Рабочая программа по БИОЛОГИИ для 10-11 класса СП Школа (для обучающихся с нарушениями слуха)
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Иванова Ольга Васильевна

Рабочая программа по БИОЛОГИИ

для 10-11 класса СП Школа (для обучающихся с нарушениями слуха)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_chas_struktura_i_soderzhanie_rabochey_programmy_.docx46.52 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

 

Принято на заседании МО

_________________________________

Протокол №_________от____________

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора__________________

Приказ № _________от___________

Рабочая программа по БИОЛОГИИ

для 10-11 класса СП Школа (для обучающихся с нарушениями слуха)

Программу составил:

учитель биологии

 Иванова Ольга Васильевна

                                                 

                                                  2015  год

ВВЕДЕНИЕ

Программа составлена на основе  программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). Содержание и структура программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.

Согласно учебному плану школы количество учебных часов по биологии 138, из расчета 1 час в неделю: 35 учебных часов в 10 классе, 35 учебных часов - в 11 классе.

Для реализации программы используется следующее учебное пособие (из  списка учебников, утвержденного приказом МОиН РФ № 253 от «31» марта 2014 г.)  Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. «Биология. Общая биология. (базовый уровень)» 10-11классы, М; Дрофа, 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психофизиологических возможностей и особенностей обучающихся с нарушениями слуха (слабослышащих и глухих обучающихся).

Программная разработка выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся с нарушениями слуха средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся с нарушениями слуха.

Программная разработка определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, с авторским выбором вариативной составляющей содержания образования.

Структура документа

        Программная разработка включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Ряд представленных в программной разработке лабораторных и практических работ не являются фрагментами уроков, и для их проведения требуются дополнительные учебные часы. В программной разработке приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного процесса обучающихся с нарушениями слуха.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на III ступени среднего (полного) общего образования  на профильном уровне направлен на формирование у глухих и слабослышащих обучающихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программная разработка включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на профильном уровне в программной разработке особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности компонентов живой природы, ее уровневая организация, передача наследственной информации, явления изменчивости организмов и процесс эволюции органического мира.

    Данная программа учитывает коррекционный компонент образовательного процесса,  в связи с чем предусматривается вариативное изменение временного распределения и объёма изучаемого материала в рамках изучаемых тем.

Специфика данной программы

   Данная программа создана и апробирована при обучении обучающихся старших классов с нарушениями слуховой функции. Старшеклассники с нарушением слуха имеют определенные особенности психического и речевого развития, в связи с этим недостаточно хорошо владеют словесной речью, лексический запас у некоторых учеников ограничен (индивидуальные особенности). В связи с этими особенностями программа основывается  на принципе единства обучения биологии в процессе формирования словесной речи. Для достижения эффективных результатов при усвоении учебного материала значительное время отводится на повторение и закрепление изученных тем (коррекционный компонент урока); особенности памяти, внимания и мышления старшеклассников таковы, что для усвоения программного материала требуется словарная работа на каждом уроке, вариативное объяснение (различными визуальными и техническими средствами) и разъяснение биологических терминов, понятий, законов. В ходе изучения биологии время, отведённое на изучение определённой темы приходится увеличивать и, соответственно, объём изучаемого материала отличается от предусмотренного объёма материала в программе по биологии профильного уровня, предназначенного для изучения в старших классах в средней общеобразовательной школе (для учащихся, не имеющих сенсорных нарушений по слуху). С учётом всех особенностей и возможностей старшеклассников с нарушениями слуха фактический объем программного материала разработан на 1,5 часа в неделю, а ещё 0,5 час в неделю  отводится на коррекционный компонент.

Коррекционные задачи курса:

  • развитие  умения  планирования  схемы  высказывания;
  • способность  выделять  значимые   и  существенные  параметры объектов и явлений окружающей среды;
  • поиск объектов, их структурных и функциональных компонентов по схожим  признакам;  
  • коррекция фонетико-фонематической  и лексико-грамматической речи;
  • формирование диалогической  и  монологической речи;
  • развитие  наглядно-образного  и  словесно-логического  мышления;
  • развитие  осознанности в выполнении заданий, уверенности в себе.

Цели:

Изучение биологии на  III ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • коррекция  индивидуальных образовательных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
  • способствование профессиональному самоопределению учащихся с нарушениями слуха в выборе образовательного учреждения для продолжения обучения после окончания школы (для поступления в учреждения, в которых биология является профилирующим предметом: медицинское училище, медицинский колледж, педагогические, медицинские и спортивные ВУЗы)
  • подготовка к выпускным и вступительным испытаниям

Учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся с нарушениями слуха

Программная разработка    предусматривает   формирование    у   учащихся  с   нарушениями  слуха  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и  предметной компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования учащихся с нарушениями слуха  на профильном уровне являются:  формирование представлений об объектах, их свойствах и явлениях окружающей действительности, отражающих биологическую картину окружающего мира;  сравнение и определение взаимосвязей объектов, их структурных и функциональных компонентов;  анализ объектов, явлений; выделение результатов проводимых аналитико-синтетических сравнений;  умение работать с разными литературными источниками и поиск информации в различных источниках (печатных и сети Интернет).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, формирование приспособленности;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,;
  • решать элементарные биологические задачи;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Предметные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по биологии представлены в содержании курса по разделам.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа
по классам

10

11

1.

Биология как наука. Методы научного познания. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

4

4

2.

Клетка

8

12

3.

Организм

18

18

4.

Вид

20

21

5.

Экосистемы

10

13

6.

Резервное время

10

ИТОГО часов:

70

35

35

Предметные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по биологии представлены в содержании курса по разделам.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)

 Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

Основные понятия (словарь):

Биология как наука; свойства живых организмов: рост, дыхание, питание, размножение, раздражимость, обмен веществ и энергии; уровни структурной организации природы: молекулярный, клеточный, тканево-органный, организменный, популяционно-видовой, уровень биоценозов, биосферный; методы изучения биологии;  связь биологии с другими предметами.

Клетка (12 часа)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Лабораторные работы

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Основные понятия (словарь):

Химический состав клетки, органические, неорганические соединения, макроэлементы, микроэлементы, мономеры, биополимеры, пептиды, полипептидная связь, денатурация, ренатурация, глобула, структура белков: первичная, вторичная, третичная, четвертичная, функции белков, фермент, «ключ-замок»; нуклеиновые кислоты: ДНК,РНК; нуклеотид, состав нуклеотида: азотистое основание, остаток фосфорной кислоты рибоза или дезоксирибоза, азотистые основания: аденин, гуанин, тимин, цитозин и урацил; репликация, принцип комплементарности, кодирование, генетический код, триплет, кодон, антикодон,  транскрипция, трансляция;

клетка, прокариот, эукариот, клеточная теория, микроскоп, микроорганизмы, протисты, положение клеточной теории, органоиды клетки: цитоплазма, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс (аппарат) Гольджи, рибосома, вакуоль, центриоль (клеточный центр), вакуоль, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), ядерный аппарат, ядро, ядрышко, кариоплазма, хромосомы.

Организм (18 часов)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторные работы

  • Составление простейших схем скрещивания
  • Решение элементарных генетических задач
  • Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Экскурсия

«Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения».
(Изучение объектов экспозиции биологического музея им. Ч. Дарвина)

Основные понятия (словарь):

Ассимиляция, диссимиляция; метаболизм, фотосинтез, автотрофные, гетеротрофные организмы; превращение энергии, распад сложных соединений, синтез сложных веществ, хемосонтез, хемосонтезирующие организмы;

репликация (редупликация) ДНК, полимерная цепь, цепочка ДНК комплементарная данной, генетический код, триплёт, кодон, антикодон, нуклеотид, закодированная последовательность аминокислот,  свойства генетического кода (триплётность, однозначность, неперекрываемость, универсальность), биосинтез белка, трансляция, транскрипция, структура молекулы; вирус, капсид, вибрион, бактериофаг, болезнетворные вирусы, профилактика вирусных заболеваний; биотехнология, клеточная инженерная, генная и хромосомная инженерия, клонирование;

   Размножение: бесполое (бинарное деление клетки, вегетативное размножение, почкование, размножение спорами, фрагментация); половое (половой диморфизм), яйцеклетка, сперматозоид; образование гамет – гаметогенез: овогенез и сперматогенез.

партеногенез, гермафродитизм у многоклеточных животных. жизненный цикл клетки, митоз: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза телофаза, мейоз: образование гамет, значение размножения организмов; онтогенез, этапы эмбрионального развития: оплодотворение, дробление зиготы, бластула, гаструла, нейрула, органогенез,  периоды постэмбрионального развития, биологическая продолжительность жизни; влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни; близнецы: однояйцовые, двуяйцовые;

наследственность, наследование, изменчивость; законы наследования; генная карта, ген, генотип; признак, свойство, фенотип; закономерности наследования, выявленные Г.Менделем; хромосомная теория, сцепленное наследование; определение пола. Изменчивость: наследственная и ненаследственная; мутационная и комбинативная; модификации; норма реакций;

   изменчивость, виды изменчивости организмов, наследственная и ненаследственная изменчивость; комбинативная изменчивость, комбинации генов; мутационная изменчивость, мутация, мутант, мутаген, влияющий фактор, генотипическая и фенотипическая изменчивость; модификационная изменчивость, модификации; закономерности изменчивость; хромосомные, генные и геномные мутации;

генетика человека, методы изучения генетики человека (цитологические, биохимические, близнецовые и генеалогические); наследование группы крови и резус-фактора (Rh+ или Rh-); наследственные заболевания (хромосомные, геномные).

Вид (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Лабораторные работы

  • Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах
  • Выявление изменчивости у особей  одного вида
  • Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Экскурсия

«Этапы развития жизни на Земле. Этапы антропогенеза» (Изучение объектов экспозиции биологического музея им. К.А. Тимирязева)

Основные понятия (словарь):

  Эволюция. Креационизм, эволюционизм; Ж.Б. Ламарк, К.Линней, Ч.Дарвин, Предпосылки эволюции, движущие силы эволюции; борьба за существование, естественный отбор, наследственность, изменчивость; вид, критерии вида, видообразование; популяция, структура популяций; доказательства эволюции: палеонтологические, морфологические, эмбриологические;

       Изменчивость как фактор эволюции, популяция, виды популяций (прайд, стая, стадо, под, колония и др.); вид, факторы эволюции: миграция особей, биогенная миграция атомов, изоляция (географическая, экологическая, генетическая), естественный отбор, приспособленность организмов (предостерегающая или угрожающая окраска, маскировка, покровительственная окраска, мимикрия и забота о потомстве); видообразование (географическое и экологическое); направления эволюционного процесса (биологический прогресс, биологический регресс, дегенерация; конвергенция, дивергенция);

Жизнь, зарождение жизни на Земле, условия для зарождения жизни; коацерватные капли,

«первичный бульон»,  Гипотезы: партеногенез, самозарождения, абиогенез, биогенез, А.И. Опарин, Л.Пастер, Ф. Реди. Эра, период, век. Прокариоты, эволюция прокариот, эволюция одноклеточных эукариотов; флора, фауна. Архей, Протерозой, Палеозой, Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь, Мезозой, Триас, Юра, Мел, Кайнозой; трилобит, археоптерикс;

   Антропогенез. Палеонтологические доказательства происхождения человека. Австралопитеки, Человек умелый, Олдувайская культура, загонная охота, собирательство, стадный образ жизни, древнейшие люди, архантропы, неандертальцы, неоантропы, современный человек. Расы: монголоидная, негроидная, европеоидная. Биологические и социальные факторы антропогенеза;

Антропогенез. Палеонтологические доказательства происхождения человека. Австралопитеки, Человек умелый, Олдувайская культура, загонная охота, собирательство, стадный образ жизни, древнейшие люди, архантропы, неандертальцы, неоантропы, современный человек. Расы: монголоидная, негроидная, европеоидная. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Экосистемы (13 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества–агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Лабораторные  работы

  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
  • Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
  • Решение экологических задач
  • Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Экскурсия
«Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)».

Основные понятия (словарь):

  Взаимодействие организмов (симбиоз, хищничество, квартиранство, паразитизм и тд.); влияние деятельности человека; среда обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная); организмы (гидробионты, геобионты, эндобионты), пищевые цепочки, пищевые пирамиды; редуценты, продуценты, консументы; процессы жизнедеятельности организмов; компоненты окружающей среды; охрана окружающей среды;

экологические факторы, средовые факторы, биотические, абиотические, антропогенные; природные ресурсы: водные, ископаемые ресурсы, почвенные ресурсы. Вред деятельности человека для природы;

       биосфера, биомасса, биологический оптимум; оболочки Земли: гидросфера, литосфера, атмосфера;  круговорот веществ; компоненты биосферы: косное вещество, биокостное вещество; ископаемые организмы; загрязнение биосферы; создание биосферных заповедников; заказники, природные парки и т.д.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 

10 класс

Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

Лабораторная работа №2 «Составление простейших схем скрещивания»

Лабораторная работа №3  «Решение элементарных генетических задач»

Лабораторная работа №4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм»

11 класс

Лабораторная работа №1  «Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

Лабораторная работа №2  «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособленностей у организмов к среде обитания».

Общеучебные  умения,  навыки  и  способы  деятельности

     

    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

         

         Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном и доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия школьников, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии выпускник с нарушенным слухом должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Автор рабочей программы предусматривает использование разнообразных форм работы с обучающимися:

  •  проведение биологического практикума;
  •  информационно-поисковая и учебно - исследовательская деятельность;
  •  подготовка минидокладов, рефератов;
  •  работа в подгруппах и группах.

 Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию различной информации.

   Систематизировать материал помогают уроки обобщения и закрепления полученных знаний, которые также реализуются в разнообразных формах деятельности.

    Все это способствуют формированию у школьников ведущих ключевых компетенций (деятельностной, мыслительной, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой, контрольно-оценочной, личностного самосовершенствования).

Методические аспекты преподавания курса биологии.

 Презентация творческих и исследовательских работ обучающихся может эффективно проводиться с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Формы контроля знаний:  тестовые, самостоятельные, диагностические работы; фронтальные и индивидуальные опросы; отчёты по лабораторным работам; творческие задания (минисообщения, минидоклады, рефераты и проекты).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень:    учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013. -368с.

Дополнительная литература:

1. Мамонтов С.Г.  Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы.

М. Высшая школа 2006г.

2. Биология. Большой справочник для учащихся и абитуриентов. М. Дрофа.2008г.

3. Общая биология. М.Г. Левитин, Т.П. Левитина    В помощь выпускнику школы и абитуриенту.    СПб. Паритет 2000г.

     4.Эволюционная биология. В.А. Кац  Учебное пособие для 10-11(12)  классов  

      специальных школ и лицеев с медико-биологическим  уклоном, для  

       абитуриентов.  М. Новый индекс 2002г.

     5. Справочник для учителей и абитуриентов.  М. Айрис-пресс,  2008г.

Лицензионные электронные образовательные ресурсы:

  1.  Биология: Молекулярная и клеточная биология  10-11 классы

ООО «Физикон»;

  1. Биология: Теории эволюции, основы экологии 10-11классы

ООО «Физикон»;

  1. Виртуальная лаборатория по генетике «БиоЛогика» (институт новых технологий)
  2. Интерактивное наглядное пособие Общая биология: Эволюция (Дрофа)
  3. Интерактивное наглядное пособие Общая биология: Закономерности наследования, взаимодействие генов (Дрофа)
  4. Интерактивное наглядное пособие Биология: Строение и  жизнедеятельность организма человека (Дрофа)
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия: Уроки Биологии Кирилла и Мифодия.  Общая биология
  6. Интерактивные творческие задания   Биология («Новый Диск»)
  7. ЕГЭ 2011. Биология. Подготовка к экзамену  («Открытая Биология 2.6»)

Интернет – ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org - википедия
  2. http://b-energy.ru/biblioteka/biologiya-terminologicheskii-slovar - словарь биологических терминов
  3. http://www.megabook.ru – энциклопедия Кирилла и Мифодия
  4. http://bio-x.ru – каталог электронных книг по биологии
  5. http://www.factruz.ru/genetic_mistery/genes_and_sicknesses.htm -тайны генетики человека
  6. http://video.yandex.ru – видеоматериалы по биологии
  7. http://www.virtulab.net – виртуальная образовательная лаборатория
  8. http://www.darwin.museum.ru – справочная программа: этапы познания живой природы
  9. http://www.teosofia.ru/biologos - занимательная биология
  10.  http://www.ebio.ru/index.html - биология электронный учебник
  11. http://www.nazdar.ru –интересный мир биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии и химии (индивидуальная форма обучения) для детей обучающихся на дому.

Программа по Природоведению-5 класс(1ч в неделю), биология-8,9 кл (0,5ч в неделю), химия -9 кл (1час в неделю)...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха

Методическая разработка  и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 6,9 классов в коррекционной школе VIII вида

Рабочая программа по биологии в 6, 9 классах составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - ...

Рабочие программа по биологии 6-9 кл в коррекционной школе

Рабочие программа по биологии 6-9 кл в коррекционной школе...