Рабочая программа по биологии. 10 класс Беляев
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа по биологии. 10 класс. Беляев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2018_god_10_klass.docx | 392.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;
- примерной программы для среднего общего образования по биологии 2004 г. Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2004
- учебного плана МАОУ СОШ № 16 р.п. Приютово на 2017-2018 учебный год
Цели и задачи изучения предмета «Общая биология»:
Целью программы является формирование у каждого учащегося биологического мышления и экологической культуры.
Задачи:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической культуры человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Сведения об учебно-методическом комплексе
Учебно-методический комплект:
Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006. – 303 с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.
3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.
4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Общая биология» в 11 классе, которыми должны овладеть обучающиеся в течении учебного года:
Должен знать:
- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Должен уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать
Содержание курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 рабочие недели (68 часов в год при двухчасовой недельной нагрузке)
№ | Кол-во часов по рабочей программе | Номера уроков | Тема |
1 | 1 | 1 | Введение |
10 | 2-12 | Тема 1. Клетка- структурная и функциональная единица живого. Глава 1. Химический состав клетки | |
8 | 13-20 | Глава 2. Структура и функции клетки. | |
5 | 21-25 | Глава 3. Обеспечение клеток энергией | |
7 | 26-30 | Глава 4. Наследственная информация и реализация её в клетке. | |
6 | 31-38 | Тема 2. Размножение и развитие организмов Глава 5. Размножение организмов | |
3 | 39-41 | Глава 6. Индивидуальное развитие организмов | |
16 | 42-56 | Тема 3. Основы генетики и селекции Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности | |
7 | 57-63 | Глава 8. Закономерности изменчивости | |
4 | 64-67 | Глава 9. Генетика и селекция | |
1 | 68 | Заключительный урок по курсу «Биология» 10 класс | |
2 | 11,14,16,34,55,58,59,61 | Лабораторные работы | |
3 | Экскурсия | ||
4 | 12,20,30,6 | Контрольные работы | |
5 | 41,56 | Уроки обобщения изученного материала | |
Всего | 68 часов |
Литература
Дополнительная литература для учителя:
- Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990.
- Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006.
- Общая биология: 10–11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература для учеников:
- Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
- Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения учебного материала | Дата проведения урока | Примечание | ||||||||
План. | Факт. | ||||||||||||||
Введение. | |||||||||||||||
1 | Введение. Вводный инструктаж по ТБ. | лекция | Чтение, слушание,составление конспекта работа в тетради | Задание со свободным ответом по выбору учителя | Называть признаки живого организма, характеризовать эти свойства; проводить сравнение живого и неживого | ||||||||||
Раздел 1. Клетка-единица живого. Тема 1. Химический состав клетки . | |||||||||||||||
2 | Неорганические соединения. клетки. Вода и её биологическая роль. | комбинироанный | Чтение, слушание,составление плана, работа в тетради | Фронтальный опрос Таблица | Давать определения ключевым понятиям Перечислять биоэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы Характеризовать биологическую роль веществ в обеспечении жизнедеятельности клетки Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения Объяснять единство живой и неживой природы. |
| |||||||||
3-4 | Биополимеры. Углеводы. Липиды. | лекция | Чтение, слушание,составление плана, работа в тетради | Фронтальный опрос Опорная схема | Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры углеводов и липидов различных групп Характеризовать биологическую роль веществ в обеспечении жизнедеятельности клетки Характеризовать биологическое значение углеводов и липидов в жизни клетки и организма человека. | ||||||||||
5-6 | Состав и свойства белков. Строение белков. | лекция | Чтение, слушание,составление конспекта работа в тетради | Индивидуальный опрос Таблица | Давать определения ключевым понятиям Называть элементный состав и мономеры белков структурные уровни молекулы белка Перечислять причины денатурации белков Объяснять механизм образования полипептиды, факторы разнообразия белков Характеризовать уровни конформации молекулы белка. | ||||||||||
7 | Нуклеиновые кислоты. | лекция | Чтение, слушание,составление конспекта работа в тетради | Фронтальный опрос Тест | Давать определения ключевым понятиям Называть типы НК функции НК Характеризовать функции ДНК, РНК, АТФ Объяснять принципы строения молекулы ДНК, сущность реакций матричного типа Выделять различие в строении и функциях ДНК и РНК |
| |||||||||
8 | АТФ и другие органические соединения в клетке | Лекция | Чтение, слушание,составление конспекта работа в тетради | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать функции АТФ | ||||||||||
9 | Решение задач. | практикум | Решение задач | Решение задач | Уметь решать задачи на тему «химический состав клетки» | ||||||||||
10 | Ферменты. | лекция | Чтение, слушание,составление конспекта работа в тетради | Конспект | Давать определения ключевым понятиям Называть Типы ферментов Характеризовать функции ферментов | ||||||||||
11 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». | л/р | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р | Выполнение л/р, и выводы к ней | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы |
| |||||||||
12 | Контрольная работа по теме «Химический состав клетки» | урок проверки знаний | Тест | ||||||||||||
Тема 2.Структура и функции клетки. | |||||||||||||||
13 | Клеточная теория Шванна и Шлейдона | Лекция | Чтение, слушание,составление конспекта | Индивидуальный опрос | Давать определения ключевым понятиям | ||||||||||
14 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом». | л/р | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р | Выполнение л/р, и выводы к ней | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | ||||||||||
15 | Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи и лизосомы. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради | Таблица | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные и немембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки. | ||||||||||
16 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука». | л/р | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р | Выполнение л/р, и выводы к ней | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | ||||||||||
17 | Цитоплазма. Митохондрии, пластиды | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть мембранные органоиды клетки. Выделять особенности строения эукариотической клетки Описывать органоиды цитоплазмы и их значение в ж\д клетки. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органоидов клетки Сравнивать митохондрии и пластиды | ||||||||||
18 | Немембранные органоиды движения, включения, рибосомы, веретено деления | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть немембранные органоиды клетки | ||||||||||
19 | Ядро. Прокариоты и эукариоты. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть элементы ядра. Описывать строение ядра. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями структурных элементов ядра. Перечислять функции структурных частей ядра. Характеризовать строение и состав хромосом | ||||||||||
20 | Контрольная работа по теме «Структура и функции клетки». | урок проверки знаний | Контрольная работа | Тест | |||||||||||
Тема 3. Обеспечение клеток энергией. | |||||||||||||||
21 | Фотосинтез. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Тест | Давать определения ключевым понятиям Объяснять роль фотосинтеза Устанавливать связь между строением хлоропластов и фотосинтезом Характеризовать сущность световой и темновой фаз. Сравнивать световую и темновую фазы фотосинтеза | ||||||||||
22 | Хемосинтез | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта | Фронтальный опрос | Объяснять роль хемосинтеза | ||||||||||
23 | Анаэробный и аэробный гликолиз. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. | ||||||||||
24 | Анаэробный и аэробный гликолиз. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке, потребность большинства организмов в кислороде. | ||||||||||
25 | Решение расчётных задач | практикум | Составление алгоритма | Индивидуальный опрос | Решать задачи | ||||||||||
Тема4.Наследственная информация и реализация её в клетке | |||||||||||||||
26 | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Индивидуальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть основные свойства генетического кода Характеризовать процесс ассимиляции Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | ||||||||||
27 | Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Индивидуальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть основные свойства генетического кода Характеризовать процесс ассимиляции Решать задачи по молекулярной биологии Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | ||||||||||
28 | Решение задач. | практикум | Индивидуальный опрос | Решать задачи на тему наследственная информация | |||||||||||
29 | Биосинтез белков. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть этапы биосинтеза белка Характеризовать сущность процессов транскрипции и трансляции Объяснять значение понятия реакции матричного синтеза роль ДНК, иРНК, тРНК, рибосом в биосинтезе белка Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | ||||||||||
30 | Регуляция транскрипции и трансляции. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть способы регуляции биосинтеза Характеризовать сущность процессов регуляции транскрипции Осуществлять самостоятельный поиск информации на основе анализа рисунков | ||||||||||
31 | Вирусы. Профилактика СПИДа. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | лекция | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Тест Конспект | Давать определения ключевым понятиям Описывать процесс проникновения вируса в клетку Объяснять сущность воздействия вирусов на клетку Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для профилактики заболеваний Находить информацию о строении клетки в различных источниках и критически оценивать её |
| |||||||||
32 | Генная и клеточная инженерия. Биотехнология. МБС органических веществ. | лекция | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Тест Конспект | Давать определения ключевым понятиям Называть этапы получения рекомбинантной иРНК Характеризовать сущность процессов создания библиотеки генов, получения рекомбинативной РНК. | ||||||||||
30 | Контрольная работа по теме «Клетка - функциональная и генетическая единица живого». | урок проверки знаний | Контрольная работа | Тест Конспект | |||||||||||
Раздел 2. Размножение и развитие организмов. Тема 5. Размножение организмов | |||||||||||||||
33 | Деление клетки. Митоз. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Схема | Давать определения ключевым понятиям Описывать процесс репликации ДНК, периоды интерфазы, последовательно фазы митоза Объяснять значение процесса удвоения ДНК сущность и значение митоза Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать | ||||||||||
34 | Инструктаж по ТБ. Лаб работа. Митоз в корешке лука | Лаб. работа | Выполнение Л.р | Оформить лаб работу | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | ||||||||||
35 | Бесполое и половое размножение. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Заполнение таблицы | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Сравнивать бесполое и половое размножение, сперматозоид и яйцеклетку и делать выводы на основе сравнения Характеризовать этапы гаметогенеза, сущность, типы и значение оплодотворения Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды Описывать строение половых клеток | ||||||||||
36 | Мейоз. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Составление схемы | Давать определения ключевым понятиям Описывать процесс репликации ДНК, периоды интерфазы, последовательно фазы митоза, фазы 1 и 2 делений мейоза Выделять отличия мейоза от митоза Находить информацию о способах деления клетки в различных источниках и критически оценивать | ||||||||||
37 | Образование половых клеток и оплодотворение у животных | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Работа с текстом | Давать определения ключевым понятиям Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Характеризовать этапы гаметогенеза, сущность, типы и значение оплодотворения Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды | ||||||||||
38 | Образование половых клеток и оплодотворение у растений | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради | Работа с текстом | Доказывать, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы Характеризовать этапы гаметогенеза, сущность, типы и значение оплодотворения Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды | ||||||||||
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов. | |||||||||||||||
39 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Работа с текстом | Давать определения ключевым понятиям Называть периоды онтогенеза зародышевые листки типы постэмбрионального развития Описывать сущность процесса эмбриогенеза. Сравнивать стадии бластулы, гаструлы, нейрулы Осуществлять самостоятельный поиск информации и критически оценивать. | ||||||||||
40 | Организм как единое целое. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Заполнение таблицы | Давать определения ключевым понятиям Описывать процесс дифференциальной активности генов Обосновывать влияние дифференциальной активности генов на развитиее Объяснять значение регенерации в жизни организма | ||||||||||
41 | Зачёт по разделу: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | урок проверки знаний | зачет | Таблица, тест | |||||||||||
Раздел 3. Основы генетики и селекции. Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности. | |||||||||||||||
42 | Генетическая символика. Задачи и методы генетики. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Конспект | Давать определения ключевым понятиям Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости Объяснять причины наследственности и изменчивости роль генетики в формировании современной ЕНКМ, в практической деятельности человека значение гибридологического метода Менделя | ||||||||||
43 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Тест | Давать определения ключевым понятиям Воспроизводить формулировки правила единообразия и закона расщепления Описывать механизм проявления законов моногибридного скрещивания Составлять схемы моногибридного скрещивания, схемы анализирующего скрещивания Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве Решать задачи на моногибридное скрещивание | ||||||||||
44 | Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Тест | Давать определения ключевым понятиям Описывать механизм неполного доминирования Анализировать содержание схем наследования при неполном доминировании Составлять схемы неполного доминирования Определять по фенотипу генотип и по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве | ||||||||||
45 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания Формулировать закон независимого наследования Называть условия закона независимого наследования Составлять схемы дигибридного скрещивания Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве | ||||||||||
46 | Решение задач на моно, ди, анализирующее скрещивание | решение задач | Фронтальный опрос | ||||||||||||
47 | Взаимодействие генов. Полимерия. Эпистаз | комбинированный | решение задач | Фронтальный опрос | Описывать механизм проявления закономерностей полимерии и эпистаза | ||||||||||
48 | Взаимодействие генов. Комплементарность. | комбинированный | решение задач | Фронтальный опрос | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания | ||||||||||
49 | Взаимодействие генов. Кодоминирование. Плейотропия. | комбинированный | решение задач | Фронтальный опрос | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания | ||||||||||
50 | Сцепленное наследование генов. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Формулировать закон Моргана, основные положения хромосомной теории Объяснять сущность сцепленного наследования причины нарушения сцепления биологическое значение кроссинговера Обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Составлять схемы скрещивания | ||||||||||
51 | Генетика пола. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры гомо- и гетерогаметного пола у животных Объяснять цитологический механизм расщепления по полу Выделять особенности наследования, сцепленного с полом Составлять схемы хромосомного определения пола и объяснять механизм Сравнивать кариотип мужчины и женщины | ||||||||||
52 | Практикум по решению задач. | практикум | Индивидуальный опрос | Решать задачи на сцепленное наследование | |||||||||||
53 | Составление родословных. Аутосомно-доминантный и аутосомно- рецессивный тип наследования | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта | Фронтальный опрос | Решать задачи на аутосомно-доминантный и аутосомно- рецессивный тип наследования Уметь составлять родословные | ||||||||||
54 | Составление родословных. Сцепленное с полом наследование. | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта | Фронтальный опрос | Решать задачи на сцепленное с полом наследование Уметь состалять родословные | ||||||||||
55 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа. Составление и анализ родословных. | лабораторная работа | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р | оформить лаб работу | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | ||||||||||
56 | Зачёт по теме: «Основные закономерности явлений наследственности» | урок проверки знаний | зачет | Тестирование | Давать определения ключевым понятиям | ||||||||||
Тема 8. Закономерности изменчивости. | |||||||||||||||
57 | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость | комбинированный | Чтение, слушание,составление конспекта ,рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть различные виды наследственной изменчивости Приводить примеры мутаций, проявления закона гомологических рядов Характеризовать проявление наследственной изменчивости, закон гомологических рядов наследственных изменений | ||||||||||
58 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Описание фенотипов комнатных или сельскохозяйственных растений». | л/р | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р | Выполнение Л.р. и выводы к ней | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | ||||||||||
59 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой. | л/р | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р | Выполнение Л.р и выводы к ней | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | ||||||||||
60 | Мутационная изменчивость. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть различные виды наследственной изменчивости Приводить примеры мутаций, проявления закона гомологических рядов | ||||||||||
61 | Инструктаж по ТБ Лабораторная работа «Изменчивость организмов». | л/р | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. Выполнение Л.р | Выполнение Л.р и выводы к ней | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы | ||||||||||
62 | Наследственная изменчивость человека.. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть методы изучения наследственности человека Выделять трудности в применении методов в генетике человека Характеризовать методы изучения наследственности человека Анализировать и составлять схемы родословных Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников | ||||||||||
63 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний человека. | лекция | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | конспект | Давать определения ключевым понятиям Называть основные причины наследственных заболеваний, методы дородовой диагностики Объяснять опасность близкородственных браков, влияние медико-генетического консультирования, причины наследственных заболеваний. | ||||||||||
Глава 9. Генетика и селекция | |||||||||||||||
64 | Одомашнивание как начальный этап селекции. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Индивидуальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов и учения о центрах происхождения культурных растений Характеризовать положения о центрах происхождения культурных растений. | ||||||||||
65 | Методы современной селекции. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Называть методы, используемые в селекции животных и растений Выделять признаки породы, сорта Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных | ||||||||||
66 | Полиплоидия, отдаленная гибридизация. Искусственный мутагенез. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников | ||||||||||
67 | Успехи отечественной селекции. | комбинированный | Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Фронтальный опрос | Давать определения ключевым понятиям Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников | ||||||||||
68 | Заключительный урок по курсу «Общая биология. 10 класс» | Повторения и закрепления знаний | Работа с таблицами, схемами | Фронтальный опрос | Применять полученные знания в повседневной жизни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс 1 час в неделю, итого 68часов, УМК Д.К. Беляев Базовый уровень
Биология как учебный предмет – неотьемлимая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «...
Рабочая программа по биологии. 11 класс Беляев
Рабочая программа по биологии. 11 класс. Беляев...
Рабочая программа по биологии 10 кл Беляев Г.М. - 2ч.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология».. Базовый уровень 10 – 11 классы Д. К. Беляев, Г. М., Дымщиц ,. Учебник...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 10 класс Беляев, Дымшиц
Рабочая программа по биологии 10 класс Беляев, Дымшиц 34 часа...
Рабочая программа по биологии 10-11класс УМК Беляев Д.К. 68часов
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования.( Сборник нормативных документов. Биология.2015). Также исполь...