Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по биологии по теме "Химический состав клетки" даёт возможность учащимся увидеть важность и значимость внутреннего строения и состава растительной клетки для жизни людей и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.73 КБ |
![]() | 13.66 КБ |
![]() | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Евсина О.В.
Класс: 5
УМК В.В. Пасечник "Биология 5 класс".
Предмет: Биология
Тема: Химический состав клетки
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Познакомиться с химическими веществами клетки -как важнейшие компоненты живого организма
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Учащиеся знакомятся с разнообразием веществ в клетке, важнейшими биологическими особенностями. | - Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. | -умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. | -умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи. Продолжить формирование умения работать с учебником. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. | -оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Оценивать собственный вклад в работу группы |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | |
1 | Организационный момент (1- мин.) | Эмоциональная, психологическая | Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа. | Здравствуйте, ребята! (Приветствие ладонями друг другу) Сегодня на уроке мы узнаем много нового. Но сначала проверим, готовы ли вы к уроку. (На доске написано слово ТРУД). На столе у вас должны лежать предмет, название которого начинается с буквы Т (тетрадь). Назовите его и проверьте у всех ли есть этот предмет. И далее: с буквы Р(ручка), с буквы У(учебник), с буквы Д(дневник). - Итак, все готовы к уроку. Чтобы урок получился интересным, мы с вами должны потрудиться. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Положительный настрой на урок. |
3 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (4 мин.) | Формулирование темы урока, постановка цели | Вступают в дискуссию по определению темы урока. Формулируют цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа. | Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы чуть позднее назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание! Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора. Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение) Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете! Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Актуализация нового материала -запишите, пожалуйста, почему эта тема очень важна и актуальна. (1 мин.) | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: Умение ставить цель, планировать деятельность. | |
4 | Изучение нового материала (15 мин) | Научиться составлять схемы, заполнять таблицы. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают содержание параграфа, анализируют информацию, делают записи в рабочем листе. Распределяют роли для выполнения задания. Знакомятся с информацией о внешнем и внутреннем строении стеблей древесных и травянистых растений. Отображают информацию таблице. Обсуждают результаты записи в группе. | Ребята, на ваших партах лежат карточки мэнэдж-мэт. Которая состоит из 4 последовательных цифр. Соответствующих одному из вас. Поднимите руку под номером 1, 2, 3, 4. На партах лежат инструктивные карты (рабочий лист). А сейчас давайте проведем исследовательскую работу по химическому составу клетки. На партах, помимо инструктивной карты, лежат раздаточный материал по соответствующей теме. Ознакомьтесь. Задания даются на определенное время. По окончанию времени я буду звонить колокольчиком Выполните задание №1 Составьте схему. Проверка задания. Задание № 2 Определите функции веществ в клетке. Участник под номером 1-работает с карточкой по теме –вода и минеральные соли. Участник под номером 2-работает по теме белки. 3-жиры, 4 –углеводы. 2-3 мин. Обсуждение в группах. 5 мин. Участники под номером 2 выйти к доске и заполнить таблицу первой строки. Участники под номером 3 выйти к доске и заполнить таблицу второй строки Участники под номером 4 выйти к доске и заполнить таблицу третьей строки Участники под номером 1 выйти к доске и заполнить таблицу четвертой строки | Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Коммуникативные: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. Регулятивные: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности. | Работа в группах. На доске план-схема, которую дети совместно с учителем составляют вместе. |
5 | Физминутка (1 мин.) | Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся. | Под музыку выполняют действия, упражнения. | Стряхнули с себя лень и усталость! Выйдите все на середину класса. Представим себя маленькой клеткой. Которая передвигается. Я называю число, а вы собираетесь вместе по количеству. ( 4, 6, 25) | Дети начинают передвигаться по классу. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.. | |
6 | Обобщение полученных на уроке сведений (10 мин.) | Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его. | Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, ставят количество баллов в рабочий лист. | Видеофрагмент _Химия клетки В качестве закрепления изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Тестовая работа из 5 заданий. Взаимопроверка. Поставьте себе оценку за урок Обсуждение | Регулятивные: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. | |
8 | Рефлексия (5-6 мин.) | Выполнение разных заданий с использованием интернет ресурса. Выставляют оценки в дневник. | Дерево успеха Самооценка знаний обучающихся. . | Личностные Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки | ||
9 | Домашнее задание (2 мин.) | Записывают домашнее задание по выбору. | Сообщает домашнее задание: 1. Прочитать параграф , выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выполнить лабораторную работу. 3. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников. |
Вещества клетки | Функции |
Вода и минеральные соли | Осуществляют обмен веществ |
Белки | Регуляция жизнедеятельности организма |
Жиры | Энергетическая |
Углеводы | Запасающая , энергетическая |
Нуклеиновые кислоты | Сохранение и передача наследственной информации |
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта
___________________________________________
(ФИ ученика)
Тема урока: _________________________________________________________________________
Задание 1. Изучив материал параграфа №8 с.40-41, заполните схему «Химический состав клетки»
Задание 2. Ознакомьтесь с текстом. Какие функции в клетке играют вещества (вода и минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)
Задание 3. Выполните тестовую работу по теме : "Химический состав клетки". Выберите один правильный ответ.
1.Какие химические элементы входят в состав клетки?
а) Кислород, азот, водород б) кислород, азот, углерод, водород
в) углерод, кислород, азот г) кислород, азот, углерод, водород, химические элементы
2.Какие вещества входят в состав неорганических соединений в клетке?
а) вода, минеральные соли б) вода, белки, жиры, углеводы
в) вода г) минеральные соли
3.Какую функцию выполняет вода?
а) участвует в обмене веществ б) определяет ее форму
в) придает клетки упругость г) участвует в обмене веществ, придает клетки упругость, определяет ее форму
4.Сколько воды содержится в клетке, в % ?
а) от 40-95% б) 70-99% в) 95% г) 50-95%
5.Какие вещества входят в состав органических веществ?
а) азот, кислород, фосфор б) углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты
в) углеводы, белки и жиры г) нуклеиновые кислоты, белки, жир
Критерии оценивания: оценка «5»- нет ошибок ; оценка «4» -1 ошибка; оценка «3» - 2 ошибки.
Предварительный просмотр:
Органические вещества.
Белки
Белки считаются одним из самых лучших строительных материалов для клеток. В человеческом организме они поддерживают и выполняют ряд функций: опорная (белки входят в состав костей), транспортная (осуществляют перенос к клеткам и органам кислорода и питательных веществ), защитные функции (в момент попадания бактерий и вирусов, в организме человека начинают вырабатываться белки –антитела, которые борются с возбудителями болезней). Недостаток белков в организме может привести к тому, что снижается память, иммунитет. Без белковой пищи многие жизненные процессы, происходящие в человеческом организме, были бы просто невозможны.
Попадают белки в организм с продуктами питания. Содержится белок в таких продуктах питания, как: сыр, яйца, мясо, рыба, молоко, крупы (особенно гречневая), хлеб, бобовые.
Органические вещества.
Жиры
Жиры откладываются в клетках. Они являются источником энергии в клетке. Жиры плохо проводят тепло. У некоторых животных, откладываясь под кожей (например, у китов), толстый слой подкожного жира защищает их от переохлаждения. Такая функция называется - теплоизоляция. Источники жиров: растительное, оливковое масла, масло кедровых и грецких орехов, морская рыба.
Органические вещества.
Углеводы
Углеводы – важная группа органических веществ, в результате расщепления которых клетки получают энергию и являются основными запасными веществами в клетке. Углеводы входят в состав оболочек клеток, придавая им прочность. Запасающие вещества в клетках –крахмал и сахара. Главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости.
Вода и минеральные соли.
Необходимы для обмена веществ между клеткой и средой. В клетке содержится от 40 до 95 % воды. В водной среде протекают все процессы в клетке- пищеварение, дыхание, выделение. Вода придает клетке прочность, упругость, определяет её форму и участвует в обмене веществ. Минеральных солей в клетке содержится примерно 1-2 %. Это соли калия, кальция, фосфора и другие. Минеральные соли обеспечивают важнейшие процессы жизнедеятельности клетки. А их недостаток приводит к нарушению обмена веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/27/picture-94381.jpg)
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".
Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-244979-1483802933.jpg)
Урок "Строение и химический состав клетки"
Повторить,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-276980-1375181753.jpg)
Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.
Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377474-1389184964.jpg)
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499240-1413378469.jpg)
Разработка ТК к уроку по теме: «Химический состав клетки»
Биология 5 классТема урока : Химический состав клетки....