Разработка урока "Митоз - основа бесполого размножения"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Данная тема входит в раздел «Размножение и индивидуальное развитие организмов», глава 5 «Самовоспроизводство – общее свойство живых организмов».

Целью урока являлось формирование у учащихся представления о митозе, изучение фаз и биологической роли данного процесса.

Задачи: 1) образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;

          2) воспитательная – воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;

          3) развивающая –  способствовать развития аналитического мышления и познавательного интереса учащихся, развивать память, внимание, наблюдательность; способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx192.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 16                            Биология                         24.10.2015 – 9 «Б» класс

Сабақтың тықырыбы/Тема урока:

Митоз – основа бесполого размножения, его фазы.

Сабақтың мақсаты/Цель урока: сформировать у учащихся представление о митозе, как непрямом способе деления клетки; изучить фазы митоза и его биологическую роль.

Міндеттер/Задачи: 1) білімділік/образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;

          2) тәрбиелік/воспитательная воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;

          3) дамытушылық/развивающая –  способствовать развития аналитического мышления и познавательного интереса учащихся, развивать память, внимание, наблюдательность; способствовать формированию у учащихся интеллектуальных умений.

    Өткізу/Методы: фронтальный опрос, работа в парах, рассказ с элементами беседы, запись основных понятий в тетради, самостоятельная работа учащихся, работа с текстом и таблицами, демонстрация.

Құрал жабдық/Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, видеопроигрыватель, видеоматериалы, карточки с заданиями.

Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.

Сабақ  жоспары/План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Задание на дом.
  7. Подведение итогов урока.

Сабақтың барысы/Ход урока:

1. Ұйымдастыру бастамасы/Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока. Сегодня мы с вами познакомимся с процессом деления клетки – митозом, узнаем, что такое жизненный цикл клетки.  (Слайд 1, 2)

2.  Үй тапсырмасын сұрау/Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос:

Как происходит регуляция транскрипции?

Что такое клеточная инженерия?

Какие достижения клеточной инженерии вы знаете?

Каково значение клеточной инженерии?

Какие уровни клеточной инженерии вы можете назвать?

Работа в парах:

Внимание!

  • Все приведённые в задачах последовательности нуклеотидов – фрагменты иРНК.
  • Для всех задач необходимо указать, какое свойство (свойства) генетического кода лежит в основе задачи.

1. Переведите приведённую ниже последовательность на язык аминокислот.

А У Г У Ц Ц А Г А Г Ц А У А Ц Ц Ц Г У А У У Ц У

Сколько аминокислот в пептиде?

2. Ниже приведены две последовательности нуклеотидов, различающиеся между собой по 11 позициям из 18. Переведите обе последовательности в белки. Сколько аминокислотных различий между ними?

  1. А У Г У Ц У А Г А У У А Г Г Ц У Ц А
  2. А У Г А Г Ц Ц Г Г Ц У Ц Г Г А А Г У

3. Пользуясь таблицей генетического кода, необходимо по молекуле белка восстановить последовательность нуклеотидов (точнее, один из возможных вариантов состава) иРНК:

Аминокислоты: Метионин – Аргинин – Лизин – Валин – Триптофан – (стоп-кодон).

Таблица генетического кода:

http://fs00.infourok.ru/images/doc/311/310874/1/hello_html_m48dcd1b4.jpg

Учитель рекомендует записать против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат, и сдать работы.

Предлагаемые максимальные баллы: Три обязательные задачи. В каждой из задач 1 балл обязательно даётся за ответ на вопрос о свойстве генетического кода, которому посвящена задача, и 4 балла – за правильное решение самой задачи. Максимальная оценка задач:– 5 баллов.

3. Негізгі білімді оңтайландыру/Актуализация опорных знаний.

Для начала немного повторим, вспомним, что мы уже знаем.

-что вы знаете о делении клетки? (деление–это жизненное свойство клетки);

-что такое клеточный центр? (органоид, содержащий две центриоли, состоящих из микротрубочек);

-что такое ДНК? (хранитель наследственной информации);

-что такое редупликация ДНК? (удвоение молекул ДНК);

-что такое хромосомы? (органоиды – носители наследственной информации);

-что такое диплоидный набор хромосом? (двойной набор, характерный для соматических клеток);

-что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток).

В ходе беседы проводится работа по коррекции знаний.

Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

  1. Жаңа деректерді танып білу/Изучение нового материала.

Один из способов бесполого размножения, изученных нами это, деление.

Клеточный цикл – это ее развитие от момента образования до гибели или следующего деления. (Слайд 4)

Существуют 3 стадии клеточного цикла: 

1.Интерфаза

2.Митоз

3.Цитокинез (деление цитоплазмы)(Слайд 5). (Учащиеся делают записи в тетрадях)

Начинается клеточный цикл с интерфазы. Это самая большая фаза, во время которой клетка выполняет свойственные ей функции, осуществляет клеточный метаболизм, биосинтез, проводит процессы транскрипции и трансляции, образует митохондрии, хлоропласты и др. клеточные органоиды.

В конце интерфазы клетка начинает готовиться к делению. При этом происходит удвоение (репликация) ДНК, укорачивание нитей ДНК за счёт их спирализации. Ведь нить ДНК длиной ок. 2-х метров и она так компактно укладывается, что хромосомы уже становятся хорошо видимыми в световой микроскоп.

МИТОЗ - это такое деление клеточного ядра, при котором образовавшиеся дочерние клетки имеют идентичные материнскому наборы хромосом. Митоз - это деление соматических клеток (клеток тела). (Слайд 6. Учащиеся делают записи в тетрадях)

Впервые митоз, как способ деления соматических клеток открыли в 1879г. Бовери и Флеминг.

Процесс включает 4 фазы. (Демонстрация видеофрагмента)

(Слайд 7) Работая с текстом учебника (стр. 67-68), заполнить таблицу:

Фазы митоза

Фаза

Особенности данной фазы

  1. Профаза

  1. Метафаза

  1. Анафаза

  1. Телофаза

1. Профаза. В первую фазу митоза ядерная оболочка разрушается, исчезает ядрышко, центриоли расходятся по полюсам клетки. Между ними натягиваются нити веретена деления. Каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединённых перетяжкой – центромерой. Закончилась профаза. 

2.Метафаза. Хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления своими перетяжками и выстраиваются по экватору клетки. 

3.Анафаза. Самая короткая. Нити веретена деления растягивают хроматиды в разные стороны. 

4.Телофаза. Фаза обратная профазе. Разошедшиеся хроматиды становятся хромосомами и начинают раскручиваться. Образуется ядерная оболочка, ядрышко. 

 Процесс митоза заканчивается. Начинается цитокинез - деление цитоплазмы и органоидов. Продолжительность митоза 1.5 – 2 часа. У животных образуется перетяжка между клетками, а у растений срединная перегородка. Получаются 2 дочерние клетки, идентичные материнской.

5. Жаңа деректерді ұғып білу/Закрепление нового материала.

 1. Отметьте неверный ответ.

Прививки используют для размножения растений, так как:

а) это более быстрый способ, чем выращивание из семян;
б) при этом сохраняется желаемый набор признаков;
в) образующиеся растения сочетают в себе признаки обоих родителей.

2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?

а) жизнь клетки в период ее деления;
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
в) жизнь клетки в период интерфазы.

3. Митоз – это основной способ деления:

а) половых клеток;     б) соматических клеток;      в) половых и соматических клеток

4. В профазе митоза происходит:

 а) удвоение содержания ДНК;        

 б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки;          

 в) спирализация хромосом.

5. В анафазе митоза происходит расхождение:

а) дочерних хромосом;                         б) гомологичных хромосом;
в) негомологичных хромосом;            г) органоидов клетки.

6. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центриоли и образуется веретено деления?

а) анафазе;    б) телофазе;    в) профазе;       г) метафазе.

7. Хромосомы расположены в одной плоскости в центре клетки (на экваторе). К каждой из них в области центромеры присоединены с двух сторон нити веретена. Это характерно для фазы митоза:

а) профазы;   б) метафазы;     в) анафазы;       г) телофазы.

8. Репликация происходит в

а) профазе;     б) метафазе;       в) интерфазе;           г) телофазе.

9. Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в:

а) профазе;      б) метафазе;      в) анафазе;     г) телофазе.

10. Биологическое значение митоза заключается в:

а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками материала цитоплазмы и ядра            б) увеличении числа клеток                 в) оба ответа верны

Ответы к тесту: 1– в; 2– б; 3– б; 4– в; 5– а; 6– в; 7– б; 8–в; 9–в; 10–в.

Взаимопроверка.

6. Үйге тапсырма/Задание на дом

§ 16 учить

7. Сабаққа қорытынды жасау/Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка уока биологии 6 класс "Бесполое размножение"

На данном уроке использовалась интерактивная доска. Применение компьютерной техники на данном уроке было обоснованным, т.к. дало возможность:- разнообразить задания для активизации знаний обучаю...

Урок:Размножение, типы размножения. Бесполое размножение.

Материал содержит подробный конспект урока для 6 класса (по линии Сонина) по теме "Размножение". Предлагается целый ряд заданий как для самостоятельной работы, так и для работы в парах. Предложенные з...

Тема урока: Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Учебный предмет: биология, 6 класс.  Уровень образования школьников:  базовый. Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размн...

урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Урок биологии для 6 класса по программе Н. И. Сонина....

ТЕМА УРОКА: РАЗМНОЖЕНИЕ. ТИПЫ РАЗМНОЖЕНИЯ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.

ЦЕЛЬ УРОКА: - изучить процесс размножения и типы размножения. отличие бесполого размножения от полового;ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, работа в парахМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковыеОБОРУДОВАНИЕ: п...

Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Бесполое размножение"

Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Бесполое размножение" по программе Н.И. сонина (концентрическая программа).Представлена технологическая карта, лист самооценки,карты-лото, а так...