Рабочая программа по биологии 6 класс В.В.Пасечник по ФГОС ООО
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 6 класс Пасечник В.В. по ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6_klass.docx | 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ«Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики, примерной программы по учебным предметам «биология», учебника по биологии для 6 класса(В.В.Пасечник)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные
учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому теме учебной программы
Наука о растениях – ботаника
Обучающийся научится:
Характеризовать предмет науки ботаники и ее значение для человечества; называть признаки представителей царства растений как живых организмов;различать вегетативные и генеративные органы растения и объяснять их роль в его жизнедеятельности; распознавать и сравнивать жизненные формы растений;называть особенности семенных и споровых растений; объяснять клеточное строение растений и особенности растительной клетки; описывать особенности тканей и органов растений. Характеризовать строение растения и его органов; определять зависимость строения органов цветкового растения от их функций; объяснять строение и значение семян; сравнивать условия прорастания семян различных растений; характеризовать строение и значение корня и побега; объяснять строение и значение листа и стебля растений; определять принадлежность растительных организмов к семенным и споровым растениям; объяснять строение и значение цветков и плодов растений; сравнивать семеня двудольных и однодольных растений; описывать строение и биологическое значение почек растений.
Характеризовать основные признаки жизнедеятельности растений; объяснять сущность почвенного и воздушного питания растений; раскрывать роль зеленых растений в жизни нашей планеты; объяснять роль дыхания и обмена веществ у растений; сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза;
Объяснять значение воды в жизни растений; характеризовать процессы опыления, оплодотворения и размножения растений; отмечать зависимость процессов жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; проявлять навыки использования информационных ресурсов для самостоятельного приобретения знаний по биологии.
Объяснять роль науки систематики; называть и различать основные отделы царства Растения; называть отличительные признаки растений разных групп; описывать этапы развития растительного мира нашей планеты;
характеризовать эволюцию высших растений; объяснять биологическое значение выхода растений на сушу; называть центры происхождения культурных растений; обосновывать необходимость сохранения растительного покрова Земли; раскрывать влияние деятельности человека на растительный мир.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать семенные и споровые растения; характеризовать значение деления и роста растительной клетки в жизни растения; развивать ключевые компетентности при объяснении особенностей строения растительного организма; развивать коммуникативные компетентности, работая в паре и в группе при выполнении заданий с раздаточным ботаническим материалом.
Грамотно пользоваться лабораторным оборудованием и исследуемым материалом при проведении опытов и лабораторных работ; объективно оценивать роль органов растения в процессах его жизнедеятельности; применять на практике знания о строении растения и его органов; использовать методы биологической науки: наблюдение, описание, измерение растительных объектов, фиксирование и обсуждение результатов эксперимента; пользоваться аппаратом ориентировки учебника; развивать компетентности в области использования ресурсов информационно-образовательной среды.
Понимать космическое значение растений; осуществлять вегетативное размножение комнатных растений; выбирать и применять удобрения при уходе за растениями; выявлять роль экологических факторов в жизни растений.
Давать правильное название видам растений; использовать ключевые компетентности в характеристике классов двудольных и однодольных растений; называть главные признаки цветковых (покрытосеменных) растений; устанавливать принадлежность растения к определенному отделу; сравнивать свойства культурных и дикорастущих растений; называть основные эволюционные события в растительном мире; обосновывать ценности многообразия растительного мира для природы и человечества.
Природные сообщества
Обучающийся научится:
Характеризовать природное сообщество как совокупность живых организмов и условий среды на определенной территории; объяснять значение ярусного строения природных сообществ; описывать условия обитания, присущие представителям различных ярусов;Распознавать и сравнивать приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе; объяснять взаимосвязь организмов в природном сообществе; характеризовать круговорот веществ как главный признак природного сообщества; объяснять структуру природного сообщества; понимать и называть причины смены природных сообществ.
Обучающийся получит возможность научиться:
Определятьсредообразующую роль растений в природных сообществах; различать коренные и временные природные сообщества; сравнивать понятия «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема»; объяснять функциональную роль различных организмов в структуре природного сообщества.
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (4 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол. ур |
РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | ||
1 | Строение семян двудольных растений | 1 |
2 | Строение семян однодольных растений | 1 |
3 | Виды корней. Типы корневых систем | 1 |
4 | Строение корней | 1 |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 |
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | 1 |
7 | Внешнее строение листа | 1 |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | 1 |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей | 1 |
10 | Видоизменение побегов | 1 |
11 | Цветок и его строение | 1 |
12 | Соцветия | 1 |
13 | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян | 1 |
14 | Контрольная работа №1 | 1 |
Раздел 2. Жизнь растений (10часов) | ||
15 | Минеральное питание растений | 1 |
16 | Фотосинтез | 1 |
17 | Дыхание растений | 1 |
18 | Испарение воды растениями. Листопад Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | 1 |
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 |
20 | Прорастание семян | 1 |
21 | Способы размножения растений | 1 |
22 | Размножение споровых растений | 1 |
23 | Размножение семенных растений | 1 |
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 |
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) | ||
25 | Систематика растений | 1 |
26 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 |
27 | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцв етные | 1 |
28 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | 1 |
29 | Важнейшие сельскохозяйственные растения Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» | 1 |
30 | Контрольная работа №2» | 1 |
Раздел 4. Природные сообщества (4 часа) | ||
31 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | 1 |
32 | Развитие и смена растительных сообществ | 1 |
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 1 |
34 | Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.» | 1 |
Итого 34 часа
лабораторных опыты 9
1.Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения
2.Знакомство с клетками растения.
3.Изучение строения семени двудольных растений
4.Строение вегетативных и генеративных почек.
5.Внешнее строение корневища, клубня и луковицы.
6. «Растения разных экологических групп по отношению к воде».
7.Черенкование комнатных растений.
8.Представители отделов царств растений.
Контрольных работ 2
1. по теме «Органы цветковых растений».
2. по теме «Обзор систематических групп растений».
Экскурсии -3
1. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»
2. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»
3. Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.»
Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Ход работы
Задание 1
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Задание 2
Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.
Вещества клетки | Значение вещества |
Белок |
|
Углевод (крахмал) |
|
Жир |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 1 класса ( по всем предметам) по ФГОС
В данной работе содержатся программы и тематические планирования по всем предметам 1 класса , разработанные по Федеральным Государственным стандартам второго поколения....
рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник
Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...
Рабочая программа 2-4 класс, Кузовлев В.П. English, ФГОС
Рабочая программа 2-4 класс, Кузовлев В.П. English, ФГОС...
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС
Рабочая программа для 5 класса (Босова Л.Л.) по ФГОС...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС
Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....