Подготовка к олимпиадам по биологии как одна из форм активации познавательной самостоятельности обучаемых
методическая разработка по биологии на тему
Обобщение педагогического опыта. Материал возможно использовать для подготовок к выступлениям на педагогических чтениях различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_pedagogicheskogo_rabotnika.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта педагогического работника
Подготовка к олимпиадам по биологии как одна из форм активации познавательной самостоятельности обучаемых
Актуальность и перспективность опыта
Согласно Концепции модернизации российского образования требования к организации обучения направляют учителя на развитие социально-активной, творческой личности обучаемых, которые проявляют познавательные способности и потребности, а также на формирование самостоятельности действий в динамически меняющемся обществе.
В последние годы сокращение количества учебных часов, выделяемых на изучение биологии, при почти полном сохранении подлежащих изучению объёмов материала, привело к усилению теоретического аспекта школьного курса биологии. Поэтому считаю проблему поиска путей повышения познавательной активности обучающихся актуальной.
Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает участие школьников в предметных олимпиадах. Предметные олимпиады позволяют школьникам, да и учителям тоже, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования и педагогической практики.
Биологические олимпиады школьников является своеобразным соревнованием учащихся. Она проверяет их способности и умения решать различные биологические задачи и проводить биологические эксперименты, требует от участников не только интереса к биологии, но и определенных природных данных таких как: хорошо развитая логика, цепкая память активная познавательная потребность, находчивость и настойчивость и самое главное - огромное трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Ещё один немаловажный аспект – в век компьютерных технологий появились новые формы познавательной активности - Интернет олимпиады, дающие возможность отработки навыков самостоятельного решения задач.
В настоящее время роль предметных олимпиад возросла.
Участие школьников в заочных олимпиадах республиканского, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
-дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
-создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
-привлекает учащихся уже с 5 классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
-по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Условия формирования ведущей идеи опыта,
условия возникновения, становления опыта
На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации, а так же требования к выпускникам образовательных школ.
Основной цель при подготовке к олимпиадам является - теоретическое обоснование и разработка методических подходов к подготовке учащихся 6-11 классов к участию в биологических олимпиадах.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ современного состояния олимпиадного движения, а также теоретических и методических исследований по рассматриваемой проблеме.
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 5-11 классов при участии в биологических олимпиадах.
3. Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 5-11 классов к биологическим олимпиадам.
4. Разработать методические подходы к обучению решению нестандартных задач
5. Разработать организационные формы и методы проведения олимпиад для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, в том числе с использованием средств ИКТ.
Теоретическая база опыта
Олимпиада школьников по биологии имеет достаточно длинную историю. Вначале олимпиады проводились в отдельных школах и городах. В 1950 году олимпиаду стал организовывать почвенный факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, олимпиада стала очень популярной, и в ней принимали участие не только школьники Москвы и Российской Федерации, но и учащиеся из других районов СССР.
Первая Всероссийская олимпиада школьников по биологии была проведена по инициативе Министерства просвещения РСФСР в 1979 году в Барнауле. Одним из организаторов олимпиады был известный методист-биолог Д.И.Трайтак. Первые шесть олимпиад проводились с интервалом в 1 год, а начиная с седьмой олимпиады 1991 года они проводятся ежегодно. Это было связано с тем, что с 1990 года стала проводиться Международная биологическая олимпиада школьников, участниками которой могут быть победители национальной олимпиады данного года.
В связи с необходимостью совершенствования подготовки национальной команды для Международной биологической олимпиады с 1994 года Всероссийская олимпиада проводится по модели, соответствующей МБО. В связи с этим вводится тестовая основа теоретического тура, и значительно усиливаются практическая и экспериментальная составляющие во время проведения практического тура. Кроме того, меняются подходы к оцениваю результатов.
На сегодняшний день Всероссийская олимпиада школьников по биологии проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский и международный.
Основное методическое требование к каждому отдельному вопросу школьного тура олимпиады/конкурса вытекает из общего характера большинства заданий следующего тура (уровня) олимпиады. Оно состоит в том, что ответ на олимпиадный вопрос должен показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет научными фактами, навыками абстрактного мышления, умением анализировать. Это требование особенно важно соблюдать при проведении олимпиад и конкурсов, в которых участвуют учащиеся профильных классов, так как часто учителя, работающие в таких классах, первостепенное внимание уделяют «знаниевому» компоненту воспитательно-образовательного процесса, часто выпуская из вида необходимость развития самостоятельных познавательных и творческих сил школьников.
Таким образом, главное в вопросах олимпиад и конкурсов – это творческий характер заданий, требующих проявить школьникам навыки познавательной самостоятельности. Основные типы заданий, используемые при составлении текстов школьных олимпиад:
- Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;
- Вопросы с рисунками и схемами;
- Задачи типа «найди ошибку»;
- Вопросы на наблюдательность;
- Вопросы на перечисление;
- Вопросы о функциях;
- Задания на связь строения с образом жизни;
- Упражнения о способах решения задачи;
- Задания на сопоставление;
- Вопросы на глобальные связи;
- Задания, требующие выдвижения гипотез;
- Задания-тесты (именно они в последние годы получают все большее распространение среди олимпиадных заданий, поскольку позволяют в максимальной степени формализовать ответ учащегося, что существенно облегчает проверку и сравнение результатов и делает их более объективными) и др.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но, на мой взгляд, подготовка детей к участию в олимпиаде будет складываться из нескольких этапов:
1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,
проявляющих интерес к предмету и желающих участвовать в олимпиаде
Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению биологии и экологии учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).
На этом этапе должна сработать проницательность и профессиональная интуиция учителя. Учитель должен суметь заметить неординарно мыслящих детей именно в области своего предмета. Ведь эти дети порой в силу своей скромности могут и не проявлять активности.
По понятным причинам большого количества детей на данном этапе быть не может. Таких детей начинаю выявлять с 6 класс в ходе работы на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. В итоге уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь гимназии на муниципальном и региональном этапах олимпиады.
Учащиеся, возможно, и сами не предполагают своей потенциальной успешности. И то, как учитель обратит на них внимание и предложит участвовать в олимпиаде, повлияет на будущий исход. Нерешительность и сомнение ребенка может перерасти в уверенность и увлеченность
2 этап. Подготовка участников олимпиад (теоретический этап)
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Параллельно с выявлением школьников интересующихся биологией и экологией и формированием этого интереса, создаю творческую группу, учащихся готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
Подготовка к олимпиадам по предмету выстраиваю в двух формах обучения. Первая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном общеобразовательном классе гимназии на уроке в виде дифференцированного обучения, когда предлагаю задания повышенной сложности учащимся проявляющим интерес к биологии. Вторая форма построена на основе индивидуального обучения учащихся во внеучебное время.
Подготовка к муниципальному этапу проводится по следующему алгоритму: на занятиях учащимся предлагаю методические рекомендации по решению тестовых заданий различного типа (в том числе заданий, предполагающих письменное обоснование правильного и неправильных ответов), продолжаю работу по углублению и обобщению знаний по предмету с учетом специфики локальных особенностей республики, тк в олимпиадных задания предусмотрены вопросы учитывающие региональные особенности флоры и фауны Мордовии.
При подготовке к олимпиадам придерживаюсь не только принципа индивидуального подхода, а так же принципы максимальной самостоятельности т.к. самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий.
При подготовке детей к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников по биологии особое внимание уделяю практическим занятиям:
- Общенаучные (наблюдение, измерение, группирование и классификация, нахождение взаимосвязей, вычисление, организация данных и их представление, прогнозирование, формулирование гипотезы, оперативное описание, экспериментирование).
- Биологические (умение работать с лабораторным оборудованием; зарисовка препаратов; точное описание биологических рисунков с использованием биологических терминов).
- Применение методов биологического исследования.
Цитологические (техника приготовления микропрепаратов).
Методы изучения анатомии и физиологии растений (морфологическое описание растений, препарирование различных частей растения).
Методы изучения анатомии и физиологии животных (определение положения в систематике, препарирование).
Этологические методы (определение и интерпретация поведения животных).
Экологические методы.
Таксономические методы.
Применение физических и химических методов.
Применение микробиологических методов.
Применение статистических методов.
Основы практических навыков формируются также на уроках. Поэтому выполнению практической части программ необходимо уделять должное внимание
3 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движениея и их результативность
На этом этапе предлагаю ученикам принят участия в различных очных и заочных олимпиадах и творческих конкурсах требующих не только глубоких знаний по предмету, но и креативного мышления.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
Анализ результативности
В нашей гимназии много талантливых учеников, которые принимают участие и становятся победителями и призёрами различных очно –заочных олимпиад муниципального, регионального и российского уровней таких как:
Всероссийская олимпиада школьников, Всероссийская олимпиада школьников по биологии «Мозговой штурм» , Всероссийская олимпиада по биологии «Вот задачка», Международная Олимпиада по основам наук по предмету биология. С 2013 годе ежегодно принимаем участие в Открытой олимпиаде школьников которая проводится на базе МГПИ им. М.Е. Евсевьева, с 2017 г в Межрегиональной олимпиаде школьников «Альфа», отборочный тур которой проходит заочно, очный тур на площадке МГПИ Евсевьева. Второй год наши обучающиеся участвуют в очной открытой олимпиаде по биологии для обучающихся 9-11 на базе факультета биотехнологии и биологии МГУ им Огарёва, в этом году участвовали в Всесибирской открытой олимпиаде школьников, многопрофильной межрегиональной олимпиаде «Покори Воробьёвы горы» и многие другие.
Победы в предметных олимпиадах - особая гордость гимназии и личное достижение ученика.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Скорость мыслительных процессов у детей разная. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие ориентированны на процесс длительного обдумывания и стрессовая ситуация, вызванная ограничением времени может ввести их в ступор. В связи с чем результаты могут быть весьма отличаться от ожидаемых.
Не всегда одному учителю по силам подготовить учащихся к выступлению на региональных олимпиадах, т.к. практическая часть требует не только теоретических знаний, но и умения выполнять практические задания. Для этого необходимо оборудование и материалы которыми школьные лаборатории не располагают в полной мере, поэтому наиболее правильный выход в этой ситуации – повышение связей между школой и ВУЗами.
Адресные рекомендации по использованию данного опыта
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на педагогических советах и методических объединениях, участвую в работе семинаров, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.
Опыт моей работы может быть использован каждым учителем при соответствующих изменениях и педагогическом обосновании содержания обучения.
Список источников информации.
1.Г.Н. Панина Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия Н.И.Сонина) Издательство "Паритет". 2005 год.
2.Д.В. Мамченков.Методические рекомендации по подготовке и участию школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов.РУДН,Москва,2015
3.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-metodiki-podgotovki-uchashchikhsya-k-olimpiadam-po-matematike-na-primere-#ixzz56nzm7Rz5
4.сайт http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/412890/
6. Сайт http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/412890/
7. Сайт http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519551/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"
Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....
Использование игровых моментов на уроках биологии – как одна из форм организации познавательного интереса.
Уроки – игры характеризуются высокой степенью активности учащихся. В учебную работу вовлекаются самые застенчивые и робкие, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению к...
Разработка системы подготовки учащихся к написанию эссе как одной из форм контроля в режиме ЕГЭ
Эта работа- начало моей работы над данной темой и написана в 2005 году. За прошедшее время эссе как эффективная форма контроля только укрепила свои позиции.Изменились критерии в сторону уточнания, дет...
Банк заданий по подготовке к олимпиаде по биологии
В данном банке собраны примеры олимпиадных заданий по биологии для 6-11 классов. В банке имеются задания. матрицы ответов и ключи....
Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.
Работа раскрывает различные способы и щирокие возможности использования художественной литературы на уроках истории...
«Игровые технологии на уроках биологии как одна из форм организации интерактивного обучения»
Классификация и практическое применение игровых технологий на примере урока биологии....
Работа в группах как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся
«…Система современного урока – это педагогика возможностей, а не только реальности. Если исходить из реальности, то нужно объяснить лишь то, что ученик может и должен понять. Если исходить из возможно...