Рабочая программа биология 5 класс(ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
141600, Московская область, г.Клин, ул. Московская д. 4, тел. 8 (49624) 2- 57-22
Утверждаю
Директор МОУ - ООШ № 9
______________ А.А. Адабир
Приказ от . № __
Рабочая программа
по биологии
5 класс
Всего часов на учебный год - 34
Количество часов в неделю - 1
Учитель:
Михалко Татьяна Леонидовна
г. Клин, 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, программы основного общего образования «Биология 5-9 кл», авторов: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов «Дрофа» 2016г.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
Программа предназначена для работы по учебнику « Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс», автор В. В. Пасечник «Дрофа» 2015г.
В соответствии с годовым графиком продолжительность учебного года в 5 классе определена 34 недели , 34 часа в год. Авторская программа по биологии рассчитана на 35 недель , 35 часов в год. В связи с этим сокращено количество уроков отведенных на повторение материала.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
у обучающегося будут сформированы:
- патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетическое отношение к живым объектам;
- личностные представления о целостности природы,
- толерантность и миролюбие;
обучающийся получит возможность для формирования:
- социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения биологии:
обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомиться с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формировать умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
обучающийся получит возможность научиться:
- формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формированию умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты обучения биологии:
обучающийся научится:
- выделению существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдению мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определению принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснению роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различению на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнению биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обучающийся получит возможность научиться:
- выявлению приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладению методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
- постановке биологических экспериментов и объяснению их результатов.
- знанию основных правил поведения в природе;
- анализу и оценке последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека;
- знанию и соблюдению правил работы в кабинете биологии;
- соблюдению правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Содержание учебного предмета
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зелёных водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Строение цветкового растения.
Резервное время — 2 ч.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Планируемые результаты |
1. Введение. (6 ч) | определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. | |
2. Клеточное строение организмов. (10 ч) | определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; распознавать различные виды тканей. | |
3. Царство Бактерии. (2 ч ) | давать общую характеристику бактериям; отличать бактерии от других живых организмов; | |
4. Царство Грибы. (5 ч) | давать общую характеристику грибам; отличать грибы от других живых организмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | |
5. Царство Растения. (9 ч) | давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | |
6. Обобщение и систематизация знаний. (2 ч) | определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием. |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы занятий). Количество часов. | Домашнее задание. | Дата по плану. | Дата по факту. |
Введение 6 ч. | ||||
1\1 | Биология — наука о живой природе. | § 1 вопрос 1-3, | ||
2\2 | Методы исследования в биологии. | § 2 в. 1-4 | ||
3\3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | § 3 составить план ответа по теме | ||
4\4 | Среды обитания организмов. | § 4 , составить презентацию по данной теме. | ||
5\5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | § 5 | ||
6\6 | Экскурсия 1«Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных». | § 5 | ||
Клеточное строение организма 10 ч. | ||||
7\1 | Устройство увеличительных приборов. Л\р № 1: «Рассматривание строения растения с помощью лупы». | § 6 Воп.1,2 | ||
8\2 | Строение клетки. | § 7 Воп. 3,4 | ||
9\3 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Л.р. №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука». | § 6 | ||
10\4 | Пластиды. Л.р № 3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи и т.д». | § 7 вопросы в конце параграфа | ||
11\5 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | § 8 | ||
12\6 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие.). | § 9 составить кроссворд(5 слов с вопросами) | ||
13\7 | Л.р.№4«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». | § 9 | ||
14\8 | Деление клетки. | § 10 | ||
15\9 | Тканирастения.Л.р.№5«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | § 10 составить кроссворд(5 слов с вопросами) | ||
16\10 | Обобщающий урок. | §6-10 повторить | ||
Царство Бактерии 2 ч. | ||||
17\1 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | § 11 составить презентацию по данной теме. | ||
18\2 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | § 12 | ||
Царство Грибы 5 ч . | ||||
19\1. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | § 13 | ||
20\2. | Шляпочные грибы. | § 14 составить кроссворд(5 слов с вопросами) | ||
21\3 | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р № 6 «Особенности строения мукора и дрожжей». | § 15 | ||
22\4 | Грибы-паразиты. | §16 | ||
23\5 | Обобщающий урок. | §.14-16 | ||
Царство Растения 9 ч. | ||||
24\1 | Ботаника — наука о растениях | § 17 | ||
25\2 | Водоросли. Л.р № 7 «Строение зеленых водорослей». | § 18 составить презентацию по данной теме. | ||
26\3 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей. | § 18 | ||
27\4 | Лишайники . | § 19 | ||
28\5 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Л.р № 8 «Строение мха (на местных видах)». | § 20 составить кроссворд(5 слов с вопросами) | ||
29\6 | Л.р № 9 «Строение спороносящего хвоща». Л.р № 10 «Строение спороносящего папоротника». | § 21 | ||
30\7 | Голосеменные растения Л.р № 11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)». | § 22 составить презентацию по данной теме. | ||
31\8 | Покрытосеменные растения. Л.р № 12 «Строение цветкового растения». | § 23 составить кроссворд(5 слов с вопросами) | ||
32\9 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | § 24 | ||
Обобщение и систематизация знаний 2 ч. | ||||
33/1 | Итоговое тестирование. | § 19- 21 | ||
34/2 | Обобщающий урок. | §22- 24 Повтор. |
«Согласовано» ШМО предметов естественно- научного цикла Протокол № от |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________________ И.Ю. Софронова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....
рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 1 класс фгос.
Пояснительная записка. Тематическое планирование....
Рабочая программа 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...