Листы с задачами по генетике
методическая разработка (10 класс) по теме

Иванова Ольга Васильевна

Примеры задач по генетике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listy_zadach_po_genetike.docx134.98 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи по генетике                                                                   Лист № 1

  1. Из-за сильного укорочения ног одна из пород кур названа ползающими. Коротконогий петух был скрещен с двумя курицами: одна имела нормальные ноги, другая - короткие. Первая курица принесла 22 цыпленка с короткими и 24 - с нормальными ногами. От второй курицы получено 23 коротконогих и 11 нормальных цыплят. Причем, примерно из 25% яиц цыплята не вывелись. Как наследуется длина ног у кур? Каковы генотипы родителей?

  1. Глаукома (болезнь глаза) взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма глаукомы определяется доминантным аллелем аутосомного гена, другая – рецессивным, несцепленным с предыдущим. Какова вероятность рождения  ребенка без аномалий в случае, если оба родителя гетерозиготны по двум генам? В соответствии с условием задачи, введем обозначения аллелей: А – доминантная форма глаукомы, а – норма, В – норма, в -  рецессивная форма глаукомы.

  1. От скрещивания растений раннеспелого сорта ячменя с растениями позднеспелого в F1 было получено 18 раннеспелых растений, в F2 124 растения.

 1. Сколько растений в F\ было гетерозиготных?

 2. Сколько разных генотипов и фенотипов может образоваться в F2 и в каком

числовом отношении происходит расщепление?

 3. Сколько растений в F2 будут позднеспелыми?

 4. Сколько раннеспелых растений в F2 могут дать нерасщепляющееся

потомство?

  1. Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным зрением имела помет из 5 щенков, два из которых были слепыми. Установите генотипы родителей и генотипы щенят. Один нормальный щенок из этого помета должен быть продан для дальнейшего размножения. Какова вероятность того, что он гетерозиготен по гену слепоты?

  1. От спаривания платиновых нормальношерстных лисиц в потомстве наблюдалось расщепление: по окраске меха - 2 части платиновых : 1 часть черно-серебристых, по длине шерсти - 3 части с нормальной длиной шерсти : 1 часть с длинной. Каковы генотипы спариваемых лисиц? Каковы генотипы и фенотипы потомков? Какая часть потомков будет иметь черно-серебристую окраску и длинную шерсть?

  1. Миоплегия (нарушение работы мышц) наследуются как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

  1. У колобков аутосомный ген лысости выступает как доминантный. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за волосатого колобка. Какова вероятность рождения   гомозиготного лысого  колобочка?

  1. У Колли Бурого обжорство доминирует над диетизмом,  а хамство над приличием. Какова вероятность рождения детей приличных, любителей покушать, при скрещивании дигетерозиготы с рецессивной гомозиготой по обоим признакам,  если гены обжорства и хамства сцеплены, кроссинговера не происходит?

  1. У собак черная окраска шерсти определяется геном (B), коричневая – (b), сплошная – (S), пегая – (s). У черных родителей 6 щенков – все черные. Каковы возможные генотипы родителей?

  1. В семье пятеро детей со смуглой кожей, а у матери кожа белая. Определите: 1) какой признак доминирует; 2) каков цвет кожи у отца своих детей.

  1. Седая прядь волос надо лбом у человека - доминантный признак, ее отсутствие - рецессивный. У матери - седая прядь волос надо лбом, а у отца и сына - нет. Каков генотип матери?

  1. У томатов нормальная высота растений (А) доминирует над карликовостью (а). Определите генотипы скрещиваемых растений, если в их потомстве наблюдается расщепление по этим признакам в отношении: 1)1:1; 2) 3:1.

  1.  Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

  1.    Женщина с рыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет рыжие, а отец нерыжие волосы. От этого брака родился мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц.

  1. У редиса круглая форма корнеплодов доминирует над длинной. При  скрещивании круглого редиса с длинным получаются овальные корнеплоды. От скрещивания между собой растений с овальными корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 с овальными и 71 с длинными корнеплодами.       Определите их генотипы. Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными с  растением с круглыми корнеплодами?

Задачи по генетике                                                                       Лист № 2

  1. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, а нос как у Бабы – Яги. В семье родился ребёнок без этих тревожных признаков.

1)      сколько типов гамет образуется у мужчины?

2)      сколько разных генотипов может быть у детей?

3)      какова вероятность рождения в этой семье ребёнка, похожего на Бабу – Ягу по двум признакам (в%)?

4)      какова вероятность рождения ребёнка с одним из этих признаков?

2. У Чебурашки большие уши определяются рецессивными генами локализованными в Х-хромосоме. Чебурашка с большими ушами выходит замуж за Чебурана с маленькими ушами. Какова вероятность появления в семье Чебурашки и Чебурана ребенка с большими ушами?

  1. У птиц женский пол гетерогаметный. У Курочки-рябы сцепленный с полом ген D определяет черную окраску, а ген d – рябую. Скрестили черную курочку с рябым самцом. Каковы генотипы родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых курочек?

  1. В одном из рассказов Кира Булычева говорится о пирате Крысе. Этот пират мог превращаться в разных людей. Его папа тоже мог, а мама не умела. Выяснилось, что в роду все мужчины умели это делать, так как ген превращения сцеплен с полом. Объяснить, почему только у мужчин в семье было это умение.

  1. Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак, рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка и папа Карлсона тоже сладкоежки, а мама нет. Записать генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, то какова вероятность, что они были бы сладкоежками?

  1. Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак, рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка Карлсона тоже сладкоежка, а мама и папа нет. Записать генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, то какова вероятность, что они были бы  сладкоежками?

  1. Иванушка поймал Жар-птицу, насыпав в корыто зерна с вином. Оказывается ген любви к вину рецессивен и находится в Х-хромосоме. Определить генотип и пол Жар-птицы, если женский пол у птиц гетерогаметный.
  2. Соловей-разбойник и его отец имеют очень мощный голос. У матери – голос нормальной силы. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал голос от отца, если ген соловьиного свиста находится в Х-хромосоме?

  1. Ген золотоноскости яиц находится в Х-хромосоме. Курочка Ряба может нести и золотые, и простые яйца. Причем золотые яйца получаются только в случае, если обе Х-хромосомы несут этот ген. Какими должны быть генотипы Курочки и Петуха, чтобы яйцо получилось золотым?

  1. У Золотой рыбки ген а является рецессивным, сцепленным с полом и летальным (приводит к гибели). Каково будет численное соотношение полов в потомстве от скрещивания самки Аа с нормальным самцом?

  1. При скрещивании красноглазой самки Золотой рыбки с синеглазым самцом получено 8 самцов с красными глазами и 8 самок с синими глазами. Определить их генотипы.

  1.   На планете 2244-Р живут цветохвосты. Окраска у них бывает желтая, зеленая и зеленая в желтые горошки. При скрещивании самца зеленого цвета с самкой желтого цвета вывелись детеныши зеленого, желтого и зеленого в желтые горошки. Как наследуется окраска у цветохвостов, если зеленый цвет доминантный. Каковы генотипы родителей и детенышей?

  1.   Жар-птица имеет ярко желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились все птенцы синего цвета. Каковы генотипы родителей и потомства? Какой признак доминантный?

  1. При скрещивании Аленького цветочка с красными и розовыми лепестками (встречаются и такие) было получено потомство с красными и белыми цветками. Объясните полученные результаты.

  1.  У колобков ген лысости выступает как доминантный над геном волосатости. Волосатая колобиха, имеющая лысого брата и лысого отца, выкатилась замуж за лысого колобка. У них родилась лысая колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый колобок? Какова вероятность, что у них родится лысый колобок волосатый колобок?

  1. У Белоснежки вторая группа крови (А), а у принца – третья (В). Какова вероятность рождения наследника с первой группой крови (0), в каком случае это возможно?

Задачи по генетике                                                                       Лист № 3

  1. Конек-горбунок появился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-горбунка два брата тоже были нормального роста?

  1. В сказке «Джек и бобовый стебель» Джек посадил боб, из которого выросло растение гигантского размера, высотой до неба. Оказалось, что семя боба получилось при скрещивании растений нормального роста и таких гигантских семян было только 1/5 часть от всех полученных. Каковы генотипы родительских форм растений?

  1. Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Известно, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Каков процент этой вероятности, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый?

  1. На планете Вестер-123 жители очень похожи на людей, но имеют сиреневые глаза и шесть пальцев на руках. Женщина с сиреневыми глазами и шестью пальцами вышла замуж за землянина с голубыми глазами и пятью пальцами. У них родилась дочь с сиреневыми глазами и пятью пальцами. Какова вероятность, что другой ребенок тоже будет такой же? Каковы генотипы родителей и детей?

  1. У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Аллюр рысью зависит от доминантного гена Р, а аллюр шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога иноходца и гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

  1. Жители планеты Блук-555 имеют большие уши, и их называют Ушанами. Ушанка с тремя ушами выходит замуж за Ушана с тремя ушами, один из родителей которого имел два уха. От этого брака родился один ребенок с двумя ушами. Составьте родословную семьи. Определите генотипы всех членов семьи.

  1. У Черномора маленький рост, его брат был великаном, а родители и сестра были нормального человеческого роста. Каковы генотипы всех представителей семьи, если высокий рост признак доминантный?

  1. Малышу из сказки «Малыш и Карлсон» на день рождения подарили белого щенка с длинной шерстью. Родители щенка были оба черные с короткой шерстью. У них родилось два щенка: черный с короткой шерстью и с длинной шерсть. Объясните, какие признаки являются рецессивными, какие доминантными. Как это можно проверить? Каковы генотипы всех членов этой семьи?

  1. У Мальчика-с-пальчик группа крови АВ, его матушка имеет группу крови – 0А. Какую группу крови может иметь отец?

  1. На планете Брасак из рассказа Кира Булычева жители имели голубые и желтые глаза. Жители с голубыми глазами были честными, а с желтыми – предателями, которые помогали пиратам. Цвет глаз наследуется двумя парами генов, и глаза бывают голубыми, желтыми, оранжевыми. Чем ярче проявлялось предательство, тем желтее были глаза. Как наследуется окраска глаз у жителей планеты Брасак?

  1. На Третьей планете системы Медуза Алиса Селезнева обнаружила цветы с зеркальной сердцевиной, которая наследуется двумя парами генов.Но оказалось, что зеркальные сердцевины получаются, если скрестить два растения с обычными сердцевинами. Как наследуется зеркальность у растения? Каковы генотипы растения?

  1. На планете Синего Солнца растут очень красивые цветы, имеющие различную форму венчика. При скрещивании растений с воронковидной А и бокаловидной В формой венчика в первом поколении все гибриды имели чашевидную форму. Рецессивная аллель определяет цилиндрическую форму. Как наследуется форма венчика у растений и какие гибриды получатся во втором поколении при скрещивании гибридов первого поколения.

  1. Птицы Говоруны отличаются умом и сообразительностью. Окраска хохолков на голове бывает белая и красная, наследуется двумя парами генов. Скрещиваются две птицы с белыми хохолками, и у них выводится птенец с красным хохолком на голове. Как наследуется окраска хохолка у Говорунов? Каковы генотипы родителей и птенца?

Задачи по генетике                                                                       Лист № 3

  1. При скрещивании  между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи  оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

  1. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

  1. У арбузов круглая форма плода доминирует над удлиненной, а зеленая окраска - над полосатой, признаки наследуются независимо. Скрестили сорт с круглыми, полосатыми плодами ( гомозигота ) и сорт с удлиненными зелеными плодами (гомозигота) и получили 28 гибридов F1. Сколько типов гамет образует растение из поколения F1.
  2. Рецессивный ген, вызывающий гемофилию, локализован в Х- хромосоме. Отец здоров, мать - носительница гена гемофилии. Какова вероятность рождения здоровых сыновей ?
  1. Рецессивный ген, вызывающий гемофилию, локализован в Х-хромосоме. Отец страдает гемофилией, мать — здорова. Какова вероятность рождения дочерей - носительниц гена гемофилии?
  2. Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства F1 и F2, если скрестили гомозиготных норок с фенотипами: самки с коричневыми глазами, чёрной шерстью и самец с чёрными глазами и белой шерстью. Все потомки в F1 были черноглазыми с чёрной шерстью. В F2 получено: 18 черноглазых с чёрной шерстью, 6 черноглазых с белой шерстью и 6 кареглазых с чёрной шестью, 2 кареглазых с белой шестью.
  1. У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак – h) родились две дочери и два сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свёртываемости кров сцеплен с полом.
  1.  Определите генотипы родителей и сына, а также генотипы и фенотипы                

           потомства у этих родителей, если у здоровых родителей сын болен

           дальтонизмом (рецессивный ген –d сцеплен с Х-хромосомой)

  1. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

Задачи по генетике для самостоятельного решения.                      Лист № 1+

1.  От одной пары кур за некоторый промежуток времени было получено 140 цыплят, из них 45 курочек, а остальные петушки.

  1. Предложите гипотезу, объясняющую неравное соотношение полов в потомстве этой пары. Запишите генотипы родителей и потомков и схему скрещивания.
  2. Можно ли ожидать нарушения соотношения полов при скрещивании этого же петуха с другой курицей? Объясните.
  3. А при скрещивании этой же курицы с другим петухом? Объясните.

2. По приведенной родословной определите характер наследования признака.

Родосл 1 домин аутос

1) Объясните, на основании каких данных вы сделали свой вывод.

2) Запишите генотипы пробанда (женщина под номером 1 в IV поколении), ее братьев и сестры, их родителей (11 и 12), а также бабушки и дедушки.

3) Можно ли ожидать появления признака у детей пробанда, и с какой вероятностью? У детей ее братьев?            

3.  У рыжего таракана прусака известны две доминантные мутации по окраске тела:  E – бледное тело и  B – черное тело. Прусаки дикого типа – гомозиготы по рецессивным аллелям обоих генов – имеют рыжий цвет. Гены расположены в разных аутосомах.

Скрестили двух бледных тараканов. В потомстве оказалось 10 рыжих, 10 черных и  60 таких же бледных, как их родители. Определите характер взаимодействия генов и генотипы родителей.                    


Задачи по генетике для самостоятельного решения.                      Лист № 2+

1. По приведенной родословной определите характер наследования признака.

Х-сцепленный доминантный 1

1) Объясните, на основании каких данных вы сделали свой вывод.

2) Запишите генотипы пробанда (мужчина под номером 8 в IV поколении), его брата и сестры, а также их родителей.

3) Можно ли ожидать появления признака у детей пробанда, и с какой вероятностью? У детей его брата (под номером 7)?      

2.  Группы крови человека определяются серией множественных аллелей гена I – i0, IA и IB. Ахондроплазия (форма карликовости с короткими конечностями) – доминантным геном, летальным в гомозиготе. Гены ахондроплазии и групп крови – в разных аутосомах.

В семье, где оба родителя с ахондроплазией и имеют группы крови: мать – III (В), а отец – IV (АВ), есть ребенок со II (А) группой крови.  

1) Определите генотипы родителей.

2) Определите вероятность рождения у них ребенка нормального роста с  IV (АВ) группой.

3) Определите вероятность рождения ребенка с фенотипом матери.

     

3. У белого голубоглазого кота и черепаховой кошки за несколько лет родилось 23 котенка. Из них 11 были белыми и голубоглазыми, как отец, а 12 – цветными. При этом среди цветных были черные котики, черепаховые кошечки и рыжие котята обоих полов.

Определите характер наследования признаков. Введите обозначения генов. Запишите схему скрещивания, указав генотипы родителей и потомков.

Задачи по генетике для самостоятельного решения.                      Лист № 3+

1. Две популяции бабочек отличаются цветом крыльев: в первой все с желтыми крыльями, во второй – с голубыми.  Если самца из желтой популяции скрестить с самкой из голубой (скрещивание 1), то в первом поколении все самки оказываются желтыми, а самцы – зелеными.

При реципрокном скрещивании 2 (самка из желтой популяции, самец из голубой) в первом поколении все самцы также оказываются зелеными, а самки – голубыми.

Известно, что гетерогаметный пол у бабочек – самки.

Определите, как наследуется признак окраски крыльев. Введите обозначения генов, запишите схемы скрещиваний 1 и 2, указав генотипы родителей и потомков.

2. Отсутствие хвоста у кошек определяется геном T, летальным в гомозиготе.  Рецессивный ген r  отвечает за курчавую шерсть у породы рекс, а ген g – за блестящую шерсть. Все гены находятся в разных аутосомах.

Клуб, разводящий чистую породу рексов с курчаовй и блестящей шерстью, решил вывести ветвь этой породы без хвостов. В их распоряжении был только один бесхвостый беспородный кот с нормальной шерстью.

1) Как заводчикам быстрее достичь поставленной цели? (за минимальное количество скрещиваний и с максимальным выходом котят желаемого фенотипа – курчавых, блестящих и бесховстых). Запишите схему скрещиваний, которую вы бы им предложили.

3. Пигментный ретинит у человека (заболевание сетчатки, приводящее к ухудшению зрения) может вызываться тремя разными генами – аутосомным доминантным D, аутосомным рецессивным b, и рецессивным сцепленным с полом геном r.

В семье жена больна пигментным ретинитом и гетерозиготна по всем трем генам, муж здоров и не является носителем ни одного из генов данной болезни.

Определите вероятность рождения у них детей, больных пигментным ретинитом.


Задачи по генетике для самостоятельного решения.                      Лист № 4+

 1. По приведенной родословной определите характер наследования признака.

Родосл 2 рец сцепл с полом

1) Объясните, на основании каких данных вы сделали свой вывод.

2) Запишите генотипы пробанда (женщина под номером 6 в III поколении), ее родителей (1 и 2 в поколении  II), бабушки и дедушки (1 и 2 в поколении I), а также ее мужа и ребенка.

3) Какова вероятность появления признака у следующих детей пробанда?

2. При скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами все дочерние растения имели красные цветы. Объясните это удивительное явление. Какое расщепление ожидается в F2 от самоопыления растений F1?

Запишите схему скрещиваний и объясните.

3. При самоопылении одного голого (без колючек) кактуса получилось

60 таких же голых кактусов, 15 – с прямыми колючками и 5 – с крючковидными.

Скрещивание этого же родительского растения на одного из крючковидных потомков дало 20 голых растений,  10 – с прямыми колючками  и  10 с крючковидными.

Введите обозначения генов, определите тип их взаимодействия.  

Запишите генотипы родителей и потомков в данных скрещиваниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...

лист опорных сигналов по генетике

Рисуночный конспект уроков по генетике для 9 класса основной школы, у кого нет таблиц по общей биологии...