урок в 10 классе: Бесполое размножение и его формы
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Урок - проект "Бесполое размножение и его формы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bespoloe_razmnozhenie_i_ego_formy.docx | 241.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология, 10 класс
Урок № 24
Дата:
Тема: Бесполое размножение и его формы
Цель урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе.
Задачи:
образовательные: расширить и углубить знания о бесполом размножении (способы бесполого размножения и его практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);
развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, различными источниками информации, выделять главное и формулировать выводы;
воспитательные: формировать научное и практическое мировоззрение у учащихся для применения этих знаний в практике.
Тип урока: урок - проект с использованием ИКТ
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентации, микроскопы, учебник.
Ход урока:
1.Организационный этап.
2. Постановка проблемного вопроса.
Без него невозможно продолжение жизни. В нём есть умножение и прибавление, однако совсем нет деления и вычитания. Оно начинается от большого и продолжается в малом. Оно есть часть от развития.
Как вы думаете, о каком процессе идет речь? (о размножении)
Дайте определение размножению.
Размножение – воспроизведение себе подобных. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается.
Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?
Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?
Тема урока: Бесполое размножение и его формы.
Формулировка целей урока:
Наш урок предлагаю провести под девизом: «Знай, умей, применяй».
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп
В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа:
Виды бесполого размножения
(заполнение таблицы по ходу урока)
Способ размножения | Особенности размножения | Примеры организмов |
1. Деление клетки на двое | Тело исходной (родительской) клетки делится митозом на две части, каждый из которых дает начало новым полноценным клеткам | Одноклеточные организмы бактерии, амеба |
2. Множественное деление клетки | Тело исходной клетки делится митотически на несколько частей, каждое из которых становится новой клеткой. | Одноклеточные организмы малярийный плазмодий, хлорелла, хламидомонада |
3. Почкование | На материнской клетке сначала формируется бугорок, содержащий ядро. Почка растет, достигает размера материнской, отделяется. | Дрожжи, гидра, сосущая инфузория |
4. Спорообразование | Спора – особая клетка, покрыта плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий | Грибы, мхи, папоротники, плауны, многоклеточные водоросли |
5. Вегетативное размножение: | Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма растения | Растения |
а) у растений | Образование почек, стеблевых и корневых клубней, луковиц, корневищ, листьев, стеблей | Лилейные, пасленовые, крыжовник, смородина, земляника |
6. Прививка | ||
7. Полиэмбриония | ||
8. Клонирование |
Урок проведем в форме проектной работы, где теоретические знания по изученным темам мы применим на практике.
3. Защита проектов.
Группа 1. Деление клетки (использование программы Windows Movie Maker и гиф - анимации):
1. Дробление бактерий (Вильгун Катя) - анимация
Календарь: 1 марта – День иммунитета.
Этот день стал отмечаться сначала медицинской общественностью по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) с 2002 года. Цель этого дня - привлечение широкого общественного внимания к проблемам, связанным с распространенностью различных иммунных заболеваний, а также с сохранением и укреплением иммунитета в целом.
2. Бинарное размножение простейших (Котяй Саша), слайд 3-5
Анимация – деление эвглены зеленой
Анимация – деление амебы
3. Шизогония (Бижик Алина), слайд 6.
Сообщение учащейся: «Шизогония»
- Материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток.
Группа 2. Почкование (Кутецкая Настя) (выращивание колоний дрожжей)
Дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек) – у кишечнополостных, дрожжей.
Группа 3. Фрагментация (Лагута Ира, Канаева Алина) (работа с учебником и справочной литературой).
Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет червем, если его разрезать на 2 части?
Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.
Группа 4. Споруляция (Лоневская Лера) (работа с натуральными объектами, гербарием).
Я предлагаю вам расслабиться и отправиться в путешествие с удивительными растениями (показ видео).
Как вы догадались, речь пойдёт о споруляции как способе бесполого размножения.
К организмам, которые размножаются спорами, относят:
- Водоросли, грибы;
- Мхи,
- Хвощи и плауны;
- Папоротники
У этих растений происходит смена поколений:
- Бесполое (спорофит)
- Половое (гаметофит)
У мхов – спорангий – коробочка (демонстрация фото), а у папоротников - сорусы
(с микроскопом или фото).
Для размножения споровых растений необходима ВЛАГА!
Группа 5. Вегетативное размножение растений (Будз Мария, Стефанюк Анна) (практическая работа).
Просмотр видео: 1. 1, 43сек; 2. 5,40 сек.
Группа 6. Искусственное вегетативное размножение растений (прививки) (Кабаненко Марк, Сергиенко Гриша):
Мастер – класс, выпуск газеты:
Группа 7. Полиэмбриония (Володькин Виктор)
Работа с источниками интернета
Группа 8. Клонирование (Ковтунович Денис)
Работа с источниками интернета
Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее.
Ученые мечтают клонировать динозавров и других вымерших животных. Профессор Киотского университета Акани Иритани уверен, что уже в ближайшие годы он сумеет клонировать мамонта из замороженных останков доисторического животного.
Вывод:
В чем преимущество бесполого размножения перед половым? (заполнение кластера)
- быстрый рост, развитие.
- сохраняет свойства материнского организма
- не нужно находить партнёра
5. Рефлексия:
- Сегодня я узнал…
- Я выполнял задания…
- Я научился…
- Теперь я могу...
- Было трудно…
6. Подведение итогов (оценки).
7. Домашнее задание:
прочитать §13, с. 34
Решить кроссворд от Маши Ковалевской (на хорошую оценку);
составить тесты, кроссворды самостоятельно (на отлично).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка уока биологии 6 класс "Бесполое размножение"
На данном уроке использовалась интерактивная доска. Применение компьютерной техники на данном уроке было обоснованным, т.к. дало возможность:- разнообразить задания для активизации знаний обучаю...
Урок по теме "Бесполое размножение организмов"
Урок по теме "Бесполое размножение организмов" в 9 классе по программе Н.И. Сонина....
урок биологии в 9 классе "Бесполое размножение"
данный урок позволит углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе· Научить определ...
урок биологии "Бесполое размножение и его формы"
Данный урок разработан для 9-10 классов МКШ....
Конспект урока по биологии в 9 кл. "Формы бесполого размножения"
Урок по теме "Размножение. Формы бесполого размножения" предназначен для обучающихся 9 кл. основной общеобразовательной школы.Урок - изучение нового материала с применением мультимедийных ...
Разработка урока "Митоз - основа бесполого размножения"
Данная тема входит в раздел «Размножение и индивидуальное развитие организмов», глава 5 «Самовоспроизводство – общее свойство живых организмов».Целью урока являлось формирование у учащихся представлен...
урок по биологии в 9 классе "Бесполое размножение"
Данная разработка поможет учителю подготовиться и провести качественно урок в 9 классе...