знаю все, о чем поет

Орел да соловей.

Вы уже догадались наверное, о ком будет идти речь?

Тема урока: «Класс Птицы. Общая характеристика».

  1. Мотивационный этап.

Ребята, перед тем как приступить к изучению нового материала (урока), давайте немножко поиграем, разгадаем загадки.  

  1. Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал.
  2. Маленькое, тепленькое, места много.
  3. Рук нет, а строить умеет.
  4. Кто 2 раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий.

Почему говорят, что птицы рождаются дважды?

2. Целью нашего урока является знакомство с особенностями внешнего строения птиц, их приспособления к полёту.

3.Исполнительная часть.

Многообразие.На Земле существует свыше восьми тысяч шестисот видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, превышает сто миллиардов. Птицы населяют все уголки нашей планеты.

- Где они встречаются?  

— Где и каких птиц можно встретить?

Пингвины – Антарктика, страусы – в саваннах, водоплавающих – в озерах, в лесу- тетерева, высоко в горах - куропаток, и рядом с человеком живут воробьи, сороки, вороны и т. д.

В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.

- Птиц так много что мне удалось составить кроссворд «Шесть птиц на букву С».

о

в

а

т

р

и

ж

о

р

о

к

а

и

н

и

ц

а

о

л

о

в

е

й

н

е

г

и

р

ь

Давайте все вместе разгадаем?

( слайд 21 - сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь)

Форма тела.Тело птицы состоит из небольшой головы, обычно длинной выраженной шеи, туловище у них компактное, округлое. Передние конечности превращены в крылья. Хвост короткий, снабжен веером рулевых перьев.  

Покров тела.

Почему птица (большинство водоплавающих) остаются сухой после ныряния в воду?

Тело птиц покрыто перьями. Из копчиковой железы выделяется  секрет для смазывания перьев, и оно защищает птиц от намокания.

Перьевой покров состоит из контурных и пуховых перьев. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Так называемые рулевые перья расположены в хвосте, выполняют функцию руля. А кроющиеся расположены на туловище.

Контурное перо состоит из твердого рогового стержня и расположенных по его бокам широких, мягких и упругих опахал Они образованы параллельно отходящими от стержня тонкими роговыми пластинками – бородками первого порядка. От них отходят бородки второго порядка, имеющие мелкие крючочки. Этими крючочками бородки сцепляются между собой, образуя единую поверхность опахал.

Придумали застежки благодаря, под микроскопом рисунку - строения пера. Вот и мы до сих пор пользуемся застежками.

Нижняя часть стержня пера, которая находится в коже, называется очином.

Один - два раза в год птицы линяют, сбрасывая старые перья, на месте которых вырастают новые.

Как вы думаете почему птица линяет?

Приспособленность птиц к полетам:

  1. Имеет крылья, перьевой покров, лишенная желез кожа (кроме копчиковой).
  2. Кости тонкие, легкие, заполненные воздухом. Нет зубов. Часть костей срослась для придания прочности.

На грудной кости есть киль, для прикрепления грудных мышц.

  1. Многоячеистые легкие. Есть воздушные мешки. Двойное дыхание.
  2. — Птиц иногда в шутку называют “горячими ящерицами”. Почему?

Теплокровные животные с интенсивным обменом веществ.

  1. Четырехкамерное сердце. Артериальная и венозная кровь не смешиваются

Расскажу вам одну невероятную историю об одной птице.

 Однажды,сизый голубь, случайно залетев в машину времени, попал в доисторическую эпоху, лес юрского периода. (Сценка)

Голубь (говорит). Что за фантастический лес, что за причудливые деревья!

Археоптерикс.(говорит).Лес как лес: древовидные папоротники да хвощи. И чему тут удивляться.

Голубь. (говорит).  Ты кто?!

Археоптерикс. (говорит). Я? Птица.

Голубь. (говорит).  Ты птица? Не смеши меня. Какая ты птица! Зубы, пальцы на крыльях…

Археоптерикс.(говорит) Но крылья-то есть. И хвост…

Голубь. (говорит).   Крылья? Разве это крылья - тяжелые, коротенькие, а хвост – длинный, мясистый. Разве с этим полетаешь?

Археоптерикс.(говорит).Ну, полетать может, и не полетаешь, но перелететь с дерева на дерево можно. Да и разве в полете дело?

Голубь.(говорит).  А в чем же. Что за птица без полета?!

Археоптерикс.(говорит).Птеродактиль вон летает, но птицей не стал – ящер он и есть ящер. Самое главное перьевой покров. А перья у меня самые настоящие. Так что я птица – первоптица Археоптерикс.

Обсуждение

Так давайте выясним, почему голубь не верил, что Археоптерикс  это птица? И каким образом Археоптерикс доказал, что он птица?

— Что общего между птицами и пресмыкающимися? Сравнить вымершего представителя — археоптерикса с птицами и пресмыкающимися (рис. 115 на с. 139 учебника)

Черты сходства птиц с пресмыкающимися. Сходство птиц и пресмыкающихся заметно как во внешнем, так и во внутреннем строении. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях.

Физминутка

Упражнение называется “Птица перед взлетом”.

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).

«Птичьи разговоры»

(курица – кудахчет, филин – ухает, ворона – каркает, петух – кукарекает, воробей – чирикает, утка – крякает, гусь – гогочет, кукушка – кукует)

Загадывает загадки.

Обеспечение мотивации деятельности учащихся.

Постановка задачи и запись темы урока на доске. Постановка цели.

Наводящими вопросами подводит учащихся к правильным и полным ответам.

Дополняет ответы учащихся.

Контролирует действия учащихся.

Демонстрирует чучела, таблицы и предлагает, внимательно рассмотреть внешнее строение птицы

Создание проблемной ситуации. Помогает ответить на вопрос

Демонстрация перьев чучела

Рассмотрение под микроскопом контурного пера

Видеопоказ «линька птиц»

Задает наводящие вопросы

Рассказ учителя

.

Ребятам предлагается обсудить разговор голубя с археоптериксом. Выделить черты сходства и различия археоптерикса и птиц

Дополняет ответы

Выполняет упражнение

Слушают учителя.

Отгадывают загадки.

Проявление интереса к изучению новой темы.

Восприятие задачи урока, запись темы урока в тетради.

Отвечают на вопросы

Разгадывают кроссворд

Для знакомства с особенностями строения перьевого покрова птиц, учащиеся выполняют лабораторную работу.

 Схематично зарисовывают строение контурного пера под микроскопом.

Записывают вывод

Слушают учителя, с интересом рассматривают

Пытаются ответить на вопросы

Диалог между двумя учащимися

Обсуждение диалога

Пытаются ответить на вопрос.

Повторяют за учителем

Повторяют за учителем

III. Закрепление знаний.

Какие утверждения верны?

  1. Кожа у птиц тонкая, почти лишенная желез;
  2. Основу птичьего оперения составляют контурные перья;
  3. Птицы хладнокровные животные;
  4. Нижняя часть стержня пера, которая находится в коже, называется опахало;
  5. Многие кости скелета полые.
  6. Органы чувств и головной мозг у птиц развит слабее, чем у пресмыкающиеся
  7. Археоптерикс – это боковая, тупиковая ветвь эволюции.

Беседа с элементами рассказа учителя.

Обобщая изученный материал, отвечают на вопрос с помощью сигнальных карточек

Рефлексия.        

Зеленый – я отлично усвоил (а) материал, мне все понятно по этой теме

Желтый – мне понятно тема, но на некоторыми вопросами надо поработать с учебником

Красный – мне ничего не понятно из этой темы

Инструкция к выполнению

Поднимают цветные карточки

IV. Домашнее задание.

§ 27 (раздел «Общая характеристика») прочитать;

Найти из литературных источников зимующих и перелетных птиц Монгун-Тайгинскогокожууна

Поясняет, как выполнять домашнее задание.

Записывают     домашнее задание в дневник.

V. Итог урока.

Птицы — высокоорганизованная группа животных, приспособившихся к полёту. В связи с этим у них произошли изменения во внешнем и внутреннем строении. На следующих уроках познакомимся с разнообразием птиц и приспособлением их к различным средам обитания.

Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке. Словесно поощряет детей. Создает ситуацию успеха.

Слушают учителя. Осуществляют адекватную самооценку и оценку всему уроку.


        Рабочий лист ученика.

1.Ф.И.О. -

2.Класс -

                     Тема: Характеристика внешних особенностей птицы.

Рассматриваемые признаки

 Особенности строения, их функции или значение

  1. Численность

  1. Форма  тела

  1. Покровы тела.

Перья - … и …

  1. Приспособленность птиц к полёту

Легкие кости, нет зубов, киль, … камерное сердце, теплокровность, дыхание …

  1. Происхождение

Амбиортус, гаоянгия, болуонгия, ляонингорнис

     Рабочий лист ученика.

1.Ф.И.О.

2.Класс.

                     Тема: Характеристика внешних особенностей птицы.

Рассматриваемые признаки

 Особенности строения, их функции или значение

  1. Численность

  1. Форма  тела

  1. Покровы тела.

Перья - … и …

  1. Приспособленность птиц к полёту

Легкие кости, нет зубов, киль, … камерное сердце, теплокровность, дыхание …

  1. Происхождение

Амбиортус, гаоянгия, болуонгия, ляонингорнис


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

урок по теме "Общая характеристика Простейших"

Изучение многообразия типа Простейших; создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления с использованием приемов: "Кластеры", "Ин...

Информационная карта урока по теме "Общая характеристика элементов 5А группы"

Этот материал поможет с методической точки зрения подготовиться к уроку по данной теме в 9 классе....

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"

Разработка урока по теме: "Общая характеристика млекопитающих"...

Методическая разработка урока на тему "Общая характеристика внутренних вод Африки"

Данная методическая разработка урока соответствует современной программе по географии 7 класса, из расчета 1 -  2 часа в неделю. На данном уроке изучаются руке и озера Африки. На уроке использует...