Строение и работа сердца
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Павленко Альбина Ильинична

Урок  изучения нового материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Автор: Павленко Альбина Ильинична учитель биологии Строение и работа сердца «К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе, но и указывает путь каждому из них?» Древнегреческий врач

Слайд 3

У взрослого человека его масса составляет 250 – 300 г. Размер сердца и его положение в грудной полости…

Слайд 4

Внешнее строение сердца

Слайд 6

Клапаны обеспечивают движение в строго одном направлении. Створчатые между предсердиями и желудочками Полулунные между желудочками и артериями, состоят из 3-ёх кармашек Двустворчатые в левой части Трёхстворчатые в правой части

Слайд 7

За год делает 40 млн. ударов. За жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан. Наше сердце…

Слайд 8

В чём причины неутомимости сердца? Особенности работы: последовательные сокращения и расслабления с короткими промежутками для отдыха. Обильное кровоснабжение сердца: в состоянии покоя в него подаётся 250 – 300 см куб. крови в минуту, а при тяжёлой физической работе – до 2000 см куб.

Слайд 9

Сокращение (систола) и расслабление (диастола) камер сердца происходят в строгой очередности, образуя сердечный цикл. Сердечный цикл - это чередование сокращений (0,4 сек) и расслабления (0,4 сек) сердца.

Слайд 11

Заполните таблицу, используя текст на с 149-151 в учебнике «Цикл сердечного сокращения» Фаза сердечного цикла Длительно-сть фазы Состояние предсер-дий Состоя-ние желудочков Состоя-ние створча-тых клапанов Состоя-ние полулун-ных клапанов I II III

Слайд 12

Фазы сердечно-го цикла Длитель-ность фазы Состоя-ние предсер-дий Состояние желудоч-ков Состояние створча-тых клапанов Состояние полулун-ных кла-панов I 0,1c cокращ. расслаб. открыты закрыты II 0,3c расслаб. сокращ. закрыты открыты III 0,4c расслаб. расслаб. открыты закрыты Цикл сердечного сокращения

Слайд 13

Отделы сердца Работают Отдыхают Предсердия 0.1 0,7 Желудочки 0,3 0,5 Створчатые клапаны 0,3 0,5 Полулунные клапаны 0,5 0,3 Давайте посчитаем, сколько времени работают и сколько отдыхают отделы сердца

Слайд 14

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длительность менее 0, 8 сек. Предсердия Желудочки II фаза Створчатые клапаны закрыты. Продолжительность – 0, 3 с I фаза Створчатые клапаны открыты. Полулунные – закрыты. Продолжительность – 0,1 с. III фаза Диастола, полное расслабления сердца. Продолжительность – 0, 4 с. Систола (сокращение) Диастола (расслабление) Систола (сокращение) Диастола (расслабление) Диастола (расслабление) Диастола (расслабление)

Слайд 15

Зная сердечный цикл и время сокращения сердца в 1 мин (70 ударов), можно определить, что из 80 лет жизни: мышцы желудочков отдыхают – 50 лет. мышцы предсердий отдыхают – 70 лет. А знаете, ли вы?

Слайд 16

Автоматизм сердца – способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нём самом

Слайд 17

Почему сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течении всей жизни? Ответьте на вопрос:

Слайд 18

Нервная Симпатическая Парасимпатическая Адреналин Ионы Са²+ Ацетилхолин Ионы К+ Гуморальная УСИЛИВАЕТ ОСЛАБЛЯЕТ Регуляция работы сердца

Слайд 19

1 строка – тема 2 строка – 3-5 прилагательных 3 строка - 2-3 глагола 4 строка - 1-2 суждения (умные предложения) 5 строка – эмоция, выражающая отношение к теме синквейн

Слайд 20

Сегодняшний урок заставил задуматься … навел на размышления … Своей работой на уроке я -доволен - не совсем доволен Закончите одну из предложенных фраз:

Слайд 21

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 144 – 147, 149 -152. Рабочая тетрадь с. 8 4- 85

Слайд 22

Человек живёт- пока бьётся сердце!



Предварительный просмотр:

Негосударственное  оздоровительное  образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа-интернат  №33»

Строение и работа сердца

Открытый урок биологии – 8 класс

Учитель биологии  Павленко А.И.

2017 г.

Тема: Строение и работа сердца

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями строения сердца;

                                раскрыть связь строения сердца с его функциями;

                               дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца

Развивающие:  активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных  вопросов

Воспитательные:  воспитание добра, чуткого взаимного уважения к окружающим, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:  модель сердца, презентация «Строение и работа сердца»

Ход урока.

  1. Организационный момент

Здравствуйте!   Поприветствуйте друг друга улыбкой.

Я желаю вам успешной работы на уроке.

  1.  Мотивация знаний

Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет её, стремится к ней!

Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.  Может биология каким-то образом связана с символом любви?  Что изображают, когда кого-то любят?

Слайд 1. 

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему, именно, сердце?

А не глаза, не уши,  не желудок являются символом любви?

Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

     Тема сегодняшнего урока  «Строение и работа сердца»

Слайд 2. 

  1.    Изучение нового материала  

Разве сердце выглядит так, как  изображается этот символ?  

    Познакомимся со строением сердца и начнем с его местоположения.

Слайд 3.  В учебнике рисунок на с. 150

     Слово сердце происходит от слова  «середина».   Сердце располагается в грудной полости, несколько смещено в левую сторону.  Сердце находится  в соединительно-тканном мешке, который называется  околосердечной сумкой.

Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки околосердечной сумки.

        Сожмите ладонь в кулак.  Вот такое у каждого из вас сердце.

                Рассмотрим внутреннее строение сердца.  Слайд 4.

 Наружный слой стенки сердца из соединительной ткани – эндокард,

Средний -  мышечный слой – миокард.  Внутренний слой – эпителиальная ткань – эндокард.  Миокард  желудочков значительно толще, чем миокард предсердий. (Объясните причину).  Сердце полый мышечный орган.  Полость сердца подразделяется на четыре камеры: два предсердия (правое и левое) и два желудочка ( правый и левый). В учебнике рисунок на с. 145.

     Правая сторона сердца заполнена венозной кровью, левая – артериальной. Сплошная перегородка предохраняет кровь от смешивания.  Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой.  На границе между ними имеются створчатые клапаны.  В правой половине  сердца находится трехстворчатый  клапан, в левой – двустворчатый (митральный).   Между желудочками и артериями находятся полулунные клапаны.  Работа клапанов сердца обеспечивает одностороннее движение крови в сердце: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

   Выполните задание№124  в рабочей тетради на с. 82

Работа в парах: используя  рисунок , задайте вопросы  друг другу.

Из каких отделов состоит правая и левая части сердца?

Какие клапаны находятся между ними?  Для чего нужны  клапаны?  Куда поступает  кровь из желудочков?  

     Объем сердца не больше кулака, масса 250-300г, а работать сердце может в течение десятилетий, сокращаясь 70-75 раз в минуту, непрерывно снабжая весь организм кровью, прокачивая 10 т крови в сутки.  Работа одних только желудочков за сутки составляет 180 тыс Дж.  Такую работу  выполняет подъемный кран, поднимая груз на высоту пятиэтажного здания.

    А я утверждаю, что полжизни сердце отдыхает. (обсуждают , возможность этого)

- Будем разбираться?

- А в чем будем разбираться?

1) Как работает сердце?

2) Почему не теряет работоспособность?

3) Когда сердце отдыхает?

      Работа сердца состоит в последовательном сокращении и расслаблении с короткими промежутками для отдыха.

Задание классу:   проработать текст учебника  «Сердечный цикл» с.149 – 151 и заполнить таблицу  с.84  № 128 в рабочей тетради.

Сердечный цикл

Фазы

Продолжительность фазы

Состояние предсердий

Состояние желудочков

I

0,1с

сокращаются

расслаблены

II

0,3с

расслаблены

сокращаются

III

0,4с

расслаблены

расслаблены

Вопросы по таблице классу

  1. Какова продолжительность всего сердечного цикла? (0,8)
  2. Сколько времени работают предсердия? (0,1)
  3. Сколько времени они отдыхают? (0,7)
  4. Сколько времени работают желудочки? (0,3)
  5. Сколько времени они отдыхают? ( 0,5)

Несложные расчеты показывают, что сердце 50% времени работает и 50% отдыхает.

Действительно ли сердце полжизни отдыхает?

В этом секрет долголетия сердца, удивительной его работоспособности.

Еще одна причина высокой работоспособности сердца  - обильное  его кровоснабжение: в покое в сердце поступает 250 – 300 мл в минуту, а при тяжелой физической работе – до 2000 мл.

        Регуляция  работы сердца

   Наверняка каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – «сердце готово выпрыгнуть из груди»,  «от страха сердце в пятки убежало», «бешено бьётся сердце» и др.

- Что происходит с сердцем?  Почему оно ведет себя по-разному?

Рассмотрим вопрос регуляции  работы сердца.

                                                   

     Нервная регуляция сердца. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Внутри полостей самого сердца и в стенках крупных сосудов расположены нервные окончания - рецепторы, воспринимающие колебания давления в сердце и сосудах. Импульсы от рецепторов вызывают рефлексы, влияющие на работу сердца. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни - тормозящие, т. е. снижающие частоту сокращений сердца, другие - ускоряющие. Импульсы передаются к сердцу по нервным волокнам от нервных центров, расположенных в продолговатом и спинном мозге. Влияния, ослабляющие работу сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу - по симпатическим.

Например, у человека учащаются сокращения сердца, когда он быстро встает из положения лежа. Дело в том, что переход в вертикальное положение приводит к накоплению крови в нижней части туловища и уменьшению кровенаполнения верхней части, особенно головного мозга. Чтобы восстановить кровоток в верхней части туловища, от рецепторов сосудов поступают импульсы в центральную нервную систему. Оттуда к сердцу по нервным волокнам передаются импульсы, ускоряющие сокращение сердца. Эти факты - наглядный пример саморегуляции деятельности сердца.

Болевые раздражения также изменяют ритм сердца. Болевые импульсы поступают в центральную нервную систему и вызывают замедление или ускорение сердцебиений.

Мышечная работа всегда сказывается на деятельности сердца. Включение в работу большой группы мышц по законам рефлекса возбуждает центр, ускоряющий деятельность сердца.

Большое влияние на сердце оказывают эмоции. Под воздействием положительных эмоций люди могут совершать колоссальную работу, поднимать тяжести, пробегать большие расстояния. Отрицательные эмоции, наоборот, снижают работоспособность сердца и могут приводить к нарушениям его деятельности.

Гуморальная регуляция работы сердца. Наряду с нервным контролем деятельность сердца регулируется химическими веществами, постоянно поступающими в кровь. Такой способ регуляции через жидкие среды называется гуморальной регуляцией. Веществом, тормозящим работу сердца, является ацетилхолин. Чувствительность сердца к этому веществу так велика, что в дозе 0,000 000 1 мг ацетилхолин отчетливо замедляет его ритм. Противоположное действие оказывает другое химическое вещество - адреналин. Адреналин даже в очень малых дозах усиливает работу сердца. Например, боль вызывает выделение в кровь адреналина в количестве нескольких микрограммов, которые заметно изменяют деятельность сердца. В медицинской практике адреналин вводят иногда прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь сокращаться.

Нормальная работа сердца зависит от количества в крови солей калия и кальция. Увеличение содержания солей калия в крови угнетает, а кальция усиливает работу сердца. Таким образом, работа сердца изменяется с изменением условий внешней среды и состояния самого организма.

            В отличие от других органов регуляция работы сердца осуществляется  не только под влиянием нервной и гуморальной системы, но и под влиянием импульсов, возникающих  в нем самом – такая способность называется  автоматией сердца.

Автоматия  - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием  импульсов, возникающих в нем самом.

Источником автоматизма в сердце служат особые мышечные клетки. В здоровом сердце главным центром  зарождения  автоматических импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии.

Именно способностью к автоматизму можно объяснить то, что сердце способно сокращаться даже вне организма. Об этом свидетельствуют  следующие факты:

Сообщение:

Наблюдали бьющееся сердце зародыша цыпленка, помещенное в стакан с теплым физиологическим раствором.  В этих условиях сердце пульсировало три месяца. В другом случае клетки сердечной мышцы росли, но не двигались. И пульсацию сердца обнаружили совершенно случайно в момент, когда хотели выплеснуть его из стакана, спустя 65 суток от начала опыта.

Немецкий ученый Коррель поддерживал в питательной среде сокращение кусочка сердца куриного зародыша в течение семи лет.

Сердце собаки вне организма может  сокращаться в определенных условиях в течение нескольких суток.

     Видное место среди имен эпохи Возрождения  занимает имя Андрея  Везалия. Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?

 Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный “встроенный” в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.

Сердце считается наиболее живучим из всех органов.  А чтобы сердце и дольше и лучше служило вам, вы должны ему помочь.

Отрицательно влияют на сердце никотин и алкоголь и больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость.

И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.

    Сердце – это особый орган.  Во все века оно в почете у поэтов.  Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце.

И уж совсем на особом пьедестале сердце матери – безгранично доброе, любящее, всепрощающее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина  «Сердце»

Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду  для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет,

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя  на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: « Не ушибся, сынок?»

После таких слов хочется всех призвать беречь своё сердце, сердце друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь друг друга.

IV.  Закрепление.

Сегодня вы много узнали о работе сердца.  Предлагаю вам творческое задание: синквейн  на тему «Сердце»

Синквейн – стихотворение в прозе из 5 строк

1 строка – тема

2 строка – 3-5 прилагательных

3 строка – 3-5 глаголов

4 строка – 1-2 суждения (умных предложения)

5 строка – эмоция, выражающая отношение к теме

Тест и взаимопроверка.

  1.  Домашнее задание
  2. Закончите одну из предложенных фраз:

Сегодняшний урок

- заставил задуматься

- навел на размышления

Своей работой на уроке я:

- доволен

- не совсем доволен

Тест

1 вариант

1.В деятельности сердца можно выделить:

а) две фазы     б) три фазы        в) четыре фазы

2. Сколько длится сокращение предсердий в сердечном цикле?

а) 0,1с.             б) 0,3с.               в) 0,4с.

3. Какова продолжительность фазы расслабления в сердечном цикле?

а) 0,1с.                б) 0,3с.                    в) 0,4с.

4. Парасимпатическая нервная система работу сердца:

а) усиливает                                б) ослабляет

5. Как влияет на деятельность сердца адреналин?

а) усиливает                            б) ослабляет

Правильные ответы: 1б 2а 3в 4б 5а

2 вариант

1. Сердце зародыша цыпленка, помещенное в физиологический раствор, сокращается благодаря:

а) нервной регуляции                б) гуморальной регуляции              в) автоматизму

2. Сколько длится сокращение желудочков в сердечном цикле?

а) 0,4с.               б) 0,3с.                в) 0,1с.

3. Считается, что створчатые и полулунные клапаны сердца работают, если они:

а) открыты                    б) закрыты

4. Симпатическая нервная система работу сердца:

а) ослабляет                  б) усиливает

5. Как влияет на деятельность сердца ацетилхолин?

а) ослабляет                  б) усиливает

Правильные ответы: 1в 2б 3б 4б 5а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....

Урок "Строение и работа сердца"

-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....

урок "Строение и работа сердца человека"

урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...

Строение и работа сердца

Разработка урока по биологии в 8 классе "Строение и работа сердца" по уч. Пономаревой И.В., презентация к уроку, интерактивные модели (фазы сердечной деятельности, работа клапанов во время сердечного ...

Строение и работа сердца

Тема:  Строение и работа сердца  Задачи: выяснить особенности строения сердца в связи с выполняемыми функциями, регуляцию деятельности сердца, ритмичность сокращения и расслаблен...