Рабочая программа по биологии. 11 класс Беляев
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Иванова Елена Николаевна

Рабочая программа по биологии. 11 класс. Беляев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2018_god_11_klass.docx371.05 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Scan.jpg

                                                                                       Пояснительная записка 

Данная рабочая программа составлена на основании:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;

- примерной программы для среднего общего образования по биологии  2004 г. Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2004

- учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год

   

Цели и задачи учебного предмета «Общая биология»

Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.

Задачи:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 Общая  характеристика учебного предмета

    Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны усвоить  знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи отличительных способностей живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания»,  «Клетка», «Организм», «Эволюция», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование  у  учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Биология на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение обьектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках

    Сведения об учебно-методическом комплексе, на основе которого ведется преподавание учебного предмета «Общая биология» 11 класс

Учебно-методический комплект:

Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.

Дополнительная литература: 

1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.

2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г. 

3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 

5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Общая биология» в 11 классе, которыми должны овладеть                                                          обучающиеся в течении учебного года:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание курса.

Рабочая программа рассчитана на 33 рабочие недели (66 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)

Номера уроков

Всего часов

Наименование темы

1

 1-7

17

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

18-20

3

Возникновение жизни на Земле

21-31

11

Развитие жизни на Земле.

32-41

10

Происхождение человека

42-56

15

Основы экологии. Экосистемы.

57-60

4

Биосфера. Охрана биосферы.

61-64

4

Влияние деятельности человека на биосферу.

65-66

2

Повторение

Всего

66

2

5,7,13,16,20,40,47,50,53,62,63

Лабораторные, практические работы

3

52

Экскурсии

4

17,27,31,41,56,60,64

Уроки обобщения изученного материала

 Литература

Дополнительная литература для учителя:

    1.  Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х т. –       М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2002.

    2. Е. А. Никишова, С. П. Шаталова.ЕГЭ-2010 Биология: самые новые реальные задания.2010

    3.  Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие – репетитор для поступающих в вузы. Ростов – на – Дону: изд-во «Феникс», 2002.

    4. Пособие по биологии для поступающих в вузы:  Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др. /Под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.

Дополнительная литература для обучающихся:

1. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. «Общая биология» М.: «Просвещение» 2006

2. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.

3. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002.

4. Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие МН: Юнипресс, 2003.

           

 Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

    Дата проведения

Примечание

план

факт

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

17 ч

1

Инструктаж по Т.Б на уроках биологии

Возникновение и развитие эволюционных представлений. История эволюционных идей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Беседа, рассказ.

 Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы Анализ содержания определений наук о человеке

Фронтальная беседа. Проверка таблицы.

Давать определение понятию «эволюция»

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина

Приводить примеры научных фактов

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

2

Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

 Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа. Проверка таблицы

Давать определение понятию «эволюция»

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина

Приводить примеры научных фактов

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

3

Доказательства эволюции

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать эмбриологические, морфологические, палеонтологические,

биогеографические доказательства эволюции.

4

Вид.  его критерии. Популяция -структурная единица вида, единица эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Лабораторная  работа 1«Описание особей вида по морфологическому критерию»


Характеризовать
 критерии и структуру вида, объяснять эволюционную роль мутаций, раскрывать суть и значение генетической стабильности популяций. Анализировать и оценивать значение резких колебаний численности особей в популяции

5

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Урок- практикум

Работа с гербарным материалом растений или живыми растениями.

Фронталь

ная беседа.

Лабораторная  работа  «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Усвоить понятие морфологического критерия вида; уметь составлять описательную характеристику растениям.

6

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Урок закрепления знаний

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Записи лекционного материала

Фронтальная беседа.

Охарактеризовать мутационную и комбинативную изменчивости, их роль в эволюционном процессе

7

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Урок- практикум

Работа с раздаточным материалом.

Фронтальная беседа

Лабораторная работа.

Усвоить понятие изменчивости организмов; находить признаки изменчивости.

8

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Естественный отбор- напрвляющий фактор эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Давать определение понятиям

Называть:

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина

Движущие силы эволюции

Формы борьбы за существования

Характеризовать:

Сущность борьбы за существование

Сущность естественного отбора.

9

 Формы естественного отбора в популяциях.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть формы естественного отбора, описывать их особенности Характеризовать формы естественного отбора, раскрывать причины дивергенции, выявлять особенности полового диморфизма у разных видов организмов, выявлять приспособленности организмов к среде обитания Анализировать и оценивать влияние факторов среды на приспособленности вида, приводить собственные примеры адаптаций к различным условиям среды

10

Дрейф генов- фактор эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать определение понятиям

11

 Изоляция-эволюционный фактор.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Раскрыть роль изоляции как эволюционного фактора. Виды изоляции: географическая и экологическая

12

Результаты эволюции. Приспособленность- результат действия факторов эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Характеризовать приспособленность,  как закономерный результат эволюции. Виды адаптаций

13

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Урок- практикум

Работа с раздаточным материалом.

Лабораторная работа 3

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

Объяснять причины многообразия видов живых организмов, их приспособленность к условиям окружающей среды;

14

 Видообразование.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть
Типы видообразования, перечислять их характеристики
 Характеризовать особенности действия пространственной изоляции, полиплоидизации, гибридизации, репродуктивной изоляции

15

 Основные направления эволюционного процесса

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

 

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть направления биологической эволюции Характеризовать пути достижения эволюционного прогресса, объяснять значение и особенности Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.ароморфозов, идиоадаптаций

16

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Урок- практикум

Работа с раздаточным материалом.

Фронтальная беседа

Лабораторная работа.

Усвоить понятие изменчивости организмов; находить признаки изменчивости.

17

Обобщение  по теме «Эволюция»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме эволюционное учение

Тест

Тестирование по теме эволюционное учение

Возникновение жизни на Земле

3 часа

18

 Гипотезы происхождения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Фронтальная беседа

Сообщения.

Перечислять представления о возникновении жизни. Описывать сущность опытов, показывающих невозможность самозарождение жизни Давать оценку гипотезы панспермии Объяснять, почему с логической точки зрения не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни.

19

 Современные взгляды на Возникновение жизни.

Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Фронтальная беседа

Сообщения.

Перечислять представления о возникновении жизни. Характеризовать основные этапы возникновении жизни

20

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Урок- практикум

Работа с учебником, дополнит. литературой, интернетом.

Фронтальная беседа.

Прак. работа

Уметь: объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез
в формировании современной естественнонаучной картины мира,
научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;

Развитие жизни на Земле.

11 часов

21

Развитие жизни на Земле.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Тест. Фронтальная беседа.

Объяснять по какому принципу исторический процесс развития делят на эры и периоды.

22

 Развитие жизни в Криптозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в криптозое Ароморфозов у растений и животных криптозоя.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

23

 Развитие жизни в раннем Палеозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в  палеозое.

Ароморфозов у растений и животных палеозоя.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

24

 Развитие жизни в позднем Палеозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Называть основные ароморфозы палеозойской эры
Характеризовать основные этапы развития жизни 

Анализировать и оценивать значение основных ароморфозов на Земле

25

Развитие жизни в Мезозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в мезозое.

Ароморфозов у растений и животных мезозоя.

 

26

Развитие жизни в Кайнозое.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Приводить примеры:

Растений и животных, существовавших в кайнозое.

Ароморфозов у растений и животных кайнозоя.

 

27

Обобщение по теме «Развитие жизни на Земле»

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Фронталь- ная беседа. Ответы на воросы. Сообщения.

Тест.

Обобщить, углубить, систематизировать знания о развитии жизни на земле

28

Многообразие органического мира.

Принцип систематики.

Комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Раскрыть сущность искусственной и естественной систем классификаций.

29

Классификация организмов. Прокариоты.

Комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать и называть признаки прокариот.

30

Классификация эукариот.

Комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать и называть признаки эукариот .

31

Обобщение «Классификация организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме развитие жизни на Земле

Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Тестирование по теме развитие жизни на Земле

Происхождение человека

10часов

32

Гипотезы происхождения человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

знать отличия человека от близкородственных видов по данным сравнительной анатомии.

33

Цитогенетические данные о происхождении человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

знать отличия человека от близкородственных видов по цитогенетическим данным, по данным молекулярной биологии, по данным биологии развития.

34

Эволюция человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать основные этапы эволюции приматов

35

Первые представители рода Homo.Человек умелый.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Охарактеризовать первых представителей рода Homo.

36

Появление человека разумного.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать характеристику неандертальцу.

37

Кроманьонцы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать характеристику кроманьонцу.

38

Факторы эволюции человека. Биологические  и социальные факторы развития человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Охарактеризовать биологические и социальные факторы эволюции человека

39

Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Расы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Охарактеризовать биологические и социальные факторы эволюции человека. Знать: Человеческие расы, единство происхождения рас.

40

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа  «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Урок- практикум

Организация практической работы.

Практич. работа.

Знать: Место человека в живой природе. Систематич. положение вида, признаки и с-ва человека. Стадии эволюции человека. Родословная человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Движущие силы антропогенеза; Развитие членораздельной речи. Ведущая роль законов обществ. жизни в социальном прогрессе человечества.

 Уметь: объяснять причины эволюции видов, человека.

41

Обобщающий урок: «Происхождение человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме происхождения человека

Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Тестирование по теме происхождения человека

Основы экологии. Экосистемы.

15 часов

42

Предмет экологии.

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Давать определения терминам 

Знать экологические факторы: биотические, абиотические.

43

Биологический оптимум.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Объяснить понятие биологический оптимум

44

Взаимодействие популяций разных видов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать понятия конкуренция, хищничество, паразитизм.

45

Сообщества.  Видовая и пространственная структура экосистем.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать понятия  сообщество и экосистема. Приводить примеры экосистем.

46

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.Поток энергии и цепи питания.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Решение экологических задач.

Знать понятия цепь питания, экологическая пирамида, поток энергии.

47

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

Урок- практикум

Организация практической работы.

Практич. работа.

Знать понятия цепь питания, экологическая пирамида, поток энергии

48

Свойства экосистем

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать понятия устойчивость, саморегуляция.

49

Причины устойчивости  и смены экосистем.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Привести примеры смены экосистем под воздействием абиотических факторов, антропогенных факторов.

50

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа «Выявление антропогенных изменений в экосистемах Белебеевского  района.

Урок- практикум

Организация практической работы.

Фронтальная беседа.

Практич. работа.

Выявлять антропогенные факторы в экосистемах.

51

Агроценозы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Индивидуальный опрос

Знать структуру агроценоза, отличия агроценоза от биогеоценоза

52

Инструктаж по Т.Б

Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)

Урок- экскурсия

Беседа, рассказ.

Фронтальная беседа.

Отличать Естественные экосистемы от искусственных экосистем

53

Инструктаж по Т.Б

Практическая работа «Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем Белебеевского района».

Урок- практикум

Организация практической работы.

Фронтальная беседа.

Практич. работа.

Знать и описчватьструктуру агроценоза, отличия агроценоза от биогеоценоза

54

Применение экологических знаний в практической деятельности человека

Повторе-ние и закрепле-ние знаний.

Работа за круглым столом.

Фронтальная беседа.

Работа с газетными статьями.

55

Решение экологических задач.

Урок- практикум

Организация решений задач

Решение задач

Решать экологические задачи

56

Обобщение по теме «Экосистемы».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме экосистемы.

Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Тестирование по теме экосистемы.

Биосфера. Охрана биосферы.

4 часа

57

Биосфера – глобальная экосистема. Учение Вернадского о биосфере.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать компоненты биосферы, функции живого вещества. Привести примеры влияния биосферы на другие оболочки Земли.

58

Роль живых организмов в биосфере. Круговорот химических элементов.

 комбинированный

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать функции биосферы -обеспечение круговорота химических элементов; круговорот углерода, азота.

59

Эволюция биосферы. Биогеохимические процессы в биосфере.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Устный опрос по вопросам.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов.

Знать роль организмов в создании осадочных пород, в создании почвы.

60

Обобщение по теме: «Биосфера. Охрана биосферы».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме экосистемы.

Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки)

Тестирование по теме экосистемы.

Влияние деятельности человека на биосферу.

4 часа

61

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа, рассказ. Работа с учебником.

Фронтальная беседа.

Обсуждение вопросов

Знать основные экологические проблемы современности: климатические изменения, нарушения озонового слоя, загрязнение атмосферы, почвы, водных систем, опустынивание, потеря биоразнообразия.

62

Инструктаж по Т.Б

Лабораторная работа

«Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов»

Урок- практикум

Организация лабораторной работы.

Фронтальная беседа.

Лабор. работа.

Определять качество воды, выступать с предложением по уменьшению загрязнения водоемов.

63

Практическая работа

«Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения».

Урок- практикум

Организация практической работы.

Фронтальная беседа.

Практич. работа.

Анализировать и давать оценку экологическим проблемам и находить пути их решения.

64

Обобщение по теме «Влияние деятельности человека на биосферу»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тестирование по теме «Влияние деятельности человека на биосферу»

Тест (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки

Тестирование по теме «Влияние деятельности человека на биосферу»

Повторение 2 часа

65

 Урок повторение «Механизмы эволюционного процесса»

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа по вопросам. Работа с тестами и заданиями ЕГЭ

Беседа по вопросам. Работа с тестами и заданиями ЕГЭ

Повторить изученный материал данного раздела и выявить уровень знаний учащихся.

66

Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа по вопросам. Работа с тестами и заданиями ЕГЭ

Беседа по вопросам. Работа с тестами и заданиями ЕГЭ

Повторить изученный материал данного раздела и выявить уровень знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии 10-11 класс 1 час в неделю, итого 68часов, УМК Д.К. Беляев Базовый уровень

 Биология как учебный предмет – неотьемлимая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «...

Рабочая программа по биологии. 10 класс Беляев

Рабочая программа по биологии. 10 класс. Беляев...

Рабочая программа по биологии 10 кл Беляев Г.М. - 2ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология».. Базовый уровень 10 – 11 классы Д. К. Беляев, Г. М., Дымщиц ,. Учебник...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 10 класс Беляев, Дымшиц

Рабочая программа по биологии 10 класс Беляев, Дымшиц 34 часа...

Рабочая программа по биологии 10-11класс УМК Беляев Д.К. 68часов

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования.( Сборник нормативных документов. Биология.2015). Также исполь...