Листы с задачами по генетике
методическая разработка (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Задачи по генетике Лист № 1
- Из-за сильного укорочения ног одна из пород кур названа ползающими. Коротконогий петух был скрещен с двумя курицами: одна имела нормальные ноги, другая - короткие. Первая курица принесла 22 цыпленка с короткими и 24 - с нормальными ногами. От второй курицы получено 23 коротконогих и 11 нормальных цыплят. Причем, примерно из 25% яиц цыплята не вывелись. Как наследуется длина ног у кур? Каковы генотипы родителей?
- Глаукома (болезнь глаза) взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма глаукомы определяется доминантным аллелем аутосомного гена, другая – рецессивным, несцепленным с предыдущим. Какова вероятность рождения ребенка без аномалий в случае, если оба родителя гетерозиготны по двум генам? В соответствии с условием задачи, введем обозначения аллелей: А – доминантная форма глаукомы, а – норма, В – норма, в - рецессивная форма глаукомы.
- От скрещивания растений раннеспелого сорта ячменя с растениями позднеспелого в F1 было получено 18 раннеспелых растений, в F2 124 растения.
1. Сколько растений в F\ было гетерозиготных?
2. Сколько разных генотипов и фенотипов может образоваться в F2 и в каком
числовом отношении происходит расщепление?
3. Сколько растений в F2 будут позднеспелыми?
4. Сколько раннеспелых растений в F2 могут дать нерасщепляющееся
потомство?
- Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным зрением имела помет из 5 щенков, два из которых были слепыми. Установите генотипы родителей и генотипы щенят. Один нормальный щенок из этого помета должен быть продан для дальнейшего размножения. Какова вероятность того, что он гетерозиготен по гену слепоты?
- От спаривания платиновых нормальношерстных лисиц в потомстве наблюдалось расщепление: по окраске меха - 2 части платиновых : 1 часть черно-серебристых, по длине шерсти - 3 части с нормальной длиной шерсти : 1 часть с длинной. Каковы генотипы спариваемых лисиц? Каковы генотипы и фенотипы потомков? Какая часть потомков будет иметь черно-серебристую окраску и длинную шерсть?
- Миоплегия (нарушение работы мышц) наследуются как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
- У колобков аутосомный ген лысости выступает как доминантный. Колобиха, имеющая лысого брата, выкатилась замуж за волосатого колобка. Какова вероятность рождения гомозиготного лысого колобочка?
- У Колли Бурого обжорство доминирует над диетизмом, а хамство над приличием. Какова вероятность рождения детей приличных, любителей покушать, при скрещивании дигетерозиготы с рецессивной гомозиготой по обоим признакам, если гены обжорства и хамства сцеплены, кроссинговера не происходит?
- У собак черная окраска шерсти определяется геном (B), коричневая – (b), сплошная – (S), пегая – (s). У черных родителей 6 щенков – все черные. Каковы возможные генотипы родителей?
- В семье пятеро детей со смуглой кожей, а у матери кожа белая. Определите: 1) какой признак доминирует; 2) каков цвет кожи у отца своих детей.
- Седая прядь волос надо лбом у человека - доминантный признак, ее отсутствие - рецессивный. У матери - седая прядь волос надо лбом, а у отца и сына - нет. Каков генотип матери?
- У томатов нормальная высота растений (А) доминирует над карликовостью (а). Определите генотипы скрещиваемых растений, если в их потомстве наблюдается расщепление по этим признакам в отношении: 1)1:1; 2) 3:1.
- Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.
- Женщина с рыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет рыжие, а отец нерыжие волосы. От этого брака родился мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц.
- У редиса круглая форма корнеплодов доминирует над длинной. При скрещивании круглого редиса с длинным получаются овальные корнеплоды. От скрещивания между собой растений с овальными корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 с овальными и 71 с длинными корнеплодами. Определите их генотипы. Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными с растением с круглыми корнеплодами?
Задачи по генетике Лист № 2
- У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, а нос как у Бабы – Яги. В семье родился ребёнок без этих тревожных признаков.
1) сколько типов гамет образуется у мужчины?
2) сколько разных генотипов может быть у детей?
3) какова вероятность рождения в этой семье ребёнка, похожего на Бабу – Ягу по двум признакам (в%)?
4) какова вероятность рождения ребёнка с одним из этих признаков?
2. У Чебурашки большие уши определяются рецессивными генами локализованными в Х-хромосоме. Чебурашка с большими ушами выходит замуж за Чебурана с маленькими ушами. Какова вероятность появления в семье Чебурашки и Чебурана ребенка с большими ушами?
- У птиц женский пол гетерогаметный. У Курочки-рябы сцепленный с полом ген D определяет черную окраску, а ген d – рябую. Скрестили черную курочку с рябым самцом. Каковы генотипы родителей и птенцов? Какова окраска этих птенцов? Сколько из них будет рябых курочек?
- В одном из рассказов Кира Булычева говорится о пирате Крысе. Этот пират мог превращаться в разных людей. Его папа тоже мог, а мама не умела. Выяснилось, что в роду все мужчины умели это делать, так как ген превращения сцеплен с полом. Объяснить, почему только у мужчин в семье было это умение.
- Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак, рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка и папа Карлсона тоже сладкоежки, а мама нет. Записать генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, то какова вероятность, что они были бы сладкоежками?
- Карлсон очень любит сладкое. Ген, определяющий этот признак, рецессивный и находится в Х-хромосоме. Бабушка Карлсона тоже сладкоежка, а мама и папа нет. Записать генотипы семьи. Если бы у Карлсона были братья и сестры, то какова вероятность, что они были бы сладкоежками?
- Иванушка поймал Жар-птицу, насыпав в корыто зерна с вином. Оказывается ген любви к вину рецессивен и находится в Х-хромосоме. Определить генотип и пол Жар-птицы, если женский пол у птиц гетерогаметный.
- Соловей-разбойник и его отец имеют очень мощный голос. У матери – голос нормальной силы. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал голос от отца, если ген соловьиного свиста находится в Х-хромосоме?
- Ген золотоноскости яиц находится в Х-хромосоме. Курочка Ряба может нести и золотые, и простые яйца. Причем золотые яйца получаются только в случае, если обе Х-хромосомы несут этот ген. Какими должны быть генотипы Курочки и Петуха, чтобы яйцо получилось золотым?
- У Золотой рыбки ген а является рецессивным, сцепленным с полом и летальным (приводит к гибели). Каково будет численное соотношение полов в потомстве от скрещивания самки Аа с нормальным самцом?
- При скрещивании красноглазой самки Золотой рыбки с синеглазым самцом получено 8 самцов с красными глазами и 8 самок с синими глазами. Определить их генотипы.
- На планете 2244-Р живут цветохвосты. Окраска у них бывает желтая, зеленая и зеленая в желтые горошки. При скрещивании самца зеленого цвета с самкой желтого цвета вывелись детеныши зеленого, желтого и зеленого в желтые горошки. Как наследуется окраска у цветохвостов, если зеленый цвет доминантный. Каковы генотипы родителей и детенышей?
- Жар-птица имеет ярко желтое оперение, Синяя птица – синее. При скрещивании Жар-птицы с Синей птицей вылупились все птенцы синего цвета. Каковы генотипы родителей и потомства? Какой признак доминантный?
- При скрещивании Аленького цветочка с красными и розовыми лепестками (встречаются и такие) было получено потомство с красными и белыми цветками. Объясните полученные результаты.
- У колобков ген лысости выступает как доминантный над геном волосатости. Волосатая колобиха, имеющая лысого брата и лысого отца, выкатилась замуж за лысого колобка. У них родилась лысая колобочка. Колобочка выкатилась за волосатого колобка. Какова вероятность, что у них родится лысый колобок? Какова вероятность, что у них родится лысый колобок волосатый колобок?
- У Белоснежки вторая группа крови (А), а у принца – третья (В). Какова вероятность рождения наследника с первой группой крови (0), в каком случае это возможно?
Задачи по генетике Лист № 3
- Конек-горбунок появился у кобылицы нормального роста. Каковы генотипы родителей, если нормальный рост – признак доминантный и у Конька-горбунка два брата тоже были нормального роста?
- В сказке «Джек и бобовый стебель» Джек посадил боб, из которого выросло растение гигантского размера, высотой до неба. Оказалось, что семя боба получилось при скрещивании растений нормального роста и таких гигантских семян было только 1/5 часть от всех полученных. Каковы генотипы родительских форм растений?
- Ген, определяющий лень, доминирует над работоспособностью. Известно, что Емеля из сказки «По щучьему велению» гетерозиготен. Каков процент этой вероятности, если известно, что мать Емели была работящей, а отец – очень ленивый?
- На планете Вестер-123 жители очень похожи на людей, но имеют сиреневые глаза и шесть пальцев на руках. Женщина с сиреневыми глазами и шестью пальцами вышла замуж за землянина с голубыми глазами и пятью пальцами. У них родилась дочь с сиреневыми глазами и пятью пальцами. Какова вероятность, что другой ребенок тоже будет такой же? Каковы генотипы родителей и детей?
- У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Аллюр рысью зависит от доминантного гена Р, а аллюр шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога иноходца и гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?
- Жители планеты Блук-555 имеют большие уши, и их называют Ушанами. Ушанка с тремя ушами выходит замуж за Ушана с тремя ушами, один из родителей которого имел два уха. От этого брака родился один ребенок с двумя ушами. Составьте родословную семьи. Определите генотипы всех членов семьи.
- У Черномора маленький рост, его брат был великаном, а родители и сестра были нормального человеческого роста. Каковы генотипы всех представителей семьи, если высокий рост признак доминантный?
- Малышу из сказки «Малыш и Карлсон» на день рождения подарили белого щенка с длинной шерстью. Родители щенка были оба черные с короткой шерстью. У них родилось два щенка: черный с короткой шерстью и с длинной шерсть. Объясните, какие признаки являются рецессивными, какие доминантными. Как это можно проверить? Каковы генотипы всех членов этой семьи?
- У Мальчика-с-пальчик группа крови АВ, его матушка имеет группу крови – 0А. Какую группу крови может иметь отец?
- На планете Брасак из рассказа Кира Булычева жители имели голубые и желтые глаза. Жители с голубыми глазами были честными, а с желтыми – предателями, которые помогали пиратам. Цвет глаз наследуется двумя парами генов, и глаза бывают голубыми, желтыми, оранжевыми. Чем ярче проявлялось предательство, тем желтее были глаза. Как наследуется окраска глаз у жителей планеты Брасак?
- На Третьей планете системы Медуза Алиса Селезнева обнаружила цветы с зеркальной сердцевиной, которая наследуется двумя парами генов.Но оказалось, что зеркальные сердцевины получаются, если скрестить два растения с обычными сердцевинами. Как наследуется зеркальность у растения? Каковы генотипы растения?
- На планете Синего Солнца растут очень красивые цветы, имеющие различную форму венчика. При скрещивании растений с воронковидной А и бокаловидной В формой венчика в первом поколении все гибриды имели чашевидную форму. Рецессивная аллель определяет цилиндрическую форму. Как наследуется форма венчика у растений и какие гибриды получатся во втором поколении при скрещивании гибридов первого поколения.
- Птицы Говоруны отличаются умом и сообразительностью. Окраска хохолков на голове бывает белая и красная, наследуется двумя парами генов. Скрещиваются две птицы с белыми хохолками, и у них выводится птенец с красным хохолком на голове. Как наследуется окраска хохолка у Говорунов? Каковы генотипы родителей и птенца?
Задачи по генетике Лист № 3
- При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?
- Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?
- У арбузов круглая форма плода доминирует над удлиненной, а зеленая окраска - над полосатой, признаки наследуются независимо. Скрестили сорт с круглыми, полосатыми плодами ( гомозигота ) и сорт с удлиненными зелеными плодами (гомозигота) и получили 28 гибридов F1. Сколько типов гамет образует растение из поколения F1.
- Рецессивный ген, вызывающий гемофилию, локализован в Х- хромосоме. Отец здоров, мать - носительница гена гемофилии. Какова вероятность рождения здоровых сыновей ?
|
|
потомства у этих родителей, если у здоровых родителей сын болен дальтонизмом (рецессивный ген –d сцеплен с Х-хромосомой) |
|
Задачи по генетике для самостоятельного решения. Лист № 1+
1. От одной пары кур за некоторый промежуток времени было получено 140 цыплят, из них 45 курочек, а остальные петушки.
- Предложите гипотезу, объясняющую неравное соотношение полов в потомстве этой пары. Запишите генотипы родителей и потомков и схему скрещивания.
- Можно ли ожидать нарушения соотношения полов при скрещивании этого же петуха с другой курицей? Объясните.
- А при скрещивании этой же курицы с другим петухом? Объясните.
2. По приведенной родословной определите характер наследования признака.
1) Объясните, на основании каких данных вы сделали свой вывод. |
2) Запишите генотипы пробанда (женщина под номером 1 в IV поколении), ее братьев и сестры, их родителей (11 и 12), а также бабушки и дедушки. |
3) Можно ли ожидать появления признака у детей пробанда, и с какой вероятностью? У детей ее братьев? |
3. У рыжего таракана прусака известны две доминантные мутации по окраске тела: E – бледное тело и B – черное тело. Прусаки дикого типа – гомозиготы по рецессивным аллелям обоих генов – имеют рыжий цвет. Гены расположены в разных аутосомах.
Скрестили двух бледных тараканов. В потомстве оказалось 10 рыжих, 10 черных и 60 таких же бледных, как их родители. Определите характер взаимодействия генов и генотипы родителей.
Задачи по генетике для самостоятельного решения. Лист № 2+
1. По приведенной родословной определите характер наследования признака.
1) Объясните, на основании каких данных вы сделали свой вывод. |
2) Запишите генотипы пробанда (мужчина под номером 8 в IV поколении), его брата и сестры, а также их родителей. |
3) Можно ли ожидать появления признака у детей пробанда, и с какой вероятностью? У детей его брата (под номером 7)? |
2. Группы крови человека определяются серией множественных аллелей гена I – i0, IA и IB. Ахондроплазия (форма карликовости с короткими конечностями) – доминантным геном, летальным в гомозиготе. Гены ахондроплазии и групп крови – в разных аутосомах.
В семье, где оба родителя с ахондроплазией и имеют группы крови: мать – III (В), а отец – IV (АВ), есть ребенок со II (А) группой крови.
1) Определите генотипы родителей.
2) Определите вероятность рождения у них ребенка нормального роста с IV (АВ) группой.
3) Определите вероятность рождения ребенка с фенотипом матери.
3. У белого голубоглазого кота и черепаховой кошки за несколько лет родилось 23 котенка. Из них 11 были белыми и голубоглазыми, как отец, а 12 – цветными. При этом среди цветных были черные котики, черепаховые кошечки и рыжие котята обоих полов.
Определите характер наследования признаков. Введите обозначения генов. Запишите схему скрещивания, указав генотипы родителей и потомков.
Задачи по генетике для самостоятельного решения. Лист № 3+
1. Две популяции бабочек отличаются цветом крыльев: в первой все с желтыми крыльями, во второй – с голубыми. Если самца из желтой популяции скрестить с самкой из голубой (скрещивание 1), то в первом поколении все самки оказываются желтыми, а самцы – зелеными.
При реципрокном скрещивании 2 (самка из желтой популяции, самец из голубой) в первом поколении все самцы также оказываются зелеными, а самки – голубыми.
Известно, что гетерогаметный пол у бабочек – самки.
Определите, как наследуется признак окраски крыльев. Введите обозначения генов, запишите схемы скрещиваний 1 и 2, указав генотипы родителей и потомков.
2. Отсутствие хвоста у кошек определяется геном T, летальным в гомозиготе. Рецессивный ген r отвечает за курчавую шерсть у породы рекс, а ген g – за блестящую шерсть. Все гены находятся в разных аутосомах.
Клуб, разводящий чистую породу рексов с курчаовй и блестящей шерстью, решил вывести ветвь этой породы без хвостов. В их распоряжении был только один бесхвостый беспородный кот с нормальной шерстью.
1) Как заводчикам быстрее достичь поставленной цели? (за минимальное количество скрещиваний и с максимальным выходом котят желаемого фенотипа – курчавых, блестящих и бесховстых). Запишите схему скрещиваний, которую вы бы им предложили.
3. Пигментный ретинит у человека (заболевание сетчатки, приводящее к ухудшению зрения) может вызываться тремя разными генами – аутосомным доминантным D, аутосомным рецессивным b, и рецессивным сцепленным с полом геном r.
В семье жена больна пигментным ретинитом и гетерозиготна по всем трем генам, муж здоров и не является носителем ни одного из генов данной болезни.
Определите вероятность рождения у них детей, больных пигментным ретинитом.
Задачи по генетике для самостоятельного решения. Лист № 4+
1. По приведенной родословной определите характер наследования признака.
1) Объясните, на основании каких данных вы сделали свой вывод. |
2) Запишите генотипы пробанда (женщина под номером 6 в III поколении), ее родителей (1 и 2 в поколении II), бабушки и дедушки (1 и 2 в поколении I), а также ее мужа и ребенка. |
3) Какова вероятность появления признака у следующих детей пробанда? |
2. При скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами все дочерние растения имели красные цветы. Объясните это удивительное явление. Какое расщепление ожидается в F2 от самоопыления растений F1?
Запишите схему скрещиваний и объясните.
3. При самоопылении одного голого (без колючек) кактуса получилось
60 таких же голых кактусов, 15 – с прямыми колючками и 5 – с крючковидными.
Скрещивание этого же родительского растения на одного из крючковидных потомков дало 20 голых растений, 10 – с прямыми колючками и 10 с крючковидными.
Введите обозначения генов, определите тип их взаимодействия.
Запишите генотипы родителей и потомков в данных скрещиваниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом
Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....
Решение задач по генетике
Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...
"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "
Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....
программа элективного курса "Решение задач по генетике"
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...
Генетика . Алгортм решения задач по генетике.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...
лист опорных сигналов по генетике
Рисуночный конспект уроков по генетике для 9 класса основной школы, у кого нет таблиц по общей биологии...